Сфера охраны жизни и здоровья трудящихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сфера охраны жизни и здоровья трудящихся



Профилактика профессиональных болезней, производст­венного травматизма, профессионального утомления, умст­венного утомления школьников; разработка гигиенических описаний и классификаций профессий; гигиеническая регла­ментация количества работы, временных параметров работы, условий труда, боевой, летной деятельности; экспертиза тру­доспособности при приеме на работу, экспертиза трудоспо­собности увечных; экспертиза причин несчастных случаев; оценка индивидуальных особенностей утомляемости (в ис­следовании педагогов, криминалистов, психиатров, психоло­гов).

 

3. Сфера подготовки кадров

 

Труд в общеобразовательной школе (использование тру­да как средства нравственного воспитания личности; формирование основ работоспособности ученика; коррекция дефек­тов работоспособности учащихся; цели и методы преподава­ния ручного труда в школе как особой учебной дисципли­ны; трудовое обучение как методический принцип школьно­го образования в связи с подготовкой молодежи к трудовой жизни.

Содействие молодежи в выборе профессии (сбор и публи­кация сведений о профессиях и профессиональных учебных заведениях; создание типологии профессий и типологии лич­ностей в связи с выбором профессии молодежью; изучение личности молодого человека - «юношествоведение»; активи­зация самопознания молодежи; выработка активной жизнен­ной позиции личности).

Проблемы профессионального технического образования (психологический анализ профессии как средство совер­шенствования содержания и методов обучения профессии;

модели и тренажеры в обучении профессии; принцип созна­тельности обучения и навык; научный анализ и выбор наи­более рациональных приемов работы профессионала в целях профессионального обучения; требования к учителю - пре­подавателю ремесла; цели и способы трудового профессио­нального воспитания).

Психологическое знание о труде оказывалось важной со­ставляющей общественно-значимых проблем, имевших мас­совый характер. Эти проблемы не были продуктом только творческой фантазии отдельных талантливых ученых, но они были порождены объективными потребностями обществен­ной жизни, потребностями, осознанными специалистами, за­нятыми их разрешением.

В России конца XIX - начала XX в. было крайне мало кадров собственно психологов. Разработка прикладных во­просов с помощью научной психологии осуществлялась, как правило, силами людей, пришедших в психологию из науч­но-практических областей (медицины, педагогики, инжене­рии), то есть людей, стиль мышления которых хранил тра­диции ориентации научного познания на запросы жизни, тра­диции «научно-технического» мышления. Благодаря этому большому (судя по представленным выше материалам) от­ряду специалистов-практиков в первые годы Советской влас­ти широко развернулись научные и практические работы в области НОТ и управления производством и вообще наук, изучающих труд и человека в труде.

При сопоставлении выявленной совокупности практичес­ких задач и проблематики прикладных исследований в пси­хологической науке России конца XIX-начала XX в. обна­руживалось, что лишь некоторая часть этих задач стала объектом внимания психологии. К ним относятся задачи школьной гигиены, проблема профилактики утомления при умственном и физическом труде, задачи педагогики. Это свидетельствует о том, что практика опережала науку и сти­мулировала ее развитие, формируя потенциальную область приложения научно-психологического знания.

Неравномерное развитие научно-психологических иссле­дований отдельных проблем труда отражало динамику ак­туальных потребностей общества и степень соответствия им достижений психологической науки и смежных дисциплин. Так, в психологии основное внимание уделялось исследова­ниям проблем индивидуальных различий и утомления, про­водившимся в русле функциональной психологии, тогда как проблемы психологии деятельности (индивидуальной и груп­повой), психологии мотивации, психологии человека как субъекта труда не стали еще предметом научной проработки в официальной психологии, но уже изучались и развивались специалистами-практиками (педагогами, врачами, инжене­рами).

Познавательный статус психологических знаний о труде, используемых авторами текстов, был разным. Встречаются тексты, авторы которых обходятся даже без житейской, обы­денной психологической терминологии, а также работы, в ко­торых систематизируется жизненный опыт практиков. Есть тексты, представляющие собой описание экспериментальных исследований, например, изучение особенностей восприятия сигнальных средств в железнодорожном деле [72]. Можно указать также достаточно большое количество работ, со­держащих психологические знания о труде, органически включенные в ранее сложившиеся научно-практические дис­циплины (профессиональную педагогику, профессиональную и школьную гигиену, травматологию, технику безопасности), Речь идет о работах П. К. Энгельмейера [229; 230], Ф. Ф. Эрисмана [233], С. М. Богословского [25], Д. П. Никольского [128] и др.

