ТОП 10:

Преподобный Иаков Железноборовский



Дни памяти: 11 / 24 Апреля, 5 / 18 Мая

Сергий в пустыне Великорецкая икона свт. Николая Чудотворца

Преподобный Иаков Железноборовский, сын бояр Аносовых, (Амосовых), имевших земли в Галиче Костромском, родился во второй половине XIV века. Юношей он пришел к Преподобному Сергию Радонежскому, принял от него монашеский постриг и несколько лет жил в Троицкой обители. В 1392 году преподобный Иаков поселился в глухом лесу у железных рудников, в месте, которое называлось Железный Борок, на берегу речки Тебзы. Святость его жизни была известна уже современникам. В 1415 году супруга великого князя Василия Дмитриевича (1389 - 1425) София Витовтовна (в монашестве Синклитикия; + 1453) тяжело болела перед родами. Великий князь посылал к преподобному Иакову просить, чтобы он помолился о его жене, и спрашивал, будет ли она жива. Преподобный велел молиться святому мученику Лонгину и предсказал благополучное рождение сына Василия. (В 1450 году великий князь Василий Васильевич (1425 - 1462) после победы над князем Димитрием Шемякой посетил обитель преподобного Иакова и с благодарностью молился там.)

Признательный князь Василий Дмитриевич щедро одарил преподобного Иакова и дал ему средства построить на месте подвигов монастырь с храмом во имя святого пророка Иоанна Предтечи. В 1429 году казанские татары опустошали окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, они нашли обитель в развалинах. Все пришлось восстанавливать заново. Преподобный построил храм во имя святителя Николая, выкопал вместе с братией пруды. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в монастыре.

После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным саном.

Скончался преподобный глубоким старцем 11 / 24 апреля 1442 года и был погребен в Предтеченской церкви

основанной им обители.

Тропарь Иакову Железноборовскому

Небеснаго желая, /земная возненавидел еси /и, взем крест свой, последовал еси Христу /
и от Него прием дарования чудес, /исцеляти недужныя; /но, яко имея дерзновение ко Святей Троице, /испроси православным Христианом здравие и спасение, /на враги же победу /и не забуди, посещая чад своих, /припадающих к цельбоносному гробу твоему,/
Иакове, преподобне отче наш.

О дне сем.

Чтение литургии. Отрывок из книги Деяний апостольских: 1Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.

2Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.

3А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.

4Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.

5Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8И была радость великая в том городе.

9Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

18Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

В былые века симония, то есть, получение священного сана за деньги была сущей бедой и против этого боролись многие Отцы Церкви. В Русской Церкви в древние времена (времена князей) также симония была тяжким бременем, ибо любой, принимающий священный сан, должен был заплатить определенную мзду. Предпринимались попытки борьбы с этой напастью, так что обвинение в симонии приводило к низложении иных московских митрополитов (иные из которых даже не пытались отрицать, вместо этого издавали многословные писания с оправданием хиротонии за мзду). Перед нами же рассказывается прпедыстория появления самого термина. Бывший колдун, привыкший поражать людей своими фокусами, не изжил сие стремление поражать людей и для этой цели решил получить Благодать, какую имели апостолы. Он, вроде бы, крестился, отказавшись от своих оккультных забав, но не изжил своей любви к фокусам, подоплека которой – гордость. Апостол же Петр вразумляет его, обличая не столько в желании за деньги приобрести Дар Божий, сколько в гордости, которая не изжила своео стремления поражать и удивлять публику, вызывать ее восторг….

Евангелие (от Иоанна): 1После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

2За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

3Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.

4Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.

5Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

15Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.

16Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.

18Дул сильный ветер, и море волновалось.

19Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.

20Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.

21Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

22На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.

23Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.

24Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.

25И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел?

26Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.

27Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?

29Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?

31Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

34На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.

35Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

40Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

43Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

45У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.

46Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.

47Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.

48Я есмь хлеб жизни.

49Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

52Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

55Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

56Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

60Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

61Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?

62Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?

63Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

64Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.

65И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

66С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

67Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?

68Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

70Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.

71Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.

Мы продолжаем читать ту же самую главу, где Господь говорит о себе, как о Хлебе. И если о Хлебе сем и в читаемых ранее отрывках говорилось много, то здесь есть и новая мысль: идущего ко мне – не изгоню вон. Бог не отвергает никого, если и первым человеком, вошедшим в рай, был разбойник. Всякий человек, искренне стремящийся к Богу – придет к нему, и нет греха, который бы этому помешал, кроме нежелания меняться, порывать со своими страстями.

Четверг 19 мая.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.55 (0.017 с.)