Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Григорий Двоеслов, папа РимскийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Некая женщина, очень известная в Риме, принесла просфоры к Божественному алтарю; в это время Божественную Литургию совершал сам святейший папа Григорий. И вот, когда он преподавал людям Божественное Причащение, приступила и женщина та причаститься Святых Таин. Но когда она услышала слова Григория: «преподаются Животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа», то засмеялась. Тогда папа Григорий, задержав свою руку, спросил ее: - Чему же ты смеешься? - Мне странно, Владыко, - ответила она на это, - что хлеб, который я испекла из муки своими руками, ты называешь Телом Христовым. Святой, видя ее неверие, помолился Богу, и тотчас же хлеб, по виду своему, преложился в действительное человеческое тело. И это окровавленное человеческое мясо видели не только женщина та, но и присутствовавшие в церкви люди; все, видевшие это чудо, прославляли Христа Бога и еще более утверждались в вере, нисколько не сомневаясь, что в Пречистых Тайнах под видом хлеба преподается истинное Тело Христа, а под видом вина – истинная Кровь Его. После того святой папа снова помолился, и вид тела человеческого претворился опять в хлеб. Тогда женщина та причастилась с великим страхом и твердою верою, приняв хлеб, как Тело Христово, а вино – как Кровь Христову. Из жития Василия Великого «Мытарства Феодоры» Блаженная Феодора, которая прислуживала преподобному Василию, приняв иноческий чин, преставилась ко Господу. Все почитатели преподобного, узнав об этом, опечалились, так как блаженная жена была пред святым старцем ходатаицей за всех, приходящих к нему. Она всех с любовию принимала, всех утешала своими кроткими речами, была милостива, христолюбива и целомудренна, а также исполнена духовной премудрости. Ученик преподобного Василия Григорий возымел сильное желание узнать, где находится, по преставлении своем, Феодора: на десной или на левой стороне, с праведниками или с грешниками, и сподобилась ли она получить от Бога милость или какую-нибудь отраду за свою усердную службу старцу. Помышляя об этом, он часто молил преподобного Василия, прося его поведать о душе почившей Феодоры, ибо Григорий веровал, что святому угоднику Божию открыто все о почившей. Досаждаемый частыми просьбами, святой старец, не желая отказом опечалить своего духовного сына, помолился ко Господу, прося Его открыть Григорию в видении о том, что стало с душою Феодоры по преставлении ее. В следующую ночь Григорий в сонном видении сподобился увидеть блаженную Феодору в светлой обители, которая была уготована Богом преподобному Василию. В сей обители, небесною славою озаренной и неизреченных благ исполненной, блаженная Феодора молитвами угодника Божия и была водворена. Таким образом, кому она усердно и трудолюбиво служила в сем мире, в обители того удостоилась находиться в жизни вечной по его святым молитвам. Увидев ее, Григорий возрадовался и насладился продолжительною беседою с нею, как будто бы он говорил с нею наяву. Григорий спросил Феодору, как она разлучилась от тела, как претерпела смертные страдания, что видела по своей кончине и как миновала воздушных духов. Она же начала передавать ему следующее: - Чадо Григорий! О страшной вещи спрашиваешь ты меня, о которой даже ужасно и вспоминать. Видела я лица, которые никогда не видела ни раньше, ни после, слышала слова, которых никогда не слышала до этого. И что я расскажу тебе? Тогда предо мною предстало все то лютое и греховное из дел моих, о чем я позабыла было, но молитвами и помощью отца нашего преподобного Василия все это не было вменено мне и не удержало меня от входа в эту обитель. И что я скажу тебе, чадо, о болезни телесной, о жесточайших страданиях, которые терпят умирающие. Подобно тому, как если кто-нибудь брошенный в сильный огонь, горя, как бы тает и превращается в пепел, так и болезнь смертная разрушает человека. Воистину люта смерть для подобных мне грешников, ибо истину говорю тебе, что и я была делательницею грешных дел, праведных же дел своих я совершенно не помню. Когда я приблизилась к концу жизни моей, и настал час разлучения души от тела, увидела я множество мрачных духов злобы, стоявших вокруг одра моего. Лица их были черные, как сажа и смола, очи горели, как угли огненные, и весь вид их был столь же страшен, как вид огненной геенны. И начали они производить шум и смятение, одни ревели, как скоты и звери, другие