ТОП 10:

Й 1.Методы деловой оценки персонала



Й 1.Мотивация

Мотивация – это внутреннее побуждение себя и других к деятельности. Ее цель – необходимо стимулировать всех участников процесса производства и управления, решать задачи творчески и действовать с максимальной эффективностью.

Концепция теории мотивации:

-Содержательная. Она основана на идентификации тех потребностей которые заставляют человека действовать так а не иначе. Представители Маслоу, Маклеланда, Герцберг.

-Процессуальная концепция. Основана на анализе того, как личность выбирает свое поведение с учетом оценки руководителя их деятельности. Они не отрицают потребности но считают что это поведение важнее. Представители Портер и Лоулер.

Лоулер предложил формировать зарплату с учетом 3-х факторов стажа, вклада и должности.

Мотив - это интенсивное давление потребности на личность, требование ее удовлетворения. Удовлетворение потребности снимает у человека напряжение, но потом возникают новые потребности - и так без конца.

Процесс: потребность-побуждения (мотивы)-покупательское поведение

Сложности для предпринимателя - надо не только предугадать главные побудительные мотивы рыночных действий человека, но и определить весомость каждого из них для конкретной группы потребителей.

Подходы к исследованию поведения покупателей на рынке:

Теория мотивации А.Маслоу. Попытался объяснить, почему людьми движут определенные потребности и в определенное время. Иерархическая схема:

§ Потребность в самоутверждении (саморазвитие и самореализация)

§ Потребность в уважении (самоуважение, признание, статус)

§ Социальные потребности (любовь, сопереживание, работа)

§ Потребности самосохранения (безопасность, защищённость)

§ Физиологические потребности (голод, жажда)

Полезность теории для маркетинга: понять, в какой степени потребитель готов платить деньги за удовлетво­рение потребностей. Следующая, более высокая потребность удовлетворяется лишь после удовлетворения предыдущей.

Трудовые ресурсы АПК

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности.

Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, обладающую совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы включают лица трудоспособного населения и в нетрудоспособном возрасте занятые в экономике. К лицам трудоспособного населения относят мужчин – 16-59 лет, женщин – 16-54 года включительно.

Рациональное использование трудовых ресурсов обеспечивает повышение уровня производства с.-х. продукции и его экономической эффективности.

Экономически активное население (рабочая сила) – совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и сказании услуг. Включает занятых и безработных.

Таким образом, рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и применяет их для создания необходимых товаров и услуг.

Занятое население – это лица, вовлеченные в производственную и непроизводственную деятельность. Включает: работающих по найму, предпринимателей, военнослужащих, учащихся, лиц свободных профессий.

Занятость – деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта. Занятость может быть нотной и неполной.

Полная занятость – фронт работ обеспеченный в течение всего года.

Неполная занятость – неполный рабочий день, неделя, год.

Безработные – это трудоспособные граждане, которые не имеют работы, зарегистрированы в службе занятости и готовы приступить к ней. Для сельского хозяйства характерна скрытая безработица, когда работники работают неполную неделю, имеют сокращенный рабочий день, неоплачиваемые отпуска

Особенности труда в сельском хозяйстве:

а) эффективность труда зависит от природно-климатических условий

б) сезонный характер производства

в) отсутствие узкой специализации

г) связь труда с использованием живых организмов

д) низкий уровень механизации трудовых процессов

е) малопривлекательность и неэстетичность

ж) использование труда в общественном производстве и в ЛПХ

з) высокий удельный вес труда женщин, подростков и пенсионеров.

3. Задача В СПК "Гожа" имеется 3000 га с.-х. угодий, 2620 тыс. у.е. основных производственных фондов и 300 сред-негодовых работников. За год произведено 1800 тыс у.е. валовой продукции сельского хозяйства.

Стои­мость потребленных средств производства (материальные затраты) составили 1600 тыс. у.е.

Определите: а) фондообеспеченность;

б) фондовооруженность; в) валовой доход хозяйства;

г) фондоотдачу;

д) производительность труда.

