Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Глазунов. Шестая симфонияСодержание книги
Поиск на нашем сайте Переложение для фортепиано в 4 руки. Лето 1897 года. Первое издание: Leipzig: M.P. Belyayev, 1897[144].
[1] См.: Автографы С.В. Рахманинова: В фондах ГЦММК имени М.И. Глинки. Каталог-справочник / Сост. Е. Бортникова. – М.: ГЦММК, 1955; 2-е изд., доп. / Сост. Е.Е. Бортникова, Ф.А. Красинская, М.Г. Рыцарева. Ред. М.Г. Рыцарева. – М.: Сов. композитор, 1980; A Catalogue of the Compositions of S. Rachmaninoff: by Robert Threlfall and Geoffrey Norris. – London: Scholar Press, 1982; David Batler Cannata. Rachmaninoff's changing view of symphonic structure. – NY, 1992. Его же: Rachmaninoff and the Symphony. – NY, 1999. При составлении нижеследующего (по необходимости краткого в отношении научных комментариев) полного списка известных на сегодняшний день консерваторских произведений, были тщательно исследованы рукописные фонды, хранящие нотные автографы С. Рахманинова: ГЦММК, Библиотека Конгресса США (Вашингтон), Британская библиотека, РНБ, НИИ искусствознания (Санкт-Петербург), РГАЛИ, Библиотека МГК им. П.И. Чайковского и другие. Также были изучены издаваемые в свое время «Отчеты Московской консерватории» за 1885 – 1892 годы; Архив Московской консерватории (РГАЛИ, ф. 2099, оп. 1); Экзаменационные работы студентов Московской консерватории (ГЦММК, ф. 91). Теоретические работы профессоров – учителей С. Рахманинова: Аренский А.С. Краткое руководство к практическому изучению гармонии. – М., 1891; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки. Ч. 1-2. – М., 1893-1894. Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. [1887-1906]. – Лейпциг, 1909. Учение о каноне [1901-1915]. – М., 1929. Среди современных научных трудов: Бобылев Л.Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862-1917). – М.: Московская консерватория, 1992. Архивные исследования нотного и других фондов, проводимые заново в настоящее время, осуществляются в связи с процессом издания Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова. – Русское Музыкальное Издательство (РМИ). Автор научной разработки – В.И. Антипов. Издательские принципы – Д.А. Дмитриев.
[2] См.: Сергей Рахманинов: Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. – М.: Радуга, 1992. – С. 39. Сочинению Этюда Fis-dur предшествовали Импровизации для фортепиано, публично исполняемые С. Рахманиновым с 10-летнего возраста, несомненно, развивавшие творческое воображение юного музыканта. См. там же. – С. 26. [3] Автограф трех ноктюрнов был подарен композитором Н.С. Звереву. Ныне хранится в ГЦММК, ф. 18, № 731. Впервые они были изданы под ред. И.Ф Бэлзы: М.: Музгиз, 1949. Опубликованы также в издании: Полное собрание сочинений. Для фортепиано. Т. 3.: Ч. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1950. [4] См.: Пресман М.Л. Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов. (Памяти профессора Московской консерватории Н.С. Зверева) // Воспоминания о Рахманинове. В 2-х томах / Ред.- сост. З.А. Апетян. Изд. пятое, дополненное. М.: Музыка, 1988. – Т. 1. – С. 156. [5] См. ее факсимильное воспроизведение: Rachmaninoff¢s Reccollections, told to Oscar von Riesemann. London: George Allen & Unwin Ltd., 1934. Сохранились задачи по гармонии, выполненные С. Рахманиновым. Рукопись хранится в одной архивной ед. хр. с Ноктюрнами (См.). В указателе «Автографы С.В. Рахманинова» (см. примеч. 1) задачи по гармонии значатся как «наброски не установленных произведений» (С. 14 указателя). [6] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 75-78. Первое издание: Рахманинов С. Полное собрание сочинений. Для фортепиано / Под ред. П.А. Ламма. Т. 1. – М.; Л.: Музгиз, 1948. [7] Сочиненные через год после самостоятельных «Трех ноктюрнов», данные «Четыре пьесы» обнаруживают освоение композитором первых «азов» в области гармонии, музыкальной фактуры, голосоведения, музыкальной формы, полученных на первом году обучения у А.С. Аренского. [8] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 74. В указателе «Автографы С. Рахманинова в ГЦММК» (см. примеч. 1) атрибутируется как «Запись музыкальной мысли». (C. 20 указателя). Не издано. [9] Автографы хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 70. Шестиголосный хор «Deus Meus» впервые издан в сб.: Рахманинов С.В. Три хора без сопровождения. – М.: Музыка, 1972. «Canon» до настоящего времени остается не опубликованным. Сохранились рукописи, содержащие контрапунктические упражнения: ГЦММК, ф. 18, № 118. [10] Автограф первого квартета хранится в ГЦММК, ф. 18, № 62. В рукописи имеется добавление партии контрабаса для исполнения струнным оркестром. См. о первом исполнении: С. Рахманинов. Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. Т. 1. – М.: Сов. композитор. – М., 1978. – С. 502. Первое издание: М.: Музгиз, 1947 / Под ред. Г.В. Киркора и Б.В. Доброхотова. [11] Автограф Концерта c-moll хранится в ГЦММК, ф. 18, № 37. Не опубликован. См. факсимильное воспроизведение 1-3 страниц автографа в статье: Брянцева В.Н. Рукописи первого и второго фортепианных концертов С.В. Рахманинова // Из архивов русских музыкантов. – М.: Гос. муз. изд., 1962. – С. 121-138. (Утраченный нотный текст репризы поддается творческой реконструкции). [12] Автограф ко времени его издания находился в редакции журнала «Советская музыка». Впервые был опубликован под ред. И. Ямпольского в качестве Нотного приложения к данному журналу: 1949, № 1. В настоящее время автограф вновь утрачен. [13] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 852. Первое издание: М.: Музгиз, 1949, под названием «Романс». [14] Автограф утрачен. Первое издание: NY.: The Composers Press Inc., 1947 / Под ред. М. Альтшулера. В России Melodie для виолончели и фортепиано не издавалась. [15] Пьесы были сочинены для Веры, Людмилы и Натальи Скалон. Вальс написан на тему Натальи Скалон. Ее рукой тема записана на нотной странице, ставшей позднее титульным листом черновика Фуги d-moll. См. факсимильное воспроизведение в издании, указанном в примеч. 20. Автограф Вальса хранится в ГЦММК, ф. 18, № 2127. Рукописная копия Романса хранится в ГЦММК, ф. 18, № 2128. Первое издание: Рахманинов С.В. Две пьесы для фортепиано в шесть рук: I. Вальс. II. Романс. – Л.: Гос. муз. изд., 1948. Данные пьесы не были сочинены в качестве учебного задания, однако, помимо желания сочинить и посвятить пьесы сестрам Скалон, композитор поставил перед собой и собственно творческую, достаточно сложную задачу создания развитого по фактуре ансамбля для фортепиано в шесть рук. С этой задачей он блистательно справился. [16] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 107. Первое издание: Полное собрание сочинений. Для фортепиано. Т. 3. Ч. 2 / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1950. [17] Автограф: в настоящее время известен развернутый, но не завершенный эскиз Вальса. Хранится в ГЦММК, ф. 19, № 42 (л. 6 об. – 7, 10-17). Не издан. См. об этом автографе: Наумов А.А. В мире музыкальных рукописей Рахманинова: Новые поступления, поиски, находки // Новое о Рахманинове. – М.: Дека-BC, 2006. – С. 179-180. Там же, на последней странице сборника (С. 232) опубликован факсимиле фрагмент Вальса. В указанной статье эскиз атрибутируется как «Фрагмент неизвестного симфонического произведения». Однако жанровая принадлежность (Вальс, в его первичном, салонном значении), а также исполнительский состав (для фортепиано в 4 руки – в частности, отмечена фортепианная аппликатура), не вызывают сомнений. Поскольку в автографе эскиза Вальса заметны исправления в сторону облегчения музыкальной фактуры, можно предположить, что Вальс предназначался для кого-нибудь из домашнего окружения С. Рахманинова, например, для сестер Н.А. и С.А. Сатиных. В данном Вальсе впервые зазвучали интонации из более позднего романса «Весенние воды» (1896 год, ор. 14, № 11). – См. указанное факсимильное воспроизведение. К лету 1890 года также относится начало работы С. Рахманинова (при содействии А. Зилоти) над 4-х ручным переложением балета «Спящая красавица» П. Чайковского. Автограф переложения утрачен. Первое издание переложения: М.: П. Юргенсон, 1891 (октябрь). Обстоятельства этой работы изложены в комментариях в кн.: С. Рахманинов. Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. Т. 1. – М.: Сов. композитор, 1978. – С. 508-510. [18] С.И. Танеев провел лишь два занятия, которые, тем не менее, существенно продвинули вперед понимание С. Рахманиновым строения фуги. См.: Рахманинов С.В. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. – М.: Радуга, 1992. – С. 48. [19] Автографы перечисленных двух канонов и двух фуг хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 118. В указателе «Автографы С.В. Рахманинова» (см. примеч. 1) не атрибутированы. Издан только Канон e-moll. См.: Полифонические пьесы русских композиторов / Под ред. П. Лукьянченко. Вып. 3. - М.: Музыка, 1983. [20] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 105. Первое издание: Рахманинов С.В. Фуга d-moll. Для фортепиано (1891) / Подготовка текста и комментарии В.И. Антипова. – М.: РМИ, 2002. [21] Известна запись экспозиции и коды экзаменационной фуги, сделанная композитором по памяти специально для факсимильного воспроизведения в кн.:Rachmaninoff’s Recollections, told to Oskar von Riesemann. – London.: George Allen & Unwin Ltd, 1934. [22] Записан в автографе Фуги d-moll. См. примеч. 