лаяли, как псы, некоторые выли, как волки, при этом все они, с яростью смотря на меня, грозили мне, набрасывались на меня, скрежеща зубами, и хотели тут же поглотить меня. Приготовляли они и хартии, как бы в ожидании судьи некоего, имеющего придти туда, и развертывали свитки, на которых были написаны все злые дела мои. И была убогая душа моя в великом страхе и трепете. Тогда претерпевала я не только муки смертные, происходившие от разлучения души с телом, но также жесточайшие страдания от видения тех страшных духов злобы и грозной ярости их, и это было для меня как бы другою смертью, более тяжкою и лютою. Я старалась отвращать взор мой от видения то в одну сторону, то в другую, чтобы не видеть мне страшных этих духов, не слышать голосов их, но никак не могла избавиться от них, ибо везде было их бесчисленное множество, и не было никого, кто бы помог мне. Уже изнемогая совершенно от таких страданий, я вдруг увидела двух светоносных Ангелов Божиих, которые явились ко мне, в образе прекрасных юношей, красоты которых описать невозможно. Лица их были светлее солнца, глаза ласково смотрели на меня, волосы на головах были белы, как снег, вокруг голов разливалось златовидное сияние, одежда у них блистала, как молния, и была на груди крестообразно опоясана золотыми поясами. Приблизившись к одру моему, они стали направо от меня, тихо беседуя друг с другом. При виде их я возрадовалась и смотрела на них с умилением сердечным. Черные духи, увидев их, содрогнулись и отступили подальше. И вот один светоносный юноша гневно сказал им: - О, бесстыдные, проклятые, мрачные и злобные враги рода человеческого, зачем вы всегда спешите преждевременно к умирающим и своим бесстыдным шумом устрашаете и смущаете всякую душу, разлучающуюся с телом. Но теперь прекратите свою радость, так как здесь вы не приобретете ничего. Вам нет какой-либо части в сей душе, потому что с нею Божие милосердие. При этих словах светлого юноши нечистые духи тотчас же взволновались и начали с криками показывать написания злых дел моих, сделанных от юности: - Как так мы не имеем в ней части? А эти грехи чьи? Не она ли сделала это и это? Так говоря, они стояли в ожидании смерти. И вот пришла смерть, рыкая, как лев, вид ее был очень страшен. Она имела некоторое подобие человека, но тела совсем не имела и была составлена из одних только обнаженных костей человеческих. С собою она несла различные орудия мучений: мечи, стрелы, копья, косы, серпы, железные рога, пилы, секиры, тесла и иные другие неизвестные. Увидев все это, смиренная душа моя затрепетала от страха. Святые же Ангелы сказали смерти: - Что медлишь? Разреши душу эту от уз плотских, скоро и тихо разреши, ибо она не имеет много греховных тяжестей. Тотчас же смерть приступила ко мне, взяв секиру, отсекла сперва ноги мои, потом руки, затем при посредстве другого орудия все остальные части моего тела разрушила и члены от суставов отделила. И не имела я ни рук, ни ног, и все тело мое омертвело. Смерть же взяла и отсекла голову мою, так что я не могла повернуть головою, и она была мне чужою. После всего смерть сделала раствор в чаше и преподнесла его к моим губам, напоила меня. И столь горек был раствор тот, что душа моя, не имея сил стерпеть горечи, содрогнулась и вышла из тела, как бы насильно оторванная от него. Святые Ангелы тотчас же приняли ее на руки свои. Взглянув назад, я увидела тело мое, лежащее бездушным, бесчувственным и недвижным. Снявши его, как снимают одежду, я смотрела на него с безмерным удивлением. В это время бесы, явившиеся в образе нечистых духов, обступили Ангелов, державших меня, и начали вопить, показывая написания грехов моих: - Множество грехов имеет душа эта, поэтому пусть даст она ответ перед нами. Святые Ангелы начали тогда искать в жизни моей добрые дела и с помощью Господа Бога, благодатью Которого я творила добро, обрели их. Они приводили на память все, что только я творила доброго: когда давала милостыню нищим, когда накормила голодного или напоила жаждущего, или одела нагого, или приводила в дом странника и упокоевала его, или служила святым, когда я посещала больного или заключенного в темнице и помогала им. Они припоминали, когда я с усердием приходила в церковь и с умилением и сердечным сокрушением молилась там, слушая со вниманием пение и чтение церковных молитв и песнопений, когда приносила в церковь ладан и свечи или иное какое-нибудь приношение, или вливала деревянное масло в лампады, чтобы они теплились перед иконами, и с