а) 2620/3000*100=87тыс.уе./100га (Ф= Осн.Ф/S)

б) СОФ/работников = 2620/300=8,7тыс.уе/чел

в) ВД=СВП-МЗ=1800-1600=200 тыс.у.е.

г) Фотд= СВП/СОФ=1800/2620=0,69уе

д) ПТ=СВП/кол-во работников=1800/300=6тыс.уе/раб

или ПТ = ВД/ЧР

 

Й 1.Нефтехозяйство

Ежегодное потребление бензина в с.х. составляет 30%, дизтоплива 40%, диз. масла 50% от количества, которое расходуется во всех отраслях народного хозяйства. Затраты с.х. предприятий на нефтепродукты составляет 15-20% расходов на механизиров. работы.

Функции нефтехозяйства:

-получение нефтепродуктов с накопительных баз агропрома и др. источников;

- оприходование и хранение уже полученных нефтепродуктов;

- отпуск нефтепродуктов для работы техники и на др. производственные нужды;

- организация заправки на стационарных пунктах и передвижными заправ. агрегатами;

- сбор, хранение и отгрузка отработанных нефтепродуктов;

- контроль качества нефтепродуктов.

Штат работников зависит от годового расхода ГСМ. До 100т в год – обязанности заведующего – на кладовщика склада запчастей по совместительству. От 100 до 500т. – назначается зав. нефтехозяйством. >500т - +рабочий нефтехозяйства. Общее руководство осуществляет гл. инженер.

Обязанности зав. нефтехозяйства: участие в составлении заявок, контроль за своеврем. получением нефтепродуктов и их качеством, правильное хранение, прием и отпуск, соблюдение правил техники безопасности и др.

Нефтехозяйство состоит из центральной нефтебазы и оборудования. Доставка нефтепродуктов – спец. транспртом агропромснаба или собств. транспортом.

Пути экономии топлива: хорошая квалификация, правильная дифференциация расхода топлива по участкам работ, сокращение холостых переездов, заправка в поле, исправная топливная система, правильное агрегирование машин, устранение простоев, повышение культурного состояния полей, благоустройство нефтебазы, премирование за экономию. Потери топлива: если емкость черного цвета – 1,24%, алюминиевого – 0,83%. Цистерны надо заполнять на 90-95% - потери 0,3% за год.

Для расчета используют: тех. карты, действующие нормы выработки и расхода топлива, структура пос. площадей. Для расчёта общего кол-ва топлива на каждом виде работ удельный расход топлива по агрегату умножаем на объём работ.

Прибыль и рентабельность

Рентабельность - важнейшая экономическая категории, присуща всем П, работающим на основе хозрасчёта. Оно означает доходность, прибыльность П. Характеризует экономическую эффективность с/х пр-ва. Рентабельность – вызывает экономические отношения по поводу соизмерения результатов производства с ресурсами и затратами, субъективно это показатель эффективности производства, выражающий степень окупаемости авансированных и потребляемых производственных ресурсов.

Виды: рент. издержек (приб./себест.), дохода (приб./выручку), фондов (приб./стоим. фондов), земли (прибыль/на стоим. земли).

Прибыль – разница между выручкой в ценах реализации и с/с реализованной продукции.

Резервы снижения с/с кроются в сфере производства, а рост цен реализации определяется ещё и сферой обращения.

Цена реализации за счёт производственных факторов повышается благодаря повышению качества продукции и продаж её в лучшие сезоны. В сфере реализации на рынке цена может быть более высокой за счёт более щедрых покупателей, путём завоевания новых внутренних и внешних рынков сбыта.

Т.о. рентабельность может быть повышена за счёт: снижения с/с, повышения качества и конкурентоспособности, завоевание более благоприятных рынков сбыта.

3. Задача. Уровень производства кормов в хозяйстве составляет 3800 ц к.ед. на 100 га кормовой площади. Определить необходимую площадь для производства 6000 ц говядины.

Определим общую потребность в кормовых единицах с учетом, что на 1 ц прироста живой массы КРС требуется 10 ц к.е..

