Правила работы на компьютере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила работы на компьютере



Лабораторная работа № 2…………………………………………………………………13

Основы работы с операционными системами

Лабораторная работа № 3…………………………………………………………………16

ПОДГОТОВКА ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА

Лабораторная работа № 4…………………………………………………………………37

РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА

Лабораторная работа № 5…………………………………………………………………42

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТАХ

Лабораторная работа № 6…………

………………………………………………………47

Освоение табличного процессора

Лабораторная работа № 7…………………………………………………………………52

ФУНКЦИИ В EXCEL

Лабораторная работа № 8…………………………………………………………………62

Связывание и консолидация рабочих листов в excel

Лабораторная работа № 9…………………………………………………………………73

Сводные таблицы

Лабораторная работа № 10………………………………………………………………..86

Создание серийных документов

Лабораторная работа № 11………………………………………………………………..89

Работа с базами данных в EXCEL

Лабораторная работа № 12………………………………………………………………..92

Создание и обработка баз данных в СУБД Access

Лабораторная работа № 13………………………………………………………………103

13. Организационные работы с макросами в MS Office

Лабораторная работа № 14………………………………………………………………127

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

Лабораторная работа № 15………………………………………………………………137

ПОИСК И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ

Лабораторная работа № 16………………………………………………………………138

 


Предисловие

 

Интеграция Казахстан в международное образовательное пространство и переход к кредитной технологии обучения требуют повышения качества образования в рамках соответствия международным стандартам.

Кредитная технология обучения (нелинейная форма организации учебного процесса) предполагает повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности траектории в рамках регламентации учебного плана и учета объема знаний в виде кредитов и различных видов контроля, предусматривающих полное освоение дисциплин.

Стратегия единых требований в оценке приобретенных знаний о соответствии знаний студентов Государственным стандартам ГОСО РК 3.08.310-2006 предусматривает активизировать в системе образования лабораторный компонент.

Систематизация теоретических знаний предполагает активное применение новых информационных технологий, возможность выбора из предлагаемых информатикой возможностей, приобретение молодым специалистом умений и практических навыков в будущей академической и неакадемической карьере. По мере необходимости грамотный специалист должен уметь грамотно разработать постановку проблемной задачи для профессионального программиста.

Для этого необходимо развитие у студента логического мышления, ознакомление его с архитектурой и составом персональных компьютеров для формирования навыков представления данных в вычислительных комплексах и методах перевода чисел, основах алгоритмизации и программирования на алгоритмических языках. Студент должен изучить возможности операционных систем, новых информационных технологий и перспектив их развития. Освоить интерфейс взаимодействия пользователя и вычислительного комплекса в среде MSDOS, NC, Windows. Используя команды, комбинации клавиш отформатировать дискету, выполнить работу по подготовке компьютера к работе, освоить сетевые возможности Windows. Приобрести практические навыки работы с различными офисными приложениями в создании, копировании, переименовании, поиске, удалении файлов и папок. Научиться просматривать содержимое дисков, используя различные способы.

Все это будет содействовать повышению качества подготовки студентов, для чего и предназначен настоящий Практикум - сборник лабораторных работ.

Лабораторные работы Практикума подготовлены на основе соответствующих учебников, публикаций, методических пособий и указаний, разработанных преподавателями кафедры «Прикладная информатика» КазЭУ имени Турара Рыскулова.

Настоящий Практикум разработан группой авторов, соответствует типовой программе по общеобязательной дисциплине «Информатика» для специальности социальных наук и бизнеса УМС высших учебных заведений и состоит из 15 лабораторных работ и 1 практического занятия:

№ 1 Практическое занятие «Компьютерная арифметика» (автор – старший преподаватель Сагитова Г.К.).

№ 1. Проектирование простейших логических схем (OR, AND, NOT) (автор – старший преподаватель Сагитова Г.К.).

№ 2 Правила работы на компьютере (автор – к.э.н., доцент Досмуханбетова Р.С.).

№ 3 Основы работы с операционными системами (автор – к.э.н., доцент

Досмуханбетова Р.С.).

№ 4 Подготовка текстового документа (автор – к.э.н., доцент Байтенова Л.М.).

№ 5 Разработка дизайна текстового документа (автор – к.э.н., доцент Байтенова Л.М.).

№ 6 Организация информации в текстовых документах (автор – к.э.н., доцент

Байтенова Л.М.).

№ 7 Освоение табличного процессора (автор – к.э.н., доцент Уандыкова М.К., старший преподаватель Исамбаева Г.М.).

№ 8 Функции в EXCEL (автор – к.э.н., доцент Аренбаева Ж.Г.).

№ 9 Связывание и консолидация рабочих листов в EXCEL (автор – к.э.н., доцент Аренбаева Ж.Г.).

