Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Годы учения Сергея Рахманинова↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Годы учения Сергея Рахманинова Становление Мастера В большинстве из известных исследований, посвященных отроческим и юношеским годам С. Рахманинова, значительное место уделяется вопросам биографики. В публикациях, при всем внимании авторов к творчеству композитора тех лет, все же преобладает бытописание его жизни в семье, в доме Н.С. Зверева, подробно освещены визиты в Ивановку, отражены первые юношеские увлечения, взаимоотношения с родными и близкими, с товарищами по консерватории. Что касается композиторского обучения С. Рахманинова в стенах Московской консерватории, то в этой области многое остается не исследованным. Соотнесение теоретических предметов и первых произведений позволяет утверждать, что они, за редкими исключениями, имеют прямое отношение к учебному процессу. В данной связи необходимо назвать имена С.И. Танеева и А.С. Аренского – поистине великих учителей, у которых С. Рахманинов штудировал основы композиторского мастерства. Курс композиции в Московской консерватории был основан на приобщении учеников к истории мировой музыкальной культуры. Изучались следующие предметы: Гармония, Контрапункт, Канон и Фуга, Инструментовка, Музыкальная форма (осваивалась по мере прохождения курса названных дисциплин).В процессе ознакомления с музыкальными формами и инструментовкой сочинялись произведения для фортепиано, фортепиано с оркестром, фортепианные ансамбли, камерно-инструментальные произведения, романсы, хоровая и оркестровая музыка. Наконец, выпускники класса свободного сочинения приступали к созданию оперы, с предварительным освоением отдельных оперных номеров: речитатива, арии, вокальных ансамблей, хоровых сцен. В настоящее время сведения, имеющиеся во всех без исключения описях архивных фондов и указателях произведений С. Рахманинова, нуждаются в существенных уточнениях источниковедческого и текстологического характера – как в отношении атрибуции, датировок и локализации отдельных источников, так и в отношении полноты сведений об общем объеме творческого наследия композитора[1]. Изучение ранних произведений во многом проясняет картину тернистого пути становления музыканта, с честью выдержавшего все трудные профессиональные испытания. Годы учения определили практически весь дальнейший путь великого композитора и стали поистине путеводной звездой его будущих художественных завоеваний. Сам С. Рахманинов с неизменной благодарностью помнил о годах своего творческого становления. Музыкально-теоретические предметы И произведения С. Рахманинова Учебный год Произведения (Сочинены самостоятельно): Этюд Fis-dur для фортепиано. Первое письменно зафиксированное произведение С. Рахманинова. Ноябрь 1877 года. (Автограф утрачен)[2]. Три ноктюрна для фортепиано: 1. fis-moll. «12-21 ноября 1887 г.»; 2. F-dur. «22-25 ноября 1887 г.»; 3. c-moll – Es-dur. «3 декабря 1887 – 12 января 1888 г.»[3]. Пьеса для фортепиано. Лето 1888 года. Посвящена М. Пресману. (Утрачена). Возможно, что С. Рахманинов не записал нотный текст[4]. Учебный год Гармония(II курс предмета). А.С. Аренский Произведения: Песня без слов (Прелюдия) d-moll. Экзаменационная задача по гармонии на данный басовый голос. 8 мая 1889 года (день письменного экзамена по гармонии). Пьеса под названием «Песня без слов» была воспроизведена по памяти С. Рахманиновым для книги О. Риземана[5]. Четыре пьесы для фортепиано: Романс. 2. Прелюд. 3. Мелодия. 4. Гавот. (Весна 1889 года). Первоначально были помечены С. Рахманиновым как ор. 1[6]. Очевидно, пьесы сочинялись С. Рахманиновым в качестве задания на освоение простой трехчастной формы[7]. Камаринская. Весна 1889 года. Эскиз. Очевидно, представляет собой задание на гармонизацию народной песни[8]. Учебный год Контрапункт. С.И. Танеев. 1-2 полугодие Произведения: Два хора: 1. Deus Meus. 2. Canon[9] Инструментовка. А.С. Аренский Произведения: Первый квартет. Для двух скрипок, альта и виолончели. Две части: Romance g-moll; Scherzo D-dur. Осень «1889» года. Переработан для струнного оркестра к первому исполнению 24 февраля 1891 года[10]. Концерт c-moll. Для фортепиано с оркестром. I часть. Изложение для двух фортепиано. Утрачены последние листы автографа с записью репризы[11]. «У врат обители святой». Романс. Сл. М. Лермонтова. «29/IV– 1890» (См.: 1890-1891 учебный год, цикл Шесть романсов). Романс a-moll для скрипки и фортепиано. Возможно, лето 1890 года[12]. Lied f-moll. Для виолончели и фортепиано. «6-е августа 1890 года»[13]. Melodie D-dur. Для виолончели и фортепиано. Возможно, лето 1890 года[14]. Две пьесы для фортепиано в 6 рук: 1. Valse. «15 августа 1890 г.». 2. Romance. «20 сентября 1890 г.»[15]. Romance. G-dur. Для фортепиано в 4 руки. Вероятно, лето 1890 года[16]. Вальс. Es-dur. Для фортепиано в 4 руки. Вероятно, лето 1890 года[17].