20. [23] Первый курс инструментовки (1889 – 1890 учебный год) был посвящен творческому освоению музыки для камерных ансамблей. Сочинение собственно оркестровой музыки начиналось на втором году изучения этой музыкальной дисциплины (1890 – 1891). Дата на титульном листе автографа Скерцо: «5 – 25 февраля 1888 г.», исправленная не установленным лицом на «1887 г.», как её ни трактовать, не может считаться верной. Скерцо не могло быть написано ранее осени 1890 года, когда С. Рахманинов, в рамках курса инструментовки, приступил к освоению оркестровой музыки. Профессиональным музыкантам известна сложность этого предмета, и встречающиеся в исследованиях указанные неверные даты лишь свидетельствуют об излишней доверчивости авторов к датировкам в первоисточниках. Автограф Скерцо хранится в ГЦММК, ф. 18, № 28. Первое издание: Рахманинов С. Скерцо. Для оркестра / Под ред. П. Ламма. – М.; Л.: Гос. муз. изд., 1947. По поводу Скерцо см. также далее: 1891 – 1892 уч. год. Симфония d-moll. К этому же времени (осень 1890 года), вероятнее всего, относится задание по инструментовке для деревянных духовых Трио из III части Сонаты Бетховена № 4, Es-dur, ор. 7. Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 57. Не издан. В указателе «Автографы С.В. Рахманинова в ГЦММК» (см. примеч. 1) данная рукопись не значится. [24] См. письма С. Рахманинова к Н.Д. Скалон от 2 и 9/10 октября 1890 года. – С. Рахманинов. Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. Т. 1. – М.: Сов. композитор. – М., 1978. – С. 154, 155. [25] Оркестровая партитура Сюиты d-moll утрачена. Автограф редакции для фортепиано хранится в ГЦММК, ф. 274, № 68. Первое издание: Рахманинов С.В. Сюита d-moll. Редакция для фортепиано / Подготовка текста и комментарии В.И. Антипова. – М.: РМИ, 2002. Возможно, в 1 и 2 частях Сюиты была использована музыка ранее сочинявшегося «Манфреда». [26] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 108. Первое издание: Рахманинов С.В.Полное собрание сочинений. Для фортепиано. Т. 4. Ч. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1951. [27] Датировки начала и завершения работы над Первым концертом fis-moll см. в письмах С. Рахманинова: к Н.Д. Скалон от 26 марта 1891 года и к М.А. Слонову от 20 июля 1891 года. См.: С. Рахманинов. Литературное наследие…Т. 1. – С. 167, 178. В течение следующего года композитор продолжал работать над редактированием концерта перед сдачей его в печать. Автографы, в том числе неопубликованных первых вариантов, и авторизованные копии концерта хранятся: ГЦММК, ф. 18, № 31 – 34, 1051. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1892 (Для двух фортепиано в 4 руки); См.: «Договоры С. Рахманинова с К. Гутхейлем». Хранятся в РГАЛИ, ф. 2743 (П.А. Ламм), оп. 1, № 337. В этом же Договоре указаны «Алеко» и ор. 2 (Прелюд и Восточный танец для виолончели и фортепиано). Первое издание партитуры Первого концерта в Первой редакции: М.: Музыка, 1971. Как известно, в 1917 году Первый концерт был существенно переработан композитором. [28] Первая редакция романса остается неопубликованной. Вторая редакция была включена С. Рахманиновым в цикл «Шесть романсов» ор. 4. [29] Автограф данного цикла из Шести романсов хранится в ГЦММК, ф. 18, № 1135. Первое издание (кроме первой редакции романса «В молчаньи ночи тайной»): С. Рахманинов. Вокальные произведения, неопубликованные автором / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1947. (Романсы представлены в издании в разрозненном виде). В последующих изданиях перечисленные романсы также не собраны воедино в одном цикле. [30] Автограф: в настоящее время известен развернутый, но незавершенный эскиз романса. Хранится в ГЦММК, ф. 19, № 42 (л. 17 об. – 19 об), № 37 (л. 3). Не издан. См. об этом автографе в статье, указанной в примеч. 17. Там же дается факсимиле романса (С. 230). [31] Год «1891» указан самим С. Рахманиновым в списке его произведений в письме к Б.В. Асафьеву от 13 апреля 1917 года. См.: Литературное наследие…Т. 2. – М. Сов. композитор, 1980. – С. 94. Автограф ор. 2 утрачен. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1892. [32] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 79. Первое издание: Рахманинов С. Полное собрание сочинений. Для фортепиано. Т. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1948. [33] Тема взята из сборника Ю.Н. Мельгунова «Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные». Вып. 1. – 1879. Автограф ко времени первого издания находился у И.П. Шишова. В настоящее время автограф утрачен. Обработка издана под ред. И.П. Шишова. – М., Л.: Музгиз, 1944. [34] Автограф 1 части симфонии хранится в ГЦММК, ф. 18, № 30. Первое издание: Рахманинов С. Юношеская симфония / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1947. (Название «Юношеская» дано издателями). Композитор намеревался в качестве II части включить в Симфонию d-moll сочиненное ранее Скерцо d-moll. П.