Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 6. Региональная структура национальной экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 6.1. Понятие региона и экономического района. Тема 6.2. Особенности специализации регионов Республики Беларусь. Тема 6.3. Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации (2л) Цель: изучить региональные социально-экономические комплексы; проанализировать развитие отраслей народного хозяйства на современном этапе функционирования. Ключевые термины и понятия Региональная политика государства — целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов. Внутренняя политика регионов - целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды развития социально-экономической инфраструктуры. Целью региональной социальной политики государства является повышение благосостояния и удовлетворение потребностей жизнедеятельности всего населения. Осуществление социальной политики в значительной мере находится в непосредственной зависимости от экономических возможностей страны той части национального дохода, которая выделяется на потребление. Социальная политика государства и региона имеет общую экономическую и правовую основу, призванную обеспечить реализацию прав и интересов граждан Беларуси. Регион - часть территории со специфическими природными историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. Экономика региона складывается из единичных хозяйств- предприятий, корпораций, домохозяйств, различных хозяйственных систем. В рыночных условиях каждый из этих субъектов строит свою экономическую политику и организует управление исходя из собственных экономических целей и интересов. Вместе с тем все они находятся в рамках экономической политики и институтов, формируемых на уровне государства. Экономический район - территориально целостная часть государства, которая объединяет всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеет соответствующую производственную специализацию, тесные внутренние социально-экономические связи. Территориальная структура хозяйства любого государства основывается, прежде всего, на теории экономического районирования. Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. Основой территориальной структуры хозяйства является размещение производства, все элементы которого существуют на конкретной территории и находятся с ней в тесной взаимосвязи; любой элемент производительных сил воздействует на территорию и в свою очередь испытывает ее влияние. В конечном итоге территориальная структура есть результат развития и углубления территориального разделения труда. Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и пр. Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся системообразующая база, системообслуживающий комплекс, экология, население, инфраструктура рынка. Региональный социально-экономический комплекс — сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (организациями и т.д.), подсистемами и объектами по потокам производимых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешним факторам, создающим объективную основу жизнедеятельности внутриреспубликанских регионов. Всякому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое формирует его материально-производственная основа, — хозяйственный (производственный) комплекс региона. Являясь подсистемой, частью национального комплекса страны, региональный хозяйственный комплекс представляет собой целенаправленно складывающееся динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями. Хозяйственный комплекс региона представлен взаимосвязанными отраслями: · по производству товаров: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, прочие отрасли по производству товаров; · по оказанию рыночных услуг: транспорт, связь, шоссейное хозяйство, торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, организации, обслуживающие сельское хозяйство, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, страхование, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство; · по оказанию нерыночных услуг: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, организации, обслуживающие сельское хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, управление. Набор отраслей определяется участием региона в общественном разделении труда. Общественное разделение труда — это объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности. Общественное разделение труда развивается в двух направлениях — в виде отраслевого и территориального разделения труда, между которыми существует объективная неразрывная связь. Отраслевое разделение труда — процесс, знаменующий возникновение новых производств, при котором производители профессионально специализируются на изготовлении готовых продуктов и услуг или их составных частей, происходит дробление производства, выделение специализированных звеньев, возникновение новых профессий. Территориальное разделение труда — процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами. Территориальное разделение труда представляет собой пространственное проявление общественного разделения труда, обусловленное природными, экономическими, социальными национально-историческими особенностями регионов. В результате выделившиеся в процессе общественного разделения труда отрасли и производства размещаются в районах с наиболее благоприятными предпосылками для их развития. Отрасли специализации характеризуются следующими признаками: выделением в национальном и региональном производстве, формированием регионального комплекса и наиболее эффективных и важных его звеньев, наличием высокой степени концентрации производства в регионе (в отличие от отраслей местного значения, которые сравнительно равномерно размещены на территории), производством в больших масштабах важнейших видов дешевой или дефицитной продукции, влиянием на уровень развития всех других отраслей, участием в межрегиональном обмене. Специализация регионов и тенденции ее изменения во многом определяются ресурсно-производственным потенциалом регионов, механизмами его технологического использования. Анализ специализации регионов Беларуси и тенденций в региональном развитии, связанных с изменением отраслевой структуры, является важным при изучении развития регионов. Сочетание отраслевого и территориального разделения труда формирует региональный воспроизводственный процесс.
Контрольные вопросы (л) 1. В чем отличия и сходства в значении таких терминов, как «район» и «регион»? 2. Какова сущность, цели и задачи региональной политики? 3. Какие методы и инструменты управления региональным развитием вам известны? 4. Дайте характеристику региональному социально-экономическому комплексу. 5. Сформулируйте факторы, влияющие на уровень выполнения регионами Республики Беларусь своих функций.
Список литературы Основная: 1. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2006. 2. Национальная экономика Беларуси: практикум / О.Н. Ерофеева [и др.]. Под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010. Дополнительная: 1. Брестская область [Текст]: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; [редкол.: Г. Н. Хвалько и др.]. - Брест: [Главное статистическое управление Брестской области], 2012. - 398 с. 2. Гринів, Л.С. Національна економіка: Навч. посібник / Л.С. Гринів, М.В. Кічурчак. – Львів: «Магнолія 2006», 2009. – 464 с. 3. Козловская, З. Н. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь и Сирии: специфика функционирования и направления развития [Текст] / З. Н. Козловская, Мажд Еид // Новая экономика: научно-теоретический, научно-практический, научно-методический журнал. - 2011. - № 1. - С. 35-40. 4. Муратова, Я. И. Некоторые направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь [Текст] / Я. И. Муратова // Бухгалтерский учет и анализ: научно-практический журнал. - 2011. - № 2. - С. 25-32. 5. Основы национальной экономики: учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.]; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 529 с. 6. Промышленность Республики Беларусь [Текст]: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 280 с. 7. Регионы Республики Беларусь - 2012 [Текст]: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 870 с. 8. Республика Беларусь - 2012 [Текст] = Republic of Belarus: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 599 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.203 (0.007 с.) |