Учебный год Канон и Фуга. А.С. Аренский. С.И. Танеев[18] Полифонические произведения: Осень 1890 года: Канон G-dur. Двухголосный, бесконечный 2-го разряда, 2-х частная репризная форма. Канон e-moll. Двухголосный, 2-х частная репризная форма. Фуга D-dur.Четырехголосная. Фуга C-dur.Трехголосная[19]. Фуга d-moll. Трехголосная. Январь (после 14 числа), 1891 года[20]. Фуга C-dur. Экзаменационная. Двойная, четырехголосная. 27 мая 1891 года. Автограф утрачен[21]. Полифонический эскиз. 1891 год[22]. Инструментовка (2 год изучения). А.С. Аренский Произведения: Скерцо d-moll для оркестра. Осень 1890 года[23]. Манфред. I и II части. Сентябрь-октябрь 1890 года. Произведение утрачено[24]. Cюита d-moll для оркестра. Декабрь 1890 – 6 января 1891 года. Авторская редакция для фортепиано. Лето 1891 года[25]. Русская рапсодия для двух фортепиано в 4 руки. «12 – 14/I – 1891 г»[26]. Первый концерт fis-moll для фортепиано с оркестром. Ор. 1. Март 1891 – 6 июля 1891 года[27]. Шесть романсов. Вокальный цикл. Первоначально отмечен в автографе как ор. 1: 1. «У врат обители святой». Слова М. Лермонтова Сочинен ранее, ««29/IV– 1890». 2. «В молчаньи ночи тайной». Слова А. Фета. «17/X– 90». (1 редакция[28]). 3. «C'était en Avril». («То было в апреле»). Слова E. Pailleron. «1/IV – 1891». 4. «Смеркалось». Слова А. Толстого. «22/IV – 1891». 5. «Я тебе ничего не скажу». Слова А. Фета. 6. «Ты помнишь ли вечер». Слова А. Толстого. «15 и 17 июля 1891 г.»[29]. «Когда б я мог в надзвездный край перенестись». Романс для голоса и фортепиано. Слова не установленного автора. Возможно, весна-лето 1891 года[30]. Две пьесы для виолончели и фортепиано: Prélude et Dance oriental. (Прелюд F-dur и Восточный танец a-moll). Ор. 2. Лето, до 20 июля «1891» года[31]. Prélude F-dur. Для фортепиано. (Переложение «Прелюда» из ор. 2). «20 июля 1891 г.»[32]. Бурлацкая песня. «Во всю то ночь мы темную». Обработка для голоса и фортепиано. «10 сентября 1891 г.»[33]. Учебный год Свободное сочинение. А.С. Аренский Произведения: Симфония d-moll 1.Allegro («28 сентября 1891 года») 2. Scherzo (осень 1890 года)[34]. Князь Ростислав. Симфоническая поэма на стихотворение А. Толстого. «9 – 15 декабря 1891 г.»[35]. Элегическое трио g-moll для скрипки, виолончели и фортепиано. «18 января – 21 января 1892 г.». 1 часть[36]. Отдельные оперные номера (сочинение их предшествовало началу работы над оперой): Три монолога. Для голоса и фортепиано. Февраль 1892 года. Представляют собой творческие задания на сочинение оперного речитатива: Монолог Бориса 2. Монолог Пимена из трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» 3. Монолог Арбенина из драмы М. Лермонтова «Маскарад»[37]. Вокальный квартет (Мазепы, Кочубея, Любови и Марии). Для пения и фортепиано. Слова по поэме А. Пушкина «Полтава». Февраль 1892 года. Эскиз 13 тактов. Представляет собой творческое задание на сочинение оперного вокального ансамбля[38]. Два хора. Слова из поэмы А. Толстого «Дон Жуан». Февраль 1892 года. Вероятнее всего, представляют собой творческие задания на сочинение оперных хоров: Песня соловья. Для 4-х голосного смешанного хора и фортепиано. Хор духов. Для 4-х голосного смешанного хора a cappella[39]. «О, нет, молю, не уходи». Для голоса и фортепиано. Слова Д. Мережковского. «26 февраля 1892 г.»[40]. «Алеко». Опера. Начало работы – после 15 марта 1892 года. Крайние даты в автографе: «21 марта – 4 апреля». Полностью работа завершена к 7 мая 1892 года, – дате выпускного экзамена по классу свободного сочинения (композиции)[41].