А. Ламм, высказавший данное справедливое предположение, все же отказался издавать Allegro и Скерцо d-moll в качестве двух частей единого цикла. [35] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 29. Первое издание: Рахманинов С. Князь Ростислав. Симфоническая поэма для большого оркестра / Под ред. П.А. Ламма. – М.;Л.: Гос. муз. изд., 1947. [36] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 58. Первое издание: Рахманинов С. Элегическое трио / Под ред. Б.В. Доброхотова. – М.: Музгиз, 1947. [37] Автографы хранятся: ГЦММК, ф. 18, № 23 (Монолог Бориса), № 24 (Монолог Пимена), № 141 (Монолог Арбенина). Первое издание: Рахманинов С. Вокальные произведения, неопубликованные автором / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1947. [38] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 25. Не опубликован. [39] Автографы хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 26. Хор «Песня соловья» не опубликован. «Хор духов» впервые издан: Рахманинов С.В. Три хора без сопровождения. – М.: Музыка, 1972. [40] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 119. В рамках учебного процесса данное произведение правомерно рассматривать как творческое задание на сочинение оперной арии. (См. предыдущие сочинения, относящиеся к февралю 1892 года и представляющие собой творческое предварительное освоение оперных музыкальных жанров). Во всяком случае, его интонационная связь с каватиной Алеко из вскоре последовавшей одноименной оперы С. Рахманинова представляется несомненной. Первое издание, уже в качестве первого номера в цикле Шесть романсов, ор. 4: М. А. Гутхейль, 1893. [41] О работе над оперой см. письма С. Рахманинова к Н.Д. Скалон от 18 февраля, 23 марта и 30 апреля 1892 года, а также комментарии к ним: С. Рахманинов. Литературное наследие…Т. 1. – С. 186-189, 512-513. Автографы «Алеко» хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 1, 3, 5, 6, 54, 55. Авторизованные копии: № 2, 4. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1892 (клавир); М.: Музгиз, 1953 (партитура). [42] Отзыв Ц. Кюи («Новости и биржевая газета», 1897, 17 марта), текст которого приводится в монографиях и исследованиях о С.В. Рахманинове, ныне может представлять интерес разве что в отношении личности самого рецензента. Очевидно, что Ц. Кюи почти нескрываемо «компенсировал» критическими статьями свое вполне убогое (в сравнении с его великими современниками) композиторское дарование. Так, его известная статья о премьере оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, написанная еще в 1874 году, стала прямым, по своему беспрецедентным предательством своего друга и собрата по перу, а также самого дела «Могучей кучки». Что касается рецензии на премьеру Первой симфонии С.В. Рахманинова, то она предстает как безнаказанное публичное глумление над сочинением композитора. Неизменно холодный тон в ответах С.В. Рахманинова на более поздние письма к нему от Ц. Кюи свидетельствует об отсутствии у композитора справедливого чувства удовлетворения за нанесенную ему обиду. [43] См., например, в кн.: Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. – М.: Музыка, 1973. – С. 149. [44] См. письмо С.В. Рахманинова к А.В. Затаевичу от 4 ноября 1897 года: Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. – М.: Сов. композитор, 1978-1980. – Т. 1. – С. 270. [45] См.: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 545. Одновременно, нельзя не отметить и многое положительное в творческом плане, приобретенное С.В. Рахманиновым в процессе овладения дирижерской профессией и в работе с певцами. [46] См. письмо С.В. Рахманинову к М.А. Слонову от 24 июля 1894 года: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 236. См. также: Жуковская Е.Ю. Воспоминания о моем учителе и друге С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т., ГЦММК им. М.И. Глинки; сост.-ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян.– 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 1. – С. 311. [47] Тщательные научные исследования нотного и других фондов, проводимые заново в настоящее время, осуществляются в связи с процессом издания Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова. – Русское Музыкальное Издательство (РМИ). Автор научной разработки – В.И. Антипов. Издательские принципы – Д.А. Дмитриев. Опубликованы следующие тома и произведения: Серия V. Произведения для фортепиано: Том 16.2: Пьесы. – Пьесы-фантазии ор. 3, Салонные пьесы ор. 10, Шесть музыкальных моментов ор. 16. – М.: РМИ, 2007. (Во вступительной статье тома 16.2 дана новая научная трактовка произведений 1890-х годов, а также опубликованы реконструкции неизвестных первоначальных авторских замыслов ряда произведений); Т. 17: 24прелюдии. Прелюдия ор. 3, № 2; 10 прелюдий ор. 23, 13 прелюдий ор. 32. – М.: РМИ, 2007; Т. 18: Этюды-картины: Ор. 33 (1-я и 2-я редакции), ор. 39. – М.: РМИ, 2007; Фуга d-moll (1891). Первое издание. – М.: РМИ, 2007; Сюита d-moll для оркестра (1891): Редакция для фортепиано. Первое издание. – М.: РМИ, 2007. Подготовка текстов, вступительные статьи и комментарии указанных изданий В. Антипова. [48] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его сочинений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Б.