Тема 8. 2. Методы и инструменты реализации экономической политики государства. Виды экономической политики. Тема 8. 3. Система прогнозов и программ развития национальной экономики (2пз(с)) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. 2. Методы и инструменты реализации экономической политики государства. Виды экономической политики. Тема 8. 3. Система прогнозов и программ развития национальной экономики (2пз(с))



Цель: изучить экономическую роль государства в Республике Беларусь, методы и инструменты реализации экономической политики государства, систему прогнозов и программ развития национальной экономики.

Ключевые термины и понятия

Регулирование экономики — воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания проте­кающих в ней процессов на определенном уровне или пред­отвращения, подавления неблагоприятных явлений.

Государственное регулирование экономики — целенап­равленное воздействие государства на микро- и макроэконо­мические процессы развития экономики в целях поддержа­ния ее стабильности или изменения в нужном обществу нап­равлении.

Экономическая политика — проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Включает структур­ную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социаль­но-экономической ситуации, накопленного опыта, выбран­ной модели и стратегических целей развития.

Административно-правовые методы регулирования эко­номики — это прежде всего хозяйственное законодательство, которое определяет правовые рамки и нормы при реализа­ции экономической политики, включает в себя такие разде­лы, как законы о собственности и компаниях, налоговое за­конодательство, закон о денежном обращении, банковское законодательство, антимонопольное, внешнеторговое и т.д.

Инструментами административно-экономического ре­гулирования являются централизованное планирование, це­нообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.

Экономическое регулирование используется как для ак­тивизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяй­ствования.

К мерам прямого экономического регулирования, непос­редственно воздействующим на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Косвенное экономическое регулирование влияет на об­щественное производство в основном посредством мер бюд­жетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осущест­вляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.

Государственная экономическая политика включает ин­ституциональную, структурную, инвестиционную, денеж­но-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, науч­но-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Жесткая экономическая политика — твердая экономи­ческая политика, проявляющаяся в стремлении строго при­держиваться заранее выработанного экономического курса и оказывать давление на экономических субъектов, от кото­рых зависит исполнение такого курса.

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры.

Институциональные инструменты экономической по­литики воздействуют на экономику путем создания органи­зационных структур, включая формирование исполнитель­ных структур государственной власти, создание и поддержа­ние государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских цен­тров и др.

Инструментами государственного регулирования выс­тупают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью промышленной, структурной и научно-технической обеспе­чиваются стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

К числу структурных целей относятся освоение капита­лоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда регио­нальных задач (освоение неразвитых территорий, строи­тельство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

К бюджетно-налоговым инструментам относятся госу­дарственные расходы, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством для стимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижения совокупного спроса и совокупного предложения или их роста.

Кредитно-денежное регулирование включает эмиссию де­нежной массы, регулирование учетной ставки процента ры­ночные операции с правительственными ценными бумага­ми. Дефицит государственного бюджета или излишки влия­ют на уровень цен, а следовательно, на уровень нормы про­цента, предложения денег и реального объема производства в конечном итоге. Таким образом, при использовании бюджет­но-налогового и кредитно-денежного регулирования следует учитывать их взаимосвязь и последствия действий в буду­щем.

В связи с расширением рыночных систем, ростом значе­ния внешней торговли в развитии экономики все большую роль в современных условиях играет валютно-финансовая деятельность. Она является составной частью кредитно-де­нежного регулирования и в последнее время в результате роста интернационализации экономики выделяется в самос­тоятельную форму.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулиро­вание являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инстру­ментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справед­ливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным кур­сом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Целевое финансирование — выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для исполь­зования в качестве средства решения определенной социаль­но-экономической проблемы или создания определенного объекта.

Важнейшим объектом целевого финансирования являют­ся государственные программы и заказы. Программы разра­батываются в различных областях, например, в сфере освое­ния космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований.

Государственные закупки — часть произведенных в стра­не или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правитель­ством, государственными органами за счет средств государ­ственного бюджета. Такие закупки осуществляются государ­ством для нужд собственного потребления (закупка оборудо­вания) и в целях обеспечения потребления населением и ре­зервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

В известной мере степень государственного регулирова­ния экономики зависит от объективных ситуаций, традиций и политической системы.