В.И. Антипов. Творчество С.В. Рахманинова в 1890-е годы: Становление Художника // Рахманинов – национальная память России. Материалы IV международной научно-практической конференции 26 – 28 мая 2008 г. – Тамбов: Музей-усадьба «Ивановка», ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2008. – С. 46-58.
Становление Художника
Произведения С.В. Рахманинова 1890-х годов относятся, в целом, к числу наиболее известных, часто исполняемых и достаточно подробно изученных в рамках творческого наследия композитора. Уже в первых опусах С.В. Рахманинов подтверждает свое высокое звание Свободного художника, полученное по окончании Московской консерватории. Нельзя не отметить не только высочайший художественный уровень, но и необычайную интенсивность творчества тех лет. Так, ко времени сочинения фортепианного цикла ор 16, Шесть музыкальных моментов (1896), 23-летний композитор являлся автором значительного количества сочинений, включающих также и произведения консерваторского периода, многие из которых стали подлинными шедеврами и органично вошли в творческое наследие композитора. Известно, что первый период творчества был достаточно резко очерчен датой премьеры Первой симфонии, ор. 13, состоявшейся 15 марта 1897 года. Бесспорно, что настроения композитора, близкие к унынию и даже отчаянию, были вызваны не только неудачным исполнением, но также крайне предвзятой критикой[42]. Некоторые исследователи определяют период творческого «кризиса» С.В. Рахманинова почти пятилетним сроком: от цикла Шесть музыкальных моментов (декабрь 1896 года), до окончания работы над Вторым концертом (апрель 1891 года)[43]. Однако творческое молчание композитора было связано отнюдь не только с неудачной премьерой Первой симфонии. В сезон 1897-1898 годов С.В. Рахманинов получил должность дирижера и концертмейстера в «Русской частной опере», которая отнимала у него значительное время и творческие силы. Композитор писал о своей работе: «… я занят по 12 часов в день»[44]. З.А. Апетян справедливо указывает, что «работа в театре почти не давала возможности заниматься композицией»[45]. Кроме того, сам С.В. Рахманинов достаточно четко разделял понятия «сочинять» и «записывать» произведение. Многие из его сочинений первоначально создавались лишь в творческом воображении композитора, и только потом текст фиксировался на нотную бумагу[46]. Важно подчеркнуть, что именно в эти годы у С.В. Рахманинова была возможность осознать необходимость в обретении определенных личностных качеств, позволяющих не только твердо верить в свой талант, но и стойко его защищать, в том числе перед собственными сомнениями, инициируемыми субъективной и предвзятой критикой. Своим мужественным выходом из творческого кризиса С.В. Рахманинов практически выполнил завет, данный в мудрых пушкинских строках:
«Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; И не оспоривай глупца». Сочинения, вскоре последовавшие после Второго концерта – величественно трагедийная Соната для фортепиано и виолончели (ор. 19) и глубоко философская по своему замыслу кантата «Весна» (ор. 20) открыли новые пути к дальнейшим творческим завоеваниям композитора. Полишинель / Polichinelle 5. Серенада / Sérénade [48]. Ундина. Опера. Неосуществленный замысел. Весна 1893 года[49]. Шесть романсов. Ор. 4. 1. О нет, молю, не уходи. Слова Д. Мережковского. «26 февраля 1892 г.». Посвящен А.А. Лодыженской. 2. Утро. Слова М. Янова. «1892». Посвящен Ю.С. Сахновскому. 3.В молчаньи ночи тайной. Слова А. Фета. Вторая редакция. 1893 год. Посвящен В.Д. Скалон. 4. Не пой, красавица. Слова А. Пушкина. «Лето 1893». Посвящен Н.А. Сатиной. 5. Уж ты, нива моя. Слова А. Толстого. Вторая редакция. «Лето 1893». Посвящен Е.Н. Лысиковой. 6. Давно ль, мой друг. Слова А. Голенищева-Кутузова. «Лето 1893». Посвящен О.А. Голенищевой-Кутузовой[50]. 1. Опять встрепенулось ты, сердце. Слова Н. Грекова. 2. Песня разочарованного. Слова Д. Ратгауза. 3. Увял цветок. Слова Д. Ратгауза[51]. Фантазия (картины) / Fantaisie (Tableaux) Первая сюита для двух фортепиано в 4 руки. Ор. 5.Лето 1893 года. Посвящена П.