Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия

Поиск

Предполагаемая методика оценки конкурентоспособности магазина включает следующие три этапа:

1. Анкетный опрос покупателей на выходе из магазина.

2. Определение степени удовлетворенности покупателей на основе обработки анкет оценки магазина.

3. Выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности магазина.

4. Выработка концепций магазина по критериям

Этап 1. Опрос покупателей на выходе из магазина. Он производится с помощью анкеты (Приложение 6).

Этап 2. Выявление наиболее важных критериев и определение степени удовлетво­ренности покупателей. Результаты обработки полученных анкет сводятся в таблицу.

Этап 3. Выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности магазина.

Анализ вышеуказанной таблицы позволяет получить ответы на следующие вопросы:

1. Что наиболее важно для покупателей?

Из таблицы видим, что самым главным для покупателей рассматриваемого мага­зина является ассортимент, вторым по важности — уровень цен в магазине, третьим — уровень гигиены ит.д.

2. По каким критериям покупатель удовлетворен работой магазина?

Как видим, больше всего покупатель удовлетворен ассортиментом и длиной оче­редей. В достаточной степени он удовлетворен квалификацией персонала и уровнем гигиены.

3. По каким критериям покупатель не удовлетворен?

Покупатель не удовлетворен весьма важным для него критерием «Уровень цен» (оценка 2,1).

4. Что нужно улучшить для повышения конкурентоспособности торгового предприятия?

Как видим из данных таблицы, для повышения конкурентоспособности магазина необходимо и первую очередь существенно изменить уровень цен.

Кроме того, следо­вало бы повысить уровень гигиены - этот критерий важен для покупателей, но не дотягивает до оценки - хорошо».

Пример. По данной методике был исследован один из магазинов российской фирмы «Бизнес-Оптима», производящей и реализующий обувь. Было роздано 230 анкет, получено заполненных - 214. Такой высокий процент заполненных анкет (93%) связан с тем, что специально выделенный для проведения исследования работник магазина помо­гал посетителям заполнять анкеты (Приложение 6), давая им необходимые пояснения. Результаты об­работки заполненных анкет показаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты обработки анкет посетителей обувного магазина фирмы «Бизнес - Оптима»

 

Название критерия Важность критерия для покупателя Оценка степени удовлетво­ренности по пятибалльной шкале
       
  Уровень обслуживания   2,4
  Уровень цен   3,1
  Ассортимент   4.3
  Уровень гигиены   4,8
  Удобство размещения товара   4,7
  Квалификация персонала   3,0

Продолжение таблицы 2

 

       
Общее число розданных анкет  
Общее число заполненных анкет  

 

Как видим из табл. 2, для посетителей обувного магазина наиболее важны шесть критериев — требований к магазину, причем уровень обслуживания по важности не уступает уровню цен. (Фирма «Бизнес - Оптима» работает на сегмент покупателей, требующих высокого качества по средним ценам).

Табл. 2 показывает, что покупатели не удовлетворены наиболее важным для них критерием «Уровень обслуживания» (2,4).

На грани удовлетворения находится другой, не уступающий по важности, крите­рий - «Уровень цен» (опенка 3,1), а также критерий «Квалификация персонала» (оцен­ка 3.0). Последний, хотя и поставлен покупателями по важности на последнее место, но от него зависит «Уровень обслуживания», стоящий на первом месте.

Критерии покупателей по ассортименту, уровню гигиены и удобству размещения товара в магазине вполне удовлетворяют (оценки 4,3, 4,8, 4,7 соответственно).

Полученные результаты показывают, что резерв повышения конкурентоспособ­ности данного магазина — в повышении квалификации персонала, существенном повышением уровня обслуживания и в увеличении конкурентоспособности цен.

Этап 4. Выработка концепций магазина по критериям:

¨ ассортимент товаров, рассматриваемый с точки зрения его ширины (разнооб­разия товарных групп) и глубины (количества моделей одного товарного ряда);

¨ комплекс услуг, в том числе: помощь при выборе товара, помощь при при­мерке, объяснение принципов работы технических товаров, финансовые услуги (открытие кредита), разного рода дополнительные услуги (обмен ва­люты, обеспечение парковки автомобиля и др.);

¨ уровень цен и динамика их изменения в соответствии с изменением различ­ных факторов внешней среды (цены конкурентов, сезонность и т.д.);

¨ место расположения магазина, его доступность, от которых зависит время похода за покупками;

¨ время работы магазина и время пребывания в нем, зависящее от легкости обнаружения нужных товаров, длины очереди в кассы;

¨ определить долю импульсивно купленных товаров, степень импульсивности товара, «силу импульса» товара.

