Уровневое описание признаков компетенции ОК-2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровневое описание признаков компетенции ОК-2



Философия

Б1.Б.2

Учебно-методический комплекс

(программа и методические указания по изучению курса)

для студентов бакалавриата направления 38.03.01.01 Экономика

профиль подготовки: «Экономика предприятия и предпринимательская

деятельность»

 

Чита

Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ»


УДК 1(075)8

ББК 87

С 28

 

Печатается по решению УМК Читинского института (филиала) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»

(протокол № ___ от ___ ________ 2015г.)

 

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «Экономическая теория, история и философия» (протокол №1 от сентября 2015 г.)

 

Составитель к. и. н, доцент Е.В. Севостьянова

Рецензент: профессор ЗабИИЖТ, доктор философских наук Д.А. Крылов

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «Коммерция и предпринимательство» к.э.н., доцент О.В. Гладких

____ ____________ 2015 г.

 

Декан факультетаЭкономический факультет, к.э.н., доцент Л.Ю. Саркисян

_ ____________ 2015 г.

 

Начальник УМО О.А. Захарова

_ ____________ 2015 г.

 

Зам. директора по учебной работе Л.А. Болтовская

_ ____________ 2015 г.

 

С28 Философия: учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентов бакалавриата направления 38.03.01.01 Экономика, профиль подготовки «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность» /составитель Е.В. Севостьянова. – Чита: Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015. 72.с.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата 38.03.01.01 Экономика, профиль подготовки «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность», утвержденного 21 декабря 2009 г. Содержит программу

и методические указания по изучению курса.

Предназначен для студентов очной и заочной форм обучения.

 

ББК 87

Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка.. 4

1.1. Цели освоения дисциплины.. 4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 5

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 5

 

2. Структура дисциплины.. 9

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура. 9

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения. 10

 

3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы.. 9

3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению.. 10

3.2. Список рекомендуемой литературы.. 53

3.2.1. Основная литература. 53

3.2.2. Дополнительная литература. 54

3.2.3. Электронные ресурсы.. 54

4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 55

4.1. Организация текущего контроля. 55

4.2.Форма и правила проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена), задания для получения дополнительных баллов, требования к выполнению заданий. 56

 

4.3. Перечень вопросов к экзамену. 67

4.4. Образцы экзаменационных тестов, заданий. 69-73

 

 

Пояснительная записка

УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 38.03.01.01 Экономика и в соответствии с учебным планом, утвержденным ученым советом вуза.

 

1.1. Цели освоения дисциплины

1. 2. Цели и задачи освоения дисциплины

В процессе обучения реализуются следующие цели:

- формирование у студентов последовательного и непротиворечивого научного мировоззрения, целостного представления, адекватно выражающего место человека в современном мире;

- приобщение к философской культуре на основе систематического изучения традиций мировой философской мысли;

- раскрытие интеллектуально-мыслительного и творческого потенциала студента, способствующего духовному освоению действительности, осознанности в выборе смысложизненных ценностей будущего специалиста:

- формирование философского типа мышления;

В процессе обучения решаются следующие задачи:

- освоение таких особенностей философского мышления, как рефлективность, целостность, критичность, самостоятельность.

- освоение базисных принципов человеческой жизнедеятельности современного общества – толерантности, гражданской активности – на основе которых возможно построение сознательной индивидуальной стратегии будущего специалиста;

- актуализация и развитие индивидуального творческого потенциала студента, через приобщение к духовному опыту человечества;

- овладение категориальными основами наиболее актуальных философских проблем.

- овладение философским инструментарием освоения действительности;

- формирование способности и умения выделять наиболее существенное из бесконечного многообразия окружающих явлений;

- получение навыков применения философского категориального аппарата к конкретным социальным и жизненно-важным ситуациям, демонстрировать способность и готовность к дальнейшему самообразованию

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к базовой (вариативной) части профессионального цикла Б1. Б.2

Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения школьного курса обществознания.