благоговением целовала самые честные иконы. Они приводили на память, когда я воздержанно проводила время и когда по средам и пятницам и во все святые посты постилась, и сколько творила поклонов и простаивала ночных бдений. Они указывали на то, как я сокрушенно стенала о грехах своих и плакала иногда о них целыми ночами, как исповедовала грехи свои Богу и с сокрушением каялась в них перед духовным отцом своим, удовлетворяя своим сокрушением и сердечным раскаянием Правде Божией. Они припоминали все, что я творила доброго ближним моим, как я на враждующих против меня не гневалась, как терпеливо сносила всякую досаду и укоризну себе, не помнила зла и воздавала за зло добром, как я при нападках людей на меня смирялась, как я болела сердцем и скорбела о чужой беде, как подавала кому-нибудь руку помощи или споспешествовала кому-либо в добром деле, или отвращала его от зла. Припоминали они, что я отвращала очи свои от суеты, удерживала язык свой от клятвы лжи, клеветы и всяких суетных слов, все это и все другие малейшие добрые дела мои святые Ангелы собирали, готовясь положить их на весы против моих злых дел. Духи нечистые же, видя это, скрежетали на меня зубами, желая похитить меня из рук ангельских и низвести на самое дно ада. В это время неожиданно явился там преподобный отец наш Василий и сказал святым Ангелам: - Властелины мои, эта душа много послужила мне, угождая моей старости. Я молился Богу о даровании ее мне, и Господь ниспослал мне эту душу. Сказав это, он вынул из-под одежды своей мешок, чем-то наполненный (думаю, что в нем было одно чистое золото), и дал его святым Ангелам, сказав при этом: - Когда вы будете проходить воздушные мытарства (мытарства – нечто в роде застав или таможен, которые встречают на своем пути души умерших людей, возносясь к Престолу Небесного Судьи. При них стоят духи злобы и взимают со всякой души, виновной в известном грехе, своего рода пошлину или выкуп, состоящий в предоставлении им на вид противоположному этому греху доброго дела) и лукавые духи начнут истязать душу эту, вы искупите ее этим от долгов ее. Благодатию Божей я богат и много собрал сокровищ трудами и потом своим, и вот я дарю мешок душе этой, послужившей мне. После этих слов он отошел. Лукавые же бесы, видя это, пришли в недоумение, а затем, огласив воздух плачем, скрылись. Между тем угодник Божий Василий снова пришел и принес с собою много сосудов чистого елея и мира многоценного. Открывая сосуды один за другим, он возливал елей и миро на меня, так что я исполнилась духовного благоухания и вместе с тем изменилась и стала светлым существом. Преподобный же Василий снова сказал святым Ангелам: - Владыки мои, после того как совершите все необходимое для души этой, введите ее в уготованную мне от Господа обитель, и пусть она пребывает там. Сказав это, святой стал невидим. Ангелы же взяли меня и понесли по воздуху на восток. Когда мы поднимались от земли к высоте небесной, нас встретили сначала воздушные духи первогомытарства, на котором судят за грехи языка - за всякое слово праздное, бранное, бесчинное, скверное. Тут мы остановились, и бесы вынесли к нам свитки, на которых были написаны все легкомысленные слова, сказанные мною от юности, все, что я говорила неразумного и скверного, особенно же кощунственные и смехотворные слова, которые я допускала произносить в юности, как это бывает у многих. Предстали предо мною там все мирские бесстыдные песни, которые я пела когда-то, все бесчинные восклицания мои, все мои легкомысленные слова, и бесы обличали меня всем тем, указывая время, место и лица, когда, где и с кем я предавалась суетным беседам и прогневляла словами моими Бога, не вменяя себе того в грех и не исповедываясь в этом перед отцом духовным. Видя все это, я молчала, как безгласная, потому что не имела что-либо сказать лукавым духам, они обличали меня вполне справедливо. И я удивлялась, как они ничего не забыли, ибо много лет прошло с тех пор, как все эти грехи были соделаны мною. И я давно забыла о них и никогда не помышляла о содеянном в уме своем. Они же приводили все слова мои, как будто они были только что произнесены мною, все подробно и до тонкостей припоминая, как оно и было в действительности. И когда я со стыдом молчала, в то же время, трепеща от страха, святые Ангелы в противовес тем грехам моим представили нечто из моих добрых дел, содеянных в последние годы жизни моей, а так как они не могли перевесить тяжести грехов моих, то недостаток восполнили из того, что