ТОП 10:

Память 3 / 16 мая и в Соборе Московских святых.



Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские

Преподобная Иулиания была игуменией Московского Алексеевского монастыря, Евпраксия была насельницей этой обители. Некролог Иулиании содержался в Троицкой летописи нач. XV в., он известен по выписке Н. М. Карамзина[43]. Согласно летописи, в 1393 г., «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши». Иулиания в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь»[44].

Сведения об Иулиании и Евпраксии сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митр. Киевского и всея Руси св. Алексия. В синодиках преподобные могут называться сестрами свт. Алексия. Однако Троицкая летопись свидетельствует, что Иулиания происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как свт. Алексий род. в семье выходцев из Чернигова - боярина Федора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексеевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития святителя. Алексия. Возможно, сообщение синодиков свидетельствует о том, что Иулиания и Евпраксия были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых.

Иулиания приняла монашеский постриг в конце 1350-х годов, возможно оставшись вдовой во время эпидемии бубонной чумы в первой половине 1350-х годов. Во второй половине 1370-х, по всей видимости по благословению митр. Алексия, Иулиания ввела общежительный устав в Алексеевском монастыре - одной из первых женских обителей в Москве, возникшей около 1358 г. или, возможно, вскоре после основания Чудова монастыря (1365). Эта ответственное поручение преподобной Иулиании дает основание видеть в святой духовную дочь и, вероятно, близкую родственницу митр. Алексия. Присутствие в обители при ней 90 насельниц предполагает наличие у Алексеевского монастыря в эти годы значительных средств и владений, а также покровительство монастырю со стороны предстоятеля Церкви.

Преподобная Евпраксия упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни Иулиания, ни Евпраксия не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита»[45] и в синодике Московского Новинского Введенского монастыря[46]. В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева Ростовского Богоявленского монастыря, появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи»[47]. В синодиках Переяславль-Залесского Горицкого Успенского монастыря второй половины XVII в., Нижегородского Благовещенского монастыря кон. XVII в., Коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря 1708 г. и других имя Иулиании опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии»[48]. Возможно, имя Иулиании было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В некоторых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр. в синодике Возмицкого Богородице-Рождественского муж. монастыря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия»[49].

В Троицкой летописи сообщается, что Иулиания была погребена «подле церковь», по всей видимости, в Алексеевском монастыре. Л. А. Беляев считает, что Алексеевский монастырь был создан на месте, где в настоящее время находится Московский Зачатьевский монастырь (близ Остоженки), основанный в первой половине 1580-х годов[50].

Со времени основания Зачатьевского монастыря (1580-е годы) в нем чтилась память преподобных Иулиании и Евпраксии. В начале 1590-х годов, вероятно в 1592 г., над местом погребения преподобных в юго-западной части обители возвели каменную поминальную палатку (ее фундамент был обнаружен в ходе археологических работ в 2002). Древняя каменная палатка над погребениями преподобных Иулиании и Евпраксии упоминается в офицерской описи Зачатьевского монастыря 1763 г.[51]. В 1766-1768 гг. вместо палатки на средства А. М. Аничковой была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной. 22 июля / 4 августа 1765 г. Аничкова писала в прошении, что над погребениями Иулиании и Евпраксии «ни демественного пения, ни поминовения не бывает; она желает палатку разобрать и построить церковь «Неопалимой Купины» для поминовения, каменную…»[52]. В надписи на надгробии преподобных в храме, зафиксированной в 1781 г., сообщалось: «…в 7100-м [1592] году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…»[53]. На надгробных плитах лежали изображения Иулиании и Евпраксии «на полотне»[54]. В 1887 г. храм в честь иконы «Неопалимая Купина» разобрали, престол перенесли в придел новопостроенной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, надгробия Иулиании и Евпраксии оказались внутри нового храма. В 1864-1909 гг. в Зачатьевском монастыре велась запись чудес по молитвам к святым Иулиании и Евпраксии (зафиксировано 70 случаев), была составлена молитва к преподобным.

В 1925 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, большая часть насельниц осталась в Москве, некоторые были арестованы в 1926 г., аресты продолжились в 1930-1931 гг. Монастырское предание рассказывает о том, что мон. Маргарите в начале гонений на Церковь явилась св. Иулиания и велела оставаться в обители. В 1995 г. Зачатьевский монастырь был возвращен Церкви. 16 мая 2001 г. в нем прошли торжества, посвященные прославлению преподобных Иулиании и Евпраксии как местночтимых святых Московской епархии. 24 июня 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение прославить преподобных Иулианию и Евпраксию в лике общецерковных святых, установив днем их памяти 3 / 16 мая. На заседании Священного Синода 31 мая 2010 г. была утверждена служба преподобным Иулиании и Евпраксии.

Литература

  • Архивы: ГИМ. Увар. № 880. Л. 105; ГИМ. Щук. № 716. Л. 30; ГМЗ РК. Р-221. Л. 55 об.; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1710. Л. 72 об.; Ф. 280. Оп. 3. Д. 191; РГБ ОР. Ф. 173/IV. № 96. Л. 40; Ф. 178. № 9255. Л. 19.
  • Карамзин. ИГР. 1993. Т. 5. С. 317. Примеч. 254;
  • Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 2002. С. 442;
  • Макарий (Веретенников), архим. Поминальные синодики // Вышенский паломник. Рязань, 1998. № 1. С. 80, 81;
  • Прославление основательниц Зачатьевского мон-ря игум. Иулиании и мон. Евпраксии // ЖМП. 2001. № 7. С. 44-47;
  • ПСРЛ. Т. 13. С. 18; Т. 20. С. 198;
  • Минея дополнительная. 2005. Вып. 1. С. 279-281.
  • Строев. Списки иерархов. Стб. 225;
  • Леонид (Кавелин). Св. Русь. № 542-543. С. 138-139;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557;
  • Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: История Нижегородской епархии. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 407. Примеч. 1;
  • Кучкин В. А. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи // Ad fontem = У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242;
  • Ёлкина И. И. Храм кон. XVI в. в Алексеевском Зачатьевском мон-ре: Результаты исслед. 2003-2005 гг. // Московская Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 394-404.

Использованные материалы

  • А. В. Кузьмин. Иулиания и Евпраксия Московские // Православная энциклопедия // Т. 28, С. 558-561
    • http://www.pravenc.ru/text/1237863.html

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ БЕНЕВОЛЕНСКИЙ[55]







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.003 с.)