Период распада Римской империи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период распада Римской империи



В начале V в. положение Западно-римской империи значительно осложнилось. В Италию вторглись вестготы, остготы, вандалы и бургунды. После двух осад в 408 и 409 гг. Рим впервые в своей многовековой истории был взят вестготами Алариха и подвергнут 2-дневному разграблению.

В правление Валентиниана III (425—455) давление варваров на Западно-римскую империю усилилось. В конце 440-х началось завоевание Британии англами, саксами и ютами. В начале 450-х на Западно-римскую империю обрушились гунны. В июне 455 вандалы захватили Рим и подвергли его страшному разгрому. Западно-римской империи был нанесен смертельный удар. Вандалы подчинили себе Сицилию, Сардинию и Корсику. В 457 бургунды заняли бассейн Родана (совр. Роны), создав самостоятельное Бургундское королевство. Под властью Рима к началу 460-х осталась фактически одна Италия. Престол стал игрушкой в руках варварских военачальников, которые по своей воле провозглашали и низвергали императоров. Затянувшейся агонии Западно-римской империи положил конец скир Одоакр: в 476 он сверг последнего западно-римского императора Ромула Августа, отослал знаки высшей власти византийскому императору Зенону и основал на территории Италии собственное варварское королевство.

4 сентября 476 года Западная Римская империя прекратила своё существование. С концом Западной Римской империи погибла и античная культура.

 

Градостроительство

В III в. н.э. в связи с разразившимся социальным и политическим кризисом Римской империи начинается постепенное сокращение строительства. Этот период знаменуется постепенным упрощением принципов градостроительства; повсюду возрождаются и усиливаются местные традиции. В то же время возрастает роль и значение крепостей, предназначенных для защиты границ империи от все усиливающегося натиска варваров.

В конце империи в период домината, означавшего уничтожение последних остатков городского самоуправления, происходило постепенное отмирание форума как римского городского центра. Завершающий этап развития можно видеть во дворце-крепости Диоклетиана в Сплите. Роль форума здесь выполнял небольшой отрезок кардо от пересечения его с декуманусом до императорского дворца.

К этому времени у форума осталась только одна общественная функция — быть местом поклонения императору, являвшемуся перед немногочисленным населением крепости в момент торжественных выходов.

Инженерные сооружения

Последний период строительства акведуков в Риме связан с императорами династии Северов (Аква Александрина).

Для сбора нечистот и дождевой воды по всему Риму основной канал имел ответвления. Об их суммарной длине можно только догадываться и судить по легендам. Одна из них гласит, что куратор водопровода и канализации Римской Империи полководец Агриппа тратил целый день на осмотр, передвигаясь на лодке. Размеры дополнительных каналов также были довольно большими и позволяли передвигаться на лодке. Нечистоты собирались с городских бань (терм) и общественных туалетов, которых было 144. Также имелись ответвления, которые собирали нечистоты в частных домах. Каждый, кто хотел иметь подобное удобство, должен был платить специальный налог, называемый клоакариум.

Оборонные сооружения

Развитие системы пограничных укреплений, начавшееся еще при Августе, особенно интенсивно идет в III в. н.э., когда все сильнее дает себя знать возросшая мощь окружающих империю «варварских» народов.

Основным элементом обороны римских границ был кастеллум. Первоначально он представлял собой уменьшенную копию римского легионного лагеря, а к началу IV в. н.э. сменился новым типом, напоминающим средневековый замок, с мощными башнями.

Можно выделить две системы укреплений границ: европейскую и африкано-азиатскую. Первая характеризуется сравнительно небольшой глубиной обороны, вторая — более глубоко эшелонирована.

На европейских границах империи (в Британии, Германии, в дунайских провинциях) основу обороны обычно представлял вал или стена, шедшая на десятки и даже сотни километров. Пример укреплений первого рода представляет германская граница, где систему обороны составляли частокол, за ним ров и затем вал. В пределах видимости вдоль вала располагались башни, занятые небольшими подразделениями вспомогательных римских войск. Через каждые несколько башен располагался лагерь — кастеллум среднего по величине подразделения войск (100—300 человек). Чаще всего его укрепления прямо смыкались с линией вала. Строился он позади вала и окружался одним, а то и несколькими (до пяти) рвами. Иногда эти укрепления были несколько сдвинуты назад от передовой линии обороны. Наконец, в глубине находился большой постоянный лагерь, где квартировали основные силы охраны границы. Чаще всего там располагался один легион с приданными ему вспомогательными частями. Вся система укреплений связывалась дорогами, позволявшими легко перебрасывать к угрожаемому месту необходимые подкрепления.

