ТОП 10:

Чудеса мучеников Бориса и Глеба



Некий человек был нем и хром, нога у него была отнята по колено. Сделав деревянную ногу, он ходил на ней. И пребывал у церкви святых с иными убогими, принимая от христиан милостыню. И был в Вышгороде старшина огородников, которого мирское имя было Ждан, а в святом крещении Николай. И творил он праздник святому Николаю ежегодно.

В один из дней на его праздник пошли убогие и тот хромец, надеясь что-нибудь получить. Войдя в дом тот, сел он перед храминою. Случилось же так, что ему не дали ни есть, ни пить, и сидел он голодный и жаждущий. Тогда внезапно впал он в исступление и видение видел. Представилось ему, что он сидел у церкви святых. И увидел он Бориса и Глеба, вышедших как бы из алтаря и шедших к нему, и пал он ниц.

Святые взяли его за руку, посадили его и стали говорить об исцелении его. Потом перекрестили уста его, взяли его больную ногу, как бы помазали маслом и потянули ее за колено. Все сие недужный как бы во сне видел, ибо он упал ниц в том доме. Увидев его распростертым на земле, люди поворачивали его туда и сюда. Он же лежал, как мертвый, не имея сил двинуть ни устами, ни очами. Только душа его в нем была, и сердце билось в нем. Все думали, что его поразил бес. Взяли его, понесли и положили у церкви святых, перед дверями.

Много людей стояло вокруг, смотрели и дивились преславному чуду. Из колена страдальца появилась нога и стала расти, пока не сравнялась с другой, и это произошло не в долгий срок, а в один час. Видя сие, находившиеся тут прославили Бога и его угодников Бориса и Глеба.

Священномученик Лукиан

Латрин, Арий и Антор, не вынося далее бесчестия богов своих и кесарева, возложили на святого руки свои, связали его и предали воинам, и те, растянув мученика, долго без пощады били его жесткими бичами. Терпя мучения, Христов воин не побеждался страданиями и не устрашался угроз, но пребывал твердым в вере Христовой и бодростью духа укреплял изнемогшие от старости и уязвляемые члены. Неизменный и лицом, и умом, он не переставал громким голосом исповедовать имя Христа, Сына Божия.

- Никогда не перестану сердцем, верою и устами хвалить Христа, Сына Божия.

Мучители, еще более разъяренные, повелели лишить жизни святого мученика мечом. Тогда один воин извлек меч, ударил в уготованную уже к усечению святую выю и отсек пречестную главу. Когда же святое тело лежало обезглавленным и еще двигалось, все были свидетелями, и сами убийцы, что над ним воссиял с неба великий свет, вместе же со светом был слышен голос свыше:

- Радуйся, благой раб Лукиан, не устрашившийся пролить за Меня кровь свою. Приди и прими ранее обещанный тебе венец, и водворись на небе со святыми: приди и наследуй обитель вечной славы, уготованную тебе с ангелами.

Этот голос был не ради святого, который всегда твердо верил в обещанное ему Богом воздаяние, но ради вокруг стоящего народа, чтобы последнему еще более утвердиться в вере в Господа нашего Иисуса Христа, насаждаемой святым Лукианом в течение столь продолжительного времени. Все это происходило в день субботний, на горе в трех поприщах от города. Видя это и слыша, люди как веровавшие, так и неверовавшие были объяты великим страхом. Иные бежали оттуда, иные удивлялись с радостью, видя себя освобожденными от сетей диавольских: впрочем, не будучи в состоянии взирать на блистание света, немного отступили от того места.

Тогда святой Лукиан, хотя и мертвый телом, чудесно принял от Бога силу движения, поднялся, как живой, с земли и стал на ногах; потом, взяв в руки пречестнейшую свою главу, беспрепятственно пошел, ведомый благодатию обитавшего в нем Святого Духа и помощью ангелов, и твердыми шагами, как живой, плотию начал путешествие, неся свою святую главу, как это сделал и друг его, святой Дионисий в городе паризиев. Пройдя около трех поприщ и перейдя по водам реки Фары, муж Божий достиг места, выбранного им себе для погребения, там возлег на землю и с миром почил о Господе.