И. Чайковскому. Баркарола И ночь, и любовь Слезы 4. Светлый праздник [52]. Две салонные пьесы / Morceaux de salon для скрипки с фортепиано. Ор. 6. «Лето 1893». Посвящены Ю.Э. Конюсу. Романс / Romance 2. Венгерский танец / Danse hongroise [53]. Утес. Фантазия для оркестра. Ор. 7. Лето 1893. Посвящается Н.А. Римскому-Корсакову[54]. «В молитвах неусыпающую Богородицу». Духовный концерт для 4-х голосного хора a cappella. «Лето 1893»[55]. Шесть романсов. На слова поэтов в переводе А.Н. Плещеева. Ор. 8. «Октябрь 1893»: 1. Речная лилея. Слова Г. Гейне. 2. Дитя, как цветок, ты прекрасна. Слова Г. Гейне. 3. Дума. Слова Т. Шевченко. 4. Полюбила я на печаль свою. Слова Т. Шевченко. 5. Сон. Слова Г. Гейне. 6. Молитва. Слова Г. Гейне[56]. Элегическое трио. «Памяти Великого художника» / Trio élégiaque. A la mémoire d'un grand artiste», d-moll.Ор. 9. «25-е октября – 15-е декабря 1893 года»[57]. Салонные пьесы / Morceaux de salon. Для фортепиано. Ор. 10. «Декабрь 1893 — январь 1894». Посвящены П. Пабсту: Ноктюрн / Nocturne Вальс / Valse Баркарола / Barcarolle Мелодия / Melodie Юмореска / Humoresque Романс / Romance 7. Мазурка / Mazurka [58]. Шесть пьес для фортепиано в 4 руки. Ор. 11. «Апрель 1894»: Баркарола / Barcarolle Скерцо / Scherzo 3. Русская песня / Théme russe Вальс / Valse Романс / Romance 6. Слава / Slava [59]. «Дон Жуан». Симфоническое произведение (эпизод из двух картин) по драматической поэме Д.Байрона. Неосуществленный замысел. Лето 1894 года[60]. Цыганское каприччио / Capriccio bohemien для оркестра. Ор. 12. Лето 1894. Посвящено В.Н. Лодыженскому[61]. 1-я симфония, d-moll. Ор. 13. «Январь — август 1895». Посвящена А.А. Лодыженской[62]. Двенадцать Романсов. Ор. 14. Даты: «Сентябрь 1894 г.» –первый романс, «Я жду тебя»; «сентябрь 1896» – остальные 11 романсов: 1. Я жду тебя. Слова М. Давидовой. Посвящен Л.Д. Скалон. 2. Островок. Слова П. Шелли в переводе К. Бальмонта. Посвящен С.А. Сатиной. 3. Давно в любви. Слова А. Фета. Посвящен З.А. Прибытковой. 4. Я был у ней. Слова А. Кольцова. Посвящен Ю.С. Сахновскому. 5. Эти летние ночи. Слова Д. Ратгауза. Посвящен М.И. Гутхейль. 6. Тебя так любят все. Слова А. Толстого. Посвящен. А.Н. Ивановскому. 7. Не верь мне, друг. Слова А. Толстого. Посвящен А.Г. Клокачевой. 8. О, не грусти. Слова А. Апухтина. Посвящен Н.А. Александровой. 9. Она, как полдень, хороша. Слова Н. Минского. Посвящен Е.А. Лавровской. 10. В моей душе. Слова Н. Минского. Посвящен Е.А. Лавровской. 11. Весенние воды. Слова Ф. Тютчева. Посвящен А.Д. Орнатской. 12. Пора! Слова С. Надсона[63]. Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано. Ор. 15. 1895 год: 1. Славься. Слова Н.А. Некрасова. 2. Ночка. Слова В. Лодыженского. 3. Сосна. Слова М. Лермонтова. 4. Задремали волны. Слова К. Романова. 5. Неволя. Слова Н. Цыганова. 6. Ангел. Слова М. Лермонтова[64]. Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Март 1896 года. 1. Allegro moderato (g-moll) 2. Andante molto sostenuto (c-moll)[65]. Шесть музыкальных моментов / Six moments musicaux для фортепиано. Ор. 16. «Октябрь — декабрь 1896». Посвящены А.В. Затаевичу: 1. Andantino (b-moll) 2. Allegretto (es-moll) 3. Andante cantabile (h-moll) 4. Presto (e-moll) 5. Adagio sostenuto (Des-dur) 6. Maestoso (C-dur)[66]. Произведения Чоботы. Обработка украинской народной песни для смешанного хора a cappella. Начало апреля 1898 года[67]. Пьеса-фантазия / «Morceau de Fantaisie» для фортепиано, g-moll. «11 января 1899 г.»[68]. Фугетта для фортепиано, F-dur. «4 февраля 1899 г.»[69]. Шуточный романс «Икалось ли тебе, Наташа». Слова П.А. Вяземского с изменениями, привнесенными С.В. Рахманиновым. Лето 1899 года. Посвящен Н. А. Сатиной[70]. Пантелей-целитель для смешанного хора a cappella. Слова А. Толстого. Лето 1899 года[71]. Судьба. Романс-монолог. Ор. 21, № 1. Слова А. Апухтина. Посвящен Ф.И. Шаляпину. Лето 1899 года – «18 февраля 1890 года»[72]. Менуэт. Из сюиты Ж. Бизе «Арлезианка». Транскрипция для фортепиано С.В. Рахманинова. «13 сентября 1900»[73]. Ночь. Романс. Слова Д.Ратгауза. «1900»[74]. Вторая сюита / 2 me Suite для двух фортепиано в 4 руки. Ор. 17. Вступление / Introduction Вальс / Valse Романс / Romance Тарантелла / Tarantelle 1900 – апрель 1901 года. Посвящена А.