6000*10=60000к.ед.

необходимая кормовая площадь составит 60000/3800*100=1579 га

 


Сущность и принципы ПД

ПД – самостоятельная инициативная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли. ПД – это совокуп. последовательно или параллельно осущ. сделок каж. из кот. ограниченна сравнительно не продолжительным четко ограниченным временным интервалом.

Предприниматель может заниматься любой деятельностью не запрещённой законом. Предпринимателями могут быть иностранные граждане, без гражданства, ФЛ, ЮЛ в соответствии с законодательством РБ.

Формы предпринимательской деятельности: коллективная (осуществляется на основе коллективного труда), индивидуальная (осуществляется на основе своей собственности).

Формула предпринимательской деятельности: получение максимальной прибыли при минимальном риске.

Принципы ПД: 1) самостоятельность и независимость хоз-щих субъектов 2) личная эконм. заинтересованность и ответственность 3) новаторство и творческий поиск 4) хоз-ый риск 5) особое свойство предприятия. Предприн. среда(ПС) - это сложившаяся в стране ситуация обеспечив-я или сдерживающая ПД дееспособным гражданам. Сущ. 2 вида ПС:1) внешняя- эконом. положение страны, политич. Ситуация в ней, гос. поддержка , природные факторы и катаклизмы 2) внутренняя- собст. капитал, выбор предмета деятельности, команда партнеров, знание рынка, сохран. предприн. тайны.

Виды ПД:1. По виду деят-ти: - производс-ная (произ.товаров, оказ. услуг (произв-во продукции, используя различные факторы, ведущий вид, здесь пр-ся производственные Т, выполняются работы, оказываются У.)) – камерческая (торговля: предприниматель должен иметь товар и найти покупателей, это сделки и операции по купле-продаже ТиУ.) – финансовая (банковская (новый вид бизнеса, в кот. объектом купли-продажи явл. деньги, валюта, ценные бумаги), страховая (сфера деятельности, в кот. есть возможность получить услугу особого вида – страховую защиту)) – консультативная (маркетинговая). 2.по формам собственности: гос-ная и частная. 3. По размеру предприятий: мелкое, малое, среднее, крупное. 4. По отношению к закону: законная и незаконная. 5. По используемой технологии: традиционная и инавационная. Факторы, необходимые для производственной деятельности: рабочая сила, основные и оборотные средства, денежные средства, рынок сбыта.

3. Задача. В сельскохозяйственном предприятии на начало зимовки имеются корма, поголовье животных, известны цены на продукцию и кооперативные связи по приобретению животных, кормов и обмену кормов. Каким образом Вы найдете лучший вариант распределения кормов хозяйства?

В основу решения задачи положена модель оптимизации использования кормов в стойловый период.

Целью задачи является разработка эффективной программы использования заготовленных кормов.

Необходимость реализации данной задачи:

-уровень производства и эффективность использования кормов зависит от ряда факторов: урожайность, погодных условий, техники и т.д.

-поголовье животных нестабильно, однако не в такой степени, как уровень их кормления.

-учёт возможности покупки, продажи, обмена.

-эффективность производства отдельных кормов в разных хозяйствах различна.

Целевые функции: максимум стоимости ТП на зимовку, максимум условного чистого дохода, максимум валовой продукции.

Ограничения задачи: по поголовью, по балансу отдельных видов кормов, баланс элементов питания, содержание элементов питания в дополнительных кормах обозначенных скользящими переменными, ограничения на скользящие переменные, на покупку кормов, по максимальному корму из обмена, в обмен, по условию обмена кормов, условие рицательности пенеотременных.

 

Й 1.Методы управления

Методы управления – это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. В основе последующей классификации лежат побудительные мотивы отдельных работников к труду, их потребности и интересы. Именно они определяют поведение людей. Выделяют следующие виды методов:(1) Экономические (2) Организационно-распорядительные (3) Социально-психологические

Экономические методы управления – система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно и организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

Система экон. методов управления опирается на следующие рычаги хозяйствования:

Планирование. Призвано обеспечить научную обоснованную организацию управления.