 

Святой Амвросий

В это время (385 год пред праздником Пасхи) Бог открыл в видении угоднику Своему Амвросию о мощах святых мучеников Протасия и Гервасия (память святых мучеников совершается Церковью 14 октября), почивавших в земле. Когда сии мощи были откопаны, то от них истекло много чудес. Так, один слепец, по имени Север, лишь только прикоснулся к одежде мучеников, тотчас прозрел; также изгонялось много нечистых духов из одержимых ими людей.

Между тем в царском дворце многие ариане вместе с царицею Юстиною насмехались и глумились над благодатью Божьею, дарованною Господом нашим Иисусом Христом святой Церкви в прославлении Своих мучеников. Ариане уверяли, будто Амвросий нанимает людей за деньги, чтобы те притворялись бесноватыми, приводит их к гробнице мучеников и делает вид, как будто эти мнимые бесноватые исцелились, а затем распространяет в народе славу о таких ложных чудесах.

В то время, как эти придворные вели между собою подобные нечестивые разговоры, внезапно, по Божьему попущению, напал на одного из них бес и стал мучить его. Мучимый человек испускал страшные вопли и кричал:

- Да будет то же, что и со мною, со всеми хулящими святых мучеников, а также с неверующими в Тройческое Единство, Которое научает веровать Амвросий!

Все присутствовавшие при этом пришли в ужас, но, вместо того, чтобы раскаяться и уверовать, схватили мучимого человека и утопили, бросив его в озеро. Другой раз случилось, что некто, принадлежавший к числу сих нечестивых ариан, вошел в храм, когда святой епископ Амвросий поучал в нем народ. И увидел сей арианин, что Ангел Божий шепчет что-то на ухо Амвросию. Этим видением обнаруживалось, что святой епископ возвещает народу речи, внушенные ему Ангелом. Увидев сие, арианин немедленно присоединился к Православию и, по благодати всемогущего Бога, сделался защитником той веры, которую раньше преследовал.

После смерти Юстины случилось однажды, что один волхв был предан суду и пыткам. Во время истязаний он кричал, что его больше мучает Ангел хранитель святого Амвросия, чем сами палачи. Когда его спросили, за какое же преступление наказывает его Ангел, кудесник сознался в следующем:

- Когда была жива императрица Юстина, то я намеревался своим волхованием возбудить в населении Медиолана вражду против епископа этого города – Амвросия. С сею целью в полночь я забрался на крышу церкви и там приносил жертвы бесам; но чем более я старался о том, чтобы посредством злых козней сделать Амвросия ненавистным народу, тем более на моих глазах росли любовь и привязанность этого народа к своему пастырю и тем более преуспевала эта паства в православной кафолической вере. Видя безуспешность своих усилий, я стал посылать бесов в дом к Амвросию, чтобы они умертвили его, но злые духи возвестили мне, что не только к епископу, но даже к дверям дома его они не могут приблизиться, так как из дверей его выходит огонь и опаляет их.

Вот что объявил волхв во время пыток, ибо воистину страшен был бесам Амвросий. Так, однажды некие люди повели одержимого нечистым духом отрока к святому Амвросию; не успели они дойти с ним до Медиолана, как злой дух вышел из бесноватого и пришел он к архиерею Божию исцеленным. Отрок сей довольно долго оставался при святом Амвросии. Затем он удалился из Медиолана, направляясь к себе на родину, и вот на том самом месте, где прежде оставил его демон, лукавый враг опять напал на отрока и стал его мучить. Когда заклинатели спросили злого духа, почему он не мучил отрока в Медиолане, то демон ответил:

- Я боялся Амвросия и потому, не доходя до Медиолана, бежал прочь от отрока и поджидал его на том самом месте, где оставил его; увидев его возвращение назад, я снова вошел в него.