Изучение дисциплины «Философия» дополняет последующее освоение дисциплин: «Политология»; изучение дисциплины «История Отечества», «Экономическая теория», «История экономических учений». Понятия, категории, законы, принципы философии широко используются в перечисленных дисциплинах.

Курс философии способствует дальнейшему активному и осознанному освоению гуманитарных и специальных дисциплин.

 

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (пометкой «частично» отмечается, если компетенция в рамках данной дисциплины формируется не в полном объеме).

 

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-1 частично Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
ОК-2 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
ОК-4 Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.
ОК-6 частично Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Ключевой компетенцией, формируемой в процессе изучения дисциплины, является ОК-2, ОК-4, ОК-6.

Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению

Форма обучения очная

 

    № п/п   Раздел и тема дисциплины Семестр   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинар Самост. Раб.
МОДУЛЬ I. Исторические типы мировоззрения
1.1 Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. 1.3       Обсуждение докладов, представление презентаций
1.2 Место и роль философии в культуре. 1.3       Дискуссия
  МОДУЛЬ II. Основные этапы исторического развития философии.  
2.1 Философия Древней Индии. 1.3       Письменная работа, устный опрос
2.2 Философия Древнего Китая. 1.3       Представление сравнительной таблицы
2.3 Философия Античного мира. 1.3       Контрольная работа
2.4 Философия средних веков и эпохи Возрождения. 1.3       Тестирование, обсуждение рефератов
2.5 Философия Нового времени. Русская философская мысль. 1.3   -   Тестирование. Контрольный опрос
2.6 Современная западная философия: основные направления. 1.3   -   Тестирование.
  МОДУЛЬ I II. Онтология и гносеология.
3.1 Философская концепция мира и её основная проблематика. 1.3       Представление докладов. сравнительной таблицы
3.2 Движение. Время и пространство. 1.3       Тестирование.
  3.3   Диалектика и её альтернативы. 1.3       Устный опрос и письменная работа.
3.4 Проблема сознания в философии. 1.3       Контрольная работа,
3.5 Теория познания. 1.3        
3.6 Методы и формы научного познания. 1.3       Презентации
  МОДУЛЬ IV. Социальная философия и философская антропология.
4.1 Социальная философия как наука – её генезис, предмет, функции. 1.3   -   Подготовка презентаций, эссе
4.2 Общество как система. 1.3       Тестирование
4.3 Деятельность как основа существования общества 1.3   -   Контрольная работа
4.4 Философия истории: концептуальные модели. 1.3   -   Представление эссе
4.5 Взаимодействие природы и общества. 1.3   -   Представление эссе
4.6 Философская антропология 1.3        
Итого          

 

Форма обучения заочная

    № п/п     Наименование тем и разделов     Семестр Аудиторные занятия (час.)     Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
МОДУЛЬ I. Философия как мировоззренческая система.
1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения. 1.1      
2. Предмет и функции философии. Место и роль философии в обществе. 1.1      
3. Основные этапы развития философии. 1.1      
  МОДУЛЬ II. Онтология и гносеология.
  Философская концепция мира и её основная проблематика. 1.1      
  Движение. Время и пространство. 1.1      
  Проблема сознания в философии. 1.1      
  Диалектика и её альтернативы. 1.1      
  Теория познания. 1.1      
  Методы и формы научного познания. 1.1      
  МОДУЛЬ III. Социальная философия и философская антропология.
  Социальная философия как наука – её генезис, предмет, функции. 1.1      
  Общество как система. 1.1 - -  
  Философия истории: концептуальные модели. 1.1 - -  
  Взаимодействие природы и общества. 1.1 - -  
  Философская антропология 1.1      
  ИТОГО:     -  

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение, его сущность и структура. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Классификация мировоззрения: по критерию всеобщности, по историческим типам, по степени теоретической «зрелости». Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное мировоззрение: специфика, функции, предфилософское значение. Философия как форма мировоззрения, специфика философского мировоззрения. Философия и наука – сходство и отличия. Научная, философская и религиозная картины мира.
Лекция 2. Предмет и функции философии. Место и роль философии в обществе.   Место и роль философии в культуре. Предмет философии, его специфика и историческое развитие. Функции философии, место и роль философии в современном мире. Структура философского знания.