Экон. анализ. Эффективное управление, правильное решение экон. и социальных проблем базируется на глубоком анализе фактич. состояния дел.

Организационно-распорядительные методы включают в себя приемы и способы воздействия субъекта управления на объект на основе силы, авторитета и власти (указы, законы, постановления). Эти методы устанавливают обязанности, права и ответственность каждого руководителя и подчиненного. Они должны обеспечить персональную ответственность работников, аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов. Способы воздействия:

1. Организационные: Регламентирование, нормирование, инструктирование.

2. Распорядительные: Постановления, приказы, распоряжения.

Социально – психологические методы. Эффективная работа предприятия зависит от многих обстоятельств и среди них особое место принадлежит человеческому фактору. Задача каждого руководителя: умело управлять настроением подчиненных, способствовать удовлетворению их потребности в самореализации. К таким методам относятся: соц. планирование, моральное стимулирование, убеждение, соревнование.

Й 1.Оборотные средства

Оборотные средства – это предметы труда и материальные ценности.

Они состоят из оборотных фондов и фондов обращения.

ОС = Обф + Фобр

Оборотные фонды – предметы труда, участвующие в одном производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на продукцию и при этом теряют свою натурально-вещественную форму.

Оборотные фонды образуют производственные запасы и незавершенное производство.

Производственные запасы – предметы труда, которые еще не вступили в производственный процесс (семена, посадочный материал и т.д.)

Незавершенное производство – оборотные фонды, которые находятся в стадии производства (озимые зерновые).

Фонды обращения – средства, обслуживающие процесс реализации продукции. К ним относят: готовую продукцию, денежные средства в кассе и на счетах, денежные средства для покупки материалов и сырья.

По источникам образования оборотные средства делятся на:

- собственные - производятся самим предприятием;

- заемные - покупаются за денежные средства.

Недостаток оборотных фондов приводит к недоиспользованию производственного потенциала. Структура оборотных средств меняется в зависимости от сезона. В первом полугодии выше вес оборотных фондов, во втором – фондов обращения. Зависит это также от специализации.

Оборотные средства по степени влияния на производственный процесс подразделяются на прямо способствующие наращиванию объемов производства - активные(семена, корма, удобрения и т.д.) и косвенно влияющие на процесс производства и его эффективность - пассивные(запасные части, горюче смазочные материалы и др.).

Показатели использования: материалоотдача (ВП на 1руб об.ср.), ВД на 1руб об.ср., приходится об.ср. на 1руб оборота (стоим. обор./выручку), коэффициент оборачиваемости об.ср. (выручка/стоим. обор. средств), время оборота (365/коэфф. об.).

Й 1. Планирование урожайности

Перспективные объемы производства продукции растениеводства необходимо определить исходя из имеющейся площади земли, возможной урожайности с/х культур и продуктивности земельных угодий.

При этом следует исходить из урожайности, достигнутой в хозяйстве за последние годы, ее уровня в передовых хозяйствах района и области, работающих в аналогичных природно-климатических условиях. Необходимо также учитывать качество земли, количество вносимых удобрений и средств защиты растений, качество посевного и посадочного материала и другие факторы. Обоснование плановой урожайности зерновых может проводиться различными способами.

Первый способ

1) Пу=(Бп×Оп+Доу×Ооу+Дму×Ому)/100, где

Пу – план. урожайность; Бп – балл пашни; Оп – окупаемость 1 балла пашни продукцией, кг; Доу – доза орг. уд-й; Ооу – окупаемость 1 тонны орган. удобрений; Дму – доза мин. уд-й, кг действ. вещества на 1 га; Ому – окупаемость 1 кг дейстю вещест. продукцией, кг.

Второй способ определения плановой урожайности зерновых связан с расчетом среднепрогрессивного её значения по формуле:

Усп = (Усв + Ун) / 2

где Усп - среднепрогрессивная урожайность, ц/га;

Усв - средневзвешенная ур-сть за последние 3 года, ц/га;

Ун - наивысшая урожайность в последние 3 года, ц/га.