Б. Гольденвейзеру[75]. Творческие замыслы Симфония Эскиз. «5-го апреля 1897 г.»[76]. Литургия святого Иоанна Златоуста. Ор. 31. Первое упоминание о произведении 30 июня 1897 года[77]. Второй концерт для фортепиано с оркестром, c-moll. Ор 18. Посвящен Н. Далю. Первые упоминания о Втором концерте относятся к июню и августу1898 года[78]. Ричард II. Весна 1898 года. Неосуществленный замысел оперы по трагедии Шекспира[79]. Франческа да Римини. Опера. Ор. 25. Либретто М.И. Чайковского на сюжет Данте. Начало работы – август 1898 года[80]. Прелюдия d-moll для фортепиано. Ор. 23, № 3 Эскиз. 1899 год[81].
В.И. Антипов. Творчество С.В. Рахманинова в 1901 – 1910-е годы. Становление Личности. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы V международной научно-практической конференции, 25 января 2009 г. / Тамбовский гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2009. – С. 20-43. Становление Личности
Период, относящийся к 1901-1910 годам жизни и творчества С. Рахманинова, определяется в монографиях о композиторе как время подлинного расцвета его художественного дарования. Обычно называются действительно общепризнанные шедевры, созданные в эти годы: кантата «Весна», 24 прелюдии для фортепиано, Вторая симфония, Симфоническая поэма «Остров мертвых», Третий концерт для фортепиано с оркестром. Однако, именно к данному периоду относится целый ряд сочинений, не получивших признания не только при жизни композитора, но до настоящего не пользующихся широкой известностью, а некоторые до сих пор имеют негативную оценку в книгах и научных трудах. Лишь сравнительно небольшой круг музыкантов и знатоков творчества С. Рахманинова по достоинству оценивает такие гениальные произведения как Соната для фортепиано и виолончели, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Что же касается двух фортепианных опусов – Вариаций на тему Шопена, ор. 22 и Первой сонаты («Фауст»), ор. 28, – то до последнего времени в монографиях было почти устоявшейся нормой относить их к творческим неудачам: данная критика «подтверждается» и чрезвычайно редкими обращениями к ним со стороны исполнителей. Причины недооценки отдельных произведений 1901-1910 годов носят как внешний, так и глубинный, внутренний характер. Отчасти, непонимание обусловлено некоторой косностью, а иногда простым нежеланием исполнителей и музыковедов принимать наследие композитора во всем его жанровом и стилистическом многообразии. С другой стороны, некоторые сочинения С. Рахманинова, относящиеся к разным периодам творчества, по настоящему были оценены лишь сравнительно в недавнее время (в том числе, Литургия св. Иоанна Златоуста, Вторая соната для фортепиано, ор. 36). В данной связи становится совершенно очевидным, что вопреки распространенному мнению, музыка С. Рахманинова отнюдь не легка и не так доступна для ее восприятия и подлинного понимания. Например, понадобились целые десятилетия для окончательного утверждения на концертной эстраде такого ныне общепризнанного шедевра как Вторая соната ор. 36 (до 1980-х годов исполнения ее были буквально единичны). Упомянутые фортепианные сочинения – Вариации на тему Шопена, Первая соната («Фауст»), – несомненно, также найдут своих достойных исполнителей и, наконец, станут общепризнанным достоянием для слушателей. По поводу указанных произведений необходимо указать на доступность их лишь по последним, сильно сокращенным, а подчас и «деформированным» редакциям, отнюдь не отражающим подлинную первоначальную авторскую волю. Издание Вариаций на тему Шопена и Первой сонаты («Фауст») как и других опусов композитора во всей совокупности редакций и вариантов в рамках выходящего ныне Полного академического собрания сочинений С. Рахманинова, безусловно, сыграет важнейшую положительную роль в их дальнейшей исполнительской судьбе и повлечет достойные музыковедческие интерпретации[82]. Возвращаясь к рассматриваемому периоду 1901-1910-х годов творчества С. Рахманинова, обратим внимание на крайне негативные отклики в критических статьях по поводу целого ряда его произведений. Порой эти отзывы не только не уступали по резкости и безапелляционности тона