Роль и основные функции государства в Республике Бе­ларусь заключаются сегодня в том, чтобы создать необходи­мые условия для развития экономики и социальной сферы, надежно и стабильно обеспечить безопасность граждан, со­циальную справедливость и общественный порядок, эффективно подавить и искоренить организованную преступность, не дать развернуться коррупции и протекционизму.

Сам рыночный механизм порождает проблемы, требую­щие вмешательства государства. Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам, связан­ным с ликвидацией социального неравенства, проблемами экологии, обустройством территории. Он не в состоянии са­мостоятельно реализовать стратегические идеи в области на­уки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Глобальные перемены в начале XXI в. затрагивают все ас­пекты человеческой деятельности, что непосредственно вли­яет на роль и место государства в современном обществе. Чтобы ответить на многочисленные вызовы внешней среды, государство вынуждено активизировать свою деятельность, приспосабливаясь тем самым к происходящим изменениям.

Одним из важнейших условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствую­щей структуры государственного управления и аппарата, способного эффективно действовать в новой экономической и политической среде.

Система государственного управления — система, в ко­торой реализуются функции государственного управления, включающая государственных служащих, специалистов, объединенных в органы государственной власти и управле­ния (самоуправления); используемый комплекс методов и средств управляющего воздействия и государственного ре­гулирования; связи между органами власти и управления (самоуправления), объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодей­ствия и потоками управленческой информации; документо­оборот, необходимый для выполнения функций, распреде­ленных между органами власти и управления для достиже­ния целей государства.

Государственное прогнозирование социально-экономичес­кого развития рассматривается как деятельность государ­ственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, средне­срочную и краткосрочную перспективы и как система науч­но обоснованных представлений о целях, критериях, при­нципах, направлениях и приоритетах социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогно­зируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

Финансы наряду с отражением товарно-денежных аспектов аккумулируют в себе политические, социальные, экономичес­кие аспекты и выступают экономическим инструментом по ре­гулированию денежных потоков в интересах государства, пред приятии, населения. Финансы можно определить как сово­купность экономических отношений по формированию, рас­пределению и использованию фондов денежных средств или финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.

Финансовая система страны — сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государствен­ных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в пере­ходной, практически все экономические отношения сущест­вуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образуют финансовую сис­тему страны, в которой выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.

Финансовая стабилизация — антипод финансовой деста­билизации. Обычно связывают с несколькими важнейшими экономическими показателями: во-первых, с устойчивостью валютного курса, во-вторых, с низкими темпами инфляции, в-третьих, с достижением положительного экономического роста. Эти показатели свидетельствуют о состоянии эконо­мического положения страны.

Финансовый кризис — резкое ухудшение показателей финансовой системы, при котором быстро ухудшается фи­нансовое состояние государственных и частных финансов и субъекты хозяйствования оказываются не в состоянии вы­полнять большую часть своих обязательств.

Бюджетная система Беларуси включает республикан­ский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударствен­ные расходы осуществляются за счет республиканского бюд­жета в соответствии с его расходной частью.

Государственный бюджет — это доходы и расходы госу­дарства, или, иными словами, это финансовый план форми­рования и использования денежного фонда государства.

Бюджетно-финансовая политика — это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием глав­ным образом бюджетных и налоговых инструментов.

Бюджетный дефицит — это та сумма, на которую расхо­ды государственного бюджета превышают его доходы.

Бюджетный профицит — излишек бюджета, т.е. превы­шение доходов над расходами.

Государственный долг — общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных цен­ных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Налоги — это принудительные, безвозмездные и обяза­тельные платежи, которые платят в доход государства юри­дические и физические лица.

Совокупность всех взимаемых в государстве налогов, ме­тодов и принципов их построения, способов исчисления и взимания, а также налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.

Денежная система — исторически сложившаяся в каж­дой стране и законодательно установленная форма организа­ции денежного обращения, включающая в себя следующие элементы: денежную единицу, эмиссионную систему, виды денег, институты регулирования денежной системы.