Третий способ

Пу= У баз.+Поу+Пму+Пс+…+Пн, где

Пу – плановая урожайность, Убаз – базисная урож-ть за последние 3 года, ц/га, Поу – прибавка урожая от органических удобрений, ц/га, Пму – прибавка урожая от минеральных удобрений, ц/га, Пс – прибавка урожая от внедрения новых сортов и т.д.

Однако, при любом выбранном способе расчета плановая урожайность зерновых должна быть несколько выше фактической за последний год.

Расчеты урожайности удобнее представить в табличной форме.

Основные средства

ОПФ – средства производства, действующие в течении длительного времени без изменения натуральной формы и по частям переносящая свою стоимость на производимую продукцию.

По функциональному назначению: -основные производственные фонды; -непроизводственные фонды.

Производственные ОПФ – это фонды, непосредственно участвующие в пр-ом процессе или создают условия для его нормального осуществления (с/х и не с/х назначения). ОПФ с/х назначения - непосредственно участвуют в процессе пр-ва (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства). ОПФ не с/х назначения – косвенно участвуют в процессе пр-ва, создают необходимые условия для нормального пр-го процесса (промышленно-пр-е фонды, фонды строительства, торговли и общественного питания).

Непроизводственные ОПФ: ЖКХ, бытовое обслуживание, организации просвещения, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения.

По участию в процессе производства ОПФ делятся:

Активные – непосредственно участвуют в создании продукции (машины, механизмы, рабочий и продуктивный скот).

 

Пассивные – создают условия для нормального производственного процесса (здания, сооружения, передаточные устройства).

Износ – утеря ОПФ своих первоначальных эксплуатационных качеств. Различают физический и моральный износ ОФ.

Физический износ – утрата первоначальных технических и производственных свойств ОФ, изменение параметров узлов и деталей (от работы, от условий).

Моральный износ – потеря своей стоимости ОФ вследствие применения удешевленных машин и оборудования такой же конструкции, более совершенных машин. А=(ПС*Норму А): 100

Эффективность использования основных фондов.

Фондообеспеченность.= ОПФ: S*100 га или на поголовье

Фондовооруженность = ОПФ: СЧР

Норма прибыли = П/(Фосн+Фоб)*100

Коэффициент экономической эффективности = Пр:ОПФ,

Фондоотдача = СВП:ОПФ

Коэффициент износа =Износ:ОПФ,

Коэффициент годности = (ПерСт-А):Пс,

Пути улучшения использования основных фондов.

Интенсивные направления: -техническое перевооружение пр-ва; -усиление комплексной механизации и автоматизации пр-ва; -совершенствование технологий в с/х и АП пр-ах; -соблюдение оптимальных сроков проведения работ в с/х и сокращение длительных пр-х циклов; -рациональное применение минеральных удобрений, химических средств защиты растений и животных.

Экстенсивные направления: -уменьшение простоев оборудования; -ослабление действий сезонности в пр-ве; -улучшение соотношения между основными и оборотными фондами.

3. Задача. Валовое производство молока и мяса в хозяйстве составляет соответственно 62390 и 4185 ц, площадь сельхозугодий – 10200 га, балл сельхозугодий – 35. Определите уровень молока и мяса в расчете на 100 га сельхозугодтй.

1) определяем площадь стобальных угодий

10200*35:100=3570

2) определяем уровень производства молока

62390:3570*100=1748ц

3) определяем уровень производства мяса

4185:3570*100=117ц

---------------------------------------------------------------------------------

Й 1.Хозяйственный расчёт

Хозяйственный расчёт – метод хозяйствования, основанный на соизмерении расходов и доходов с целью обеспечения безубыточности деятельности предприятия. Целью хозяйственного расчета является рачительное ведение хозяйства, соблюдение режима экономии, окупаемости затрат и обеспечение рентабельности производства. Сущность же хозяйственного расчета состоит в совокупности механизма и средств, с помощью которых достигается конечный результат - эффективное хозяйствование.