По смерти мятежника Максима прибыл в Медиолан император Феодосий; святитель же Амвросий находился в то время в Аквилее. И произошло тогда следующее событие. В одном из городов Востока христианами была предана огню еврейская синагога за то, что евреи нанесли оскорбление инокам. Когда правитель Востока довел об этом до сведения императора, тот немедленно повелел, чтобы епископ того города построил для евреев новую синагогу. Святой Амвросий, узнав об этом повелении, послал императору письмо (так как лично не мог немедленно к нему ехать); в этом письме он доказывал императору несправедливость его постановления и просил его отменить свой указ и не отдавать христиан на поругание евреям. Но Феодосий оставил письмо Амвросия без внимания. Тогда архиерей Божий, вернувшись в Медиолан, всенародно обличил императора в церкви во время проповеди. Обратившись к нему, Амвросий сказал ему от лица Божия следующее:

- Я вывел тебя из ничтожества и сделал царем. Я предал в твои руки врага твоего и покорил тебе все его полчища. Я даровал царский престол твоему потомству. Я сделал то, что ты без труда одержал победу, а ты даешь повод к торжеству надо Мною моим врагам.

Император Феодосий, тронутый такими словами, переменил свое решение и отменил повеление о восстановлении христианами еврейской синагоги.

После того, как император Феодосий вернулся из Италии в Константинополь, а Валентиниан Младший внезапно по наущению начальника своих телохранителей – Арбогаста был умерщвлен в городе Виенне, на императорский престол был возведен Евгений, который только по имени был христианином, по внутренним же своим наклонностям являлся идолослужителем и любителем языческих суеверий и волхвований. Он, желая понравиться Римским властям (а в Риме еще много было идолопоклонников и служителей бесов), приказал открыть идольские храмы и совершать бесовские жертвоприношения. Когда он приближался к Медиолану, то святой Амвросий, не желая видеть такого императора, который лицемерно выдавал себя за христианина, а в сущности был безнравственным нечестивцем, удалился из Медиолана в Бононию, а затем во Флоренцию, лежащую в Тускии. Не злобы неправедного властелина боялся он, а гнушался свиданием с ним. Он безбоязненно писал к нему, вещавал и угрожал ему судом Божьим, однако не успел усовестить бесчувственного сердцем Евгения.

Во Флоренции угодник Божий пробыл некоторое время и жил в доме одного благочестивого и правоверного мужа по имени Децента, у которого сын малолетний отрок Пансофий был измучен нечистым духом. Святой Амвросий исцелил отрока молитвою и возложением рук. По прошествии нескольких дней неожиданно отрок этот занемог и умер; мать его, женщина благочестивая, полная веры и страха Божьего, отнесла сына в комнату Амвросия и, так как святителя не было там, положила свое детище к нему на постель и ушла. Святой Амвросий, возвратившись в комнату, которую занимал, увидел, что отрок умерший лежит у него на постели. Тогда он затворил за собою двери и стал на молитву, а затем, подобно пророку Елисею, подошел к постели, наклонился над отроком и дунул на него. Отрок воскрес, и Амвросий отдал его матери живым.

Вышеупомянутый пресвитер Павлин, описавший житие святого Амвросия, рассказывает еще о следующем событии, которому сам был очевидцем. «Незадолго до своей болезни святой Амвросий был занят толкованием на псалом 43–й, а я, – говорит Павлин, - записывал со слов его то, что он объяснял, так как сам Амвросий по старости и слабости не мог уже писать много. Как вдруг, взглянув на него, увидел я огонь наподобие щита вокруг его головы; этот огонь, постепенно свиваясь, вошел в уста его; тогда лицо Амвросия сделалось белым, точно снег. Это видение привело меня в такой ужас, что я со страха не мог писать, но затем лицо Амвросия приняло опять обычный свой вид. Я сообщил об этом достоуважаемому дьякону Кастулу, а последний, сам исполненный благодати Божьей, объяснил мне, что это я видел Духа Святого, сошедшего, в виде огня, на нашего епископа, как некогда сошел Он на святых Апостолов».