 

При подготовке ко всем семинарам курса «Философия» важно уяснить следующее:

Семинар предназначается для углубленного изучения дисциплины, являясь, наряду с лекцией, основной формой учебного процесса. Семинар по философии — вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений, решаются задачи познавательного характера. В силу особенностей учебного плана для направления «Юриспруденция» не каждому семинару предшествует лекция по той же теме, что требует активной самостоятельной работы студентов. Поэтому при подготовке к семинарским занятиям и самостоятельном изучении философии следует соблюдать систематичность и последовательность в работе. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено.

Прежде всего, еще раз обратите внимание: осмысление действительности – основная задача философии. Поэтому изучаемый материал следует не зазубривать, а необходимо стремиться понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания огромного количества материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения. Важно уяснить что, как многократно подчеркивал выдающийся советский философ М.К. Мамардашвили, научить философии, как можно научить физике или математике, принципиально невозможно. Разумеется, она представляет собой определенную сумму знаний, или, по крайней мере, информацию, которую можно получить и (при желании) заучить. Но заучить – не означает понять.

При подготовке к каждому семинару необходимо:

· Вначале внимательно ознакомится с содержанием плана семинарского занятия и рекомендациями по выполнению самостоятельной работы.

· Изучить конспект лекций по теме (в том случае, если лекция предшествовала семинару). Или ознакомиться с учебными материалами УМК.

· Затем, найти в учебнике соответствующие разделы и прочитать их.

· Подготовить план ответа по вопросам семинара (тезисы, краткий конспект).

Запомните: Встречающиеся в тексте незнакомые слова следует не только пытаться понять из контекста, но и проверить их значение по философскому словарю.

Для достижения успеха в изучении новой для Вас дисциплины и получения высоких баллов за работу на семинаре следует,

· во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.).

· во-вторых, аргументация Вашей устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной.

· в-третьих, после изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал.

Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления (сообщения, доклады, ответы на вопросы), активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы. Работа на семинаре имеет определяющее значение для полноценного овладения материалом. По тому, как студенты проявляют себя на семинарах, преподаватель судит о степени усвоения ими изучаемого материала.

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения. Проводиться в форме обсуждения с элементами дискуссии, направлен на формирование умений обобщать и сравнивать. Мировоззрение, его сущность и структура; классификация, факторы формирования. Мифологическое мировоззрение, причины его возникновения и функции мифа. Особенности. Религиозная форма мировоззрения, причины возникновения и его специфика. Исторические формы религии – первобытные, национально-государственные, мировые. Основные функции религии. Духовно-практический характер мифологического и религиозного мировоззрения.
Занятие 2. Место и роль философии в обществе.   Семинар – пресс-конференция с элементами дискуссии. Проводиться в форме обсуждения с элементами дискуссии, направлен на формирование умений обобщать и сравнивать. Специфика философии как теоретической формы мировоззрения. Предмет философии и его специфика. Структура философского знания: онтология, гносеология и т.д. Основной вопрос философии и его решение различными философскими школами и направлениями. Философия в системе духовной культуры. Основные функции философии – мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, прогностическая, интегративная, критическая, прогностическая. Философия в современном мире. Сходство и различия философии и науки.

 

Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы.

Занятие 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Повторить лекционный материал.

2. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради).

3. Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Мировоззрение, его сущность и структура.

2. Причины возникновения мифологического мировоззрения. Функции мифа.

3. Мифологическое мировоззрение и его особенности: синкретизм, антропоморфность, дескриптативность, апелляция к прецеденту, антиисторичность; диахронический и синхронический аспект мифа.

4. Основные сюжеты мифов.

5. Религиозное мировоззрение и его особенности. Причины возникновения религии. Функции религии.

6. Исторические типы религий: первобытные, национально-государственные, мировые.