В. Асафьев. С.В. Рахманинов. В кн.: Воспоминания о Рахманинове: в 2 т., ГЦММК им. М.И. Глинки; сост.-ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян.– 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т.2. – С. 375. См. также письмо С.В. Рахманинова Б.В. Асафьеву от 13 апреля 1917 года в кн.: Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. – М.: Сов. композитор, 1978-1980. – Т. 2. – М., 1980. – С. 94. В автографе цикла Пьесы-фантазии ор. 3 датировки отсутствуют. Прелюдия cis-moll была впервые исполнена С.В. Рахманиновым 26 сентября 1892 года. См.: Концерты на электрической выставке. – Артист, 1892. Кн. 11. – С. 172. Автограф цикла «Пьесы-фантазии» ор. 3 хранится в ГЦММК, ф. 18, № 180-184. Первое издание: M: А. Гутхейль, 1892. Названия произведений даются также на французском языке согласно издательской практике того времени. [49] См. письма С.В. Рахманинова к М.И. Чайковскому от 13 мая и от 14 октября 1893 года. – Литературное наследие. – Т. 1. – С. 215-216, 228. [50] О достаточно сложной истории формирования сборника Шесть романсов ор. 4 см.: Воспоминания о Рахманинове: в 2 т., ГЦММК им. М.И. Глинки; сост.-ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян.– 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 1. – С. 450. Автографы романсов «Утро» и «Не пой, красавица» утрачены. Автографы романсов «О нет, молю, не уходи», Уж ты, нива моя» (в двух редакциях – первая редакция не опубликована), «Давно ль, мой друг» хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 119, 122, 123. Автограф романса «В молчаньи ночи тайной» (в двух редакциях – первая редакция не опубликована) хранится в ГЦММК, Ф. 18, № 1135. Первое издание Шести романсов ор. 4: М.: А.Гутхейль, 1893. [51] Три указанных романса, отличающиеся единством стиля, отмеченного тонкой импрессионистичностью гармонии, не были включены С.В. Рахманиновым в какой-либо сборник и остались неопубликованными при жизни композитора. Автографы хранятся, соответственно данному перечню: ГЦММК, ф. 18 № 136, 139, 140. Датировки в автографах отсутствуют. Первое издание: С. Рахманинов. Вокальные произведения, неопубликованные автором / Под ред. П.А. Ламма. – М., Л.: Музгиз, 1947. Дата сочинения романсов 2 и 3 – 1893 год – аргументированно дается П.А. Ламмом. Что касается датировки романса «Опять встрепенулось ты, сердце» - 1890 год, данной П.А. Ламмом, то она требует дополнительной аргументации, поскольку в романсе заметны поиски новых средств звуковой выразительности в сравнении с консерваторскими произведениями композитора. Отсутствие посвящений данных романсов кому-либо является косвенным свидетельством в пользу появления их, как правило, уже после создания С.В. Рахманиновым своих произведений, перед сдачей их в печать. [52] О работе над Первой сюитой С.В. Рахманинов впервые сообщил в письме к Н.Д. Скалон от 5 июня 1893 года. См.: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 218. Автографы хранятся: ГЦММК, ф. 18, № 110 (полный автограф); ф. 18, № 64 (добавленные фрагменты нотного текста). Датировки в автографах отсутствуют. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1893. Здесь и далее датировки первых изданий произведений в издательстве «А. Гутхейль» даются на основании договоров С.В. Рахманинова с этим издательством. Договоры хранятся в РГАЛИ, Ф. 2743 (П.А. Ламм), оп.1, ед. хр. 337. Второе издание: М.: А. Гутхейль, 1897 (с добавленными фрагментами нотного текста). [53] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 376. Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 114. Датировка в автографе отсутствует. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1893. [54] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 376. Автограф партитуры утрачен. В ГЦММК хранится авторизованная копия: ф. 18, № 38. Там же (№ 39) хранится автограф первых шести страниц партитуры. Композитором сделано переложение для фортепиано в 4 руки. Автограф переложения хранится в ГЦММК, ф. 18, № 40. Первое издание партитуры и переложения: М.: Юргенсон, 1894. [55] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 376. Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 71. В автографе проставлена дата «1893». Первое издание: С. Рахманинов. Три хора без сопровождения. – М.: Музыка, 1972. [56] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 377. Автограф романса «Дитя, как цветок, ты прекрасна» хранится в ГЦММК, ф. 18, № 124. Автографы остальных пяти романсов утрачены. