Договор, учреждающий Конституцию для Европы, и Лиссабонский договор 2007 г., их значение, сравнительный анализ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор, учреждающий Конституцию для Европы, и Лиссабонский договор 2007 г., их значение, сравнительный анализ.



«Договор, устанавливающий Конституцию для Европы»

  • Был подписан в Риме 29 октября 2004 г.

§ Договор учреждающий Конституцию для Европы и его значение.

 

Конституция синтезирует Договор о ЕС и Договор о Сообществе в единое целое и одновременно включает ряд но­вых положений. Она состоит из преамбулы и четырех частей. В первой части определяются природа, цели и задачи ЕС, круг ведения ЕС, характер и порядок осуществления ком­петенции, принадлежащей Союзу, институциональная структу­ра ЕС, порядок осуществления продвинутого сотрудничества, финансовая система ЕС. Часть вторая Конституции содержит изложение Хартии ос­новных прав Европейского Союза. Включение Хартии в текст Конституции предполагает придание ей обязательной юридиче­ской силы.

Конституции содержит моменты, относящиеся к вопросам гражданства, по­строению общего рынка и обеспечению реализации основных свобод, валютной политики, политика в области занятости; общая сельскохо­зяйственная политика; защита окружающей среды; защита прав потребителя; общая политика в сфере транспорта, научных ис­следований, технологии, исследования космического простран­ства, энергетики. Часть четвертая содержит общие и заключительные поста­новления. В частности, она предусматривает, что с момента вступления в силу Договора, учреждающего Конституцию, прекращают свое действие Договоры, учреждающие Европей­ское сообщество и ЕС. Судебная практика Суда ЕС сохраняет свою силу в качестве источника толкования права Союза.

Нововведения:

  • Ликвидация трех опор
  • Кодификация всех учредительных документов и дополняющих/изменяющих их актов в единый конституционный договор ЕС
  • Признание Хартии ЕС об основных правах в качестве составной части конституционного договора и высшей юридической силы ее норм в правовой системе ЕС.
  • Предусматривались право и обязанность присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

Закрепление «демократических принципов» функционирования ЕС

  • Нуждалась в ратификации всех государств.
  • Референдумы были проведены в Нидерландах, Франции, Испании, Люксембурге.
  • Франция, Нидерланды – негативный результат
  • В итоге ратифицировали все 18 государств, не ратифицировали - 2, не определили свою позицию – 7 (Великобритания, Дания, Ирландия, Польша, Португалия, Швеция, Чехия)

Лиссабонский договор (Договор о реформе)

  • На встрече в верхах в Лиссабоне 17-18 октября 2007 г. проект «Договора о реформе» ЕС был одобрен руководителями всех его ГЧ
  • 13 декабря 2007г. документ был официально подписан на всех 23 официальных языках ЕС.
  • Его цель – улучшить функционирование ЕС и укрепить его роль и позиций на мировой арене

Изменения

  • Договор об учреждении Европейского сообщества => Договор о функционировании ЕС
  • придание обязательной юридической силы Хартии основных прав ЕС, провозглашенной в 2000 году;

присоединение ЕС к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

ликвидируется система «трех опор»

 

19. Право ЕС и международное право (самому надо сокращать!!!!)

Европейское право возникло на основе учредительных дого­воров, образовавших европейские сообщества. Учредительные акты, образующие источник первичного права сообществ — это международные договоры. Эти договоры были выработаны в ре­зультате сотрудничества государств-учредителей, подписаны должным образом и ратифицированы каждым из государств-членов.

Европейские сообщества учредительными договорами наде­лены международной правосубъектностью. Это означает, в част­ности, что сообщества вправе заключать международные договоры с третьими государствами и международными органи­зациями, поддерживать с ними дипломатические отношения. Большая часть заключаемых европейскими сообществами со­глашений образует неотъемлемую составную часть права сооб­ществ. В иерархии европейского права такие соглашения занимают место, непосредственно следующее за учредительными договорами. Европейское право есть часть международного права. Европей­ское право представляет собой особую самостоятельную право­вую систему, существующую наряду с национальными правовыми системами и международным правом. Оно будто бы образует новую правовую реальность, сочетающую элементы, свойственные на­циональным системам права и международно-правовой систе­ме, а это порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы.

Европейским правом предусмотрено, беспример­ное ограничение суверенитета государств — членов ЕС и пере­дача традиционных властных полномочий наднациональным институтам ЕС. Имеет место нетрадиционный перечень источников, отлича­ющийся как от источников международного права, так и от ис­точников права внутреннего. В праве ЕС разграничиваются вопросы так называемого прямого применения, или прямого действия, нор­мативных актов институтов Сообществ и Союза.

Однако европейское право (или право Европейского союза) есть часть права международного, и, таким образом, никакой третьей правовой системой наряду с международным правом и внутригосударственным правом оно не стало.

Важнейшие источ­ники европейского права — учредительные договоры (втом числе Договор, учреждающий Конституцию для Европы от 29 октября 2004 г.) — представляют собой классические, многосторонние договоры, регулируемые международным правом. Учредительные договоры подписывались государствами — членами ЕС и про­ходили национальные процедуры ратификации.

Следует помнить, что абсолютного государственного суверенитета не существует, поскольку госу­дарства взаимозависимы, и эта взаимозависимость в условиях глобализации в современном мире непрерывно возрастает. Су­веренитет остается сегодня международно-правовой реальностью, юридическим символом государства. Государства могут огра­ничивать свободу своих действий в целях успешного решения общих проблем — например, в рамках международных организаций.