было даровано преподобным отцом моим Василием. Так они искупили меня и понесли выше. Тут мы приблизились к другомумытарству, называемому мытарством лжи, на котором истязаются за всякое ложное слово, особенно клятвопреступления, призывания Имени Божия всуе, лжесвидетельства, нарушение обетов, данных Богу, не полное исповедание грехов и тому подобное. Духи этого мытарства весьма яры и свирепы, они испытывали меня весьма настойчиво, не упуская ни одной подробности. И была я обличена от них в двух грехах, именно в том, что иногда в некоторых малых вещах допускала себе лгать, не вменяя того в грех, а также и в том, что многократно, стыдясь грехов своих, приносила духовному отцу своему неполную исповедь. Что же касается клятвопреступления и лжесвидетельства, то этих грехов, благодатью Христовою, не нашлось у меня. Все же бесы торжествовали по поводу найденных во мне грехов лжи и уже хотели меня похитить из рук ведших меня Ангелов, но те, положив нечто из моих добрых дел против грехов тех, а недостающее восполнив из дарованного преподобным Василием, выкупили меня и беспрепятственно понесли выше. После того достигли мы третъегомытарства, которое называется мытарством осужденияи клеветы. Удержанная там, я увидела, сколь тяжек грех оклеветать кого-либо, обесславить, похулить, а также надсмеяться над чужими пороками, забывая о своих. Всех, кто предается власти этого греха, жестоко истязают злые духи, как своего рода антихристов, предвосхитивших власть Христа, имеющего придти судить людей, и сотворивших себя судьями ближних своих, в то время как сами они более достойны осуждения. Но во мне, благодатью Христовою, не много могли найти что-либо из таких грехов, ибо я строго блюла себя во все дни жизни моей, заботясь о том, чтобы не осудить, не оклеветать кого-либо, не посмеяться над кем, не похулить кого, и если иногда приходилось мне слышать, как кто-нибудь осуждал другого, то я мало внимала осуждающему, и если прибавляла что от себя в этом разговоре, то только такое, что не могло послужить ближнему в вящую обиду, да и тогда тотчас же останавливалась, зазирая себя за это немногое. Однако и такие провинности были истязателями поставлены во грех мне. Но святые Ангелы искупили меня дарованным от святого Василия и стали подниматься со мною выше. И дошли мы до четвертого мытарства, называемого мытарством чревоугодия.Злые духи этого мытарства тотчас же выбежали к нам навстречу, радуясь, как будто приобрели что-либо. Они были весьма отвратительны видом своим, изображая собою всю мерзость чревоугодия и пьянства, при этом одни из них держали блюда и сковороды с яствами, другие же - чаши и кружки с питием. И я увидела, что пища та и питие были подобны смердящему гною и нечистым испражнениям. Бесы же, держащие то и другое, имели вид пресыщенных и пьяных. Они скакали с различными гудками и делали все то, что обычно творят пьяницы и пирующие, ругаясь над душами приводимых к ним грешников. Преградив нам путь и обойдя нас, как псы, они тотчас же выставили на вид все мои прошлые грехи чревоугодия: когда я предавалась излишеству в пище и питие и ела чрез силу и без всякой нужды; когда я, как свинья, приступала утром к еде без молитвы и крестного знамения, или же когда постом садилась за стол раньше, чем это дозволяли правила церковного устава. Представили они также чаши и сосуды, из которых я упивалась, предаваясь пьянству, и даже указывали число выпитых чаш, говоря: - Столько чаш испила она на таком-то пиру и с такими-то людьми, в другое же время и в другом месте столькими-то чашами упилась она до беспамятства. Сверх того она столько-то раз пировала при звуке свирелей и других музыкальных орудий, предаваясь пляске, песням, и после таких пиров ее с трудом приводили домой, так она изнемогала от безмерного пьянства. Представляя все такие и подобные им чревоугодия, бесы торжествовали и радовались, как будто уже имели меня в своих руках, и уже готовились схватить меня и низвести на дно ада. Я же трепетала, видя себя обличаемой ими и не имея, что ответить им. Но святые Ангелы, взяв немало от дарованного преподобным Василием, положили за меня выкуп. Бесы, увидев это, пришли в смятение и возопили: - Горе нам, ибо погиб труд наш, погибла надежда наша. С этими словами они стали бросать в воздух хартии, в которых были написаны мои грехи. Я же, видя это, веселилась и беспрепятственно шла оттуда. Поднимаясь со мною выше, Ангелы стали так беседовать друг с другом: - Поистине великую помощь имеет душа эта