Методическое пособие по решению задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое пособие по решению задач



Методическое пособие по решению задач

по дисциплине: «Экономическая теория»

для специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

 

 

Нытва 2016
разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

  Утверждена зам.директора по ИМР _____________Мялицина Т.Г. «___»__________2016г.  
Рассмотрена и одобрена на заседании П(Ц)К Председатель_______________Ишбаева Н.С. «___»__________2016г. №____________  

 

 

Разработчик: преподаватель социально-экономических дисциплин

КГАПОУ «НМТ» Ишбаева Н.С.

 

 

Рецензенты:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка по дисциплине «Экономическая теория» предназначена для обучения студентов СПО первого курса.

Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических и практических знаний в области экономической теории, формирование практических навыков по решению экономических задач.

Целью методической разработки является представление практического материала для студентов по решению задач по экономической теории.

В методической разработке последовательно представлен практический и теоретический материал по экономической теории, который может быть использован студентами в подготовке домашних заданий, самостоятельной работе, подготовке к экзамену.

В результате изучения дисциплины студенты научатся самостоятельно определять методику решения экономических задач, использовать основополагающие термины и понятия.

Структура методической разработки и изложение материала удобны для восприятия студентами, позволяют использовать её при выполнении самостоятельных и практических работ.

Пособие так же предназначено для преподавателей, читающих курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». В пособии последовательно рассмотрены темы по экономической теории, включающие термины и решение задач.

Так как экономическая теория является базовой дисциплиной для изучения других экономических дисциплин (экономика организации, маркетинг, ценообразование и др.), то в разработке уделено особое внимание темам, изучаемым на других предметах: издержкам, спросу и предложению, производственным возможностям и др.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА.. 6

2. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 10

2.1. Спрос и предложение. 10

2.1.1. Спрос. 10

2.1.2. Предложение. 12

2.1.3. Рыночное равновесие, равновесная цена. 13

2.2. Эластичность спроса и предложения. 16

2.2.1. Эластичность спроса. 16

2.2.2. Эластичность предложения. 18

3. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА.. 20

4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.. 22

5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ.. 25

5.1. Безработица. 25

5.2. Взаимосвязь безработицы и инфляции. 26

6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ В ОБЩЕСТВЕ.. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... Ошибка! Закладка не определена.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Экономическая теория является одной из базовых дисциплин для студентов, обучающихся на экономических специальностях. Она изучает такие важные явления в экономике, как спрос и предложение, издержки производства и производственные возможности, инфляция, безработица и др.

При изучении экономической теории студенты получают как теоретические, так и практические знания, позволяющие в дальнейшем осваивать и другие экономические дисциплины. В данном пособии последовательно излагаются те темы экономической теории, которые содержат практические задания. Материал излагается таким образом, что бы студент сначала ознакомился с основными понятиями по теме, а затем с решением задач.

Актуальность данной темы обусловлена тенденциями развития современного общества, которые отражаются в системе образования. Все больше экономических профессий востребовано на рынке труда, поэтому в учебных заведениях увеличивается количество аналогичных специальностей.

Об экономике говорят в средствах массовой информации, пишут книги. Современный человек должен обладать знаниями из различных сфер нашей жизни, но экономические знания сейчас носят приоритетный характер.

Знание основ экономической теории и умение решать задачи позволяет лучше ориентироваться в ситуации в стране и мире. Помогает оценить производственные возможности предприятия, элементы рынка, проанализировать макроэкономические показатели, структуру безработицы, антиинфляционную политику государства.


ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА

В условиях рыночной экономики важнейшим направлением развития общества является экономический рост в стране, осуществляемый за счёт развития производства, расширенного воспроизводства преимущественно интенсивным путём.

Так как ресурсы в обществе ограничены, а потребности всё время растут и совершенствуются, предприятиям необходимо делать выбор, что предпочтительнее производить. Делая свой выбор, они опираются на экономическую выгоду – желаемую прибыль при наименьших затратах.

При этом определяются производственные возможности предприятия, альтернативные затраты и делается выбор какое количество каких товаров эффективнее производить. То есть предприятие выбирает наиболее эффективную производственную программу.

Основные понятия

Производство в экономическом смысле – процесс создания разных видов экономического продукта.

Товар –это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства.

