1. Проверить знания за базовый курс методики.
2. Проверить профессионально-методические навыки и умения
Экзамен по методике проходит в формате экзамена “открытая книга”. Каждый студент имеет право принести с собой и пользоваться предоставленной кафедрой учебно-методической литературой, лекциями, материалами семинарских занятий. Вопросы билетов основаны на программе базового курса методики. Формулировка вопросов исключает механическое списывание или заучивание, но предполагает творческое переосмысление пройденного материала, профессиональную рефлексию. Проверяется знание всего курса методики, умение работать со справочной литературой, делать профессиональные презентации.
Билет состоит из 2х вопросов.
1. Первый вопрос ориентирован на контроль методических знаний, а также умение проиллюстрировать их примерами (на основе разработок индивидуального профессионально-методического портфеля или современных рабочих программ по ИЯ).
2. Второй вопрос – беседа по материалам индивидуального профессионально-методического портфеля, составленным в течение курса с элементами самоанализа, построенного на рефлексии.
Параметры
| Критерии
|
| Отлично
| Хорошо
| Удовлетворительно
| Плохо
|
Методические знания и умения.
1. Знание теоретических основ курса.
|
Демонстрирует прекрасное знание предмета, при ответе на вопрос умеет соединять знания из различных разделов курса, умеет профессионально прокомментировать изменение требований в обучении иностранномму языку в зависимости от целей, уровня и условий обучения.
|
Хорошо владеет теорией вопроса. Видит, как изменение целей, особенности аудитории способны изменить процесс обучения ИЯ. Видит взаимосвязь различных разделов курса, может их объяснить.
|
Отвечая на конкретный вопрос, не учитывает различные варианты обучения, обусловленные целями, условиями и индивидуальными особенностями аудитории. Может соединять различные разделы курса лишь при условии наводящих вопросов экзаменатора.
|
Не понимает сути вопроса, механически повторяет текст лекции или учебника, не видит взаимосвязи различных разделов курса, не понимает, на чем основана вариативность обучения ИЯ.
|
2. Умение проиллюстрировать теоретические положения примерами из индивидуальных разработок, рабочей программы или личного опыта изучения ИЯ.
| Отвечая на теоретический вопрос, может легко и безошибочно проиллюстрировать ответ как примерами из собственного опыта изучения / обучения ИЯ, так и примерами из действующих рабочих программ.
| Может найти примеры, иллюстрирующие ответ, умеет пользоваться рабочей программой, соотнести собственные практические разработки с теорией вопроса.
| С трудом может соотнести теорию вопроса с практическими примерами, подтверждающими или опровергающими ее правильность. Дает неверные примеры, путается, часто противоречит сам себе.
| Не умеет найти нужное подтверждение в защиту или опровержение определенной позиции, не знает как пользоваться рабочей программой, не умеет соотнести теорию с практикой.
|
Владение профессиональной терминологией.
| Прекрасно владеет профессиональной терминологией из различных разделов курса.
| Хорощо владеет профессиональной терминологией, в случае неверного употребления термина может сам исправить ошибку/ оговорку.
| Слабо владеет профессиональной терминологией, допускает много ошибок и не умеет их исправить, не всегда понимает суть вопроса, сформулированного профессиональным языком.
| Не владеет терминологией, не понимает сути вопроса, в ответе постоянно подменяет одни понятия другими.
|
Речевое поведение
1. Манера общения.
| Располагающая манера общения, демонстрирующая вежливое и уважительное отношение к собеседнику, его точки зрения при сохранении чувства собственного достоинства и своей позиции.
| Приятная манера общения, соблюдение норм профессионального общения.
| Вялая манера общения, безразличие к предмету беседы.
| Неоправданно агрессивная или заискивающая манера общения, неумение контролировать свои чувства и эмоции.
|
2. Дискурсивные умения.
| Демонстрирует различные формы изложения мысли: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию и т.д.. Прекрасно владеет аргументацией. Использует различные способы связи речи и приемы выразительности. Избегает ненужных повторов, речь предельно лаконична, доступна и понятна.
| Грамотная композиция речи, хорошая аргументация, отсутствие ненужных повторов, четкость и лаконичность ответа.
| Слабая аргументация, однообразные приемы и формы изложения мысли, нарушенная логика высказывания, неумение адекватно реагировать на контраргументы.
| Отсутствие логики, отсутствие аргументации, наличие неоправданных повторов, нарушение норм социокультурного общения, фрагментарность речи, множественные междометия, паузы-хезитации.
|
3. Языковая грамотность.
| Речь абсолютно грамотная, соблюдаются все лексико-грамматические и стилистические нормы оформления речевого высказывания.
| Речь грамотна, практически нет ошибок на употребление лексики или грамматики, в целом соблюдаются нормы стилистического оформления речи.
| В речи встречаются ошибки на лексико-грамматическое и стилистическое оформление речи.
| Речь изобилует языковыми и стилистическими ошибками.
|
Способность к методической рефлексии.
1. умение давать анализ / самоанализ серии упражнений с точки зрения формирования различных составляющих коммуникативной компетенции.
|
При анализе упражнений УМК и разработке собственных учебных материалов, умеет четко обосновать цель конкретных упражнений, их последовательность и роль в формирова
нии коммуникативной компетенции обучаемых.
|
Умеет определить и сформулировать цель серии упражнений и каждого упражнения в отдельности для решения поставленных задач обучения. Допускает незначительные погрешности в логике их расположения.
|
Слабо понимает и плохо формулирует цель серии упражнений на формирование различных составляющих коммуникативной компетенции. Не всегда умеет определить цель каждого упражнения, плохо видит их взаимосвязь, не умеет обеспечить необходимый уровень опор для их выполнения.
|
Не владеет приемами анализа, не видит взаимосвязи заданий, не может определить конечную цель.
|
2. Критическое переосмысление своих разработок и их оценивание.
| При анализе собственных материалов, умеет заметить недочеты, обусловленные различными объективными и субъективными причинами, может их прокомментировать и оценить, найти новое решение.
| Способен провести самоанализ и дать грамотную оценку своим разработкам, практически не нуждается в наводящих вопросах.
| Не может самостоятельно провести анализ ранее составленных материалов, нуждается в наводящих вопросах.
| Не может критически подойти к анализу упражнений и заданий, даже на основе наводящих вопросов.
|
Профессионально-личностные характеристики
1. Внешний вид и поведение.
|
Академический стиль (одежда, прическа, поведение).
|
Аккуратный внешний вид отсутствие серьезных замечаний к одежде и поведению.
|
Небрежность в одежде и прическе, слишком раскованная или слишком зажатая манера поведения.
|
Вульгарный/ неопрятный внешний вид, неадекватное поведение.
|
2. Владение голосом, мимикой и жестами.
| Прекрасно варьирует силу, темп, высоту голоса для выделения значимых элементов высказывания; имеет четкую дикцию, в полном мере использует голос, мимику и жесты для установления речевого взаимодействия.
| Обладает хорошей дикцией, достаточной силой голоса. Владеет мимикой и жестами, располагающими к общению.
| Не достаточно четкая речь, неумение выделить главное голосом, недостаточная сила голоса, невыразительная мимика.
| Нечеткая дикция, сильно замедленный или неоправданно быстрый темп, монотонность, неоправданная жестикуляция и мимика.
|
| | | | | |