Психологические аспекты труда разрабатывались и в контексте психологических и психофизиологических концеп­ций, например, в работах И. М. Сеченова, А. Ф. Лазурского и др. Важно отметить появление в изучаемый период про­ектов специальных научно-психологических дисциплин, при­званных исследовать те или 'иные проблемы труда. А. Л. Щег­лов [224] предложил выделить в рамках психофизиоло­гии особое направление - «эргометрию», предметом изуче­ния которой должна была стать «работоспособность челове­ка», а Н. А. Рыбников не только наметил, по и начал пло­дотворно разрабатывать «юношествоведение» в целях содей­ствия молодежи в выборе профессии [167]. Решению этой же проблемы посвящена психологическая концепция «гос­подствующих стремлений личности» педагога В. Н. Вахтерова [31]. Симптоматично, что программы психологических исследовании труда разрабатывались не только психологами, но и далекими от психологии специалистами-практиками. Ярким примером может служить «железнодорожная психология» И. И. Рихтера, представленная им как проект новой области техники безопасности железнодорожного движения и одно­временно нового направления прикладной психологии [159].

Такое разнообразие форм психологического знания о труде и трудящемся отражает процесс его перехода на ста­дию научного познавательного уровня. Собранный материал может служить подтверждением идеи о сосуществовании психологических знаний о работающем человеке в разных формах общественного сознания, а также о том, что между ними нет жесткой границы, но, напротив, происходит посто­янный процесс взаимообогащения науки и практики, являю­щийся для науки источником, движущей силой познания и сферой приложения полученных результатов.

В целом накопленные в общественной практике изучае­мого периода психологические знания можно рассматривать как определенный вклад в научную разработку проблемы формирования и функционирования человека - субъекта труда, что позволяет говорить о зарождении в России конца XIX - начала XX в. предпосылок и аналогов будущей пси­хологии и психофизиологии труда и смежных психологичес­ких дисциплин: инженерной психологии, психологии управления, индустриально-педагогической психологии. Полученные факты можно рассматривать как свидетельство важной ро­ли практики (практических разработок, практической наце­ленности научных исследований, роли эмпирического анализа самой реальности, изучения процесса и результатов труда и человека в роли деятеля, работника) в построении и разви­тии психологической науки.

Научное (в том числе, психологическое) изучение труда и трудящегося проводилось разрозненно, без координации и финансирования со стороны государственного управления, в рамках сферы отдельных профессиональных и общественных объединений. Поэтому можно говорить о зарождении в ис­следуемый период психологии труда как определенной об­ласти научно-психологических знаний, еще не выделенных организационно в самостоятельную научную отрасль.

Психология труда в России формировалась не только под влиянием мировой психологической науки и других наук о труде и человеке, но ее своеобразие объясняется также и отечественными традициями: культурным и идейным насле­дием революционеров-демократов 40-60-х годов, традици­ями материалистической естественно-научной мысли, прог­рессивными идеями представителей отечественной общест­венной (социальной) медицины, педагогики, техники.

Характеристика подходов, идей отечественной психологии труда дореволюционного периода может быть использована в дальнейшей разработке истории советской психологии труда, а также в упорядочении понятийного аппарата современной психологии труда с учетом ее истоков.

 

Литература к разделу II

 

1. Ленин В. И. Развитие капитализма в России // Полн. собр. соч. Т. 3. С. 1-609.

2. Азарьев А. С. В какой степени можно считать отдыхом смену одной умственной работы другою? // Вестн. психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1905. Вып. I.

3. Акопенко А. Ф. Влияние цветового ощущения на скорость психических процессов // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии.) 1898. № 7.

4. Акопенко Л., Лазурский А. О влиянии мышечных движений из ско­рость психических процессов. Доклад на научном собрании врачей С.-Петербургской клиники душевных и нервных болезней, 28 декабря 1896 г. // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1897. № 2.

5. Анискввич В. В. Физическая пригодность для службы на подводных лодках (пер. с фр.) // Медицинские прибавления к Морскому сборни­ку. 1907. №7.

6. Арендт Н. А. О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц. Симферополь, 1888 (цит. по кн.: К истории отечественной авиа­ционной психологии. Документы и материалы. М., 1981).

7. Аронов М. Организация предприятий // Зап. Русского Технического Общества. 1913. Вып. 1. С. 1- 16; вып. 8-9. С 204-215.

8. Арциш В. А. Об усовершенствованной паровозной будке. Стеногра­фический отчет по докладу в Русском Техническом Обществе 17 мая 1912 г. // Железнодорожное дело. 1912.

9. Астрахан И. Д. Новый проект рабочего законодательства с точки зрения врача // Общественный врач. 1906. № 7.