7. Духовно-практический характер мифологического и религиозного мировоззрения.

8. Сходство и различие мифа, религии и философии.

 

Основная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное –М.: Проспект, 2010.

2. Данильян О.Г., Тараненко Философия. М., 2010.

3. Радугин А.А. Философия. Москва. 2006. С. 15-18.

Дополнительная литература для подготовки докладов на семинар.:

4. Э.Г.Винограй. Основы философии. Систематический курс. Кемерово: КемТИПП. 2001. 170с.// Электронная библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vinogr/index.php

5. Гуревич П.С. Философия. Москва., 2005. С 5-23.

6. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. 2007.

7. Философия буддизма // История философии. Под ред. В.П.Кохановского. Изд. Ростов н/Дону. 2004. С.23-27.

8. Хюбнер К. Прогресс от мифа, через логос, к науке. Вопрос теории науки. // Научные и вненаучные формы мышления. М., Институт философии РАН. Электронная библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vinogr/index.php

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мировоззрение? Как связаны понятия философия и мировоззрение?

2. Какие вопросы относят к мировоззренческим?

3. Каково значение мировоззрения в жизни людей?

4. Почему философия характеризуется как теоретическое мировоззрение?

5. Что общего и в чем отличие между философией и религией?

6. Какое значение имеет философская критика?

7. Как менялись взаимоотношения философии и науки в истории?

8. Как связаны между собой философия и наука?

9. В чем состоит практическое значение философии?

10. Что такое мировоззрение? Все ли люди его имеют?

11. По каким основаниям можно классифицировать мировоззрение?

12. Какие компоненты входят в структуру мировоззрения?

13. Каковы были причины возникновения мифологического мировоззрения?

14. Какие черты присущи мифологии?

15. Назовите основные черты религиозного мировоззрения.

16. Какие общие черты у мифа и религии?

17. Существуют ли сегодня мифы, основанные на общественных иллюзиях? Какие мифы позволяют манипулировать общественным сознанием, формировать заранее заданное общественное мнение?

Пример тестовых заданий

Б) Космология

В) Космополитизм

Г) Космизм

Б) Мироощущение

В) Миропонимание.

Заполните таблицу 1.

Сферы реальности, которые исследует философия Основные философские дисциплины, составляющие философское знание.
Природа, вселенная, мир в целом. · Онтология – это учение о ……… · Философия природы…... · Диалектика………..
Общество в его историческом развитии · Социальная философия……… · Аксиология….. · Философия культуры…….
Человек, как часть природы, имеющая свою качественную специфику · Философская антропология …. · Праксиология…..
Духовные процессы, обусловленные наличием сознания     · Гносеология · Логика · Этика · Эстетика · История философии · Философия права, · Философия религии. · Философия техники. · Философия науки. · Философия политики и т.д.

Заполните таблицу 2

 

Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное – М.: Проспект, 2010.

Черты, общие для философии и науки Черты, отличающие философию от науки.
1. 1.

Объясните схему

Контрольные вопросы.

1. Какой период в истории человечества К.Ясперс называет «осевым временем» и почему?

2. Назовите основные темы философских размышлений.

3. В чем специфика предмета философии? В чем специфика философского отражения мира?

4. Как соотносятся научная и философская картины мира?

5. После того, как от философии отделились и сформировались как самостоятельные разные науки – физика, математика, химия и т.д. – философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но при этом четко определилась специфика философии как формы теоретического познания. В чем именно специфика философии как формы познания?

6. В чем сходство и различие религиозного и философского подходов к решению мировоззренческих проблем?

7. Может ли философия изменить мир? Может ли она оказать влияние на человека?

8. Имеет ли философия практическое значение?