Потребности –это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.

Экономические ресурсы –это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг.

Факторы производства – ресурсы, вовлеченные в производство.

Альтернативная стоимость (затраты) – это цена, измеряемая через другую вещь, которую мы должны отдать взамен. Право именоваться ценой имеет лишь то благо, которое по желанности стояло на втором месте после выбранного варианта действий.

Кривая производственных возможностей (КПВ) демонстрирует различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании ресурсов; каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства двух продуктов из данного количества ресурсов.

Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять несколько допущений:

1. Экономика функционирует в условиях полной занятости и полного объема производства.

2. Количество ресурсов постоянно.

3. Технология производства остается постоянной.

4. Экономика производит два продукта – средства производства (станки) и потребительские товары (хлеб).

Примеры решения задач

Задача 1. Построить кривую производственных возможностей на основании исходных данных (табл. 1.1).

1. Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей.

2. Рассчитать альтернативные затраты производства одного станка.

3. Рассчитать альтернативные затраты производства одного хлеба.

4. Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости.

Таблица 1.1

Таблица данных для построения КПВ

Товар Вариант производственной программы
           
Средства производства (СП)            
Предметы потребления (ПП)            
СП в ПП            
ПП в СП            

Решение

Рис. 1.1. График кривой производственных возможностей

Подсчитаем альтернативные затраты.

Таблица 1.2

Расчёт альтернативных затрат

Товар Вариант производственной программы
           
СП станки            
ПП хлеб            
СП в ПП (сколькими станками придётся пожертвовать для увеличения производства хлеба,в знаменателе – насколько увеличится производство хлеба, в числителе – насколько уменьшаем производство станков)   1/1 2/1 3/1 4/1 5/1
ПП в СП (наоборот) 1/1 1/2 1/3 1/4 1/5  

Решение

Рис. 1.2. График кривой производственных возможностей

Таблица 1.4

Расчёт альтернативных затрат

Товар Вариант производственной программы
         
А          
Б          
А в Б   3/1 4/1 5/1 8/1
Б в А 1/3 1/4 1/5 1/8  

Решение

Рис. 1.3. График кривой производственных возможностей

ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Спрос и предложение

Спрос и предложение являются центральными элементами рыночной экономики. Предприниматель, производящий продукцию, опирается на собранные им в ходе маркетинговых исследований данные о спросе на продукцию и её предложении всеми поставщиками на данный рынок. На основе графика рыночного равновесия делается выбор об объёмах производства и установлении (изменении) цены.

Цена является регулятором рыночных отношений: с одной стороны она должна устраивать покупателя, с другой - продавца. У покупателя ограничены деньги, поэтому он хочет приобрести товар по меньшей цене. У продавца при определении цены на первый план выходит желание получить максимальную прибыль. При этом он хочет реализовать весь объём продукции. Предприниматель ориентируется на возможности покупателя, учитывает конкурентную ценовую политику и свои представления о прибыли.

Спрос

Основные понятия

Спрос (D) желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Объем (величина) спроса (QD) на товар или услугу – это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сократится, если цена на товар повышается.

Исключения составляют:

1. Товары Гиффена: рост цен на товары первой необходимости может вызвать не сокращение величины спроса на них, а увеличение, т.к. люди скорее откажутся от других покупок, а все сэкономленные деньги потратят на приобретение жизненно важных товаров.

2. Товары Веблена это предметы роскоши, спрос на которые возрастает с ростом цен, т.к. покупаются эти товары, чтобы подчеркнуть высокое общественное положение и успех в делах.

Эффект дохода при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта не отказывая себе в приобретении каких-либо других товаров. Следовательно, его доход увеличивается.

Эффект замещения при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь становятся относительно более дорогими. Потребители склонны замещать дорогие продукты более дешевыми.

1. Задание спроса функцией:

Qd = …. (P), Qd = a – bP (2.1)

например, Qd = 45 (2.2)

 

2. Шкала спроса – таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

Объём спроса находим подставляя цены поочереди в функцию спроса (Qd = 45 – 2Р).

Таблица 2.1

Шкала спроса

Р–цена QD – объём спроса
  Qd = 45 – 2 х 5 = 35
   
   
   

3. График спроса строим по точкам из шкалы спроса (рис. 2.1). В нашем примере четыре точки (Р = 5, Q = 35; Р = 10, Q = 25; Р = 15, Q = 15; Р = 20, Q = 5).