10. Астрахан И. Д. Регистрация несчастных случаев (повреждений) на фабриках, заводах и прочих промышленных предприятиях // Труды 1-го Всероссийского съезда фабричных врачей и представителей фаб­рично-заводской промышленности (1-6 апреля 1909 г. в г. Москве). М, 1910. Т. 1.

11. Астрахан И. Д. Принципы экспертизы увечных // Труды 1-го Всерос­сийского съезда фабричных врачей и представителей фабрично-завод­ской промышленности (1-6 апреля 1909 г. в г. Москве). М., 1910. Т. 1.

12. Безчастнов. Н. В. Левитский - организатор русских артелей. (По по­воду десятилетия его деятельности) // Зап. Одесского отделения Рус­ского Технического общества. 1914. № 3-4.

13. Бейлихис Г. А. Из истории борьбы за санитарную охрану труда в царской России. М., 1957.

14. Беклемишев Н. Н. О подготовке обер-офицерского состава флота // Зап. Русского Технического Общества. 1905. № 10-11.

15. Белицкий Ю. Диктовки, как средство определения прогрессивной ус­талости учеников при школьных занятиях // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1902. № 4.

16. Берви-Флеровский В. В. Положение рабочего класса в России. (1868г.) // Утопический социализм в России. М., 1985.

17. Бернштейн Н. А. К вопросу о природе и динамике координационной функции // Психология. Уч. зап. МГУ. М., 1945. Вып. 90.

18. Бесплатное указание работы в Москве // Известия Московской Го­родской Думы. 1897. Вып. 1. Отд. 2.

19. Бехтерев В. М. Индивидуальные и социальные факторы развития орга­низмов и социальность как условия прогресса // Вести, психологии, криминальной антропологии и педологии. 1914. Вып. 1.

20. Бехтерев В. М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим зна­чением музыки // Обозрение психиатрии, неврологии и эксперимен­тальной психологии. 1916, № 1-4.

21. Бехтерев В, М. Личность и труд // Научно-технический вестник. М., 1920. №1.

22. Блонский П. П. Миросозерцание и профессия // На распутьи. Сборник статей о выборе профессии. М., 1917.

23. Бобровников Н. А. К вопросу о нормировке жизни воспитанников и воспитанниц, закрытых учебных заведений // Русская школа. 1900.

24. Богданов А. А. Красная звезда (1908 г.) // Литературная утопия в России. М., 1983.

25. Богословский С. М. Система профессиональной классификации. М., 1913.

26. Богословский С. М., Куркин М. И. К вопросу о положении статистики в фабричной медицине и о классификации профессий // Труды 1-го Всероссийского съезда фабричных врачей и представителей фабрично-заводской промышленности (1-6 апреля 1909 г. в г. Москве). М. 1910. Т. 1.

27. Брагин А. М, Сеченов и общественное движение в России // Иван Ми­хайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. М., 1980.

28. Бутаков И. Н. Выгоды и пределы специализации работ в главных же­лезнодорожных мастерских // Железнодорожное дело. 1916. №7. С. 68-72; № 9-10. С. 79-84.

29. Бутаков И. Н. К вопросу об административной организации главных железнодорожных мастерских // Железнодорожное дело. 1917. № 21- 22. С. 165-167; № 23-26. С. 176-178.

30. Васильев М. К. (инженер-технолог). О несчастных случаях па свекло­сахарных заводах и о мерах к их предупреждению // Зап. Киевского отделения Русского Технического Общества, 1904. № 10. С. 568-590; № 11. С. 631-677; № 12. С. 695-725; 1905. № 1. С. 31-33.

31. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М.; 1913. Т. 1.

32. Вебер К. К. (инженер-технолог). Рассказы о фабриках и заводах. Спб., 1871.

33. Вебер К. К. Земледельческие машины и орудия. Спб., Девриен, ч. I, 1896: 267 с.; ч. 2, 1987. 309 с.

34. Вигдорчик Н. А. Как не следует разрабатывать вопросы народного здравия // Общественный врач. 1906. № 7.

35. Витлок. Описание способа обучения агентов сцепке вагонов посред­ством моделей // Железнодорожное дело, 1915. № 43.

36. Владимирский А. В. Умственная работоспособность в различные часы школьного дня. Исследование над воспитанниками училища глухонемых в С.-Петербурге // Русская школа. 1909. №5-6. С. 199-217; № 7-8. С. 214-230; № 9. С. 157-179; № 10. С. 147-185.

37. Владимирский А. В. Характерные особенности умственной работоспо­собности глухонемых. Доклад в Русском Обществе нормальной и па­тологической психологии, 10 апреля 1907 г. // Вестн. психологии, кри­минальной антропологии и гипнотизма. 1907. № 5.

