Ансамбль мостов Фабриция и Цестия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ансамбль мостов Фабриция и Цестия



Средствами архитектуры (каменные облицовки набережных) удлиненному острову придали образ корабля, плывущего против течения.

В обоих мостах применили необычные большие арочные пролеты (до 24 м), желая обойтись по возможности без промежуточных опор моста или свести их к минимуму.

Центральный устой моста Фабриция облегчен небольшой аркой, которая на фасадах обрамлена тонкими пилястрами. Этот декоративный ордер введен в инженерное сооружение с целью придать ему масштабность и пластичность.

 

В этот период начала складываться система магистральных сухопутных дорог Великого Рима.

Римские дороги характерны тем, что строились в прямом направлении на максимально возможную длину. Они редко проходили по болотистым местностям или в непосредственной близости от рек. Когда водные преграды приходилось пересекать, строители старались подвести дорогу к броду, или же перекидывали деревянные или каменные мосты. В пересечённой местности на дорогах уменьшали уклон для безопасности и удобства передвижения путешественников. Иногда дороги прокладывались по линии равных высот, а потом резко понижались и вновь шли горизонтально. На поворотах дороги становились значительно шире, чтобы едущие навстречу друг другу повозки могли разминуться.

Обычно дорога строилась одновременно на отдельных участках, отдалённых друг от друга. Римские дороги не строились по стандартному плану: чаще всего дорога состояла из множества участков разного качества. Методы строительства зависели от местных условий.

После окончания земляных работ, строители укладывали слои дорожной одежды:

1) Statumen («подпора, устой») — основа дороги, которая формировалась из больших необработанных каменных блоков. Они служили фундаментом дороги, также через щели между плитами осуществлялся дренаж.

2) Rudus («обломки камней, щебень») или nucleus ( «ядро, твердая сердцевина») — слой песка или тонкий слой гравия, который клался для того, чтобы выровнять поверхность.

3) Summum dorsum («верхняя поверхность») — верхний слой из мелкого песка, гравия, извести или земли. Этот слой должен был быть одновременно мягким и прочным.

Римские дороги редко мостились, за исключением участков около городов. Построенная дорога имела несколько выгнутую поверхность, что позволяло дождевой воде стекать в дренажные канавы, вырытые вдоль дороги.

Дороги делились на 3 типа:

1) Viae publicae («общественные дороги») — это основные дороги Римской империи, соединявшие между собой наиболее крупные города. Эти дороги также именовались преторианскими, военными или консульскими. Средняя ширина составляла от 6 до 12 м.

2) Viae vicinales («проселочные дороги») — эти дороги ответвлялись от общественных и соединяли между собой деревни и поселки в одной области. Они составляли основное число дорог древней транспортной сети. Средняя ширина составляла около 4 м.

3) Viae privatae ( «частные дороги») соединяли крупные владения – виллы, поместья, - с основной дорожной сетью. Они находились в частной собственности и полностью финансировались владельцами. Средняя ширина составляла от 2,5 до 4 м.

Римская Аппиева дорога — древнейшая, сохранившаяся и используемая до сих пор транспортная артерия. Сооружена в IV—III веках до н.э. Протяжённость около 570 км.

Основание дороги было вымощено тёсаными камнями из вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Ширина (до 4 метров) позволяла разъехаться двум конным экипажам, по бокам дороги шли возвышения (тротуары) и глубокие канавы для стока дождевой воды.

На определённом расстоянии друг от друга (как правило 10 миль) находились сторожевые заставы, почтовые станции, постоялые дворы, служившие местом отдыха для путников. Через каждую римскую милю (1478 метров) стоял мильный столб (миллиарий), обозначавший расстояние (с единой точкой отсчета на Капитолийском холме в Риме).

 

В самом Риме велись большие работы по инженерному благоустройству города. Нужды растущего городского населения приводят к совершенствованию канализации и постройке новых водопроводов, подводящих воду в Рим за несколько десятков километров.

Во II в. до н.э. только в Риме было 9 больших водопроводов, которые обеспечивали 1350 источников воды, 15 фонтанов, десятки общественных бань и 11 терм. Общая длина водоводов, снабжавших Рим водой, составила около 430 км.

Акведук – гидротехническое сооружение. Акведук состоял из системы водозабора, крытого водоводного канала (спекуса), отстойников и водопроводной сети из глиняных и свинцовых труб, подводящих воду к потребителю. Акведуки проходили через овраги и реки, над дорогами с помощью мостовых конструкций, имевших иногда огромные размеры. Они представляли собой систему высоких каменных пилонов и арок, при большой глубине ущелья, поставленных в несколько рядов друг на друга. Трассы акведуков по длине иногда превышали сотню километров.

 

В республиканскую эпоху в Риме было построено четыре акведука:

Аква Аппиа —312 г. до н.э. Целиком поздземный, длина 16,6 км, Его канал вырубался в скале, либо в мягком грунте выкапывалась траншея, в которой устраивался искусственный канал из каменных плит, покрывавшихся сверху сводом, а изнутри водонепроницаемой обмазкой. Только небольшой участок канала длиной около 90 м поднят на субструкции.

Анио Ветус — 272 г. до н.э. Длина 63,7 км. Незначительная часть канала (400 м) была помещена на субструкции. Значительная часть длины его приходилась на изгибы трассы, поскольку строители максимально стремились избежать постройки мостов и туннелей.

Аква Марция — 144 г. до н.э. Общая протяженность 91,3 км. Канал акведука, выходя из-под земли на расстоянии 10 км от Рима, был поставлен на каменную аркаду, в некоторых местах превышавшую по высоте 10 м (благодаря этому вода поступала и в возвышенные части города). Система пропорций аркад и мостов тонко разработана с применением золотого сечения.

Аркады и сам канал выполнены из туфа в регулярной квадровой кладке. Наземные части канала в зависимости от рельефа имели различную структуру:

1) канал, положенный на сплошную стену (у самого выхода из-под земли);

2) канал, положенный на низкую аркаду, где пяты арок лежат прямо на фундаменте;

3) канал, положенный на среднюю по высоте аркаду, с общей высотой сооружения до 8 м;

4) канал, положенный на высокую аркаду, общей высотой до 12 м (типовой вариант);

5) канал, положенный на особые арки, над пересечением дорог, в месте присоединения к городской аркаде и др.

Полуциркульные арки опираются на столбы и несколько отступают внутрь, что создает четкую границу между столбом и аркой. Выступающие вперед плиты днища канала отделяют собственно канал от поддерживающей его арочной конструкции. Завершает все сооружение еще одна сплошная полоса плит перекрытия.

Аква Тепула — 125 г. до н.э.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.009 с.)