от угодника Божия Василия, если бы его труды и молитвы не помогали ей, великую нужду претерпела бы она, переходя чрез воздушные мытарства. Тогда, возымев дерзновение, я сказала святым Ангелам: - Владыки мои, думаю я, что никто из живущих на земле не знает, что бывает здесь и что ожидает грешную душу после ее смерти. Святые Ангелы ответили мне: - Разве не свидетельствуют о всем, что здесь бывает, Божественные писания, постоянно читаемые в святых церквях устами священнослужителей? Но пристрастившиеся к земной суете пренебрегают всем этим, поставляя всю сладость жизни во вседневном объедении и пьянстве. Каждый день они едят без меры и упиваются, отложив страх Божий и имея у себя чрево вместо Бога. Они совершенно не помышляют о будущей жизни. Они маловерно думают, что все, что говорится в Божественном писании, суть басни, и пренебрегают написанным, пируя под музыку и пение, подобно евангельскому богачу. Впрочем, те из них, которые милосердны к бедным, благодетельствуют нищим и убогим и помогают требующим помощи, те получают от Бога прощение грехов своих и беспрепятственно проходят мытарства ради своей милости, ибо Священное Писание говорит: «Милостыня от смерти избавляет». Таким образом, творящие милостыню получают жизнь вечную. Тем же, кто не старается милосердием очистить грехи свои, невозможно избегнуть сих испытаний, и их похищают мрачные мытари, которых ты видела. Подвергая эти души жестоким мучениям, они низводят их в самые преисподние места ада и держат там в узах до Страшного Суда Христова. Тебе также трудно было бы избегнуть этой участи, если бы ты не получила искупления от дарованного тебе преподобным Василием. Так, беседуя, мы достигли пятогомытарства, называемого мытарством лености,в котором испытываются все дни и часы, проводимые в праздности, и истязаются тунеядцы, живущие чужим трудом, сами же ничего не делающие, а также наемники, получающие вознаграждение за дело, которое, как следует, не исполняют. В этом же мытарстве подвергаются истязаниям и те, которые не воздают хвалу Богу и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к утрене, к Литургии и к иным службам Божиим. Испытуется там также уныние и небрежение о душе своей, и всякое проявление того и другого строго взыскивается, так что весьма многие люди мирского и духовного чина низвергаются с этого мытарства в пропасть. На этом мытарстве и я подвергнута была многим испытаниям, и не возможно мне было бы быть свободной от долгов его, если бы скудость моя не была исполнена дарованным от преподобного Василия, чем я была искуплена и чрез это получила свободу. После того шли мы мытарством татьбы (воровства). На нем мы также были остановлены, но, дав там немногое, скоро миновали его, ибо не нашлось на мне никакого греха татьбы, кроме совершенного мною небольшого проступка в детстве по неразумию. Оттуда мы пришли к мытарству сребролюбия и скупости, но и то скоро миновали. Ибо, при содействии Господа Бога, я не радела о многом стяжании и не была сребролюбивой, но довольствовалась тем, что посылал мне Господь, не была я также и скупой, но, что имела, усердно подавала нуждающимся. Поднимаясь выше, встретили мы мытарство лихвы, где испытываются всевозможные лихоимцы и грабители, а также все, дающие серебро свое в лихву и приобретающие богатства беззаконными средствами. Злые духи этого мытарства, усердно исследовав все обо мне, ничего не нашли, в чем бы я была повинна, и от ярости скрежетали на меня зубами своими. Мы же пошли выше, благодаря Господа Бога. После того мы достигли мытарства неправды, на котором подвергаются истязаниям все неправедные судьи, берущие мзду и оправдывающие виновных, невинных же осуждающие. Там же истязаются удержание платы наемным рабочим, всякая неправильность в весах у торговцев и взыскивается всякая неправда. Но мы, благодатью Христовою, прошли то мытарство без особых препятствий, мало что давши мытарям. Также благополучно миновали мы следовавшее затем мытарство зависти, ничего не дав там, потому что я никому не завидовала. На этом мытарстве испытывали также грехи вражды и ненависти, но я, благодатью Христовою, и в этих грехах оказалась неповинною. Видя это, бесы пришли в ярость и скрежетали на меня, но я не боялась их и с радостью поднималась выше. Подобным же образом прошла я и мытарство гордости, где надменно-гордые духи взыскивают грехи тщеславия, самомнения и величания. Там прилежно истязается и то, не оказывал ли кто непочтения и неповиновения родителям или старейшинам, получившим