Функции симпатической и парасимпатической частей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции симпатической и парасимпатической частей



Влияние этих 2 частей на работу различных органов обычно носит противоположный характер: если 1 система оказывает усиливающее влияние, то другая – тормозящее.

 

ОРГАНЫ СИМПАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Сердце Усиливает Ослабляет
2.Сосуды (кроме коронарных) Суживает Расширяет
3. Бронхи Расширяет Суживает
4. Железы (слюнные, желудка Подавляет секрецию Усиливает секрецию
5. Мускулатура ЖКТ Расслабляет Сокращает
6. Сфинктеры Сжимает Расслабляет

 

 

В организме человека функции парасимпатической и симпатической частей ВНС тесно взаимосвязаны. Единство из противоположных (возбуждающих и тормозящих) влияний обусловливает согласованную деятельность всех органов и систем организма в целом.

В зависимости от характера деятельности человека преобладающей является роль то одной, то другой части ВНС. Например, у спортсменов тренировка и соревнования требуют стимулирования функций всего организма. Эта вызывает усиленное функционирование симпатической нервной системы, что выражается в учащении сердечных сокращений, дыхания, повышение АД, усиление потоотделения. По окончании

 

тренировки, в период восстановления, наоборот, преобладают функции парасимпатической нервной системы. Отсюда наблюдается замедление пульса, сердечных сокращений, дыхания, снижение АД. Симпатическая нервная система – кошка, увидевшая собаку.

Вегетативная нервная система оказывает на все органы, в т.ч. и на скелетные мышцы, трофической влияние. Трофические нервы воздействуют на обмен веществ в организме, регулируют питание тканей и органов. Т.о., скелетная мускулатура имеет двойную иннервацию – соматическую и ВНС.

Помимо вегетативных центров спинного мозга и мозгового ствола имеются подкорковые вегетативные центры. Они находятся в гипоталамусе и других отделах головного мозга. Гипоталамус свое влияние на вегетативные функции организма оказывает как через вегетативные центры мозгового ствола и спинного мозга, так и через гипофиз. Гипоталамус оказывает влияние на многие системы органов, а не избирательное воздействие на отдельные органы.

В свою очередь, все отделы мозга, в т.ч. и высшие подкорковые вегетативные центры в функциональном отношении подчинены коре большого мозга. Некоторые отделы коры играют особо важную роль в регуляции вегетативных функций организма. Например, лимбическая система (сводчатая извилина, гиппокамп, свод, миндалевидное тело), вместе с гипоталамусом оказывают регулирующее влияние на деятельность внутренних органов.

 

 

Задание № 18

(1 вариант)

 

1. Что иннервирует ВНС?

2. Какие вегетативные волокна называются пре- и постганглионарными?

3. Чем представлены центры симпатической системы?

4. Симпатический ствол: где находится, из чего состоит, отделы ствола?

5. Что иннервируют парасимпатические волокна глазодвигательного нерва?

6. Где располагаются парасимпатические узлы (ганглии)?

7. Отличаются ли по длине постганглионарные парасимпатические волокна от симпатических?

8. Где находится и как называется самое большое вегетативное сплетение?

 

 

(2 вариант)

Какую иннервацию скелетных мышц и органов чувств осуществляет ВНС?

1. Основное различие в строении рефлекторной дуги вегетативной и соматической систем.

2. Преганглинарные симпатические волокна: откуда отходят, куда идут?

3. Постганглионарные симпатические волокна: откуда отходят, куда идут?

4. В составе каких ЧМН выходят из мозга парасимпатические волокна?

5. Что иннервируют парасимпатические волокна лицевого нерва?

6. Что иннервируют парасимпатические волокна крестцовых нервов?

7. Где находятся высшие подкорковые вегетативные центры?

 

(3 вариант)

 

1. Что включает центральный отдел и периферические отделы ВНС?

2. Где находятся симпатические и парасимпатические ядра?

