Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровневое описание признаков компетенции ОК-2↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия Б1.Б.2 Учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентов бакалавриата направления 38.03.01.01 Экономика профиль подготовки: «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность»
Чита Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ» УДК 1(075)8 ББК 87 С 28
Печатается по решению УМК Читинского института (филиала) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» (протокол № ___ от ___ ________ 2015г.)
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «Экономическая теория, история и философия» (протокол №1 от сентября 2015 г.)
Составитель к. и. н, доцент Е.В. Севостьянова Рецензент: профессор ЗабИИЖТ, доктор философских наук Д.А. Крылов
СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой «Коммерция и предпринимательство» к.э.н., доцент О.В. Гладких ____ ____________ 2015 г.
Декан факультетаЭкономический факультет, к.э.н., доцент Л.Ю. Саркисян _ ____________ 2015 г.
Начальник УМО О.А. Захарова _ ____________ 2015 г.
Зам. директора по учебной работе Л.А. Болтовская _ ____________ 2015 г.
С28 Философия: учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентов бакалавриата направления 38.03.01.01 Экономика, профиль подготовки «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность» /составитель Е.В. Севостьянова. – Чита: Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015. 72.с.
Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата 38.03.01.01 Экономика, профиль подготовки «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность», утвержденного 21 декабря 2009 г. Содержит программу и методические указания по изучению курса. Предназначен для студентов очной и заочной форм обучения.
ББК 87 Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.. 4 1.1. Цели освоения дисциплины.. 4 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 5 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 5
2. Структура дисциплины.. 9 2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура. 9 2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения. 10
3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы.. 9 3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению.. 10 3.2. Список рекомендуемой литературы.. 53 3.2.1. Основная литература. 53 3.2.2. Дополнительная литература. 54 3.2.3. Электронные ресурсы.. 54 4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 55 4.1. Организация текущего контроля. 55 4.2.Форма и правила проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена), задания для получения дополнительных баллов, требования к выполнению заданий. 56
4.3. Перечень вопросов к экзамену. 67 4.4. Образцы экзаменационных тестов, заданий. 69-73
Пояснительная записка УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 38.03.01.01 Экономика и в соответствии с учебным планом, утвержденным ученым советом вуза.
1.1. Цели освоения дисциплины 1. 2. Цели и задачи освоения дисциплины В процессе обучения реализуются следующие цели: - формирование у студентов последовательного и непротиворечивого научного мировоззрения, целостного представления, адекватно выражающего место человека в современном мире; - приобщение к философской культуре на основе систематического изучения традиций мировой философской мысли; - раскрытие интеллектуально-мыслительного и творческого потенциала студента, способствующего духовному освоению действительности, осознанности в выборе смысложизненных ценностей будущего специалиста: - формирование философского типа мышления; В процессе обучения решаются следующие задачи: - освоение таких особенностей философского мышления, как рефлективность, целостность, критичность, самостоятельность. - освоение базисных принципов человеческой жизнедеятельности современного общества – толерантности, гражданской активности – на основе которых возможно построение сознательной индивидуальной стратегии будущего специалиста; - актуализация и развитие индивидуального творческого потенциала студента, через приобщение к духовному опыту человечества; - овладение категориальными основами наиболее актуальных философских проблем. - овладение философским инструментарием освоения действительности; - формирование способности и умения выделять наиболее существенное из бесконечного многообразия окружающих явлений; - получение навыков применения философского категориального аппарата к конкретным социальным и жизненно-важным ситуациям, демонстрировать способность и готовность к дальнейшему самообразованию 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина относится к базовой (вариативной) части профессионального цикла Б1. Б.2 Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения школьного курса обществознания. Изучение дисциплины «Философия» дополняет последующее освоение дисциплин: «Политология»; изучение дисциплины «История Отечества», «Экономическая теория», «История экономических учений». Понятия, категории, законы, принципы философии широко используются в перечисленных дисциплинах. Курс философии способствует дальнейшему активному и осознанному освоению гуманитарных и специальных дисциплин.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (пометкой «частично» отмечается, если компетенция в рамках данной дисциплины формируется не в полном объеме).