власть от Бога, а также прочие грехи гордости и самомнения. Там мы положили очень немногое из дарованного преподобным Василием, и я сделалась свободною. Тогда достигли мы мытарства гнева и ярости, но и там, хотя и свирепы были воздушные истязатели, однако немного от нас получили, и мы пошли дальше, радуясь о Господе Боге, спасающем мою грешную душу молитвами преподобного отца моего святого Василия. После того дошли мы до мытарства злобы, на котором немилосердно истязаются держащие злобу на ближнего и воздающие злом за зло и затем низводятся злобными духами в тартар. Но милосердие Божие и там помогло мне, ибо я не держала злобы ни на кого, не помнила зла по поводу содеянных мне неприятностей, но имела ко всем враждующим ко мне незлобие и по силе моей проявляла любовь к ним, побеждая благим злое. Таким образом, никакого греха злобы не нашли на мне на этом мытарстве, так что бесы от ярости рыдали, видя, что душа моя свободно отходит от них. Мы же стали подниматься дальше, радуясь о Господе. Восходя выше и выше, я спросила ведших меня святых Ангелов: - Умоляю вас, владыки мои, скажите мне, откуда известно страшным воздушным властям о каждом злом деле всех людей, живущих в мире, о моих злых делах, и притом не только о тех, которые явно сотворены, но даже и о тех, которые содеяны тайно? И сказали мне святые Ангелы: - Всякий христианин от Святого Крещения приемлет от Бога данного ему Ангела-хранителя, который, невидимо храня человека, днем и ночью наставляет его на всякое благое дело во все время жизни его до самого смертного часа и записывает все добрые дела его, в течение всей жизни творимые, чтобы в награду за них человек мог получить от Бога милость и вечное воздаяние в Небесном Царствии. Точно так же и князь тьмы, желающий привлечь человеческий род к своей погибели, приставляет к человеку одного из лукавых духов, который, постоянно следуя за человеком, следит за всеми злыми делами его, творимыми от юности, своими кознями соблазняет его на преступные деяния и записывает все, что человек сотворил злое. Затем, отходя к мытарствам, сей лукавый дух вписывает каждый грех в соответственное ему мытарство, почему и осведомлены воздушные мытари о всех грехах, творимых людьми. И вот когда душа какого-либо человека разлучится от тела и станет отходить к Создателю Своему в небесные селения, то лукавые духи, стоящие при мытарствах, преграждают ей путь, показывая все записанные грехи ее. И если в ней найдется более добрых дел, чем грехов, то бесы не будут в силах удержать ее. Если же в ней более отыщется грехов, нежели добрых дел, то бесы на время удерживают ее и заключают как бы в темнице, где по попущению Божию и мучают ее, пока душа та воспримет искупление от мук их по молитвам церкви и чрез милостыню, творимую в память ближними ее. Если же какая-либо душа окажется столь грешна и мерзостна пред Богом, что у нее не будет никакой надежды на спасение и будет ожидать ее вечная погибель, то такую душу бесы тотчас же низвергают в бездну, в которой уготовано место вечных мучений и для них самих, и в этой бездне держат ее до Второго Пришествия Господня, после коего она должна мучиться вечно в геенне огненной вместе с телом. Нужно еще и то заметить, что этим путем восходят и такие истязания принимают только те, кто просвещены верою и Святым Крещением. Неверные же язычники и все вообще иноверцы этим путем не идут. Еще будучи живы телом, они душою уже мертвы, погребены во аде, потому когда они умирают, то бесы тотчас же, без великого испытания, берут души их, как по праву принадлежащие им, и низводят в пропасти ада. Когда Ангелы все это возвещали мне, мы вошли в мытарство убийства, в котором испытывается не только разбой, но и всякая рана, всякий удар, нанесенный куда-либо, по плечам или по голове, а также всякие заушения или толчки, сделанные в гневе. Все это на мытарстве том тщательно испытывается и на весы полагается, но мы благополучно миновали его, немного положив для выкупа. Также миновали мы и мытарство чарований, отравлений наговорными травами и призываний бесов с целью волшебства. Духи этого мытарства были подобны четвероногим гадам, скорпионам, змеям, ехиднам и жабам, и зрак их был весьма страшен и мерзок. Но там благодатью Христовою не нашлось на мне никакого греха, и мы тотчас прошли мытарство, ничего не дав злым мытарям. В ярости они кричали на меня и говорили: - Вот, ты придешь на мытарство блуда. Посмотрим, как ты избегнешь его? Когда же мы поднимались выше, то я