38. Владимирский В. В. Медицинский осмотр рабочих при поступлении их на заводы и фабрики // Труды 1-го Всероссийского съезда фаб­ричных врачей и представителей фабрично-заводской промышленности (1-6 апреля 1909 г. в г. Москве). М., 1910. Т. 1.

39. Владимирский В. В. Проект таблицы болезней и телесных недостатков, препятствующих приему на работу на фабрики и заводы // Труды 1-го Всероссийского съезда фабричных врачей и представителей фабрично-заводской промышленности (1-6 апреля 1909 г. в г. Москве). М., 1910. Т. 2.

40. Владимирский С. А. Об образовательном значении практических заня­тий в мастерских технических школ. Доклад на съезде русских деяте­лей по техническому и профессиональному образованию в России (Спб., 1889-1890 г.) // Зап. Русского Технического Общества. 1890. Вып. 11 (Приложение).

41. Вырубов А. А. Правила определения остроты зрения и цветной слепоты у железнодорожных служащих. Приложение № 3 к докладу А. А. Вырубова «О необходимости пересмотра существующих правил врачебно-саиитарной службы на железных дорогах» // Протоколы засе­даний 1-го Совещательного съезда железнодорожных врачей русских железных дорог. Спб., 1898.

42. Вырубов А. А. О нормировке рабочего дня и о переутомлении желез­нодорожных служащих // Протоколы заседаний 1-го Совещательного съезда железнодорожных врачей русских железных дорог, созванного в Спб. 4 июня 1898 г. Спб., 1898.

43. Вырубов А. А. Правила определения остроты слуха у железнодорож­ных служащих // Протоколы заседаний 1-го Совещательного съезда железнодорожных врачей русских железных дорог, созванного в Спб. 4 июня 1898 г. Спб., 1898.

44. Гаген В. А. К вопросу об организации указаний труда в России // Трудовая помощь, 1901, октябрь, с. 402-426; ноябрь, с. 578-602.

45. Галахов Г. Сообщение по вопросу об улучшении санитарных условий жизни фабричных рабочих. Доклад на заседании общего собрания Русского Технического Общества 29 апреля 1867 г. // Зап. Русского Технического Общества. 1867. № 6.

46. Галиновский К. И. Разработка программы последовательного и систе­матического усвоения учениками вышневолоцкого училища кондукто­ров путей сообщения практических приемов строительного искусства во время школьных практических занятий на приспособленном для сего опытном поле и во время ремонта зданий училища. Доклад на съезде русских деятелей по техническому и профессиональному обра­зованию п России // Зап. Русского Технического Общества. 1890. Вып. 11.

47. Геллерштейн С. Г. Психотехника. М., 1926.

48. Геллерштейн С. Г. и др. Руководство по психотехническому профес­сиональному подбору. М.,1929.

49. Геллерштейн С. Г. Проблемы психотехники на пороге второй пятилет­ки // Советская психотехника. 1932. № 1-2.

50. Геллерштейн С. Г. Проблемы психологии профессий в системе совет­ской психотехники. Доклад на VII Международной психотехнической конференции в Москве, сентябрь 1931 г. М.-Л., 1931.

51. Геллерштейн С. Г. Примечания // И. М. Сеченов. Избранные произве­дения. М., 1952. Т. 1.

52. Геллерштейн С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. М. 1958.

53. Геллерштейн С. Г. Развитие профессионально-важных качеств // Науч­ные основы обучения школьников труду. М., 1970.

54. Геллерштейн С. Г. Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей. Челябинск, 1943.

55. Голгофский В. К вопросу о влиянии сокращения рабочего дня на про­изводительность труда // Зап. Русского Технического Общества. 1908. № 11.

56. Горячкин В. П. Работа живых двигателей. М., 1914.

57. Горячкин В. П., Ончуков С. К. Как предохранить себя от несчастий при работах на сельскохозяйственных машинах. М., 1905.

58. Гусев Н. К. Опыт построения классификации профессий на основе профессиографических материалов Ленинградской Профконсультационной Лаборатории // Материалы Профконсультации. Л., 1935. Вып. 2.

59. Дементьев Е. М. Развитие мышечной силы человека в связи с общим его физическим развитием. Диссерт. на соискание степени докт. медиц. М.. 1889.

60. Дементьев Е. М. Фабрика, что она дает населению и что она у него берет. М, 1893.

61. Дернова-Ярмоленко А. А. Психологические основы ручного труда. Пг., 1917.

62. Дикушин Н. Г. О новом электро-жезловом аппарате Дикушина // Же­лезнодорожное дело. 1910. № 45.

63. Долгов Н. Измерительные приборы для изучения рельсового пути // Железнодорожное дело. 1914. № 13-14.

64. Егоров А. С. и др. Принцип конкретности в психофизиологических ис­следованиях работоспособности человека-оператора // Вопр. психоло­гии. 1973. № 2.