Рис 2.1. График спроса

Изменение величины спроса – результат изменения цен, выражается изменением объема покупок в результате изменения цены (графически – перемещение точки объема спроса вдоль кривой).

Изменение самого спроса означает, что по каждой из цен товаров продается больше или меньше товаров по одной и той же цене (смещение кривой влево или вправо).

Предложение

Основные понятия

Предложени е – это готовность производителей продать определенное количество этого товара по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения – то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена предложенияминимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

Закон предложения: при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает (и наоборот).

Предложение можно задать:

1. Шкалой.

2. Графиком.

3. Функцией.

1. Функция предложения:

Qs = a + bP, (2.3)

например, Qs = 5 + 2P (2.4)

2. Шкала предложения – таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в определенный период времени.

Объём предложения находим подставляя цены поочереди в функцию предложения (Qs = 5 + 2P).

Таблица 2.2

Шкала предложения

Р–цена QS – объём предложения
  Qs = 5 + 2 х 5 = 15
   
   
   

3. График предложения строим по точкам из шкалы предложения (рис. 2.2). В нашем примере четыре точки (Р = 5, Q = 15; Р = 10, Q = 25; Р = 15, Q = 35; Р = 20, Q = 45).

Рис 2.2. График предложения

Изменение величины предложения – товара продается больше или меньше, в зависимости от уровня рыночной цены; графически – перемещение точки объема продаж вдоль (по) одной и той же кривой предложения.

Изменение неценовых факторов графически отображается смещением кривой предложения: вправо при увеличении предложения, влево при уменьшении предложения.

Основные понятия

Равновесная цена – цена, складывающаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков.

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

QD = Qs = Qe равновесный объём(2.5)

PD = Ps = Pe равновесная цена(2.6)

Пример. Объединим ранее построенные графики спроса и предложения (рис. 2.3).

Функции: спроса QD = 45 – 2Р, предложения: Qs = 5 + 2P

Таблица 2.3

Шкала спроса и предложения

Р–цена QD – объём спроса QS – объём предложения
  Qd = 45 – 2 х 5=35 Qs = 5 + 2 х 5 = 15
     
     
     

 

Рис 2.3. График рыночного равновесия

Определить равновесную цену можно с помощью функций. Из определения рыночного равновесия мы знаем, что при равновесной цене объём спроса равен объёму предложения.

Приравняем функции спроса и предложения:

QD = Qs (2.7)

45 – 2Р = 5 + 2P

Отсюда мы узнаём равновесную цену: Ре = 10. Подставив её в любую из функций, найдём равновесный объём продаж Qe = 25 (45 – 2 х 10 = 25 или 5 + 2 х 10 = 25).

Сравниваем полученные показатели с графиком и убеждаемся, что правильно определили и равновесную цену, и равновесный объём продаж.

Избыток товара – состояние на рынке, при котором цена превышает равновесную. Производители, увидев нераспределенную продукцию будут снижать цены до равновесной.

Дефицит товара – цена ниже равновесной. Производители начнут повышать цену до тех пор, пока объем спроса не станет, равен объему предложения.

Посчитаем дефицит и избыток товаров в нашем примере по ценам 5, 10, 15.

1. В шкале посмотрим объём спроса по цене 5 – 35, объём предложения – 15. Так как 5 – цена ниже равновесной (ниже Ре = 10) – то по этой цене дефицит товаров. Надо определить, насколько спрос превышает предложение. Посчитаем: из объёма спроса вычтем объём предложения: 35 – 15 = 20. Итак, по цене 5 дефицит товаров равен 20.

2. По цене 10 – объём спроса равен объёму предложения, поэтому при этой цене – рыночное равновесие.

3. При цене 15 предложение превышает спрос – избыток товаров. Посчитаем: из объёма предложения 35 вычтем объём спроса 15. По цене 15 избыток товаров равен 20.

Полученные данные проверим на графике по этим же ценам.

Пример решения задач

Задача 1. Построить график рыночного равновесия на холодильники в магазине за день. Определите равновесную цену (Pе) и равновесный объем продаж (Qе). Определить наличие дефицита и избытка товара при ценах 100 и 400 руб.