спросила ведших меня святых Ангелов: - Владыки мои, все ли христиане проходят эти мытарства, и нельзя ли человеку пройти их без всякого истязания и страшных мучений? Святые Ангелы ответили мне: - Для душ верных иного пути, возводящего к Небу, нет, и все грядут этим путем, но не все подвергаются таким истязаниям, каким подвергалась ты, но только подобные тебе грешники, которые несовершенную исповедь грехов своих совершали перед духовным отцом, стыдясь беззаконных дел своих и утаивая многие из них. Если же кто искренно и по правде, не утаивая ничего, исповедывает все дела свои и с сердечным сокрушением кается во всех соделанных им прегрешениях, то грехи такого человека, по милосердию Божию, невидимо изглаждаются. И когда душа его грядет по мытарствам, воздушные истязатели, разогнув свои книги, не находят в них никаких рукописаний ее грехов и не могут сделать ей никакого зла, так что душа та беспрепятственно и в веселии восходит к Престолу благодати. И ты, если бы сотворила совершенную исповедь и покаялась бы во всех грехах твоих, не претерпела бы таких грозных истязаний на мытарствах. Но теперь тебе помогло то, что ты давно уже перестала творить смертные грехи и добродетельно проводила последние годы жизни своей, особенно же помогли тебе молитвы преподобного отца твоего Василия, которому ты долго и усердно служила. Так, беседуя, дошли мы до мытарства блуда, на котором истязается всякое любодеяние, всякая блудная мысль и мечтание, а также страстные прикосновения и любострастные осязания. Князь этого мытарства восседал на престоле своем, облаченный в одежду скверную и смрадную, окропленную кровавою пеною, и множество бесов предстояло ему. Увидев меня, дошедшею до них, они много дивились, а затем, вынеся написания блудных дел моих, обличали меня, указывая, с кем, когда и где я грешила во время юности моей. И не имела я ничего, чтобы возразить им, и от страха трепетала, исполнившись стыда. Тогда Ангелы сказали бесам: - Но ведь она уже много лет не творила блудных дел и постнически, в чистоте и воздержании прожила все последние годы своей жизни. Бесы ответили им: - Знаем, что она давно уже отстала от блудного греха, но все же она принадлежит нам, потому что не совершенно и не вполне искренно каялась перед своим духовным отцом в содеянных раньше грехах, многое утаивая от него, а потому или оставьте ее нам, или выкупите ее добрыми делами. Ангелы положили им многое от добрых дел моих и еще больше от дарования преподобного Василия, и едва избавившись от лютой беды, я была унесена оттуда. После того мы достигли мытарства прелюбодеяния, в котором истязаются грехи живущих в супружестве и не соблюдающих супружеской верности, но оскверняющих свое ложе, а также всевозможные похищения девственниц с целью растления их и всякие блудодейственные насилия. Здесь же истязаются падения и тех, кто посвятил себе Богу и дал обет соблюдать жизнь свою в чистоте и девстве, но потом не сдержал этого обета. На этом мытарстве и я была обличена как прелюбодеица и не имела ничего, чтобы сказать в свое оправдание, так что немилосердные истязатели, скверные и нечистые духи уже намеревались похитить меня из рук ангельских и низвести на дно ада. Но святые Ангелы вступили в спор с ними и представили все последующие труды мои и подвиги, и таким образом искупили меня всеми оставшимися добрыми делами моими, которые положили там все до последнего, оставив вместе с тем и весьма многое из дарованного преподобным Василием. Все это они возложили на весы против моих беззаконий и, взяв меня, понесли далее. Тут мы приблизились к мытарству содомских грехов, на котором истязают противоестественные грехи мужчин и женщин, мужеложство и скотоложство, кровосмешения и иные тайные грехи, о которых стыдно и вспоминать. Князь этого мытарства имел весьма скверный и безобразный вид и весь был покрыт смрадным гноем. Слуги его во всем были подобны ему, смрад их был весьма нестерпимый, вид мерзкий и страшный, ярость и лютость чрезмерная. Увидев нас, они поспешно вышли навстречу и обступили нас, но не найдя во мне, по милости Божией, ничего, за что бы могли привлечь к суду своему, со стыдом отбежали. Мы же с радостью пошли далее. Поднимаясь выше, Ангелы сказали мне: - Вот ты, Феодора, видела страшные и мерзкие мытарства блудных дел, знай, что немногие души проходят эти мытарства беспрепятственно, так как мир во зле лежит, люди же весьма слабы и от юности пристрастны к любодейным грехам. Мало, очень мало людей, умерщвляющих свои