65. Жук А. П. Развитие общественно-медицинской мысли в России в 60-70-х гг. XIX в. М., 1963.

66. Журавский Д. И. Техника и администрация // Зап. Русского Техни­ческого Общества. 1874. № 3.

67. Журавский Д. И. Заметки, касающиеся управления технико-промыш­ленным предприятием // Зап. Русского Технического Общества. 1875. Вып. 6.

68. Зачем русские железные дороги собираются вводить колокольную сиг­нализацию? // Железнодорожное дело. 1887.

69. Инструкционный вагон службы тяги Московско-Казанской железной дороги // Железнодорожное дело. 1916. № 41-42.

70. Каге. Сведения для женщин, получивших среднее образование, о выс­ших и профессиональных учебных заведениях и курсах. Спб., 1905.

71. Калабановский (инж.). Наглядная доска - схема движения поездов и ее применение к 3-му отделению службы движения Екатерининской железной дороги // Железнодорожное дело. 1914. № 31.

72. Канель С. Цвет сигнала опасности и красные семафорные стекла // Железнодорожное дело. 1911. № 6-7.

73. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Пг., 1915 (цит. по кн.: Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982).

74. Каптерев П. Ф. О лени // Русская школа. 1903 № 3. С. 107-120;

№4-6. С. 92-114.

75. Каптерев П. Ф. О нравственном закаливании // Образование. 1899. № 10 (цит. по кн.: Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочине­ния. М„ 1982).

76. Кареев Н. И. Выбор факультета и прохождение университетского курса. Спб., 1897.

77. Кающийся энциклопедист. Вопрос о выборе профессии нашею моло­дежью //Русская школа. 1900. № 2. С. 66-89; № 3. С. 109-124.

78. Кекчеев К. X. И. М. Сеченов и физиология труда // Физиол. журнал СССР им. И. М. Сеченова. 1936. Т. 21. Вып. 3. С. 375-380.

79. Кекчеев К. X. Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. М., 1946.

80. Кекчеев К. X. Проблема физической н умственной работоспособности в свете современных представлений // Изв. АПН РСФСР. 1947. Вып. 3.

81. Кекчеев К. X. Ночное зрение. (Как лучше видеть в темноте). М., 1942.

82. Кекчеев К. X. Психофизиология маскировки и разведки. М., 1942.

83. Кетриц К. Э. Причины столкновения поездов и подвижного состава на станциях и меры к их устранению // Железнодорожное дело. 1894.

84. К истории отечественной авиационной психологии. Документы и ма­териалы /Под ред. К. К. Платонова. М., 1981.

85. Кирпичев В. Л. О мерах предосторожности при обращении с машина­ми и приводами // Труды съезда гг. членов Императорского Русского Технического Общества в Москве 1882 г. Т.. 2. Спб., 1883.

86. Климов Е. А. Школа..., а дальше? Л., 1971.

87. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988.

88. Кони А. Ф. Задачи трудовой помощи. Письмо редактору // Трудовая помощь. 1897, ноябрь.

89. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. М., 1986.

90. Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М.-Л., 1948.

91. Крепелин Э. Умственный труд. Одесса, 1898.

92. Крепелин. Э. К вопросу о переутомлении. Одесса, 1898.

93. Крживицкий Л. Профессиональные типы // Современный мир. 1909, № 4. С. 35-36; № 6. С. 126-145.

94. Крживицкий М. И. О необходимости и способах объединения сигнали­зации стрелок на русских железных дорогах. Стенографический отчет по докл. в Русском Техническом Обществе 14 марта 1913 // Железно­дорожное дело. 1913. № 35-36.

95. Крутень Е. II. Тип аппарата истребителя (1917 г.) //К истории оте­чественной авиационной психологии. Документы и материалы. М., 1981.

96. Кульжинский С. Н. Основные начала железнодорожной сигнализации // Железнодорожное дело, 1904. № 28.

97. Куркин П. И. К вопросу о классификации профессий // Журн. Общества русских врачей в память П. И. Пирогова. 1901. № 1.

98. Л.-на А. А. О даровитых воспитанниках земской народной школы // Русская школа. 1906. Кн. 9.

99. Лазурский А. Ф. Программа исследования личности //Вестн, психоло­гии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. Вып. 9.

99а. Лазурский А. Ф. Личность и воспитание. Доклад на 3-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (1916 г.) // Вестн. психо­логии, криминальной антропологии и педагогики. 1916. Вып. 2-3.

100. Лазурский А. Ф. Значение гипотезы способностей для эмпирической психологии // Вопр. философии и психологии. 1910. Кн. 102.

101. Лачинов В. Л. О колоколе-семафоре // Железнодорожное дело. 1884.