Функции:

1. Функция спроса: QD = 900 – Р.

2. Функция предложения: QS = 100 + 3Р.

Решение:

1. Определим с помощью функций равновесную цену и равновесный объём продаж. Для этого приравняем функции.

900 – Р = 100 + 3Р, 900 – 100 = 3Р + Р, 800 = 4Р, Ре = 200 – равновесная цена.

Подставим полученную равновесную цену в любую из функций: QD = 900 – 200 = 700 или QS = 100 + 3 х 200 = 700. Равновесный объём продаж Qе = 700.

2. Построим шкалу.

Таблица 2.4

Шкала спроса и предложения

Р–цена QD – объём спроса QS – объём предложения
     
     

Определим с помощью шкалы избыток и дефицит товаров при ценах 100 и 400.

Цена 100 ниже равновесной (Ре = 200) – дефицит товаров. Вычтем из объёма спроса по этой цене 800 объём предложения 400. Дефицит составляет 400 (400 холодильников не хватает покупателям). Производители будут повышать цену, чтобы не было дефицита.

Цена 400 выше равновесной – избыток товаров. Вычтем из объёма предложения 1300 объём спроса 500. Избыток товаров составляет 800 (производители готовы продать на 800 холодильников больше, чем хотят и могут купить покупатели). Производители будут снижать цену до равновесной, что бы распродать всю продукцию.

3. Построим график рыночного равновесия на холодильники за день по точкам из шкалы. Для кривой спроса возьмём точки: Р1 = 100, Q1 = 800; Р2 = 400, Q2 = 500.

Для кривой предложения: Р1 = 100, Q1 = 400; Р2 = 400, Q2 = 1300.

Рис 2.4. График рыночного равновесия

Ответ. Равновесная цена Ре = 200, равновесный объём продаж Qе = 700. При цене 100 дефицит составляет 400 холодильников, при цене 400 избыток составляет 800 холодильников.

Задача 2. Постройте график рыночного равновесия, определите равновесную цену и объём продаж. Определите и посчитайте дефицит и избыток товаров при ценах: 5, 15, 20.

Функция спроса: QD = 50 – 2P.

Функция предложения: QS = 5 + P.

Решение:

Таблица 2.5

Шкала спроса и предложения

Р, цена QD QS
     
     
     

Рис. 2.5. График рыночного равновесия

Ответ. Равновесная цена 15, равновесный объем продаж 20. При цене 5 рублей: дефицит составляет 30. При цене 15 рублей: рыночное равновесие. При цене 20 рублей: избыток товаров 15.

Эластичность спроса

Основные понятия

Эластичность спроса – показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение таких факторов как цена, доход потребителей, цена на другой товар.

Эластичность спроса по цене – показывает, насколько изменится объём спроса при изменении цены на товар.

Товар может быть эластичного спроса, неэластичного или спроса единичной эластичности. Для определения типа эластичности используем два показателя:

1. Коэффициент эластичности.

2. Общая выручка продавца.

1. Коэффициент эластичности спроса по цене (ED) – показывает относительное изменение объёма спроса при относительном изменении цены.

Для расчёта используем формулу:

ED = Q2 – Q1 х P1 + P2 (2.8)
P2 – P1 Q1 + Q2

 

где Р1 – первоначальная цена на товар,

Р2 – новая цена,

Q1 – первоначальный объём спроса

Q2 – новый объём спроса.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%.

Существует три типа эластичности спроса:

1. Если коэффициент эластичности |ED| < 1%, товары неэластичного спроса: объём спроса изменяется в меньшей степени чем цена.

2. Если |ED| > 1%, то товары эластичного спроса: объём спроса изменяется в большей степени чем цена.

3. Если |ED| = 1%, то товары спроса единичной эластичности: объём спроса изменяется так же на 1% как и цена.

Товары с эластичным спросом по цене:

-предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);

-товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);

-легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).

Товары с неэластичным спросом по цене:

-предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);

-товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);

-труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).

Примеры решения задач

Задача 1. При повышении цены на молоко с 30 до 35 руб. за 1 литр в магазине объём спроса на него сократился с 100 до 98 л. Определите тип эластичности спроса на молоко, изменение общей выручки продавца.

Решение

1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.