Практически все конституции европейских государств раз­решают ограниченную передачу суверенитета. Международное право не запрещает государствам уступать часть своих суверен­ных полномочий международным межправительственным орга­низациям в целях налаживания более действенного механизма межгосударственного сотрудничества при добровольном воле­изъявлении, отсутствии угроз, давления и других форм проти­воправного принуждения.

20. Гражданство Европейского Союза

 

На основании положений статьи 17 (8) Договора о ЕС, гражданином ЕС является любое лицо, имеющее гражданство государства-участника, которое исходит из применения собственных положений этого государства.

Гражданство Союза, дополняющее национальное гражданство, состоит из совокупности прав и обязанностей, дополняющих права и обязанности, характерные для гражданства государства-участника.

Статус гражданства Союза означает для каждого гражданина:

q Право на свободное передвижение и право пребывания на территории государств-участников;

Право голосовать и быть избранным в Европейский Парламент и в муниципальные органы в государстве местонахождения гражданина на тех же условиях, что и выходцы из этого государства.

Право пользоваться на территории 3-ей страны дипломатической или консульской защитой со стороны властей одного из государств-участников, имеющего представительство в данной стране

Сводное передвижение лиц и отсутствие контроля на внутренних границах являются важной частью обширной концепции внутреннего рынка, в котором не могут существовать внутренние границы и свобода передвижения лиц не может быть ограничена.

Утрата гражданства национального, ведет утрату гражданства ЕС.

 

 

21. Принципы пропорциональности и субсидиарности в праве ЕС, их содержание и значение.

Принцип субсидиарности был введен в учредительные договоры Европейского Союза в 1992 г., хотя как теоретическая идея он сформировался гораздо раньше и свои корни берет в христианском учении. Принцип субсидиарности требует, чтобы все вопросы, которые могут решаться непосредственно на местах, должны быть в ведении органов низшего уровня власти. На региональный, общегосударственный и, далее, надгосударственный уровень должны передаваться лишь полномочия, которые не в состоянии эффективно реализовать нижестоящий уровень публичной власти. Властная вертикаль, таким образом, строится снизу вверх. Принцип закреплен в первой статье Договора о Европейском сообществе.

v Принцип пропорциональности.

Ø Иначе называется принципом соразмерности

Ø Принцип пропорциональности означает с оответствие целей конкретных мер средствам, избранным для их достижения. Отсюда следует, что:

§ 1) Средства для достижения целей не должны быть чрезмерными, не следует идти дальше того, что действительно не­обходимо и что требует ситуация

§ 2) При выборе методов достижения цели нужно сначала использовать более мягкие средства и лишь затем переходить к более жестким. Если результата можно достичь путем рекомендации, то не следует сразу же прибегать к возложению юридических обязанно­стей или к запретам.

v Выполнение принципа пропорциональности, как и субсидиарности, обеспечивает Комиссия, так как она готовит законопроекты и, следовательно, выбирает их правовую форму.

Ø Совет и Европарламент могут не согласиться с Комиссией и отвергнуть подготовленный ею документ.

Ø В тексте принятых актов соответствие принципам субсидиарности и пропорциональности отмечается в преамбуле.

 

 

22. Принципы верховенства и прямого действия права ЕС

Принцип верховенства почти безогово­рочно признается всеми государствами — членами ЕС. Он состоит в том, что в случае коллизии нормы на­ционального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя. Этот принцип приобрел универсальное значение, т. е. правопорядок, действующий в рамках ЕС в пре­делах его ведения и в рамках переданных ему суверенных пол­номочий, обладает верховенством по отношению к националь­ному правопорядку.

Национальные судебные органы в случае коллизии нормы национального и европейского права не просто обязаны применять норму евро­пейского права, но и независимо от внутринационального регу­лирования принять меры к тому, чтобы противоречащий праву ЕС национальный правовой акт не подлежал применению.

Принцип верховенства норм европейского права основывают на том факте, что к числу ос­новных его источников относятся международные договоры. Соответственно, примат международно-правовой нормы по от­ношению к национальной норме государства — стороны по до­говору выводится из теории международных договоров и общих принципов международного права. Таким образом, Суд определил, что верховенст­во права Сообществ является жизненно важным условием су­ществования Сообществ и развития европейской интеграции.

v Принцип прямого действия

v Непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского Союза и относительно всех субъектов европейского права.

v Нормы права ЕС обязательны для всех государств-членов, институтов ЕС, а равно физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств-членов ЕС.

v 2 аспекта:

Ø обязывает государства-члены, национальную администрацию и судебные учреждения непосредственно при­менять нормы права ЕС независимо от того, каково отноше­ние национальной администрации к регулированию конкрет­ных проблем, осуществляемому на уровне ЕС. Неприменение или неполное или ошибочное применение квалифицируется как нарушение действующего права и влечет за собой ответственность.

Ø предполагает, что нормы права ЕС наделя­ют непосредственно напрямую правами и налагают обязанно­сти на частных физических и юридических лиц.

Любое физическое или юридическое лицо, полагаю­щее, что его права и интересы нарушены в результате непри­менения или недолжного применения нормы права ЕС, может обращаться за защитой в компетентные национальные судеб­ные органы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.014 с.)