102. Левитов Н. Д. Психология труда. М., 1963.

103. Левоневский А. К вопросу о норме умственного труда // Вестн. психо­логии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1908. № 2.

104. Лейтензен Г. Возможна ли физиологическая регламентация труда? // Общественный врач. 1911. № 7-8.

105. Лесгафт П. Ф. Значение физического образования в семье и школе (Ответ П. Ф. Каптереву) // Русская школа. 1898. Кн. 9.

106. Лесгафт П. Ф. Руководство к физическому образованию детей школь­ного возраста. Т. 1 (1888). Т.'2 (1901). Цит. по кн.: Лесгафт П. Ф. Собр. педагогических сочинений. М„ 1951. Т. 1. С. 287-295, 303-391; Т. 2. С. 12-349.

107. Литвинов-Фалинский В. П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России. Спб., 1900.

108. Лоначевский А. И. О причинах, влияющих на избранные поприща деятельности, оканчивающими ремесленные училища. Доклад съезду русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1889-1890 г.) // Зап. Русского Технического Общества. 1890. Вып. 11.

109. Мазаренко А, К вопросу о семафорах и об их повторителях // Желез­нодорожное дело. 1910. № 46.

110. Марин Н. В. О влиянии утомления на восприятие пространственных отношений // Вопр. философии и психологии. 1891. Кн. VIII.

111. Мастрюков А. В. Всякий человек - гений (О призвании). М.. 1909.

112. Мастрюков А. В. Вопрос о признании и результаты анкеты, произве­денной среди московского студенчества // Вестн. воспитания. 1911, №7.

113. Мастрюков А. В. Пишите книгу своей жизни. М., 1916.

114. Мельников Н. Что нужно для улучшения личного состава служащих на железных дорогах? // Железнодорожное дело. 1909, № 33.

115. Менделеев Д. И. Соч. Л.-М., 1952. Т. 21.

116. Минцлова М. А. Понижение оригинальности ассоциаций, как признак умственной усталости //Вестн. психологии, криминальной антрополо­гии и гипнотизма. 1906. Вып. 4.

117. Мунт С. П. Влияние воздухоплавания на организм человека (газ. «На­род», 20 июля 1899 г.). Цит. по кн.: К истории отечественной авиаци­онной психологии. Документы и материалы. М., 1981.

118. Мунт С. П. К вопросу о влиянии воздухоплавания на организм чело­века (1903 г.) // К истории отечественной авиационной психологии. Документы и материалы. М., 1981.

119. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Ч. 1. М., 1922.

120. Мюнсгерберг Г. Психология и экономическая жизнь. М., 1914.

121. На распутьи. Сборник статей о выборе профессии /Под ред. М. А, Н. А. Рыбниковых. М., 1917.

122. Нестеров П. Н. Как я совершил «мертвую петлю» // Петербургская газета, 1913, 4, 5 сент. Цит. по кн.: К истории отечественной авиаци­онной психологии. Документы и материалы. М., 1981.

123. Нечаев А. П. и др. Об измерениях умственной усталости учащихся. Докл. в Русском обществе охранения народного здравия, 7 февраля 1902 г. // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной пси­хологии, 1902. 5.

124. Нечаев А. П. Школьный день // Русская школа. 1900. № 1.

125. Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в ее отно­шении к вопросам школьного обучения. Спб., 1901. Ч. 58.

126. Нечаев А. П. Наблюдения к вопросу о расписании учебных занятий в профессиональных и технических училищах // Русская школа 1904. № 3.

127. Никольский Д. П. Хроника // Общественный врач, 1909. № 4.

128. Никольский Д. П. Несчастные случаи с рабочими на фабриках и заводах, 1888. Цит. по ст.: О. А. Ривош [156].

129. Никольский Д. П. Несчастные случаи с рабочими на горных заводах и промыслах за последние два года. М., 1904.

130. Никольский Д. П. Травматизм сельскохозяйственных рабочих // Практический врач. 1908. № 22.

131. Никольский Д. П. Несчастные случаи на трамвае и конножелезных дорогах // Русский врач. 1908. № 46.

132. Никольский Д. П. Профессиональная гигиена. Спб., б/г.

133. Никольский Н. М. История русской церкви, 4-е изд. М., 1988.

134. Носкова О. Г. Железнодорожная психология И. И. Рихтера // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1985. № 1.

135. Об изобретенном инженером Н. П. Голубинцевым контрольном путевом приборе //Железнодорожное дело. 1909. № 17.

136. Обязательные постановления Московского губернского по фабричным делам присутствия, касающиеся правил предупреждения несчастных случаев и ограждения здоровья и жизни рабочих при производстве работ на фабриках и заводах Московской губернии //Московские гу­бернские ведомости. 1896, № 14.