Р1 = 30 руб., Р2 = 35 руб.

Q1 = 100 л, Q2 = 98 л.

ED = Q2 – Q1 х P1 + P2  
P2 – P1 Q1 + Q2

 

ED = 98 – 100 х 30 + 35 = –0,13%
35 – 30 100 + 98

 

|ED| = 0,13% < 1% – объём спроса сократился в меньшей степени (на 0,13%), чем выросла цена (на 1%), поэтому молоко – товар неэластичного спроса.

2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на молоко с 30 до 35 руб. за литр.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 30 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 30 х 100 = 3000 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 35 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 35 х 98 = 3430 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆TR = 3430 – 3000 = 430 руб.

Ответ. Так как на молоко |ED| < 1%, то спрос неэластичен, то есть он слабо реагирует на изменение цены. При повышении цены на молоко объём спроса сократился незначительно. Поэтому выручка продавца, несмотря на повышение цены, выросла на 430 руб.

Задача 2. При повышении цены на яблоки с 65 до 90 руб. за 1 кг в магазине объём спроса на него сократился с 30 до 18 кг. Определите тип эластичности спроса на яблоки, изменение общей выручки продавца.

Решение

1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.

Р1 = 65 руб., Р2 = 90 руб.

Q1 = 30 кг, Q2 = 18 кг.

 

ED = Q2 – Q1 х P1 + P2  
P2 – P1 Q1 + Q2

 

ED = 18 – 30 х 65 + 90 = –1,55%
90 – 65 30 + 18

 

|ED| = 1,55% > 1% – объём спроса сократился в большей степени (на 1,55%), чем выросла цена (на 1%), поэтому яблоки – товар эластичного спроса.

2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на яблоки с 65 до 90 руб. за кг.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 65 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 65 х 30 = 1950 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 90 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 90 х 18 = 1620 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆TR = 1620 – 1950 = –330 руб.

Ответ. Так как на яблоки |ED| > 1%, то спрос эластичен, то есть он чутко реагирует на изменение цены. При повышении цены на молоко объём спроса сократился в большей степени, чем увеличилась цена. Поэтому выручка продавца сократилась на 330 руб.

Задача 3. При повышении цены на зонты с 500 до 1000 руб. за 1 зонт в магазине
объём спроса на них сократился с 80 до 40 шт. Определите тип эластичности спроса, изменение общей выручки продавца.

Решение:

1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.

Р1 = 500 руб., Р2 = 1000 руб.

Q1 = 80 шт., Q2 = 40 шт.

ED = Q2 – Q1 х P1 + P2  
P2 – P1 Q1 + Q2

 

ED = 40 – 80 х 500 + 1000 = –1%
1000 – 500 80 + 40

|ED| = 1% = 1% – объём спроса сократился в той же степени, как выросла цена (на 1%), поэтому зонт – товар спроса единичной эластичности.

2. Определим, как изменится выручка продавца.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 500 х 80 = 40 000 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 1000 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 1000 х 40 = 40 000 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆ TR = 0 руб.

Ответ. Так как на зонт |ED| = 1%, то спрос единичной эластичности, то есть объём спроса, изменяется в той же степени, что и цена. Поэтому выручка продавца не изменилась после изменения цены.

Эластичность предложения

Основные понятия

Эластичность предложения – способность предложения или его величины изменяться в результате изменения рыночных цен.

В зависимости от уровня коэффициента эластичности предложения различают следующие типы эластичности.

1. Если Еd >1, то предложение эластичное, оно чутко реагирует на изменение ценовой ситуации, даже незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно уменьшается, а при увеличении цены объем продаж увеличивается.

2. Если Еd < 1, то предложение неэластично, оно слабо реагирует на изменение ценовой ситуации, даже значительное изменение цены не приводит к существенным изменениям объемов продаж. Производитель не может извлекать выгоду из благоприятной рыночной ситуации, а в случае снижения цены несет убытки.

3. Если Еd = 1, то предложение единичной эластичности, изменения предложения и цены происходят в одинаковой пропорции, доход и прибыль производителя остаются прежними.

Коэффициент эластичности предложения по цене (ES) показывает относительное изменение объёма предложения при относительном изменении цены.

Формула расчёта аналогична формуле расчёта ED.