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1893. [57] Дата проставлена в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 60 (партитура); № 1025 (авторизованные корректурные листы); № 61 (отрывок из 1 части). Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1894 (Первая редакция); там же, 1907 (Вторая редакция). [58] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 377. Автографы пьес № 1, 2, 3, 5 хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 85-86. Автографы пьес № 4, 6, 7 утрачены. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1894. [59] Дата указана в автографе. Авторская рукопись хранится в ГЦММК, ф. 18, № 106. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1894. [60] Какие-либо источники нотного текста не обнаружены. См. об этом произведении в письме С.В. Рахманинова к М.А. Слонову от 24 июля 1894 года. – Литературное наследие. – Т. 1. – С. 236. Возможно, музыкальный материал из «Дон Жуана» был включен в последующие сочинения композитора. [61] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 377. См. также о начале работы над «Цыганским каприччио» в письме С.В. Рахманинова к М.А. Слонову от 2 августа 1892 года, а также о завершении работы в письме к нему же от 24 июля 1894 года: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 197-198; 236-237. Автограф партитуры «Цыганского каприччио» утрачен. С.В. Рахманиновым сделано переложение для фортепиано в 4 руки. Автограф переложения хранится в ГЦММК, ф. 18, № 41. Первое издание партитуры и переложения: М.: А. Гутхейль, 1895. [62] Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 377. Автограф партитуры утрачен. Эскизы и отрывок из первой части хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 44, 45, 46. Первое издание партитуры под ред. А.В. Гаука по сохранившимся копиям оркестровых партий: М., Л.: Музгиз, 1947. Издана также под редакцией И. Иордан и Г. Киркора с учетом указанных эскизов и отрывка: М.: Музыка, 1977. Рахманиновым сделано переложение партитуры для фортепиано в 4 руки. (Дата в автографе переложения: «1895 г.»). Автограф переложения хранится в ГЦММК, ф. 18, № 42. Первое издание переложения: С. Рахманинов. Полное собрание сочинений для фортепиано. – Т. 3, ч. 3 / Под ред. П.А. Ламма. – М.: Музгиз, 1950. К осени (18 октября) 1895 года относится коллективное сочинение, известное под названием «Импровизации» А.С. Аренского, С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова и С.И. Танеева. Автографы хранятся: Ф. 38 (Аренский), № 96; ф. 18 (Рахманинов), № 948; ф. 48 (Глазунов), № 68; ф. 85 (Танеев), № 66. Это коллективное сочинение давно и хорошо известно в научном обиходе по следующим изданиям: С.И. Танеев: Личность. Творчество и документы его жизни. К 10-летию со дня его смерти: 1915 – 1925. – М., Л.: Музсектор, 1925 (приложение); Полное собрание сочинений для фортепиано. – Т. 3, ч. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – М., Л.: Музгиз, 1950. Отдельные уточнения по поводу «импровизаций» имеются в статье А.А. Наумова (см. примеч. 27). [63] Даты указаны С.В. Рахманиновым в автографах романсов, а также в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 377. Автографы романсов хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 125. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1896. [64] См. аргументированную датировку Хоров ор. 15 (1895 год), данную З.А. Апетян: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 455-456. Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 64. Первое издание: хоры 1, 2, 3 и 4 – журнал «Детское чтение»: Д. Тихомиров, 1895 год, № 1, 3, 6, 10. Хор 5 – там же, 1896 год, № 1. Все шесть хоров были изданы: М.: «П. Юргенсон», 1896. [65] Дата приводится по дневниковой записи С.И. Танеева, свидетельствующей о работе С.В. Рахманинова над Вторым квартетом. См.: Танеев С.И. Дневники: В трех книгах. 1894-1909. Книга первая. 1894-1898 / под ред. Л.З. Корабельниковой. – М.: Музыка, 1981. – С.148. Автограф, представляющий собой развернутый карандашный эскиз, хранится в ГЦММК, ф. 18, № 63. Первое издание: Рахманинов С.В. Два неоконченных квартета / под ред. Г.В. Киркора и Б.В. Доброхотова. – М.: Музгиз, 1947. [66] Даты указаны С.В. Рахманиновым в автографе романсов, а также в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. Т. 2. – С. 377. В автографе проставлена дата: «1896». Первое издание: М.: «П. Юргенсон», 1897. [67] См. аргументированную датировку в кн.: Брянцева В.Н. С.