№ 10 Сводные таблицы (автор – старший преподаватель Сагитова Г.К.).

№ 11 Создание серийных документов (автор – старший преподаватель Сагитова Г.К.).

№ 12 Работа с базами данных в EXCEL (автор – старший преподаватель Исамбаева Г.М.).

№ 13 Создание и обработка баз данных в СУБД ACCESS (авторы – старший преподаватель Сагитова А.У., старший преподаватель Сагитова Г.К.).

№ 14 Организационные работы с макросами в MS Office (авторы – к.э.н., доцент Байтенова Л.М., старший преподаватель Сагитова Г.К.).

№ 15 Технология применения электронной почты (автор – к.э.н., доцент Байтенова Л.М.).

№ 16 Поиск и обработка информации в Интернете (автор – к.э.н., доцент Байтенова Л.М.).

 

Включенные в сборник лабораторные работы, представляют интерес для преподавателей, студентов экономических специальностей и любых проблемных пользователей.

 

 


Практическое занятие №1.

«Компьютерная арифметика»

Цель занятия: знакомство с правилами выполнения арифметических действий над двоичными числами.

Краткие теоретические сведения.

Система счисления представляет собой способ построения и записи чисел посредством символов (цифр). Различают позиционные, непозиционные и смешанные системы счисления.

В ЭВМ используются позиционные системы счисления (RADIX N.S.). Система счисления называется позиционной, если одна и та же цифра имеет различное значение, которое определяется её местом в числе. Например, десятичная система: число 888 имеет одни и те же цифры (8), но значение их разное. Крайняя правая цифра означает 8 единиц, средняя – 8 десятков, т.е. 80 единиц, и третья справа – 8 сотен, т.е. 800 единиц.

В непозиционной системе счисления цифры не меняют своего количественного значения при изменении их расположения в числе. Например, когда количество цифр обозначается I (палочкой/единицей):

1= I

2= I I

5= I I I I I

Римская система счисления является смешанной, так как значение каждой цифры частично зависит от ее места (позиции) в числе.

Так в числах:

VII

VI

IV

V обозначает 5, а I обозначает 1. Но, с другой стороны, важно, как цифры расположены относительно друг друга.

В ЭВМ для записи чисел используется двоичная система счисления. В этой системе всего две цифры: 0 и 1, основание системы равно 2. Двоичная система используется в компьютерах потому, что электрическими сигналами очень просто обозначить двоичные цифры: 0 – нет сигнала и 1 – есть сигнал (напряжение или ток).

Шестнадцатеричная и восьмеричная системы счисления (СС) используются при составлении программ на языке машинных кодов для более короткой и удобной записи двоичных кодов - команд, данных, адресов и операндов. Перевод из двоичной в шестнадцатеричную и восьмеричнуюсистемы счисления осуществляется достаточно просто.

Таблица1

Системы счисления

Десятичная Двоичная Восьмиричная Шестнадцатиричная
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      A
      B
      C
      D
      E
      F
       
       

 

Правило перевода чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной СС в двоичную

Для перевода восьмеричного числа в двоичную СС достаточно заменить каждую цифру восьмеричного числа соответствующими трехразрядным двоичным числом. Затем необходимо удалить крайние нули слева, а при наличии точки - и крайние нули справа.

Пример 1: 305.4 Q → в двоичную

(3 0 5. 4)8 = (11000101.1)2

011 000 101. 100

Для перевода от шестнадцатеричной системы счисления к двоичной – каждая цифра шестнадцатеричного числа заменяется соответствующим четырехразрядным двоичным числом. У двоичного числа удаляются крайние слева нули, а если имеется дробная часть, то и крайние правые нули.

Пример 2: 7D2.E16 → в двоичную СС

(7 D 2. E)16 = (11111010010.111)2

 

0111 1101 0010. 1110

Правило перевода из двоичной СС в восьмеричную или шестнадцатеричную СС

Двигаясь от десятичной точки сначала влево, а затем вправо, разбивают двоичное число на группы по 3(4) разряда, дополняя при необходимости нулями крайние левую и правую группы. Затем каждую группу из 3-х (4-х) разрядов заменяют соответствующей восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой.

Пример 3: 111001100.001 В → Q (восьмеричной)

(111001100.001)2 = (714.1)8

7 1 4. 1

Правило перевода целых десятичных чисел в другие СС

Для перевода целое десятичное число последовательно делят на основание той системы (w), в которую его переводят. Деление продолжают до тех пор, пока остаток от деления не будет меньше основания (w). Затем полученные остатки записывают снизу вверх или справа налево.

Пример 4: Перевести десятичное число 26 в двоичную систему счисления.