Принципы:

- окупаемость затрат и самофинансирование (все затраты осуществляются предприятиями из своих средств и выручка предприятия от реализации продукции и услуг должна быть достаточной для создания как фонда потребления, так и фонда накопления);

- материальная заинтересованность коллектива и каждого работника в конечных результатах пр-ва (д.б. построена вся система стимулирования работников: оплата труда, премии, выплаты но итогам года);

- гос. регулирование экономики и самоуправление коллектива (государство сохраняет за собой право регулировать основные параметры рынка (тарифы, процентные и налоговые ставки и др.));

-контроль «рублём» - контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия

-полная самостоятельность

-ответственность

Хозяйственный расчёт делится на хозяйственный (во взаимоотношении с другими предприятиями, с государством) и внутрихозяйственный (с производственными структурами внутри предприятия).

Управление деловой карьерой

Планирование карьеры — это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста. Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника, но и объективными, в частности:

1. высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;

2. длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

3. показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

4. показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер).

3. Задача. В с/х предприятии испытывается несколько сортов зерновых культур с целью выбора наиболее эффективных. А.) Решение какой модели дает оценку эффективности сортов растений? Б) Каким образом в ЭММ Вы отразите сорта растений и какие основные факторы будете включать?

А) Ответ можем получить с помощью построения и анализа КМ формир-ния урож-сти зерн.культур.

Б) 1 подход: каждому сорту растений КМ будет соотв-ть своя неизвестная величина с соответ-щим вектор столбцо инф-ции. При этом каждый сорт м.б. оценен либо качественно, либо количественно. (1 - высеяно, 0 – невысеяно)

2 подход: при оценке сорта если имеется инф-ция о размерах посева под каждым сортом, то это позволяет найти уд.вес сорта, кот. исп-тся в кач-ве исх.инф-ции. Этот подход более четкий.

Другие факторы: кроме сортов растений в модель м.б.вкл.факторы хар-щие погодные условия (темп0ра, кол-во осадков, гидротермический коэф-нт (ГТК), плодородие почвы ( содержание гумуса в почве), факторы технологии (внесение мин., орг.удобрений, сроки вполнения работ, сорта), экономич.факторы опред-щие возможную манёвринность пред-тия (Ур.рент., масса прибыли).

 

29Й 1.Задачи и принципы планирования

В системе экономич. законов действует закон планомерного и пропорционального развития нар. хозяйства. Недостатки сегодняшнего планирования – ослаблены научные основы ПЛ, нарушен принцип пропорциональности и сбалансированности развития, снизилась плановая дисциплина, неразвитость соц. сферы. Новая концепция ПЛ при рыночной экономике: самостоятельность предприятий, экономич. методы ПЛ, активизация трудовых коллективов в ПЛ. Исходные данные для ПЛ: контрольные цифры, гос. заказы, долговрем. научно-обоснов. нормативы.

Задачи ПЛ: полное использование всех ресурсов, применение прогрессивных норм затрат труда и средств, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, рост прибыли.

Принципы ПЛ: научная обоснованность (планы с/х предпр-й должны составляться на научной основе с учетом экономических законов, объемы реализации и пр-ва продукции должны соответствовать материально-техническим, трудовым и земельным ресурсам, т.е. планы д.б. реальными и напряженными), согласованность действий с органами власти (системное решение (в комплексе) в планах предприятий экономич. и соц. задач, поставленных правительством перед с/х пр-м, т.е. план д. обеспечить одновременно и хорошие соц. условия для жизни людей, а не по остаточному принципу (как было раньше), самостоятельность, выполнение договоров (основана на органическом сочетании централизованного государ-ственного руководства с/х производством с развитием самостоятельности предприятия. Гос-во доводит лишь важнейшие исходные показатели для планирования с учетом специализации и т.д., а предприятие в соответствии с ними разрабатывает уже само детальные планы развития пр-ва), единство и непрерывность Пл. (сочетание и согласованность перспективных (5-летних), годовых и оперативных планов (они вытекают друг из друга), пропорциональность и сбалансированность (установления экономически целесообразной структуры пр-ва, при которой достигается максимальный экономич. эффект), оперативный контроль выполнения планов (своевременном устранении недостатков в хоз-й деят-ти предприятия и принятии соответствующих мер).