Компетентностная карта дисциплины
Ключевой компетенцией, формируемой в процессе изучения дисциплины, является ОК-2, ОК-4, ОК-6. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению Форма обучения очная
Форма обучения заочная
Содержание лекционных занятий по теме
При подготовке ко всем семинарам курса «Философия» важно уяснить следующее: Семинар предназначается для углубленного изучения дисциплины, являясь, наряду с лекцией, основной формой учебного процесса. Семинар по философии — вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений, решаются задачи познавательного характера. В силу особенностей учебного плана для направления «Юриспруденция» не каждому семинару предшествует лекция по той же теме, что требует активной самостоятельной работы студентов. Поэтому при подготовке к семинарским занятиям и самостоятельном изучении философии следует соблюдать систематичность и последовательность в работе. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено. Прежде всего, еще раз обратите внимание: осмысление действительности – основная задача философии. Поэтому изучаемый материал следует не зазубривать, а необходимо стремиться понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания огромного количества материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения. Важно уяснить что, как многократно подчеркивал выдающийся советский философ М.К. Мамардашвили, научить философии, как можно научить физике или математике, принципиально невозможно. Разумеется, она представляет собой определенную сумму знаний, или, по крайней мере, информацию, которую можно получить и (при желании) заучить. Но заучить – не означает понять. При подготовке к каждому семинару необходимо: · Вначале внимательно ознакомится с содержанием плана семинарского занятия и рекомендациями по выполнению самостоятельной работы. · Изучить конспект лекций по теме (в том случае, если лекция предшествовала семинару). Или ознакомиться с учебными материалами УМК. · Затем, найти в учебнике соответствующие разделы и прочитать их. · Подготовить план ответа по вопросам семинара (тезисы, краткий конспект). Запомните: Встречающиеся в тексте незнакомые слова следует не только пытаться понять из контекста, но и проверить их значение по философскому словарю. Для достижения успеха в изучении новой для Вас дисциплины и получения высоких баллов за работу на семинаре следует, · во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.). · во-вторых, аргументация Вашей устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной. · в-третьих, после изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал. Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления (сообщения, доклады, ответы на вопросы), активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы. Работа на семинаре имеет определяющее значение для полноценного овладения материалом. По тому, как студенты проявляют себя на семинарах, преподаватель судит о степени усвоения ими изучаемого материала.
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий
Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы. Занятие 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: 1. Повторить лекционный материал. 2. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). 3. Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре.
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Мировоззрение, его сущность и структура. 2. Причины возникновения мифологического мировоззрения. Функции мифа. 3. Мифологическое мировоззрение и его особенности: синкретизм, антропоморфность, дескриптативность, апелляция к прецеденту, антиисторичность; диахронический и синхронический аспект мифа. 4. Основные сюжеты мифов. 5. Религиозное мировоззрение и его особенности. Причины возникновения религии. Функции религии. 6. Исторические типы религий: первобытные, национально-государственные, мировые. 7. Духовно-практический характер мифологического и религиозного мировоззрения. 8. Сходство и различие мифа, религии и философии.
Основная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное –М.: Проспект, 2010. 2. Данильян О.Г., Тараненко Философия. М., 2010. 3. Радугин А.А. Философия. Москва. 2006. С. 15-18. Дополнительная литература для подготовки докладов на семинар.: 4. Э.Г.Винограй. Основы философии. Систематический курс. Кемерово: КемТИПП. 2001. 170с.// Электронная библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vinogr/index.php 5. Гуревич П.С. Философия. Москва., 2005. С 5-23. 6. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. 2007. 7. Философия буддизма // История философии. Под ред. В.П.Кохановского. Изд. Ростов н/Дону. 2004. С.23-27. 8. Хюбнер К. Прогресс от мифа, через логос, к науке. Вопрос теории науки. // Научные и вненаучные формы мышления. М., Институт философии РАН. Электронная библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vinogr/index.php
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое мировоззрение? Как связаны понятия философия и мировоззрение? 2. Какие вопросы относят к мировоззренческим? 3. Каково значение мировоззрения в жизни людей? 4. Почему философия характеризуется как теоретическое мировоззрение? 5. Что общего и в чем отличие между философией и религией? 6. Какое значение имеет философская критика? 7. Как менялись взаимоотношения философии и науки в истории? 8. Как связаны между собой философия и наука? 9. В чем состоит практическое значение философии? 10. Что такое мировоззрение? Все ли люди его имеют? 11. По каким основаниям можно классифицировать мировоззрение? 12. Какие компоненты входят в структуру мировоззрения? 13. Каковы были причины возникновения мифологического мировоззрения? 14. Какие черты присущи мифологии? 15. Назовите основные черты религиозного мировоззрения. 16. Какие общие черты у мифа и религии? 17. Существуют ли сегодня мифы, основанные на общественных иллюзиях? Какие мифы позволяют манипулировать общественным сознанием, формировать заранее заданное общественное мнение? Пример тестовых заданий Б) Космология В) Космополитизм Г) Космизм Б) Мироощущение В) Миропонимание. Заполните таблицу 1.