 

Святой мученик Трифон

В двести тридцать восьмом году на престол римский вступил император Гордиан (царствовал от 238 до 244 года), который хотя и был идолопоклонник, но христиан не преследовал. Этот царь имел взрослую дочь, по имени Гордиану, - девицу, отличавшуюся умом и красотою, так что многие великие и славные князья желали взять ее в жены своим сыновьям. Но эту девицу, а с нею вместе и все ее семейство, постигло великое несчастье: по Божьему попущению в нее вошел дьявол, который жестоко мучил ее, ввергая в огонь и воду; приводимые к больной девице известные своею мудростью врачи не могли помочь ей. Но вот обитавший в девице нечистый дух сам по повелению Божьему провещал:

- Никто не может изгнать меня отсюда, кроме отрока Трифона.

Царь тотчас послал искать повсюду Трифона. Много было приводимо к царю людей, носивших то же имя, но ни один из них не мог изгнать беса из царской дочери. Наконец, привели к царю святого отрока Трифона, которого нашли во Фригии, в селении Кампсаде, где он пас гусей при одном озере; отроку было тогда семнадцать лет. Когда святой приближался к Риму, дьявол, узнав об его приходе и начав еще сильнее мучить девицу, громко закричал:

- Не могу больше здесь жить, потому что приближается Трифон и на третий день придет сюда, не могу более терпеть.

Прокричав так, нечистый дух вышел из девицы.

На третий день в город пришел святой Трифон и тотчас был приведен в царские палаты, где был весьма приветливо принят царем, ибо царь узнал в нем того Трифона, о котором упоминал дьявол, выходя из девицы. Но чтобы больше убедиться в том, что именно Трифон исцелил его дочь, царь умолил его показать дьявола воочию так, чтобы можно было видеть телесными очами. Святой согласился на просьбу царя и шесть дней пребывал в посте и молитве и после того получил свыше еще большую и сильнейшую власть над духами нечистыми. На седьмой день при восходе солнца царь пришел к блаженному со всем своим синклитом, желая видеть дьявола. Тогда Трифон, исполненный Святого Духа и духовными очами взирая на невидимого духа злобы, сказал ему:

- Тебе говорю, дух нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа, явись воочию перед находящимися здесь и покажи им свой мерзкий и бесстыдный образ, и яви немощь свою.

И тотчас дьявол предстал пред всеми в виде черного пса, который имел огненные глаза, а голову влачил по земле.

Святой обратился к нему с вопросом:

- Кто послал тебя, демон, сюда, чтобы войти в отроковицу, и как ты дерзнул войти в созданную по образу Божьему, сам будучи столь безобразен и немощен и исполнен всякой мерзости?

Дьявол отвечал:

- Я послан отцом моим - сатаною, начальником всякого зла, пребывающим в аде, от которого я получил повеление мучить эту отроковицу.

Тогда святой спросил его опять:

- Кто же дал вам власть посягать на создание Божье?

Демон, хотя и против своего желания, но принужденный невидимою силою Божьею, должен быть сказать истину.

- Мы не имеем власти над теми, - сказал он, - которые знают Бога и веруют в Единородного Его Сына – Христа, за которого Петр и Павел умерли здесь, - от этих людей мы со страхом бежим, и, только когда нам бывает попущено, мы причиняем им со вне легкие искушения. Которые же не веруют в Бога и Сына Божьего и, будучи послушны своим похотям, творят угодные нам дела, над теми мы получаем полную власть, чтобы мучить их. Угодны же нам дела такие: идолопоклонение, хула, прелюбодеяние, чародейство, зависть, убийство, гордость; этими и им подобными делами люди, как бы сетьми, опутываются, отчуждаются от Бога, Своего Создателя, и самодовольно делаются друзьями нам, и вместе с нами принимают вечные муки.

Услыхав это, царь и окружающие его были поражены великим страхом и пришли в ужас; и многие, оставив нечестие, уверовали во Христа; а верующие получили еще большее утверждение в своей вере и прославили Бога.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.012 с.)