В современных условиях используются следующие принципы: гибкость, корректировка в процессе выполнения, оптимальность, надёжность и эффективность.

Методы планирования.

Основными методами планирования являются: балансовый, расчетно-конетруктивный (вариантный), экономико-математический, нормативный, программно-целевой.

Балансовый метод основан на установлении соразмерности между потребностью в ресурсах и источниками их покрытия.

Балансы бывают: а) натуральные - сельхозугодий, техники, семян, удобрений и т.д.; б) стоимостные доходы и расходы; в)труда - потребность и наличие.

Обычно балансы составляются в виде таблиц, состоящих из 2-х частей (расход- потребление, приход - наличие).

В расчетно-конструктивном методе учитываются балансовый, нормативный и экономико-математич. методы. Он составляется по нескольким вариантам и включает в себя глубокий анализ хоз. деят-ти, исходит из учета всех факторов пр-ва, обобщения научно-технических достижений. После чего выбирается лучший вариант.

Экономико-математич метод представляет собой перенос тенденции развития на перспективу, а также предполагает решение экономико-математич. задачи.

Нормативный метод предусматривает использование различных норм и нормативов (на 1 га, 1 гол., единицу продукции и т.д.).

Норма – это научно обоснованный уровень расхода того или иного вида производственных ресурсов (норма высева 2,2 ц/га).

Норматив - обобщённая величина затрат раб-го времени, расхода произ-х и денежных ресурсов в расчете на 1га, 1гол.(чел.-ч.;руб.).

К нормативным методам план-я относится нормативно-ресурсный метод (объем продажи продукции по догово-рам). По нему могут устанавливаться, кроме плана продажи, отчисления в госбюджет, отчисления прибыли в централизованные фонды при необходимости, т.е. по нему планируется вся основная деятельность предприятий исходя из имеющихся ресурсов. В качестве последних выступают: -земля (количество и качество); -основные и оборотные фонды (матер-но-технич. ресурсы); -рабочая сила (трудовые ресурсы).

По мере роста производственного потенциала (до разум-ных пределов) растут экономич. показатели хоз-ва.

Й 1.Классификация товаров

Товар – это гл. действующее "лицо" на рынке. Коммерч. успех предпр-я зависит от наличия современного, высококач-ного и выгодного для потреб-ля товара. Товар не имеет для покуп-ля никакой ценности как вещь или услуга. Люди приобретают на рынке не товары, а их функциональные способности удовлетворить некоторые потреб-сти. С точки зрения маркетинга товар – изделия и услуги предлагаемые покупателю, услуги сопутствующие товару и выгоды, к-рые получает покуп-ль благодаря совершённой покупке.

Классификация товаров.

По общему назначению: 1 группа – потребительские; 2 гр. – товары производственного назначения.

Потребит-ские товары делятся: * по хар-ру потребления: - краткосрочного пользования; - длительного пользования; - услуги. * в завис-сти от поведения потреб-ля: - товары повседневного спроса (импульсные покупки); - товары тщательного выбора; - престижные товары (покупаем для испытания удовлетворения обладания ими).

Товары производственного назначения делятся в завис-сти от степени их участия в процессе произв-ва: - сырье, - материалы, - готовые изделия (исп-ся в процессе произв-ва, но не превращ-ся в конечный продукт, а только помогают его созданию). Поэтому их стоим-сть частями переносится на готовый продукт.

Конкурентоспос-сть – комплексная многоаспектная хар-ка товара, опред-ющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности так и по затратам на ее удовлетворение.

Конкурентоспос-сть товара обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, к-рые учитыв-ся покуп-лями согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей.