В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976. – С. 270. Дата в автографе (очевидно, окончательной редакции): «12 ноября 1899 г.». Хранится в ГЦММК, Ф. 18, № 72. Первое издание: М., Л.: Гос. муз. изд., 1950. [68] Дата указана в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 90. Запись в автографе: «Delmo», которую можно трактовать как посвящение, по-разному комментируется исследователями. В монографии В.Н. Брянцевой посвящение расшифровывается как Lelmo и связывается с именами двух соучеников С.В. Рахманинова по классу фортепиано у Н.С. Зверева: Лели Максимова и Моти Пресмана. См.: Брянцева В.Н. С.В. Рахманинов. – М.: Сов. композитор, 1976. – С.267. В последние годы возникла новая трактовка записи посвящения, возникшая после интервью, данного внуком композитора, А.Б. Рахманиновым. Имеется в виду Елена Морисовна Даль, родственница Н.В. Даля. См. об этом: Ноллан В.В. Новая личность в рахманиноведении // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тезисы IV международной конференции. 25 января, 2008 года. – Часть I. Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2008. – С. 12-13. См. также: Наумов А.А. В мире музыкальных рукописей Рахманинова…// Новое о Рахманинове. – М.: Дека-BC, 2006. – С. 176. Первое издание Пьесы-фантазии g-moll: С.В. Рахманинов. Две пьесы для фортепиано / Под ред. Г. Киркора. – М., Л.: Гос. муз. изд., 1949. [69] Дата указана в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 91 (полный беловой автограф); ф. 18, № 90 (эскизы). Первое издание: Полифонические пьесы русских композиторов / Под. ред. П. Лукьянченко. – Вып. 2. – М.: Музыка, 1980. [70] Перед заглавием С.В. Рахманинов написал: «Нет! Не умерла моя муза, милая Наташа. Посвящаю тебе мой новый романс». Данный романс представляет собой, по сути, признание Наталье Сатиной, пусть и выраженное в жанре шутливого музыкального письма-посвящения. См. датировку романса: Жуковская Е.Ю. Воспоминания о моем учителе и друге С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 1. – С. 294-295. Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 142. Первое издание: С. Рахманинов. Вокальные произведения, неопубликованные автором / Под ред. П.А. Ламма. – М., Л.: Музгиз, 1947. Напомним, что еще ранее композитор посвятил Наталье Сатиной романс «Не пой, красавица, при мне» (1893 год). [71] О начале работы над хором см.: Жуковская Е.Ю. Воспоминания о моем учителе и друге С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 1. – С. 311. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1901. [72] О начале работы над романсом см.: Жуковская Е.Ю. Воспоминания о моем учителе и друге С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. Т. 1. – С. 311. Дата окончания указана в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 126. Первое (отдельное) издание: М.: А. Гутхейль, 1890. Переиздан там же в 1902 году, в рамках цикла романсов ор. 21, под номером 1. [73] Дата проставлена в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 92. Первое издание: Полн. собр. соч. для фортепиано. – Т. 3, ч. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – М., Л.: Музгиз, 1950. [74] Дата проставлена в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 133. Первое издание: Сборник произведений современных русских композиторов. – Т. II. – М.: П. Юргенсон, 1904. [75] Три части Второй сюиты были завершены к февралю 1901 года. См. письмо С.В. Рахманинова А.Б. Гольденвейзеру от 17 февраля 1901 года. – Литературное наследие. – Т. 1. – С. 304. Сюита была завершена и впервые исполнена с А.Б. Гольденвейзером 24 апреля 1901 года. См.: Танеев С.И. Дневники: В трех томах. – Т. 2. М.: Музыка, 1982. – С. 253-254. Автограф Второй сюиты хранится в ГЦММК, ф. 18, № 111 (полный автограф); ф. 18, № 112 (эскизы, очевидно, относящиеся к 1900 году); ф. 18, № 113 (корректурный экземпляр с поправками автора). Первое издание: М.: А, Гутхейль, 1901. [76] Эскиз занимает одну нотную страницу. Дата проставлена в автографе. Хранится в ГЦММК, ф. 18, № 53. Не опубликован. [77] См. письмо С.В. Рахманинова к С.В. Смоленскому от 30 июня 1897 года, в котором композитор выражает признательность С.В. Смоленскому за присланный им текст Литургии святого Иоанна Златоуста. См.: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 263. Как известно, этот замысел был осуществлен С.В. Рахманиновым позже, «30 июля 1910 года». Автограф Литургии хранится в ГЦММК, ф. 18, № 67. К лету 1897 года (см. об этом в указанном письме С.В. Смоленскому) относится работа С.В. Рахманинова над переложением для фортепиано в 4 руки Шестой симфонии А. Глазунова. Переложение было впервые издано: Leipzig: M.P. Belyayev, 1897. Автограф переложения С.В. Рахманинова утрачен. [78] См. письма С.В. Рахманинова А.Б. Гольденвейзеру от 18 июня 1898 года, 14 августа 1898 года, а также свидетельство А.