 

Содержание лекционных занятий по теме

2.1 Философия Древней Индии. Особенности восточного мировоззрения и специфика восточной философии. Предпосылки возникновения философии в древней Индии, древнем Китае. Особенности духовной и социальной жизни Индии. Специфический характер древнеиндийской философии, основные мировоззренческие категории. Веды и их значение для развития культуры и философии. Основные философские школы: ортодоксальные и неортодоксальные.
2.2 Философия Древнего Китая. Особенности духовной и социальной жизни Древнего Китая. Духовная культура Китая и философские традиции. Основные мировоззренческие категории. «Книга перемен» и её роль в развитии философии. Период ста школи специфика развития философии. Конфуцианство, даосизм, легизм – основные идеи.
2.3 Философия Античного мира. Возникновение, эволюция и своеобразие западной философии. Демифологизация античного мировоззрения. Античная философия: этапы её развития; основные онтологические и гносеологические проблемы и специфика их решения. Тема человека и государства в античной философии: Сократ, Платон, Аристотель. Философские школы Древнего Рима. Вклад древнегреческих мыслителей в развитие мировой философской мысли.
2.4 Философия средних веков и эпохи Возрождения. Распространение христианства и начало формирования теоцентризма. Борьба против языческой религии и философии. Проповедь несовместимости философии и религиозной веры как высшей истины. Христианская апологетика и патристика. Установление официальной догматики отцами церкви. Подчинение философии богословию. Формирование и специфика развития философии Возрождения. Основные принципы философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм и т.д.
2.5 Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Философия французского просвещения. Новые концепции государства и права. Русская философская мысль.
2.6 Современная западная философия: основные направления Основная проблематика и тенденции философии XX в. Основные принципы, основания и проблемное поле современной западной философии. Специфика отдельных направлений современной философии. Феноменология Э. Гуссерля. Основные предпосылки современной философской герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер). Философия экзистенциализма и персонализма. Философия действия («прагмы») Ч. Пирса.
№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 1. Философия Древнего Востока.   Семинар – пресс-конференция с элементами дискуссии. Направлен на формирование умений обобщать и сравнивать, возможна работа по мини-группам и дебаты «представителей Индии и Китая». Исторические типы философии: дихотомия Восток-Запад. Специфика восточной философии: духовность, религиозность, традиционализм, холизм, интуитивность, космологичность. Особенности духовной и социальной жизни Индии. Специфика философии Древней Индии. Веды и Упанишады. Ортодоксальные и неортодоксальные школы. Древнекитайская философия и её специфика. «Книга перемен» и её роль в развитии философии. Конфуцианство, даосизм, легизм – основные идеи. Духовная культура Китая и философские традиции.
Занятие 2. Античная философия.   Семинар – пресс-конференция с элементами дискуссии. Проводиться в форме обсуждения с элементами дискуссии, направлен на формирование умений обобщать и сравнивать. Античная философия – причины возникновения, специфика и периодизация. Демифологизация античного мировоззрения. Натурфилософия античного периода. Классический период: школа Сократа. Философия Платона. Философская система Аристотеля. Эллинистический период.
Занятие 3. Философия средневековья и Нового времени. Семинар -конференция с элементами дискуссии. Христианская апологетика и патристика. Распространение христианства и начало формирования теоцентризма. Борьба против языческой религии и философии. Установление официальной догматики отцами церкви. Основные принципы философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм и т.д. Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Философия французского просвещения.

Заполните таблицу.

 

Особенности философии Древней Индии
Автохтонность  
Интровертность  
Религиозность  
…………  
……….  
Особенности философии Древнего Китая
Автохтонность  
   
   
   
   
Вывод: Установите общее и особенное.

Литература основная:

· Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.

· Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro

· Алексеев П.В. История философии. М.: «Проспект», 2006.

· Стивенсон Джей. Восточная философия. М., 2005.

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие древнекитайской философии от индийской философской традиции?

3. Какое, по мнению Конфуция, должно быть идеальное государство?

4. Что служило для Конфуция критерием разделения общества на верхи и низы?

6. Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?

7. Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением?

8. В чем Вы видите основное различие даосизма и конфуцианства?

9. В чем принципиальная разница между конфуцианством и легизмом, между легизмом и даосизмом?

