Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 4.6. Философская антропология и проблема человека
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Проблема человека принадлежит к числу «вечных» проблем философии. Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании. Отсюда и множество определений человека: - то он «разумное существо» (animal rationale), - то «общественное животное» (zoon politikon), - то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens.
1.. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности. 2.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект). 3. Ознакомиться с заданиями для мини-групп, быть готовым участвовать в обсуждении и продумать собственную позицию. Вопросы для подготовки
1. Проблема сущности человека в истории развития социально-философской мысли. (доклад или защита реферата). 2. Биологизаторские и социологизаторские концепции. 3. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь. 4. Личность как социальная характеристика человека, её сущность и структура. 5. Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в истории философии.(доклад или защита реферата) 6. Проблема свободыличности в различные исторические эпохи и в различных концепциях. (доклад или защита реферата) 7. Сущность личности и мера её свободы (работа в мини-группах) Литература для подготовки 1. Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2008. 2. Данильян, О.Г. Тараненко. Философия. - М., 2009. Дополнительная литература. 1. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Электронный ресурс]: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shard01/index.htm 2. Швейцер, А. Культура и этика [Электронный ресурс]: пер. с нем. / А. Швейцер. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shvei01/index.htm 3. Шульц, П. Философская антропология [Электронный ресурс]: пер. с нем. / П. Шульц. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shult01/index.htm
Основные понятия темы. Человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, детерминизм, индетерминизм, фатализм, волюнтаризм, масса, объективные условия и субъективный фактор, социальная роль, гедонизм, экзистенциализм, отчуждение, необходимость и свобода, экзистенциализм. Контрольные вопросы 1. В чем состоит разница биологизаторского и социологизаторского подходов? 2. Какова структура личности? 3. Что общего и в чем разница между понятиями человек, индивид, личность и индивидуальность? 4. Какова структура личности? 5. Как определяется понятие деятельности в философии? 6. Какое значение имеет деятельность для существования общества и человека? 7. Назовите основные атрибуты деятельности? Работа в мини-группах: Время для обсуждения в мини-группе – 5-6 минут. Время для аргументированного ответа – 2-3 минуты. Задание 1. Прочитайте текст, согласны ли вы с тем, что утверждает автор. Приведите аргументы. Нобелевский лауреат, известный австрийский ученый-этолог и философ Конрад Лоренц (1903-1989). С точки зрения К. Лоренца, самым важным и первичным инстинктом человека выступает агрессивность. Он считает, что все, имеющиеся в культуре, действия, социальные нормы, ритуалы обусловлены природными инстинктами и, прежде всего, врожденной агрессией человека. Агрессия, считает К. Лоренц, является подлинным генетически врожденным первичным инстинктом, направленным на сохранение любого живого вида, в том числе и на отбор лучших его экземпляров. Инстинкт агрессии, будучи неизменным по форме, имеет свою особенную власть над всем организмом человека. Он вынуждает человека активно искать такую ситуацию, которая стимулирует и заставляет произвести именно это инстинктивное действие, а не какое-либо другое. К. Лоренц полагает, что и все, имеющиеся в культуре, социальные нормы и ритуалы есть ни что иное, как переориентированные инстинкты агрессии. Собственно сама агрессия поэтому и проявляется (коренится) в социальных связях людей. Более того, К. Лоренц отмечает фатальное возрастание агрессивных импульсов человека в современном мире. И хотя, как он считает, эти инстинкты могут подавляться и подавляются, тем не менее, они постоянно ищут своего выхода. Ведь инстинкт - это специфическая энергия, которая, как он полагает, постоянно накапливается в нервных центрах, и, когда количество этой энергии накапливается в достаточном количестве, может произойти взрыв, даже при полном отсутствии внешнего раздражителя.Таким образом, для К. Лоренца человек - заложник врожденных инстинктов, прежде всего агрессивности, и именно они ведут к полной деградации и его самого, и общества, в котором он живет.
Задание 2. Прочитайте текст, ответьте, согласны ли вы с автором, приведите аргументы «за» и «против». На ваш взгляд, что значит «сформировавшаяся личность»? По мнению Л.И.Божович можно выделить два критерия сформировавшейся личности: 1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. 2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Задание 3 . Согласны ли вы со следующими утверждениями, обоснуйте свою позицию. 1. «Мера свободы личности определяется несколькими факторами: - конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей, - уровнем развития способностей, воли, целеустремленности личности, - уровнем культуры человека, - пониманием перспектив реализации своих целей и - мерой понимания своей ответственности. 2. В конкретном государстве или в обществе в целом уровень свободы определяется: - уровнем развития экономики, - степенью познания законов природы и социальной реальности, - политическим строем государства. - политико-правовой возможностью реализации прав человека (провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.011 с.) |