плотские похоти, и посему редко кто эти мытарства проходит свободно и беспрепятственно. Напротив, весьма много таких людей, которые, дошедши до этого мытарства, здесь погибают, ибо истязатели блудных дел похищают пристрастных к любодеянию людей и низвергают в ад, подвергая их жесточайшим мукам. Князи блудных мытарств даже похваляются, говоря: «Мы одни более всех других мытарей воздушных пополняем число низвергнутых на дно ада, которые таким образом как бы вступают в родство с нами, подвергаясь одинаковой с нами участи». Посему, Феодора, ты возблагодари Бога за то, что молитвами преподобного отца твоего Василия миновала эти мытарства и больше не испытаешь какого-либо зла и не будешь знать страха. Между тем мы подошли к мытарству ересей, где истязаются неправые мудрования о вере, отступление от православного исповедания веры, неверие, сомнения в истинах богооткровенного учения, хулы на святыню и тому подобные грехи. Это мытарство я миновала без всякого испытания и была уже недалеко от врат в Небесное Царствие. Наконец, встретили нас злобные духи последнего мытарства, называемого мытарством жестокосердия. Истязатели этого мытарства весьма жестоки и люты, но особенно лют князь их, имеющий весьма унылый и скорбный вид, дышащий огнем ярости и немилосердия. На мытарстве том без всякой милости испытываются души немилосердных. И если кто-нибудь, хотя и совершит многие подвиги, будет постоянно соблюдать посты и усердно молиться, а также сохранит неоскверненную чистоту свою, но при этом окажется не милостивым и затворит сердце свое для ближнего, тот низвергается оттуда в ад и заключается в бездне и таким образом сам остается лишенным милости. Но мы и это мытарство, благодатью Христовою, миновали без особых препятствий, благодаря молитвам преподобного Василия, даровавшего нам от своих добрых дел многое для моего искупления. Так миновав все страшные мытарства, мы с радостью великою приблизились к самым вратам Небесного Царствия. Были эти врата подобны светлому кристаллу, и от них исходило неизреченное сияние. У врат стояли световидные юноши, которые, видя меня, несомою руками ангельскими, исполнились веселия, радуясь, что я избавилась воздушных мытарств, и, с любовью встретив нас, ввели через врата внутрь Небесного Царствия. И что я там видела и слышала о, чадо Григорий, - продолжала блаженная Феодора, - о том невозможно рассказать подробно! Видела я, что око человеческое не видело и ухо не слышало. Наконец, предстала я перед Престолом Божественной славы, окруженным Серафимами, Херувимами и множеством Небесных Воинств, неизреченными песнями всегда славящих Господа. Тут я, падши, поклонилась невидимому и неведомому Богу. И воспели Небесные Силы сладкозвучную песнь, прославляя Божественное милосердие, которое не могут препобедить никакие грехи человеческие. От Престола же славы Божией в это время раздался глас, повелевающий ведшим меня святым Ангелам показать мне все райские обители святых и все мучения грешников и потом водворить меня в обитель преподобного Василия. И водили меня святые Ангелы всюду, так что я видела множество прекрасных селений и обителей, исполненных славы и благодати, обителей, которые были уготованы любящим Бога. Видела я там обители апостольские, пророческие, мученические, преподобнические и другие, особые для каждого чина святых. Каждая обитель была неизреченной красоты, широтою и длиною равнялась, сказала бы я, Царьграду, но при этом отличалась несравненно большею красотою, имея много светлых палат нерукотворных. Всюду в обителях тех раздавался глас радости и веселия духовного, и видны были лики веселящихся праведников, которые, видя меня, радовались о моем спасении, с любовью встречали меня и лобызали, восхваляя Господа, избавившего меня от сетей вражиих. Окончив обхождение райских обителей, я низведена была в преисподнюю земли и видела страшные и нестерпимые муки, в аду грешникам уготованные. Показывая их, святые Ангелы говорили мне: - Смотри, Феодора, сколь жестоких мук избавил тебя Господь молитвами святого угодника Своего Василия. Обходя пропасти ада, я слышала и видела там плачь, вопль и горькое рыдание пребывающих в тех муках. Одни из них вопияли: «О, горе нам!», другие воздыхали: «Увы, как тяжко нам», третьи проклинали день рождения своего. После всего ведшие меня Ангелы привели меня в обитель преподобного Василия, которую ты видишь, и водворили меня здесь, сказав: - Ныне преподобный Васи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.017 с.) |