В Сирии и Северной Африке, где границы проходили по пустыне, обычно отсутствуют рвы и стены. Полоса обороны значительно шире. Первая линия укреплений — кастеллумов — проходит по границе пустыни, вторая выдвинута далеко вперед в пески. Широкая полоса между ними занята небольшими укреплениями на перекрестках караванных дорог и редких в пустыне источников воды. Стационарные легионные лагеря располагались уже в глубине земледельческих территорий. Эта система обороны была рассчитана на борьбу с набегами кочевников и построена так, чтобы в условиях пустыни, где невозможно создание укреплений типа сплошной стены или вала, максимально затруднить действия кавалерии.

Композиционные приёмы

Последние столетия империи характеризуются развитием сложных архитектурных комплексов (термы, виллы) и дальнейшей разработкой разнообразных сводчатых и купольных конструкций. В то же время архитектурные формы и слишком обильный декор сооружений не всегда соответствовали особенностям их конструкции, а противоречие между тщательностью оформления интерьера и невыразительностью внешнего объема многих зданий поздней империи так и не было преодолено.

Особое место в римской архитектуре принадлежало разработке центрических сооружений, по традиции нередко получавших осевую ориентацию путем пристройки портика, прямоугольного перистиля и т.д. Центрическая форма была наиболее выгодной в конструктивном и антисейсмическом отношениях и давала наиболее гармоничное решение как внешнего объема здания, так и его интерьера.

Наряду с осевыми и центрическими построениями римская архитектура знала и свободную живописную планировку, которая иногда применялась при строительстве вилл.

К концу империи в архитектуре крупных ансамблей достигают полного выражения два противоположных принципа композиции. Первый из них характеризуется строго осевым фронтальным построением при прямоугольной сетке плана, а второй строится на свободном сочетании криволинейных в плане зданий, примыкающих под разными углами к прямоугольному ядру виллы.

В целом римская архитектура периода империи при постоянстве основных композиционных принципов разработала и осуществила множество ценных решений, которые стали основой для последующего развития архитектуры и к которым в течение ряда столетий обращались зодчие последующих эпох.

Общественные сооружения

Базилики

Существенные изменения в конструкции и плане этого типа сооружений впервые были введены в базилике, начатой Максенцием и законченной Константином на Римском форуме (307—312 гг.). Трехнефная базилика Константина - одна из крупнейших базилик Рима. Развившаяся в больших залах терм система перекрытия прямоугольного пространства крестовыми сводами, опирающимися на столбы, была перенесена на большее по размерам базиликальное здание. Его центральный неф (80х25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Распор сводов весом 7000 т воспринимался массивными столбами, а также поперечными стенами и опирающимися на них контрфорсами и поперечно направленными цилиндрическими сводами более низких боковых частей здания. Подобно крестовым сводам терм пяты сводов, сильно вынесенные в центральный неф, лишь частично опирались на столбы, что и послужило причиной их последующего разрушения. Под нависающие пяты сводов были подведены колонны с импостами, заслонявшие столбы и торжественно оформлявшие огромный средний неф. Боковые ячейки базилики (по три с каждой стороны) были соединены арочными проходами, образуя боковые нефы. Восьмиугольные профилированные кессоны украшали поверхности сводов. В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были устроены арочные проемы освещения. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне базилики, был при Константине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку напротив него апсиды. Созданный в начале IV в. н.э. в Риме, этот тип сводчатой базилики получил впоследствии большое развитие.

Кроме базиликальных зданий общественного назначения с начала империи существовали частные базиликальные залы и здания, входившие в состав парадных апартаментов богатых домов и дворцов.

 

Термы

К IV в. н.э. в Риме насчитывалось уже около тысячи терм. На каждый из 14 районов города приходилось от 60 до 80 терм. Особо выделялись колоссальные императорские термы.

Термы Каракаллы

Построены императорами династии Северов. Отличались размахом и пышностью.

В планировке колоссальных терм (450 х 450 м) были расчетливо использованы особенности отведенного для них участка на склоне холма. В его высокой юго-западной части соорудили огромный, присоединенный к Марциеву акведуку резервуар-отстойник, вода из которого по уклону легко подавалась в банный корпус, сдвинутый ближе к середине комплекса и уже не связанный непосредственно с входом. Склон участка послужил также опорой зрительских мест стадия для гимнастических игр, устроенного у подножия резервуара. По сторонам от стадия располагались библиотеки, Ниже простиралось парковое пространство, ограниченное банным корпусом и полукружиями боковых выступов терм. Оно предназначалось для спорта, развлечений и отдыха среди зелени, статуй и у фонтанов нимфеев, для встреч и бесед в смежных с нимфеями залах больших полукружий.

В главной северо-восточной половине терм были сосредоточены разнообразные помещения для омовения, начиная от маленьких номерных бань на одного человека (или на семью), находившихся наряду с конторами и магазинами вдоль стен ограды, и до огромных великолепных залов главного корпуса.