Денежная масса — совокупность всех имеющихся в обра­щении денег, которая является важнейшим количественным показателем денежного обращения, она включает несколько компонентов, выделяемых на основании критерия их лик­видности.

Кредитная система — сфера отношений между государ­ственными органами, центральным национальным банком страны, коммерческими банками страны и остальными хо­зяйствующими субъектами (предприятиями и домохозяйствами) по поводу особого вида денежных отношений — кре­дитных, составляющих важную часть любой хозяйственной деятельности.

Денежно-кредитная политика — совокупность меропри­ятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обраще­ния с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста.

Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (под­держка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента).

Инфляция — снижение покупательной способности де­нежной единицы, выражающееся в непрерывном, устойчи­вом и общем росте цен.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают ползучую (темп роста цен до 10 % в год), галопи­рующую (до 50 % в год) и гиперинфляцию (более 50 % в ме­сяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация плюс инфляция).

Глубинными причинами инфляции являются монополии государства — на денежное обращение, эмиссию денег; круп­ных профсоюзов — на определение уровня оплаты труда; крупных фирм — на формирование цен на рынке, а также экспорт инфляции (рост цен в странах — экспортерах сырья, энергоносителей, продовольствия и прочего ведет к росту цен в странах-импортерах).

Разработка и реализация антиинфляционных мер пред­ставляет собой не только актуальную, но и чрезвычайно слож­ную задачу. Совокупность мер антиинфляционного характе­ра, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсо­сбережению, монетарных факторов инфляции, а также ком­плекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Национальная валютная система — составная часть де­нежной системы страны. Ее основой является установленная законом денежная единица государства, которая при исполь­зовании в международных экономических отношениях ста­новится валютой.

Валюта — национальная денежная единица, участвую­щая в международных торговых и финансовых операциях на законодательно закрепленной основе.

Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах.

Национальная валюта — законное платежное средство на территории выпускающих ее стран.

Цена — это та денежная сумма, за которую потребители го­товы приобрести, а производители реализовать товар (услугу).

Государственное регулирование цен — воздействие орга­нов государственной власти на условия, порядок формирова­ния и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами.

Социальный императив государственного регулирования определяет приоритетность социального в государственной политике и в государственном регулировании экономики. Социальные цели должны выдвигаться на первый план, а человек и его развитие — признаваться высшей ценностью в ходе всех социально-экономических процессов. Стратегичес­кой целью социально-экономического развития Республики Беларусь является повышение благосостояния народа и при­ближение его к уровню экономически развитых европейских государств.

Повышение уровня жизни населения находится в центре социальной политики государства. Уровень жизни населе­ния — это достигнутый уровень потребления и накопления населением материальных и духовных благ. Все показатели уровня жизни можно условно разделить на интегральные, по­казатели соотношений (например, доходов и расходов, дохо­дов и прожиточного минимума, располагаемых ресурсов по группам населения) и показатели единичные (величина дохо­дов, размер потребления), но являющиеся результатом воз­действия множества факторов. Для измерения уровня жизни применяются различные системы показателей. Варианты их построения многообразны. Показатели уровня жизни могут быть сгруппированы, например, следующим образом:

I. Обобщающие макроэкономические показатели (ВВП, реальный ВВП в расчете на душу населения, расходы на ко­нечное потребление домашних хозяйств в СНС и др.).

II. Демографические показатели (ожидаемая продол­жительность жизни при рождении, уровень заболеваемости, коэффициент младенческой смертности и др.).

III. Показатели экономической активности населе­ния (уровень экономической активности, уровень безработи­цы, соотношение занятых в экономике и общей численности населения и др.).

IV. Показатели материальной обеспеченности населе­ния (доходы домашних хозяйств, покупательная способ­ность денежных доходов, показатели бедности, масштабы бедности, средний размер пенсии, стипендии и др.).

V. Потребление и расходы населения (потребительские расходы, среднедушевое потребление продуктов питания, химический состав и энергетическая ценность потребленных продуктов питания и др.).

VI. Денежные сбережения населения.

VII. Накопленное имущество и жилищные условия (обеспеченность населения жильем, жилищный фонд, благо­устройство жилья, наличие и характеристика предметов
длительного пользования в собственности населения и др.).