137. Ончуков С. К. О травматических повреждениях рабочих на сельскохо­зяйственных машинах. Доклад съезду врачей Херсонской губернии (1899 г.) // Русский врач. 1904. № 2. С. 44-46.

138. Ончуков С. К. Как предохранить себя от несчастий при работах на сельскохозяйственных машинах. М., 1905.

139. Опыты над электроколокольной сигнализацией // Железнодорожное дело. 1887. С. 277.

139а. Орлов А. Г. О пересмотре и дополнении правил по освидетельствова­нию поступающих в технические железнодорожные училища. Протоко­лы заседания 1-го Совещательного съезда железнодорожных врачей и представителей русских железных дорог. Спб., 1898.

140. Орлов М. С. О несчастных случаях с рабочими на фабриках и заводах и мерах к предупреждению оных // Труды съезда гг. членов Импера­торского Русского Технического Общества в Москве 1882 г. Т. 2. Спб. 1883.

141. Оршанский И. Г. Закон экономии в умственном труде // Северный вест­ник, 1897. № 11. С. 147-171; № 12. С. 85-112.

142. Оршанский И. Г. Умственное утомление и переутомление // Русская школа. 1900. № 2. С. 47-65; № 3. С, 94-108.

143. Отчет о рассмотрении в VIII Отделе И. Р. Т. О. вопроса об электри­ческой линейно-колокольной сигнализации для Юго-Западных желез­ных дорог // Железнодорожное дело. 1887. С. 9.

144. Отчет экспертной комиссии по выставке на 2-м съезде русских деяте­лей по техническому и профессиональному образованию. Зап. Русского Технического Общества, 1897. № 1. С. 84.

145. Очерки психологии труда оператора. М., 1974.

146. Павлов М. Сравнительные опыты с молотильными машинами // Запис­ки для сельских хозяев, заводчиков и фабрикантов, издаваемые М. Павловым. М., 1829-1830. Ч. 3.

147. 147 Пентка Э. С Низшие агенты в участке службы тяги // Железнодорож­ное дело, 1910, № 3-4. С. 9-14; № 6-7. С. 29-34.

148. Петражицкий Л. И. Университет и наука. Опыт теории и техники уни­верситетского дела и научного самообразования. С приложениями: О высших специальных учебных заведениях и о среднем образовании. Спб., 1907. Т. 1. Теоретические основы. 1907. Т. 2. Практические выво­ды.

149. Петровский А. В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967.

150. Писарев Д. И. Мыслящий пролетариат (Критический очерк о романе Чернышевского «Что делать?»). М., 1944.

151. Погожев А. Е. Мирное посредничество науки в области охраны труда // Труды 2-го Всероссийского съезда фабричных врачей и представителей фабрично-заводской промышленности. М., 1911. Вып. 2.

152. Преимущества акустических сигналов // Железнодорожное дело. 1884. С. 102.

153. Приказание ГИУ начальнику воздухоплавательной школы о меди­цинском освидетельствовании офицеров, намеченных для обучения полетам. № 1275. Спб., 12 марта 1911 г. // К истории отечественной авиационной психологии. Документы и материалы. М., 1981.

154. Проект обязательных постановлений о мерах, которые должны быть соблюдаемы промышленными заведениями для охранения жизни и здоровья рабочих во время работы и при помещении ихв фабричныхзданиях. Составлен фабр. ревизором В. И. Михайловским // Зап. Рус­ского Технического Общества. 1899. № 10. С. 596-676.

155. Рахманов В. Внушаемость учащихся до и после уроков // Русская школа. 1913. № 1.

156. Ривош О. А. Охрана труда и предохранительная техника. Доклад на заседании XII отд. И. Р. Т. О. 8 мая 1909 г. // Зап. Русского Техничес­кого Общества. 1909. № 11.

157. Рихтер И. И. Участие железнодорожных служащих в прибыли про­изводства // Железнодорожное дело. 1882.

158. Рихтер И. И. Рабочее время и отдых на железных дорогах // Железно­дорожное дело. 1893. № 5-6.

159. Рихтер И. И. Железнодорожная психология. Материалы к стратегии и тактике железных дорог // Железнодорожное дело. 1895. С. 223, 239, 255, 271, 315, 334, 390, 408, 426, 441.

160. Рихтер И. И. Афоризмы к железнодорожной психологии //Железнодо­рожное дело. 1896. № 8.

161. Рихтер И. И. Личный состав русских железных дорог. Патология, прогностика и терапия. Спб., 1900. Цит. по рецензии Л. М. в ж.: Же­лезнодорожное дело. 1901. № 30-31.