Б. Гольденвейзера: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 276, 278, 543. Возможно, к данному периоду относятся эскизы Второго концерта (Хранятся в ГЦММК, ф. 18, № 48). Вторая и третья части концерта были завершены «осенью 1900» года. (Даты указаны С.В. Рахманиновым в в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 378). 2 декабря, 1900 года, 2 и 3 части концерта были впервые исполнены композитором в Москве, в Зале Российского благородного собрания, с оркестром под управлением А.И. Зилоти. Первая часть была завершена к 23 апреля 1901 года – дате первого исполнения Второго концерта в трех частях для 2-х фортепиано в 4 руки на вечере у А.Б. Гольденвейзера. См.об этом: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 563. Полный автограф партитуры Второго концерта (содержащей также переложение для второго фортепиано оркестровых голосов) хранится в ГЦММК, ф. 18, № 47. [79] См. письмо С.В. Рахманинова к М.И. Чайковскому об опере на шекспировский сюжет от 28 июля 1898 года. – Литературное наследие. – Т. 1. – С. 277. Название трагедии «Ричард II» указано в кн.: Sergei Rachmaninoff: a Lifetime in Music: by Sergei Bertensson and Jay Leyda. With the assistance of Sophia Satina. – New York University Press, 1956. – P. 82. [80] Первое упоминание об опере Франческа да Римини см. в письме С.В. Рахманинова М.И. Чайковскому от 28 августа 1898 года: Литературное наследие. – Т. 1. – С. 279-280. О желании продолжить работу над оперой С.В. Рахманинов пишет М.И. Чайковскому в письме от 14/27 июня 1900 года. См. там же. – С. 296. В июле 1900 года была написана сцена Паоло и Франчески (2-я картина). Дата указана С.В. Рахманиновым в списке его произведений, составленном Б.В. Асафьевым. См.: Воспоминания о Рахманинове. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – Т. 2. – С. 379. Опера была завершена летом 1904 года (см. авторскую дату там же). Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 14 (партитура), № 15 (клавир), № 17 (эскизы, возможно, относящиеся к концу 1890 годов). [81] Автограф эскиза Прелюдии d-moll хранится в ГЦММК, ф. 18, № 90. Прелюдия была завершена в 1903 году в качестве № 3 в цикле 10 прелюдий ор. 23. [82] Научные исследования нотного и других архивных фондов, проводимые заново в настоящее время, осуществляются в связи с процессом издания Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова. – Русское Музыкальное Издательство (РМИ). Автор научной разработки, в том числе архивоведческой и текстологической – В.И. Антипов. Издательские принципы – Д.А. Дмитриев. Опубликованы следующие произведения: Серия V. Произведения для фортепиано: Том 16.2: Пьесы. – Пьесы-фантазии ор. 3, Салонные пьесы ор. 10, Шесть музыкальных моментов ор. 16. – М.: РМИ, 2007. (Во вступительной статье тома 16.2 дана новая научная трактовка произведений 1890-х годов, а также опубликованы реконструкции неизвестных первоначальных авторских замыслов ряда произведений); Т. 17: 24прелюдии. Прелюдия ор. 3, № 2; 10 прелюдий ор. 23, 13 прелюдий ор. 32. – М.: РМИ, 2007; Т. 18: Этюды-картины: Ор. 33 (1-я и 2-я редакции), ор. 39. – М.: РМИ, 2007; Фуга d-moll (1891). Первое издание. – М.: РМИ, 2007; Сюита d-moll для оркестра (1891): Редакция для фортепиано. Первое издание. – М.: РМИ, 2007. Подготовка текстов, вступительные статьи и комментарии указанных изданий В. Антипова. [83] Фалес // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ред., вступ. статья А.Ф. Лосева; пер. М.Л. Гаспарова. – М.: Мысль, 1979. – С. 74. [84] Автографы Сонаты для фортепиано и виолончели, ор. 19 хранятся в ГЦММК, ф. 18 (С. Рахманинов), № 115 (полная беловая рукопись); № 116 (развернутый эскиз). В автографе имеются неопубликованные варианты отдельных фрагментов текста. Датировка первого издания дается согласно Договору С. Рахманинова с фирмой А. Гутхейль от 13 декабря 1901 года. – См.: Договоры С. Рахманинова с А. Гутхейлем: РГАЛИ, ф. 2743 (П. Ламм), № 337. Следует обратить внимание именно на данную последовательность в названии инструментов: «Для фортепиано и виолончели». Эта последовательность указана самим композитором в автографе и первом, прижизненном издании. Соната для фортепиано и виолончели С. Рахманинова была высоко оценена его профессором по Московской консерватории А.С. Аренским, подчеркнувшем ее важность для дальнейшего развития творческого пути С. Рахманинова. – См. в воспоминаниях М.Е. Букиника: «Аренский не переставал гордиться своим учеником, восхищаясь его недавно написанной Виолончельной сонатой, и говорил, что это произведение есть поворотный пункт в даровании Рахманинова и что теперь можно ждать от него великих вещей». // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т., ГЦММК им. М.И. Глинки; сост.-ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян. – 5-е изд., доп. – М.:
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.192 (0.009 с.) |