VIII. Социальная дифференциация населения (распре­деление населения по размеру среднедушевого дохода, структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднего дохода, коэффициент концентрации дохо­дов (индекс Джини), децильные и квинтильные коэффици­енты дифференциации доходов населения и др.).

IX. Показатели социальной напряженности (число за­регистрированных преступлений на 10 000 чел. и др.).

Оценка уровня жизни должна обеспечивать сопостави­мость данных во временном (для оценки эффективности воз­действия мероприятий социальной политики на уровень жизни населения) и территориальном (для определения рас­хождений уровня жизни населения по регионам страны, в различных государствах или их группах) разрезах.

Имеются попытки применить для характеристики уров­ня жизни интегральные показатели. В разное время в качестве такого показателя рассматривались: ВВП на душу на­селения, национальный доход, доля расходов на питание в общих расходах и др. Наиболее известным из используемых сегодня интегральных показателей уровня жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Наряду с ИРЧП применяются и другие обобщающие показатели для измерения уровня жизни (индексы нищеты населения и др.).

Доходы — основа формирования уровня жизни населе­ния и повышения качества жизни граждан. При оценке уровня жизни и проведении социальной политики оценива­ются доходы населения в денежной и натуральной форме. В состав доходов включаются: оплата труда, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии), доходы от соб­ственности, поступления от продажи сельскохозяйственной продукции, прочие доходы. Большое внимание уделяется динамике реальных денежных доходов населения, которые представляют собой денежные доходы населения, скоррек­тированные на индекс потребительских цен.

Эффективное социальное регулирование возможно толь­ко при применении социальных норм и нормативов. Основ­ными элементами системы социальных норм и нормативов в Республике Беларусь являются: бюджет прожиточного ми­нимума, минимальный потребительский бюджет, минималь­ная заработная плата, базовая величина, тарифная ставка первого разряда.

Социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и дос­тижению комплекса целей по социальному развитию, пре­образованию социальной структуры и социальных отноше­ний в обществе: росту доходов и потребления населения, по­вышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны. В условиях переходно­го периода социальная политика государства строится на ос­нове принципов социальной справедливости, индивидуаль­ной и социальной ответственности, социальной солидарности и партнерства, равенства возможностей каждого в получе­нии необходимых ему социальных благ и услуг, обеспечения социальных гарантий. Основная цель социальной политики Республики Беларусь в 2011—2015 гг. — дальнейшее повы­шение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработ­ной платы как главного фактора, стимулирующего экономи­ческое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрез­мерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических прогнозов и программ социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и па­раметры, так и средства и механизмы их достижения, а так­же благодаря разработке и выполнению целевых социальных программ (например, президентская программа «Дети Беларуси», Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» и др.). Социальная политика осуществляется на макро- и микроуровнях. Можно выде­лить также международный уровень, на котором реализуют­ся межгосударственные социальные программы.

Выделяют следующие направления социальной полити­ки: регулирование доходов, политика занятости населения, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы. К основным компонентам социальной защиты в Республике Беларусь относятся социальное страхование, социальное вспомоществование и социальное обслуживание.

В социальной политике Республики Беларусь чрезвычай­но важны комплексность и взаимная согласованность прово­димых мероприятий, их соответствие избранным долгосроч­ным целям социально-экономического развития страны. Ак­туальной остается задача законодательного обеспечения про­водимых изменений.

Важной частью государственной социальной политики и политики доходов является политика оплаты труда, нап­равленная на ее стабильное повышение и переход к политике высокой оплаты труда, для которой характерны выполнение всех функций заработной платы, высокая доля оплаты труда в ВВП, соответствие уровня заработной платы накопленным объемам человеческого капитала и существование объектив­но обусловленной дифференциации заработной платы, не снижающей стимулов к труду. При этом оплата труда дол­жна иметь решающее значение в располагаемых ресурсах работников и их семей.

