Методические указания по изучению разделов и тем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по изучению разделов и тем



Раздел 1. Исторические формы мировоззрения. Философия как мировоззренческая система.

Тема 1.1. Введение. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения.

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение, его сущность и структура. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Классификация мировоззрения: по критерию всеобщности, по историческим типам, по степени теоретической «зрелости». Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное мировоззрение: специфика, функции, предфилософское значение. Философия как форма мировоззрения, специфика философского мировоззрения. Философия и наука – сходство и отличия. Научная, философская и религиозная картины мира.
Лекция 2. Предмет и функции философии. Место и роль философии в обществе.   Место и роль философии в культуре. Предмет философии, его специфика и историческое развитие. Функции философии, место и роль философии в современном мире. Структура философского знания.

 

При подготовке ко всем семинарам курса «Философия» важно уяснить следующее:

Семинар предназначается для углубленного изучения дисциплины, являясь, наряду с лекцией, основной формой учебного процесса. Семинар по философии — вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений, решаются задачи познавательного характера. В силу особенностей учебного плана для направления «Юриспруденция» не каждому семинару предшествует лекция по той же теме, что требует активной самостоятельной работы студентов. Поэтому при подготовке к семинарским занятиям и самостоятельном изучении философии следует соблюдать систематичность и последовательность в работе. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено.

Прежде всего, еще раз обратите внимание: осмысление действительности – основная задача философии. Поэтому изучаемый материал следует не зазубривать, а необходимо стремиться понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания огромного количества материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения. Важно уяснить что, как многократно подчеркивал выдающийся советский философ М.К. Мамардашвили, научить философии, как можно научить физике или математике, принципиально невозможно. Разумеется, она представляет собой определенную сумму знаний, или, по крайней мере, информацию, которую можно получить и (при желании) заучить. Но заучить – не означает понять.

При подготовке к каждому семинару необходимо:

· Вначале внимательно ознакомится с содержанием плана семинарского занятия и рекомендациями по выполнению самостоятельной работы.

· Изучить конспект лекций по теме (в том случае, если лекция предшествовала семинару). Или ознакомиться с учебными материалами УМК.

· Затем, найти в учебнике соответствующие разделы и прочитать их.

· Подготовить план ответа по вопросам семинара (тезисы, краткий конспект).

Запомните: Встречающиеся в тексте незнакомые слова следует не только пытаться понять из контекста, но и проверить их значение по философскому словарю.

Для достижения успеха в изучении новой для Вас дисциплины и получения высоких баллов за работу на семинаре следует,

· во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.).

· во-вторых, аргументация Вашей устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной.

· в-третьих, после изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал.

Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления (сообщения, доклады, ответы на вопросы), активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы. Работа на семинаре имеет определяющее значение для полноценного овладения материалом. По тому, как студенты проявляют себя на семинарах, преподаватель судит о степени усвоения ими изучаемого материала.

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения. Проводиться в форме обсуждения с элементами дискуссии, направлен на формирование умений обобщать и сравнивать. Мировоззрение, его сущность и структура; классификация, факторы формирования. Мифологическое мировоззрение, причины его возникновения и функции мифа. Особенности. Религиозная форма мировоззрения, причины возникновения и его специфика. Исторические формы религии – первобытные, национально-государственные, мировые. Основные функции религии. Духовно-практический характер мифологического и религиозного мировоззрения.
Занятие 2. Место и роль философии в обществе.   Семинар – пресс-конференция с элементами дискуссии. Проводиться в форме обсуждения с элементами дискуссии, направлен на формирование умений обобщать и сравнивать. Специфика философии как теоретической формы мировоззрения. Предмет философии и его специфика. Структура философского знания: онтология, гносеология и т.д. Основной вопрос философии и его решение различными философскими школами и направлениями. Философия в системе духовной культуры. Основные функции философии – мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, прогностическая, интегративная, критическая, прогностическая. Философия в современном мире. Сходство и различия философии и науки.

 

Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы.

Занятие 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Повторить лекционный материал.

2. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради).

3. Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Мировоззрение, его сущность и структура.

2. Причины возникновения мифологического мировоззрения. Функции мифа.

3. Мифологическое мировоззрение и его особенности: синкретизм, антропоморфность, дескриптативность, апелляция к прецеденту, антиисторичность; диахронический и синхронический аспект мифа.

4. Основные сюжеты мифов.

5. Религиозное мировоззрение и его особенности. Причины возникновения религии. Функции религии.

6. Исторические типы религий: первобытные, национально-государственные, мировые.

7. Духовно-практический характер мифологического и религиозного мировоззрения.

8. Сходство и различие мифа, религии и философии.

 

Основная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное –М.: Проспект, 2010.

2. Данильян О.Г., Тараненко Философия. М., 2010.

3. Радугин А.А. Философия. Москва. 2006. С. 15-18.

Дополнительная литература для подготовки докладов на семинар.:

4. Э.Г.Винограй. Основы философии. Систематический курс. Кемерово: КемТИПП. 2001. 170с.// Электронная библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vinogr/index.php

5. Гуревич П.С. Философия. Москва., 2005. С 5-23.

6. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. 2007.

7. Философия буддизма // История философии. Под ред. В.П.Кохановского. Изд. Ростов н/Дону. 2004. С.23-27.

8. Хюбнер К. Прогресс от мифа, через логос, к науке. Вопрос теории науки. // Научные и вненаучные формы мышления. М., Институт философии РАН. Электронная библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vinogr/index.php

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мировоззрение? Как связаны понятия философия и мировоззрение?

2. Какие вопросы относят к мировоззренческим?

3. Каково значение мировоззрения в жизни людей?

4. Почему философия характеризуется как теоретическое мировоззрение?

5. Что общего и в чем отличие между философией и религией?

6. Какое значение имеет философская критика?

7. Как менялись взаимоотношения философии и науки в истории?

8. Как связаны между собой философия и наука?

9. В чем состоит практическое значение философии?

10. Что такое мировоззрение? Все ли люди его имеют?

11. По каким основаниям можно классифицировать мировоззрение?

12. Какие компоненты входят в структуру мировоззрения?

13. Каковы были причины возникновения мифологического мировоззрения?

14. Какие черты присущи мифологии?

15. Назовите основные черты религиозного мировоззрения.

16. Какие общие черты у мифа и религии?

17. Существуют ли сегодня мифы, основанные на общественных иллюзиях? Какие мифы позволяют манипулировать общественным сознанием, формировать заранее заданное общественное мнение?

Пример тестовых заданий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.011 с.)