статьям предыдущего десятилетия (в том числе, посвященным Первой симфонии, ор. 13), но нередко «превосходили» их в данном отношении. Однако реакция композитора оставалась на этот раз совершено неизменной: ее можно охарактеризовать как полное равнодушие к критике, обусловленное внутренней убежденностью в правоте и истинности своей художественной веры. В данном отношении отнюдь не следует слишком буквально понимать и встречающиеся в его письмах или воспоминаниях моменты авторской неуверенности или «самокритики». Творческая закалка, пройденная С. Рахманиновым в предыдущее десятилетие, во многом определила стойкий и непоколебимый характер его неповторимой человеческой личности. И даже в тех случаях, когда он все же вынужден был идти на некоторые творческие компромиссы – например, в отношении редактирования и сокращения истинно грандиозных масштабов первых редакций своих произведений – сами же авторские рукописи говорят об обратном. Несмотря на определенные трудности расшифровки ранних фрагментов, исправления делались композитором таким образом, чтобы со временем задача восстановления или реконструкция первых редакций и вариантов, в принципе, была бы вполне возможной. Истинный гений и великий художник, С. Рахманинов, конечно же, рассматривал свои произведения как наследие для будущих поколений, и именно будущему предстояло охватить подлинные масштабы и осознать непреходящее значение его творчества. Что же касается стоической реакции композитора на непрекращающуюся критику в адрес его сочинений, то, очевидно, он относился к ней согласно известным словам древнегреческого мыслителя: «Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все»[83]. Это время для понимания подлинного величия и истинных масштабов творчества С. Рахманинова, бесспорно, сейчас наступило. Произведения Соната, g-moll. Ор. 19 Для фортепиано и виолончели. «12 декабря 1901 г. Москва». Посвящена А. А. Брандукову. 1. Lento. Allegro moderato 2. Allegro scherzando 3. Andante 4. Allegro mosso Первое издание: М.: А. Гутхейль, начало 1902 года[84].
Весна, Е-dur. Ор. 20 Кантата для баритона-соло, хора и оркестра. На стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум». «Москва. 1902», февраль. Посвящена Н. С. Морозову. Первое издание: М. А. Гутхейль, 1902, после апреля[85].
Двенадцать романсов. Ор. 21 Для голоса и фортепиано. «Апрель 1902 года». (Дата окончательного завершения сборника). 1. Судьба (к Пятой симфонии Бетховена), c-moll. Слова А. Н. Апухтина. «18 февраля 1900 г.». В автографе имеется следующее посвящение: Федору Ивановичу Шаляпину посвящает его искренний почитатель С. Рахманинов. 21 февраля 1900 г.». 2. Над свежей могилой, e-moll. Слова С. Я. Надсона. 3. Сумерки, e-moll. Слова Ж-М. Гюйо в переводе И. И. Тхоржевского. Посвящен Н. И. Забеле-Врубель 4.Они отвечали, Des-dur. Слова В. Гюго в переводе Л. А. Мея. Посвящен Е. Ю. Крейцер. 5.Сирень, As-dur. Слова Е. А. Бекетовой. 6. Отрывок из А. Мюссе, fis-moll. Перевод А. Н. Апухтина. Посвящается А. А. Ливен. 7. Здесь хорошо, A-dur. Слова Г. Галиной. Посвящается N. 8. На смерть чижика, c-moll. Слова В. А. Жуковского. Посвящается О. А. Трубниковой. 9. Мелодия, B-dur. Слова С. Я. Надсона. Посвящается Н. Н. Лантинг. 10. Пред иконой, es-moll. Слова А. А. Голенищева-Кутузова. Посвящается М. А. Ивановой. 11. Я не пророк, Es-dur. Слова А. В. Круглова. 12.Как мне больно, g-moll. Слова Г. Галиной. Посвящается В. А. Сатину. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1902[86].
Вариации на тему Шопена, c-moll. Ор. 22 (22 вариации на тему Прелюдии c-moll, op. 28, № 20 Ф. Шопена.). Для фортепиано. Первая редакция: конец 1902 года. Вторая редакция: начало 1903года. Цикл посвящен Т. Лешетицкому. Первое издание: М. А. Гутхейль, 1903[87]. Прелюдии Для фортепиано. Десять прелюдий. Ор. 23 (Первая тетрадь цикла) 1903 год. Посвящены А. И. Зилоти. 1. fis-moll. Largo 2. B-dur. Maestoso 3. d-moll. Tempo di minuetto 4. D-dur. Andante cantabile 5. g-moll. Alla marcia 6. Es-dur. Andante 7. c-moll. Allegro 8. As-dur. Allegro vivace 9. es-moll. Presto 10. Ges-dur. Largo Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1903/1904[88].