Современный этап развития системы социальной защиты Республики Беларусь молено охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной под­держки населения. Ее целью является обеспечение устойчи­вого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями — програм­мно-целевой характер, широкое применение заявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомствен­ное взаимодействие при оказании помощи. Необходимо пос­тепенное увеличение объемов оказания платных услуг насе­лению, увеличение доли собственных средств населения в фи­нансировании услуг социальной сферы. Работа в сфере соци­альной защиты может быть значительно расширена на основе активного привлечения негосударственного сектора в соответ­ствии с принципами государственно-частного партнерства.

Определим направления реформирования системы соци­альной защиты населения Республики Беларусь по ее состав­ляющим.

Основной задачей социального страхования является обеспечение соответствующего уровня доходов граждан при наступлении предусмотренных законодательством страхо­вых случаев. Особенностью социального страхования явля­ется его финансирование из специальных фондов, формируе­мых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Система пенсионного обеспечения Беларуси построена по принципу текущего финансирова­ния. В соответствии с Концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения предполагается осуществить пере­ход на трехуровневую пенсионную систему, включающую всеобщую, трудовую и добровольную пенсии. В области орга­низации системы социального страхования требуется ре­шить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оцен­ку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Приоритетным направлением развития системы социаль­ного обслуживания является удовлетворение специфичес­ких потребностей наиболее уязвимых слоев населения. В первую очередь целесообразно развивать сеть нестационар­ных учреждений социального обслуживания. Наряду с тер­риториальными центрами социального обслуживания следу­ет создавать учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому, дома социальных услуг в сельской местности и др. Требуется оптимизация сети стационарных учреждений социального обслуживания, обеспечение всех нуждающихся необходимым количеством мест, реконструкция зданий и со­оружений в малых городах, поселках и сельской местности.

Социальная помощь, в отличие от программ по социаль­ному страхованию, предполагает финансирование из бюдже­та либо за счет средств благотворительных организаций и ориентацию на индивидуальную нуждаемость получателя социальной помощи, принадлежащего к определенной соци­ально уязвимой группе либо населению страны в целом. Че­рез институт социальной помощи реализуется концепция минимально гарантированного дохода. В настоящее время в Беларуси сформирована система адресной социальной по­мощи (ее выплата началась с 2001 г.), а также реформи­руется система социальных льгот.

Основной задачей реформирования социальной сферы (сферы социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспече­ния их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачествен­ных видах услуг, направленных на развитие личности и по­вышение культурно-интеллектуального уровня, конкурен­тоспособности на рынке труда национальных кадров, а так­же на укрепление и модернизацию материальной базы соци­альных отраслей.

 

Контрольные задания (пз(с))

1. Ответьте на вопрос: Какими способами и инструментами воздействия на экономику располагает государство?

2. Сопоставьте прямые и косвенные методы экономического регулирования.

3. Назовите и охарактеризуйте виды государственной экономической политики.

4. Охарактеризуйте систему прогнозов и программ развития национальной экономики.

 

Список литературы

Основная:

1. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2006.

2. Национальная экономика Беларуси: практикум / О.Н. Ерофеева [и др.]. Под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010.

Дополнительная:

1. Гринів, Л.С. Національна економіка: Навч. посібник / Л.С. Гринів, М.В. Кічурчак. – Львів: «Магнолія 2006», 2009. – 464 с.

2. Основы национальной экономики: учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.]; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 529 с.

Нормативные и законодательные акты:

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчи­вому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004.

2. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 5 мая 2006 г. № 289.

3. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-3 // Ведомости Национального Собрания Республики Бе­ларусь. – 1998. - №20.

4. Об утверждении Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 дек. 2010 г. № 1852 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №312. – 5/33044.

5. Об утверждении перечней научно-технических программ на 2011-2015 годы и на период до 2020 года и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Со­вета Министров Респ. Беларусь, 01 февр. 2011 г. № 116 // Нац. реестр право­вых актов Респ. Беларусь. – 2011. - №20. – 5/33254.

6. Об утверждении перечня государственных программ научных иссле­дований на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Бела­русь, 09 июня 2010 г. № 886 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №145. – 5/32008.

7. Об утверждении приоритетных направлений научно-технической дея­тельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы: Указ Президента Рес­публики Беларусь, 22 июля 2010 г. № 378 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №183. – 1/11797.

8. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. – Минск, 2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.36 с.)