Заполните таблицу 2
Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное – М.: Проспект, 2010.
Объясните схему Контрольные вопросы. 1. Какой период в истории человечества К.Ясперс называет «осевым временем» и почему? 2. Назовите основные темы философских размышлений. 3. В чем специфика предмета философии? В чем специфика философского отражения мира? 4. Как соотносятся научная и философская картины мира? 5. После того, как от философии отделились и сформировались как самостоятельные разные науки – физика, математика, химия и т.д. – философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но при этом четко определилась специфика философии как формы теоретического познания. В чем именно специфика философии как формы познания? 6. В чем сходство и различие религиозного и философского подходов к решению мировоззренческих проблем? 7. Может ли философия изменить мир? Может ли она оказать влияние на человека? 8. Имеет ли философия практическое значение?
Содержание лекционных занятий по теме
Заполните таблицу.
Литература основная: · Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61. · Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro · Алексеев П.В. История философии. М.: «Проспект», 2006. · Стивенсон Джей. Восточная философия. М., 2005. Контрольные вопросы: 1. В чем отличие древнекитайской философии от индийской философской традиции? 3. Какое, по мнению Конфуция, должно быть идеальное государство? 4. Что служило для Конфуция критерием разделения общества на верхи и низы? 6. Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая? 7. Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением? 8. В чем Вы видите основное различие даосизма и конфуцианства? 9. В чем принципиальная разница между конфуцианством и легизмом, между легизмом и даосизмом? Термины основные (для словаря)
Контрольные вопросы 1. Какое мировоззренческое значение имели обширные экономические связи Древней Греции? Почему философия зародилась не в центре греческого мира, а на его окраинах, в греческих колониях? Когда и в связи с чем, центр философствования переместился в Афины? 2. Правомерно ли утверждение К.Маркса о том, что «без рабства не было бы ни греческого государства, ни греческого искусства, ни науки»? Обоснуйте ответ. 3. Чем можно объяснить тот факт, что, не смотря на наличие отдельных философских идей, размышлений до появления Милетской школы, именно её считают началом философии? 4. Что из природных стихий Гераклит считал материальной первоосновой мира и почему? 5. Какие четыре стихии, по мнению Эмпедокла находятся в основе бытия и почему? 6. Что такое античная диалектика и кто был её основателем? 7. Пифагорейская школа – это представители материализма или идеализма? В чем их заслуга? 8. В чем заслуга Сократа? 9. Кто из древнегреческих философов определил человека как «общественное животное»? Основные учебники: 1. История философии. Под ред. В.П.Кохановского. Изд. Ростов н/Дону. 2004. 2. Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. 3. Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro Образцы тестовых заданий: 13. Философия средневековья складывалась на основании источников: А) Философии Милетской школы. Б) Учения Платона. В) Учения Аристотеля. Г) Догм Священного писания. 14. Патристика – это …. (выбрать правильный ответ). А) Совокупность теолого-философских учений христианских мыслителей. Б) Принцип, в соответствии с которым Бог создал живую и неживую природу. В) Принцип принятия за основу всего сущего единую основу. Г) Философская позиция, в соответствии с которой, все материальные вещи обладают душой. 15. Термин «креационизм» переводится с латинского как … А) Сотворение Б) Бог В) Отец Г) Предвидение. 20. Сколько доводов приводит Фома Аквинский для доказательства существования Бога? А) Три. Б) Четыре. В) Пять. Содержание лекционных занятий по разделу
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.014 с.) |