Скупой рыцарь. Ор. 24 Опера в 3 картинах. Текст А. С. Пушкина. 1903 – 1905 годы. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1904 (клавир), 1905 (партитура)[89].
Франческа да Римини». Ор. 25 Опера в 2 картинах с прологом и эпилогом. По драматическому эпизоду V песни «Ада» А. Данте. Либретто М. И. Чайковского. Начало работы – август 1898 года. Опера завершена в 1904–1905 годах. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1904 (клавир); 1905 (партитура)[90].
Пятнадцать романсов. Ор. 26 Для голоса и фортепиано. 1906 год. Посвящены М. С. и А. М. Керзиным. 1. Есть много звуков, Des-dur. Слова А. К. Толстого. «14 августа 1906 г. Ивановка». 2. Всё отнял у меня, fis-moll. Слова Ф. И. Тютчева. «15 августа 1906 г. Ивановка». 3. Мы отдохнём, d-moll. Слова А. П. Чехова («Дядя Ваня», действие IV). «14 августа 1906 г. Ивановка». 4. Два прощанья, c-moll. Диалог для двух голосов (сопрано, баритон). Слова А. В. Кольцова. «22-е августа 1906 г. Ивановка». 5. Покинем, милая, As-dur. Слова А. А. Голенищева-Кутузова. «22-е августа 1906 г. Ивановка». 6. Христос воскрес, f-moll. Слова Д. С. Мережковского. «23 августа 1906 г. Ивановка». 7. К детям, F-dur. Слова А. С. Хомякова. «9-е сентября 1906 г. Ивановка». 8. Пощады я молю!, a-moll. Слова Д. С. Мережковского. «15-е сентября 1906 г. Ивановка». 9. Я опять одинок, d-moll. Слова И. А. Бунина. (из Т. Шевченко). «4-е сентября 1906 г. Ивановка». 10. У моего окна, A-dur. Слова Г. Галиной. «17-е сентября 1906 г. Ивановка». 11. Фонтан, D-dur. Слова Ф. И. Тютчева. «6-е сентября 1906 г. Ивановка». 12. Ночь печальна, h-moll. Слова И. А. Бунина. «3-е сентября 1906 г. Ивановка». 13. Вчера мы встретились, d-moll. Слова Я. П. Полонского. «3-е сентября 1906 г. Ивановка». 14. Кольцо, h-moll. Слова А. В. Кольцова. «10-е сентября 1906 г. Ивановка». 15. Проходит всё, es-moll. Слова Д. М. Ратгауза. «8-е сентября 1906 г. Ивановка». Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1906[91]. Монна Ванна Опера. Либретто М.А. Слонова по М. Метерлинку. Окончено только Первое действие: «15 апреля 1907»[92].
Вторая симфония, e-moll. Ор. 27 1906–1907. Посвящена С. И. Танееву. Largo. Allegro moderato Allegro molto Adagio Allegro vivace. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1908[93].
Первая соната (“Фауст»), d-moll. Ор. 28 Для фортепиано. Январь 1907 – май 1908 года. Allegro moderato Lento Allegro molto. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1908[94].
Остров мёртвых, a-moll. Ор. 29 Симфоническая поэма по картине А. Бёклина. 17 апреля 1909 года. Посвящена Н. Г. Струве. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1909[95].
Третий концерт, d-moll. Ор. 30 Для фортепиано с оркестром. «23 сентября 1909». Посвящен И. Гофману. Allegro ma non tanto Intermezzo. Adagio Finale. Alla breve Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1909[96].
Литургия св. Иоанна Златоуста. Ор. 31 Для смешанного хора без сопровождения. «30 июля 1910 г.». Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1910[97]. Прелюдии Для фортепиано: Тринадцать прелюдий. Ор. 32 (Вторая тетрадь цикла «24 прелюдии») Август-сентябрь 1910 года. 1. C-dur. Allegro vivace. 30 августа. 2. b-moll. Allegretto. 2 сентября. 3. E-dur. Allegro vivace. 3 сентября. 4. e-moll. Allegro con brio. 28 августа. 5. G-dur. Moderato. 25 августа. 6. f-moll. Allegro appassionato. 25 августа. 7. F-dur. Moderato. 25 августа. 8. a-moll. Vivo. 24 августа. 9. A-dur. Allegro moderato. 26 августа. 10. h-moll. Lento. 6 сентября. 11. H-dur. Allegretto. 23 августа. 12. gis-moll. Allegro. 23 августа. 13. Des-dur. Grave. 10 сентября. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1910[98].
Транскрипции Итальянская полька, es-moll Для фортепиано в 4 руки. Март-апрель 1906 года. Первое издание: Спб.: Юргенсон, 1906 (первая редакция); NY, Carl Fischer, 1938 (вторая редакция)[99].