3. Где находятся симпатические узлы?

4. Солнечное сплетение: где находится, что иннервирует?

5. Какие ЧМН имеют парасимпатические ядра?

6. Что иннервируют парассимпатические волокна языкоглоточного нерва?

7. Что иннервируют парасимпатические волокна блуждающегося нерва?

8. Какие вегетативные узлы называются интрамуральными?

 

 

Указать типы ВНД


Задание № 19

Практикум № 6

1. Ниже перечислены явления, происходящие при выработке условных рефлексов. Запишите эти явления в такой последовательности, в какой они идут при выработке рефлекса:

- проявление условного рефлекса

- передача возбуждения в центр безусловного рефлекса;

- возбуждение соответствующего центра в коре головного мозга;

- действие условного раздражителя;

- передача возбуждения по временной связи в корковый центр безусловного рефлекса;

- передача возбуждения в центр условного рефлекса

2. Представьте, что у Вас в руках лимон, вы его обдали кипятком, разрезаете на части и кладете в рот один из кусочков. Вы отчетливо ощущаете запах и вкус лимона. Проанализируйте теперь свое состояние.

3. Человек никогда прежде не лечил зубы. Но, войдя в зубоврачебный кабинет, он побледнел, задрожал. Как это объяснить? Может ли такое быть с животным?

4. О, память сердца!

Ты сильней рассудка

Памяти печальной…

Объясните с точки зрения рефлекторной теории эти строчки великого русского поэта К.Батюшкова.

5. У собаки выработали стойкий пищевой условный рефлекс: после звучания звонка выдвигалась кормушка, в которой находились кусочки хлеба. Однажды вместо хлеба в кормушке оказались кусочки мяса. Как Вы думаете, какой будет реакция собаки? Какой по Вашему мнению может сработать в этой ситуации физиологический механизм?

6. Общительный, легко сходится с людьми. Настроение преобладает веселое. При ответе у доски слабо реагирует на помехи, легко может переключаться с одной темы на другую.

Определите тип ВНД и темперамент.

7. На уроках молчалив. Отвечает медленно. Контрольную работу начинает не сразу, долго думает, но, начав, работает сосредоточенно. На положительные и отрицательные оценки реагирует спокойно, внешние эмоции выражает слабо.

8. На уроках не усидчив. Часто подсказывает, отвечает на вопросы учителя без разрешения. Вызванный к доске говорит быстро, как бы захлебываясь. Если во время его ответа вызван другой ученик, ведет себя неспокойно, пытается вмешаться в разговор, перебивает.

Определите тип ВНД и темперамент.

9. Выйдя к доске, учащийся сильно волнуется. Взгляд устремлен в потолок или пол. Просьбу учителя смотреть на класс выполняет с трудом, при этом запинается еще сильней. По прошествии некоторого времени начинает говорить более твердо и правильно, однако тут же сбивается, если замечает, что кто-то на товарищей поднял руку.

Определите тип ВНД и темперамент.

10. У одного человека начались боли в сердце во время прослушивания популярной эстрадной мелодии. С тех пор всякий раз, как он слышал эту музыку, у него болело сердце.

Почему возникло это явление?

11. Почему для изучения деятельности головного мозга животных Павлов создал лабораторию, которая была названа «башней молчания»?

12. Больная пришла утром в поликлинику в день, когда ей было назначено дуоденальное зондирование. Участковая сестра, сопровождая ее в манипуляционный кабинет, по пути сообщила, что в сделанной накануне электрокардиограмме обнаружены серьезные отклонения от нормы. Больная, хотя и с трудом, но зонд проглотила, однако, несмотря на все предпринятые меры ни вторая – из желчного пузыря, ни третья – из печеночных ходов, порции желчи получены не были. Попытайтесь объяснить, почему это произошло?

Какую ошибку допустила медсестра?.

Лекция № 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.009 с.)