 

ES = Q2 – Q1 х P1 + P2 (2.10)
P2 – P1 Q1 + Q2

 

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

1. Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения.

2. Специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным.

3. Фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна.

4. Цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения.

5. Степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.

Примеры решения задач

Задача 1. При повышении цены на йогурты с 15 до 25 руб. за 1 шт. в магазине объём предложения на них увеличился с 100 до 110 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.

Решение:

1. Рассчитаем коэффициент эластичности предложения по цене.

Р1 = 15 руб., Р2 = 25 руб.

Q1 = 100 шт., Q2 = 110 шт.

ES = Q2 – Q1 х P1 + P2  
P2 – P1 Q1 + Q2
ES = 110 – 100 х 15 + 25 = 0,19%
25 – 15 100 + 110
                 

ES = 0,19% < 1% – объём предложения увеличился в меньшей степени (на 0,19%) чем выросла цена (на 1%), поэтому йогурт – товар неэластичного предложения.

2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на йогурт с 15 до 25 руб. за 1 шт.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 15 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 15 х 100 = 1500 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 25 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 25 х 110 = 2750 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆TR = 2750 – 1500 = 1250 руб.

Ответ. Так как на йогурт ES < 1%, то предложение неэластично, то есть оно слабо реагирует на изменение цены. Выручка продавца выросла на 1250 руб.

Задача 2. При понижении цены на рубашки с 500 до 450 руб. за 1 шт. в магазине
объём предложения на них сократился с 70 до 50 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.

Решение:

1. Рассчитаем коэффициент эластичности предложения по цене.

Р1 = 500 руб., Р2 = 450 руб.

Q1 = 70 шт., Q2 = 50 шт.

ES = Q2 – Q1 х P1 + P2  
P2 – P1 Q1 + Q2
ES = 50 – 70 х 500 + 450 = 3,17%
450 – 500 70 + 50
               

ES = 3,17% > 1% – объём предложения сократился в большей степени (на 3,17%) чем снизилась цена (на 1%), поэтому рубашки – товар эластичного предложения.

2. Определим, как изменится выручка продавца при уменьшении цены на рубашки с 500 до 450 руб. за 1 шт.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 500 х 70 = 35 000 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 450 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 450 х 50 = 22 500 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆TR = 22 500 – 35 000 = – 12 500 руб.

Ответ. Так как на рубашку ED > 1%, то предложение эластично, то есть оно чутко реагирует на изменение цены. Выручка продавца сократилась значительно – на 12 500 руб. Производителю не выгодно снижать цены на товары эластичного спроса из-за сокращения выручки.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

В рыночной экономике целью производителей является получение максимальной прибыли. Поэтому предприниматели выбирают, какой производить товар, ориентируясь на спрос потребителей и возможность получения прибыли. Для увеличения прибыли на предприятиях применяют новые технологии, уменьшают издержки.

На объёмы производства влияют издержки. Если они возрастают, то предприятие сокращает объёмы производства. Если издержки сокращаются, то предложение увеличивается.

Основные понятия

Издержки – это затраты, которые несет фирма по организации производства и сбыта продукции.

Классификация издержек

1. Постоянные издержки (FC) – затраты, которые прямо не зависят от объема выпуска продукции и которые фирма несет даже при полной остановке производства.

2. Переменные издержки (VC) – затраты, которые прямо зависят от объема выпуска продукции и включают расходы на покупку сырья, энергии, производственных услуг и т.д.

3. Общие издержки (TC) – сумма постоянных и переменных издержек:

TC = FC + VC (3.1)

4. Средние постоянные издержки (AFC) – постоянные затраты на единицу продукции, которую можно рассчитать по формуле:

AFC = TFC (3.2)
Q

5. Средние переменные издержки (AVC) – переменные затраты:

AVC = TVC (3.3)
Q

6. Средние общие издержки – общие затраты на единицу продукции:

AC = AFC + AVC (3.4)

AC = TC (3.5)
Q

Эффект масштаба

Эффект масштаба – изменение издержек производства и показателей хозяйствования в связи с увеличением объема производства.

В зависимости от характера различают три эффекта масштаба:

1. Положительный

2. Отрицательный

3. Постоянный.

Положительный эффект – при увеличении объёмов производства снижаются издержки производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.21 с.)