26:2=13+остаток 0 11010

13:2=6+остаток 1

6:2=3+остаток 0

3:2=1+остаток 1

1:2=0+остаток 1

 

Правило перевода дробных чисел

При переводе дробных чисел умножают десятичную дробь на основание системы, в которую переводят. Умножают только дробную часть числа, а целую часть полученного произведения записывают в дробную часть нового числа. Умножение продолжают до появления нулей в целой части или до определенной точности. Результаты записывают сверху вниз, считая и ноль целых.

Пример5: Перевести 0,875(10) в двоичную СС

0,875

* 2

1,750

* 2

1,500

* 2

1,000

0,111

0,875(10)=0,111(2)

 

Для перевода смешанных чисел пользуются указанными правилами: отдельно целые и дробные числа, а затем приписывают к целому числу дробную часть.

Запись числа в позиционной системе счисления производится в сокращенной форме.

Например, число 1938,29 можно представить в развернутом виде так:

1000+900+30+8+0,2+0,09, где 1000=1*103,900=9*102, 30=3*101, 8=8*100, 0,2=2*10-1, 0,09=9*10-2, т.е. 1*103+9*102+3*101+8*100+2*10-1+9*10-2.

Каждое слагаемое есть произведение двух сомножителей коэффициента Х, который принимает значение цифр системы и основания с показателем степени, определяющим положение цифры в ряду.

В общем случае произвольное число в позиционной СС, может быть представлено в виде полинома от основания S:

Х(S) = XnSn + Xn-1Sn-1+ … + X1S1 + XoS0 + X-1S-1+… + X-mS-m

 
 


 

целая часть дробная часть

Где Х(s)- число в S-й системе счисления,

S-основание СС,

n и m - номера старших и младших разрядов.

Краткая запись числа представляется последовательностью цифр:

Х(s) = Xn Xn-1…X1Xo, X-1 X-2…X-m

По этой формуле можно переводить число из любой системы счисления в десятичную.

Пример 6: перевести двоичное число 11010,111 в десятичную систему счисления.

11010,111(2)(10).

В примере S=2. Начиная от запятой, влево и вправо поставим значение степеней числа:

43210 -1 –2 -3

11010, 1 1 1

Согласно формуле Х переводим это число в десятичное:

1*24+1*23+0*22+1*21+0*20+1*2-1+1*2-2+1*2-3= 16+8+0+2+0+0,5+0,25+0,125=26,875.

Окончательно получим 11010,111(2) = 26,875(10).

Полученный результат сходится с результатом перевода чисел 26 и 0,875 в двоичную систему счисления.

Арифметические действия в различных системах счисления выполняются по правилам десятичной системы счисления. Каждая система имеет свои таблицы сложения и умножения (вычитание и деление – обратные действия).

Приведем таблицу двоичного сложения, вычитания, умножения:

Сложение Вычитание Умножение
0+0 = 0 0 - 0 = 0 0*0 = 0
0+1 = 1 1 - 0 = 1 1*0 = 0
1+0 = 1 1 - 1 = 0 0*1 = 0
1+1 = 0 + единица переноса в старший разряд 10 - 1 = 1 с учетом заема единицы в старший разряд 1*1 = 1

 

Пример 7: выполнение операций арифметического сложения в двоичной системе СС.

 

17 10001

300011

20 10 10100 2

Следует заметить, что в реальных ЭВМ чаще всего используются 16-, 32-, 64- разрядные сетки (машинные слова). Однако для учебных целей при рассмотрении методов выполнения арифметических операций не будем обращать внимание на разрядность операндов (т.е. будем использовать разрядность, отличающуюся от разрядности реальных ЭВМ).

Пример 8: выполнение операции арифметического сложения двух вещественных чисел в двоичной СС.

 

55.25 0110111.01

19.5 0010011.10

74.75 1001010.11

10 2

При сложении вещественных чисел перенос осуществляется из дробной части числа в целую часть.

Правило умножения многоразрядных двоичных чисел: (рассмотрим на примере)

Пример 9:

1011 Множимое (11)

*

1101 Множитель (13)

1011

0000 частичные произведения

1011

10001111 Произведение (143)

 

Контрольные вопросы:

  1. Что такое позиционная и непозиционная система счисления?
  2. Каковы основы использования двоичной системы счисления?
  3. Как перевести целые и дробные числа из десятичной системы счисления в двоичную?
  4. Как перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную?
  5. В чем состоит особенность перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и из восьмеричной в двоичную?
  6. Какие системы счисления Вы знаете?
  7. Запишите в двоичной системе Ваш день, месяц и год рождения.
  8. Запишите в десятичной системе двоичные числа: 11111(2) и 10101(2)
  9. Вычислите сумму 1111(2)+1(2).

Лабораторная работа №1

«Проектирование простейших логических схем (OR, AND, NOT)»

Цель работы: Используя пакет Electronics Workbench спроектировать схемы логических функцийOR, AND, NOT.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.052 с.)