Цены на продукцию АПК

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Функции: 1. учетная – проявляется в том, что цена служит средством исчисления всех количественных и качественных показателей. Цены показывают, сколько необходимо средств потратить обществу для удовлетворения потребности в той или иной продукции, 2.распределительная и перераспределительная – проявляется через налогово-бюджетную политику; 3.балансирующая – заключается в том, что через цену заключается связь между производителями потребителями, спросом и предложением, 4.воспроизводственная (равные условия для всех); -5.стимулирующая, 6.информационная – цена служит индикатором состояния для нац. экономики, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка.

Системы цен: цены мирового рынка (в основе с/с + прибыль экспортёра + транспортнозаготовительные издержки экспедиторов + таможеннотарифная и налоговая пошлины + прибыль импортёров), государственные закупочные цены, межхзяйственные договорные цены, цены свободного крестьянского рынка, внутрихозяйственные расчётные цены.

Механизмы ценообразования (задачи: обоснование себестоимости как базы для цены):

-концепция с/с продукции и добавленных материальных ресурсов по худшим условиям производства (землям), если продукты с этих земель признаются рынком (хозяйства со средними и лучшими землями производят более дешёвую продукцию и получают ренту по плодородию и местоположению, эту ренту изымает государство для перераспределения).

-концепция базы цены на основе с/с на средних по качеству землях (худшим – финансовая помощь в виде дотаций к ценам, инвестиций, и т.д., у лучших изымают дифференцированные доходы в порядке платежей за землю, недвижимость и т.д. – государственные закупочные цены).

-концепция дифференцированных цен (для худших – цена повышается, для лучших – понижается, для средних не изменяется; примерно одинаковые земли).

3. Задача. Объем производства молока в хозяйстве составил 15320 ц в натуре и в зачетном весе 16170 ц. Базисная жирность молока установлена 3,5%. Определить фактическую жирность молока в хозяйстве.

16170*3,5/15320=3,69%

 

 

Й 1. Сущность специализации

Специализация – экономич. процесс общественного разделения труда и территориального размещения пр-ва. Иначе говоря, сущность специализации заключается в общественном разделении труда, которое происходит постоянно и в разных формах. Под специализированным с/х предприятием понимают сосредоточение его деят-сти на пр-ве отдельного вида продукции.

Цель специализации - создание условий для увеличения прибыли, для достижения более высокой производительности труда, для увеличения пр-ва продукции и повышения ее качества.

В основе специализации лежит: -потребность народного хоз-ва в с/х продукции; -требования рац-го ведения пр-ва;-учет природно-экономических условий. Специализация происходит под воздействием закона пла­номерного и пропорционального развития.

Формы специализации: территориальная (зональная), общехозяйственная (выражает разделение труда между отдельными с/х предпр-ми при пр-ве товарной продукции), внутрихоз. (в хозяйствах специализация д.б. направлена на наиболее рациональное размещение отраслей по подразделениям хоз-ва. Ее цель закл-ся в размещении пр-ва определенного вида продукции в минимальном числе подразделений), внутриотраслевые (основана на технологическом разделении труда. В этом случае несколько предприятий вступают между собой в кооперацию, каждое из которых выполняет лишь определенную часть технологического цикла).

Зоны специализации:

1. молочно-мясное скотоводство, свиноводство, интенсивное льноводство.

2. молочно-мясное скотоводство, свиноводство, льноводство.

3) мясо-молочное скотоводство, свиноводство, сахарное свекловодство

4) мясное скотоводство, свиноводство с посевом технических культур.

5) молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, овощеводство

2.Земля – главное средство производ

Земля является условием существования человеческого общества, незаменимое средство удовлетворения его разнообразных потребностей. В отраслях народного хозяйства земля играет пассивную роль, место для размещения предприятий, производства. В добывающей промышленности земля служит источником сырья. Таким образом:

Земля – базис для размещения производственных сил.

Земля – основной фактор производства.

Земля – место расселения людей.

В сельском хозяйстве земля – средство производства, функционирующее как сре







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.029 с.)