Сравнивают то, что было запла­нировано покупателем, и то, какие товары были приобретены помимо названных при входе в торговый зал. По результатам такого обследо­вания можно установить долю импульсивно купленных товаров (Iи) по следующей формуле:

Iи = , [1]

где:

no —генеральная совокупность (общее количество купленных товаров);

N3 количество наименований товаров, купленных исследуемой со­вокупностью покупателей как запланированные.

Как правило, доля импульсивно приобретенных товаров составляет свыше 45 % в общем объеме продаж и является устойчивым источни­ком прибыли розничного торговца.

Важное значение при планировании ассортимента и разработке мер стимулирования сбыта может иметь такой показатель, как степень импульсивности товара (Iт), который позволяет правильно определить роль и статус каждого конкретного товара или его марки:

, [2]

где п. — количество случаев импульсивного приобретения i-го товара (марки).

Также вычисляют «силу импульса» товара, которая указывает степень участия каждой марки в формировании общего фактора импульсив­ных продаж предприятия. Сила импульса определяется как отноше­ние количества импульсивных покупок данного товара (марки) к об­щему числу всех импульсивных покупок:

, [3]

где:

ni — количество случаев импульсивного приобретения данной марки;

nΣ — количество наименований всех импульсивных покупок.

ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ

Отчет о практике должен отражать содержание практики, с применением таблиц, графиков и иллюстраций. В заключительной части отчета должны быть представлены выводы и предложения по улучшению деятельности предприятия и его отделов, подразделений (по конкретному месту прохождения практики).

Собранные за период практики материалы, а также заполненные формы учетных документов, должны быть приложены к отчету. Оформление титульного листа отчета (Приложение №7). Примерное содержание отчета о практике оформляется в соответствии с тематическим планом практики.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ (ТОВАРОВЕДНОЙ) ПРАКТИКЕ:

Общепрофессиональные:

ПК-1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, стремится к саморазвитию и повышению квалификации.

Должен:

¾ знать: профессиональные функции в соответствии с направлением и профилем подготовки;

¾ уметь: формулировать задачи и цели современного товароведения, критически оценивать уровень своей квалификации и необходимость ее повышения;

¾ владеть: навыками саморазвития и методами повышения квалификации.

ПК-3 -умеет использовать нормативные и правовые документы в своей профессиональной деятельности.

Должен:

 

¾ знать: основные нормативные и правовые документы в соответствии с направлением и профилем подготовки;

¾ уметь: работать с нормативными и правовыми документами в соответствии с направлением и профилем подготовки;

¾ владеть: методологией поиска и использования действующих технических регламентов, стандартов, сводов правил.

ПК-4 -использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.

 

 

Должен:

¾ знать: основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук и возможности их использования при решении практических задач в профессиональной деятельности;

¾ уметь: использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

¾ владеть: методами и средствами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.

ПК-5 - использует знания основных законов естественнонаучных дисциплин для обеспечения качества и безопасности потребительских товаров.

Должен:

¾ знать: основные положения, методы и законы естественнонаучных дисциплин (математики, физики, химии, биологии и других смежных дисциплин), используемые в товароведении;

¾ уметь: применять знания естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных задач;

¾ владеть: методами и средствами естественно-научных дисциплин для оценки потребительских свойств товаров.

ПК-6 -способен применять знания в области естественнонаучных и прикладных инженерных дисциплин для организации торгово-технологических процессов.

Должен:

¾ знать современный уровень организации торговли;

¾ уметь применять достижения естественных и инженерных наук для организации торгово-технологических процессов;

¾ владеть: современной технологией торговли.

В оценочно-аналитической деятельности:

ПК-13 -знает ассортимент и потребительские свойства товаров, факторы, формирующие и сохраняющие их качество.

Должен:

¾ знать: ассортимент и потребительские свойства товаров, факторы, формирующие и сохраняющие их качество;

¾ уметь: определять показатели ассортимента и качества товаров;

¾ владеть: методами классификации и кодирования товаров, методами и средствами определения показателей ассортимента и качества товаров и способами сохранения качества товаров.

ПК-17 -способен анализировать спрос и разрабатывать мероприятия по стимулированию сбыта товаров и оптимизации торгового ассортимента.

Должен:

¾знать: факторы, определяющие спрос населения и методы стимулирования сбыта товаров;

¾уметь: изучать и анализировать спрос и разрабатывать предложения по оптимизации торгового ассортимента;

¾владеть: методами сбора и обработки информации по вопросам спроса и товарных предложений.

В торгово-технологической деятельности:

ПК-18 - умеет проводить приемку товаров по количеству, качеству и комплектности.

Должен:

¾знать: нормативную и техническую документацию по приёмке товаров;

¾уметь: проводить приемку товаров по количеству, качеству и комплектности;

¾владеть: правилами приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.27 (0.01 с.)