Перенесение мощей Святых страстотерпцев, российских князей бориса и глеба, во святом крещении романа и давида.
Содержание книги
- Дни памяти: 30 Апреля / 13 Мая , 30 Июня / 12 Июля (12 ап. )
- Святитель Симон митрополит московский и всея Руси
- Священномученик Василий епископ Амасийский Праведная дева Глафира
- Сии, мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
- Божественная литургия в день памяти святителя Игнатия Брянчанинова
- Тропарь иконе Божией Матери «нечаянная радость»
- Память 1 / 14 мая (вместе с мчч. Акакием и Игнатием), 22 марта / 4 апреля (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных
- Преподобномученик Игнатий афонский
- Преподобный Пафнутий Боровский
- Святая благоверная царица Тамара Великая
- Тропарь. Тамаре, царице Грузинской, блгв.
- Народа, чтобы не побили их камнями.
- Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина
- Святитель Афанасий Великий, Александрийский
- Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх константинопольский, Лубенский и харьковский чудотворец
- Мученики Еспер, его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул
- Перенесение мощей Святых страстотерпцев, российских князей бориса и глеба, во святом крещении романа и давида.
- Святой благоверный и равноапостольный царь Борис, во святом Крещении Михаил
- Тропарь благоверного и равноапостольного царя Бориса, во святом Крещении Михаила глас 6
- Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы
- Преподобный Феодосий Печерский
- Память 3 / 16 мая и в Соборе Московских святых.
- Память 3 / 16 мая, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Радонежских и Казахстанских
- Святой Еразм исповедник, епископ Формийский
- Память 4 / 17 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых.
- Священномученик Иоанн Васильев, иерей
- Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «неупиваемая Чаша»
- История иконы «Неупиваемая Чаша» в XX веке
- Память 5 / 18 мая и в Соборе Московских святых
- Преподобный Иаков Железноборовский
- Святой праведный Иов Многострадальный
- Праздники в честь Почаевской иконы Божией Матери: 31 Марта / 13 Апреля, 23 Июля / 5 Августа, 8 / 21 Сентября
- Преподобный Михей Радонежский
- Тропарь иконе Божией Матери жировицкая
- Преподобный Шио (симеон) Мгвимский
- Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
- Слово в день святого апостола иоанна богослова
- Блаженный Арсений новгородский, юродивый
- Память 8 / 21 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
- Богослужение в день памяти апостола и евангелиста иоанна богослова в храме прп. Сергия радонежского на архиерейском подворье села дивноморское
- И чтения, собственно, 22 мая.
- Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских
- Перенесение мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в Бари.
- Святитель Николай (Велимирович)
- Тропарь Гавриилу Белостокскому, младенцу
- Память 9 / 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
- Всенощное бдение в храме святителя Николая чудотворца села Адербиевка
- Божественная литургия в храме святителя Николая чудотворца села Архипа-Осиповка
Дни памяти: 2 / 15 Мая (Перенесение мощей), 24 Июля / 6 Августа, 5 / 18 Сентября
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019 - 1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса (+ 1015; память 24 июля / 6 августа) и Глеба (+ 1015; память 5 / 18 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008 - 1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля / 6 августа 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.
В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 / 15 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 / 15 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, "в верх один". На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено ко 2 / 15 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.
Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073 - 1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод (+ 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.
Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк (+ 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах (+ 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (+ 1115), знаменитый "Гориславич", упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Он "умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно". Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег "много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи". Святополк не хотел, "зане не он создал ту церковь".
Смерть Святополка Изяславича (+ 1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (+ 1123). "Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились". Наутро, 2 / 15 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: "и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство". За ним на других санях повезли святого Глеба: "с ним шел Давыд с епископами и духовенством". (Олег ждал всех в церкви.)
Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб - преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем "Поучении", говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.
Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому
| Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман (+ 1079), Глеб (+ 1078), Давыд (+ 1123), один из сыновей его носил имя Глеб (+ 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб (+ 1174), у Всеволода Большое Гнездо - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого (+ 1101) - полный набор "борисоглебских" имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.
Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте - в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля / 6 августа 1019 года, и на Гзени, в Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба Святославича.
Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, "где было становище святого Бориса". В 1145 г. святой Ростислав Смоленский "зяложи церковь каменну на Смядыни", в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008 - 1035), что подтверждают записи в Минеях XII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII - XIX веков.
|