Музыкальные письма Неосуществленные замыслы Саламбо Опера в 7 картинах. «Сценарий» С. Рахманинова, либретто М.А. Слонова, при участии Н.С. Морозова. По роману Г. Флобера. Март-май 1906 года[102]. Фантазия для оркестра Ноябрь 1906 года[103]. Кантата Ноябрь 1906 года[104]. Черный монах Опера. Либретто А.П. Чехова Бэла Опера. Либретто А.П. Чехова по повести М. Ю. Лермонтова из романа «Герой нашего времени». 1900-годы[105].
Творчество С.В. Рахманинова 1911 – 1917 и 1918 – 1940 годов: Великий Художник
Два творческих периода: 1911 – 1917 и 1918 – 1940 годов были ознаменованы созданием произведений, которые поставили С. Рахманинова в один ряд с величайшими творцами в истории мирового музыкального искусства. Достаточно назвать такие гениальные шедевры композитора 1911 – 1917 годов как Этюды-картины ор. 33 и 39, поэму «Колокола» для солистов, хора и оркестра ор. 35; Вторую сонату для фортепиано ор. 36, «Всенощное бдение» ор. 37, Восемь стихотворений ор. 38 для голоса и фортепиано. В период 1918 – 1940 годов С. Рахманиновым были созданы его поистине бессмертные опусы: Три русские песни, Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, Вариации «Фолия» на тему в обработке А. Корелли, Рапсодия на тему Паганини, Третья симфония, Симфонические танцы. Указанным сочинениям суждено было занять не только свое выдающееся место в творческом наследии С. Рахманинова и в истории русской музыки, но сыграть свою истинно эпохальную и историческую роль в развитии мирового музыкального искусства в целом. Так, Этюды-картины завершили историю фортепианной романтической миниатюры, поэма «Колокола» подытожила жанр оратории, ведущей свое начало еще со времен эпохи барокко и расцветшей в творчестве венских классиков и композиторов романтической школы; «Всенощное бдение», бесспорно, явилось первым и до настоящего времени непревзойденным сочинением в русской православной музыке, которое можно поставить в один ряд с величайшими духовно-музыкальными творениями И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, И. Брамса. Наконец, восемь вокальных миниатюр-стихотворений ор. 38 на стихи русских поэтов-символистов Серебряного века, безусловно, сыграли свою обобщающе-итоговую роль в области европейского камерного вокального искусства – от Ф. Шуберта и Р. Шумана до И. Брамса и Г. Вольфа. Размышления над творчеством С. Рахманинова указанного периода неизменно приводят к мысли, что великий композитор вполне осознанно ставил перед собой именно подобные величественные задачи. Энциклопедически образованный в области истории мирового музыкального искусства, С. Рахманинов слишком отчетливо понимал весь трагизм неизбежной смены основных эстетических критериев, выдвинутых еще в эпоху Просвещения и господствующих на протяжении двух столетий. Главным их мерилом, при всех стилевых сдвигах в искусстве, неизбежно оставалась категория Прекрасного. Обращение к ставшим классическими жанрам фортепианной сонаты и этюда, кантаты, вокальной миниатюры было вызвано отнюдь не простым стремлением сохранить вечную красоту их формы. С. Рахманинов слишком хорошо понимал, что время классико-романтической эпохи уходит безвозвратно. Очевидно также, что обращение к классическим музыкальным жанрам не имело у него ничего общего с эстетикой «неоклассицизма» 20 века, взявшей за основу некую художественную игру в музыкальные стили. Подобно И.С. Баху, вознесшему в первой половине 18 века уходящую музыкальную эпоху Барокко со всеми ее эстетическими и духовными прозрениями на величайшую и недосягаемую вершину, С. Рахманинов в произведениях 1911-1917 годов создал величественное и достойное кульминационное завершение классико-роматической музыкальной эпохи. В подобном ракурсе изучения и осмысления творчества композитора вопросы о консервативности или новаторстве его музыки попросту блекнут и представляются слишком праздными и незначительными, в сравнении с его собственными, истинно эпохальными задачами, которые он перед собой ставил и, несомненно, их решал. Важно также подчеркнуть, что именно к данному периоду творчества относятся такие величественные замыслы как Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, в его первой редакции, завершенной в 1926 году, представляющий грандиозное музыкальное полотно поистине космологических масштабов; «Три русские песни» для хора и оркестра, начатые почти непосредственно после «Всенощного бдения» и представляющие определенную дихотомическую параллель-оппозицию к его великому духовному творению в области православной музыки. Данная параллель кажется на первый взгляд несопоставимой, однако она отражает абсолютную реальность ситуации «двоеверия», которая на протяжении последнего тысячелетия была свойственна русской культуре. С. Рахманинов в своем творчестве, безусловно, мыслил подобными глобальными, оказавшимися пророч
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.176.176 (0.019 с.) |