Вся эта часть комплекса была расположена на субструкциях, поднимавших на 6 м уровень терм по их северо-восточной границе. Все обслуживание (котельные, водопровод и пр.) было помещено внизу между субструкциями. Главный корпус (214х110 м) состоял из зеркально повторявшихся групп вестибюлей, раздевален, массажных, палестр, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подводивших к круглому (диаметром 35 м) кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен и двойным рядом окон под куполом. Оттуда через небольшой тепидарий с теплыми ваннами попадали в центральный зал терм — фригидарий, расположенный на пересечении осей здания и открывавшийся в широкий бассейн для плавания. Фригидарий имел пролет 19 м и был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами, опиравшимися на восемь столбов с приставными колоннами. Распор свода воспринимался группой более низких сводчатых помещений, окружавших ядро здания. Огромные окна фригидария над уровнем их крыш ярко освещали зал. Разные по размерам и форме помещения были умело сопоставлены, оттеняя особенности друг друга. То же и в объемной композиции здания, где огромный купол кальдария и высокие крестовые своды фригидария выделялись среди более низких цилиндрических, коробовых и крестовых сводов.

В противоположность непритязательности оштукатуренных фасадов терм интерьер поражал роскошью отделки. Подогретые изнутри горячим воздухом стены, своды и полы были облицованы цветным мрамором, порфиром и украшены великолепными мозаиками. Колонны с фигурными капителями, статуи и красивые каменные чаши, игра воды в фонтанах и бассейнах дополняли пышное внутреннее убранство терм Каракаллы.

Термы Диоклетиана

306 г., меньшие по общим размерам (316 х 356 м), чем термы Каракаллы, имели большую вместимость главного корпуса (244х144 м). От терм Каракаллы они отличались лишь иными очертаниями внешней линии здания и несколько иными формами внутренних помещений. Размеры окружающих фригидарий боковых помещений, расположенных анфиладами, здесь ближе друг к другу по величине, благодаря чему нагрузка свода воспринималась более равномерно.

 

Театры

К концу II в. н.э. театральные представления, которые постепенно свелись к пантомимам, окончательно потеряли популярность, вытесненные гладиаторскими играми, дававшими более острые ощущения. Опустевшие театры стали повсеместно приспосабливаться к излюбленному виду зрелищ, в результате чего возникли гибридные формы театра и амфитеатра.

Эти зрелищные сооружения, сочетавшие черты театра и амфитеатра, имели различное происхождение. Одним из путей их возникновения было приспособление существующих зданий театров для гладиаторских игр. Подобная трансформация имела место в последние века существования Римской империи, когда в связи с варварскими нашествиями резко уменьшилось население городов. Для сильно уменьшившегося населения вполне хватало помещения старого театра, в котором была уничтожена сценическая площадка, снесены нижние ряды сидений и орхестра, а место освободившегося таким образом пространства было превращено в арену.

Другой вариант гибридной формы возник в Галлии, где строились рассчитанные сразу на оба вида зрелищ сооружения. Местом действия была не сценическая площадка, а заглубленная почти круглая арена (58,4x52,2 м), сочетавшаяся со сценой-задником и охваченная с трех сторон обширным театроном (арена в Лютеции).

Культовая архитектура

В IV в. после признания христианства государственной религией начинается строительство христианских базиликальных церквей. Они были прямоугольными в плане с трех- или пятинефными членениями пространства. Поперечная галерея (трансепт) пересекала алтарную часть нефа. Алтарь располагался в апсиде — полукруглой нише, покрытой четвертью сферы (конхой). Атриум перед базиликой был окружен колоннадой, в центре его ставилась купель. Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было скромным, конструктивное решение отличалось простотой: стены выкладывали из кирпича, средний неф возвышался над перекрытием боковых нефов, его стены были прорезаны окнами. Ряды мраморных колонн служили опорами для арок или антаблемента, поддерживающих продольные стены среднего нефа.

Планировка храма символична: в основе ее лежит крест, культовое значение которого как атрибута «страстей Христовых» было официально признано христианской церковью в середине IV века. Вытянутое по продольной оси, разделенное рядом колонн, постепенно повышающееся к центральному нефу пространство базилики обладает особой духовной выразительностью. Здесь все подчиняется выражению христианской идеи отрешения от земной суетности и восхождения к некоему сияющему совершенству.

Важную роль играет контраст внешнего — чрезвычайно сдержанного, почти аскетического облика здания с его интерьером, полным утонченной, ослепляющей вошедшего роскошью. В интерьере тем же целям служит противопоставление относительно низких и затененных пространств притвора (нартекса) и боковых нефов центральному — широкому, высокому, освещенному. В центральном нефе особенно остро ощущается эффект убегающего вдаль пространства, легкий, но неукоснительно уводящий к алтарю ритм колонн и арок. Пространство пришло в движение, чего не наблюдается ни в греческих, ни в римских храмах.

Кроме церквей-базилик (базилика св. Петра, базилика св.Павла), в римской империи строились и центрические культовые постройки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.64.201 (0.017 с.)