Термины основные (для словаря)

· Натурфилософия · Софисты
· Атом · Бытие
· Апейрон · Эйдосы
· «Архе» · Диалектика
· Рефлексия · Материализм
· Натурфилософия · Космоцентризм
· Идеализм · Гилозоизм

Контрольные вопросы

1. Какое мировоззренческое значение имели обширные экономические связи Древней Греции? Почему философия зародилась не в центре греческого мира, а на его окраинах, в греческих колониях? Когда и в связи с чем, центр философствования переместился в Афины?

2. Правомерно ли утверждение К.Маркса о том, что «без рабства не было бы ни греческого государства, ни греческого искусства, ни науки»? Обоснуйте ответ.

3. Чем можно объяснить тот факт, что, не смотря на наличие отдельных философских идей, размышлений до появления Милетской школы, именно её считают началом философии?

4. Что из природных стихий Гераклит считал материальной первоосновой мира и почему?

5. Какие четыре стихии, по мнению Эмпедокла находятся в основе бытия и почему?

6. Что такое античная диалектика и кто был её основателем?

7. Пифагорейская школа – это представители материализма или идеализма? В чем их заслуга?

8. В чем заслуга Сократа?

9. Кто из древнегреческих философов определил человека как «общественное животное»?

Основные учебники:

1. История философии. Под ред. В.П.Кохановского. Изд. Ростов н/Дону. 2004.

2. Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009.

3. Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro

Образцы тестовых заданий:

13. Философия средневековья складывалась на основании источников:

А) Философии Милетской школы.

Б) Учения Платона.

В) Учения Аристотеля.

Г) Догм Священного писания.

14. Патристика – это …. (выбрать правильный ответ).

А) Совокупность теолого-философских учений христианских мыслителей.

Б) Принцип, в соответствии с которым Бог создал живую и неживую природу.

В) Принцип принятия за основу всего сущего единую основу.

Г) Философская позиция, в соответствии с которой, все материальные вещи обладают душой.

15. Термин «креационизм» переводится с латинского как …

А) Сотворение

Б) Бог

В) Отец

Г) Предвидение.

20. Сколько доводов приводит Фома Аквинский для доказательства существования Бога?

А) Три.

Б) Четыре.

В) Пять.

Содержание лекционных занятий по разделу

3.1 Философская концепция мира и её основная проблематика. Учение о бытии, концепции бытия в истории философии. Многообразие и единство мира. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Формы бытия и их специфика. Понятия материального и идеального. Материя как философская категория.
3.2 Движение. Время и пространство. Движение как способ бытия материи. Время и пространство. Движение и развитие. Формы движения. Концепции пространства и времени в истории философии: реляционная и субстанциональная. Общие и специфические свойства пространства и времени. Социальное пространство и время.
3.3 Диалектика и её альтернативы. Диалектика и её альтернативы. Диалектика и метафизика. Исторические этапы развития диалектики. Структура диалектики: законы, принципы, категории. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Синергетика
3.4 Проблема сознания в философии. Проблема сознания в философии, его происхождения и сущности. Трудности изучения сознания. Взгляды на сознание в истории философии. Структура сознания. Функции сознания. Сознание и познание. Самосознание и личность.
3.5 Теория познания. Теория познания. Уровни и формы познавательной деятельности: чувственное и рациональное познание. Сущность познавательной деятельности, субъект и объект познания. Ограниченность сенсуализма и рационализма. Проблема истины в философии. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютного и относительного в истине. Роль практики в познании. Принцип единства теории и практики. Истина и заблуждение. Современные дискуссии по проблемам истины. Основные концепции истины: классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская.
3.6 Научное познание Научное познание. Сциентизм и антисциентизм. Формы и методы научного познания (эмпирическое и теоретическое познание). Частнонаучные, общенаучные и всеобщие методы познания. Методологическая роль философского знании. Гипотеза. Проблема вероятности и достоверности гипотетических знаний. Отличие научного познания от обыденного, художественного и других способов освоения действительности. Вненаучное знание (псевдонаука, антинаука, девиантная наука).

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.155 с.)