162. Рихтер И. И. Психология и делопроизводство // И. И. Рихтер. Прави­ла делопроизводства и делохранения железных дорог. Пг., 1915. Цит. по ж.: Железнодорожное дело. 1915. № 25-26. С. 233-239.

163. Рождественский В. А. О необходимости подготовки и испытания пер­сонала для ухода за паровыми котлами и машинами и учреждения особого специального Правительственного надзора за последними // Зап. Московского отделения Русского Технического Общества 1895. № 6-10.

164. Романов Н. А. Об освидетельствовании лиц, поступающих на желез­нодорожную службу, и о периодическом переосвидетельствовании слу­жащих // Протоколы заседании 1-го Совещательного съезда железно­дорожных врачей русских железных дорог, созванного в Петербурге 4-19 июня 1898 г. Спб., 1898.

165. Рыбаков Ф. Е. Умственная работоспособность студентов и курсисток. Труды 1-го Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. Спб., 1911.

166. Рыбников Н. А. Деревенский школьник и его идеалы. Очерки по пси­хологии школьного возраста. М., 1916.

167. Рыбников Н. А. Психология и выбор профессии // На распутьи. Сборник статей о выборе профессии. М., 1917.

168. Рыбников Н. А. Идеалы гимназисток. Очерк по психологии юности. М., 1916.

169. Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. М., 1989.

170. Самойлов Л. Ф. И. М. Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы Сеченов И. М. Избранные статьи и речи М.-Л., 1946.

171. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга (1863 г.) // Избранные фило­софские и психологические произведения. М., 1947.

172. Сеченов И. М. Физиологические очерки И. Сеченова. Спб., 1898.

173. Сеченов И. М. Автобиографические записки Ивана Михайловича Се­ченова. М., 1907.

174. Сеченов И. М., Шатерников М. Н. Прибор для быстрого и точного анализа газов. Спб., 1896.

175. Сеченов. И. М. Очерк рабочих движений человека. М., 1901.

176. Сеченов И. М. Физиологические критерии для установки длины рабо­чего дня // Вестн. общества технологов. 1897. №3.

177. Сеченов И. М. К вопросу о влиянии раздражения чувствующих нервов на мышечную работу человека. М., 1907. Т. 1.

178. Сеченов И. М. Участие нервной системы в рабочих движениях челове­ка. Цит. по: И. М. Сеченов и др. Физиология нервной системы. Избран­ные труды. М., 1952. Вып. 3. Кн. 1.

179. Сеченов И. М. Программа лекций по физиологии рабочих движений человека (13 сент. 1899 г.). Цит. по: Сеченов И. М. Неопубликованные работы, переписка и документы. М., 1956.

180. Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию? // Вести Европы. 1873. № 4. Цит. по: Сеченов И. М. Избранные философские психологические произведения. М., 1947.

181. Сеченов И. М. Участие органов чувств в работах рук у зрячего и сле­пого // Сеченов И. М. Избранные философские и психологические про­изведения. М., 1947.

182. Сеченов И. М. Элементы мысли. Примечания к изданию 1903 г. // И. М. Сеченов. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.

183. Сигнальный паровозный колокол // Железнодорожное дело. 1895.

184. Сикорский И. А. О явлениях утомления при умственной работе у детей школьного возраста // Здоровье. 1879. Цит. по: Сикорский И. А. Сбор­ник научно-литературных статей по вопросам общественной психоло­гии, воспитания и нервно-психической гигиены. Киев-Харьков. 1900. Кн. 3.

185. Сикорский И. А. Задачи нервно-психической гигиены и профилактики. Речь на торж. заключ. заседании Съезда отеч. психиатров в Москве 11 янв. 1887 г. Киев, 1887.

186. Соколов А. Г. Способ и аппарат А. Г. Соколова для автоматического записывания вагонов приходящих и отходящих поездов, с введением счета наличия вагонов на станции //Железнодорожное дело. 1912.

187. Спирин В. И. По вопросу о целях, средствах и способах нравственного и физического воспитания учеников в низших сельскохозяйственных школах. Доклад на Уманском съезде деятелей по среднем и низшему сельскохозяйственному образованию 3 янв. 1898 г. // Русская школа. 1898. № 10.

188. Спиртов И. Н. О влиянии музыки на мышечную работу // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1903. № 6.

189. Спиртов И. Н. О влиянии музыки на кровяное давление у людей // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии 1906. № 5.

190. Спиртов И. Н. О влиянии цветовых ощущений на мышечную работу // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1906. № 9.

191. Спиртов И. Н. О влиянии цветных освещений на кровяное давление у человека // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1906. № 6.

192. Ставропольский В. Ф. О нормировке рабочего дня с медико-санитарной точки зрения // Общественный врач. 1906. № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.126 с.)