Творчество С.В. Рахманинова в 1890-е годы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество С.В. Рахманинова в 1890-е годы.



Становление Художника

 

Произведения С.В. Рахманинова 1890-х годов относятся, в целом, к числу наиболее известных, часто исполняемых и достаточно подробно изученных в рамках творческого наследия композитора. Уже в первых опусах С.В. Рахманинов подтверждает свое высокое звание Свободного художника, полученное по окончании Московской консерватории. Нельзя не отметить не только высочайший художественный уровень, но и необычайную интенсивность творчества тех лет. Так, ко времени сочинения фортепианного цикла ор 16, Шесть музыкальных моментов (1896), 23-летний композитор являлся автором значительного количества сочинений, включающих также и произведения консерваторского периода, многие из которых стали подлинными шедеврами и органично вошли в творческое наследие композитора.

Известно, что первый период творчества был достаточно резко очерчен датой премьеры Первой симфонии, ор. 13, состоявшейся 15 марта 1897 года. Бесспорно, что настроения композитора, близкие к унынию и даже отчаянию, были вызваны не только неудачным исполнением, но также крайне предвзятой критикой[42].

Некоторые исследователи определяют период творческого «кризиса» С.В. Рахманинова почти пятилетним сроком: от цикла Шесть музыкальных моментов (декабрь 1896 года), до окончания работы над Вторым концертом (апрель 1891 года)[43].

Однако творческое молчание композитора было связано отнюдь не только с неудачной премьерой Первой симфонии. В сезон 1897-1898 годов С.В. Рахманинов получил должность дирижера и концертмейстера в «Русской частной опере», которая отнимала у него значительное время и творческие силы. Композитор писал о своей работе: «… я занят по 12 часов в день»[44].

З.А. Апетян справедливо указывает, что «работа в театре почти не давала возможности заниматься композицией»[45].

Кроме того, сам С.В. Рахманинов достаточно четко разделял понятия «сочинять» и «записывать» произведение. Многие из его сочинений первоначально создавались лишь в творческом воображении композитора, и только потом текст фиксировался на нотную бумагу[46].

Поэтому утверждение, что композитор ничего не «сочинял» в указанный период творчества является излишне категоричным.

Тщательное исследование всех творческих материалов тех лет позволяет, при внимательном их изучении, значительно откорректировать представления о так называемом «кризисном» периоде. Был ли он столь всеобъемлющим и длительным, или творческий процесс все же продолжался, пусть и не столь интенсивно как в первую половину 1890-х годов – этот вопрос требует дополнительных научных исследований[47].

Важно подчеркнуть, что именно в эти годы у С.В. Рахманинова была возможность осознать необходимость в обретении определенных личностных качеств, позволяющих не только твердо верить в свой талант, но и стойко его защищать, в том числе перед собственными сомнениями, инициируемыми субъективной и предвзятой критикой.

Своим мужественным выходом из творческого кризиса С.В. Рахманинов практически выполнил завет, данный в мудрых пушкинских строках:

 

«Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца».

Сочинения, вскоре последовавшие после Второго концерта – величественно трагедийная Соната для фортепиано и виолончели (ор. 19) и глубоко философская по своему замыслу кантата «Весна» (ор. 20) открыли новые пути к дальнейшим творческим завоеваниям композитора.

Произведения и творческие замыслы 1892-1896 годов

Пьесы-фантазии / Morceaux de fantaisie. Ор. 3.

Для фортепиано. «Осень 1892». Посвящены А.С. Аренскому.

1. Элегия / Elégie

2. Прелюдия / Prélude

3. Мелодия / Mélodie

Полишинель / Polichinelle

5. Серенада / Sérénade [48].

Ундина. Опера.

Неосуществленный замысел.

Весна 1893 года[49].

Шесть романсов. Ор. 4.

1. О нет, молю, не уходи. Слова Д. Мережковского. «26 февраля 1892 г.». Посвящен А.А. Лодыженской.

2. Утро. Слова М. Янова. «1892». Посвящен Ю.С. Сахновскому.

3.В молчаньи ночи тайной. Слова А. Фета. Вторая редакция. 1893 год. Посвящен В.Д. Скалон.

4. Не пой, красавица. Слова А. Пушкина. «Лето 1893». Посвящен Н.А. Сатиной.

5. Уж ты, нива моя. Слова А. Толстого. Вторая редакция. «Лето 1893». Посвящен Е.Н. Лысиковой.

6. Давно ль, мой друг. Слова А. Голенищева-Кутузова. «Лето 1893». Посвящен О.А. Голенищевой-Кутузовой[50].
Три романса. 1893 год.

1. Опять встрепенулось ты, сердце. Слова Н. Грекова.

2. Песня разочарованного. Слова Д. Ратгауза.

3. Увял цветок. Слова Д. Ратгауза[51].

Фантазия (картины) / Fantaisie (Tableaux)

Первая сюита для двух фортепиано в 4 руки. Ор. 5.Лето 1893 года. Посвящена П.И. Чайковскому.

Баркарола

И ночь, и любовь

Слезы

4. Светлый праздник [52].

Две салонные пьесы / Morceaux de salon для скрипки с фортепиано. Ор. 6. «Лето 1893». Посвящены Ю.Э. Конюсу.

Романс / Romance

2. Венгерский танец / Danse hongroise [53].

Утес. Фантазия для оркестра. Ор. 7. Лето 1893. Посвящается Н.А. Римскому-Корсакову[54].

«В молитвах неусыпающую Богородицу». Духовный концерт для 4-х голосного хора a cappella. «Лето 1893»[55].

Шесть романсов. На слова поэтов в переводе А.Н. Плещеева. Ор. 8. «Октябрь 1893»:

1. Речная лилея. Слова Г. Гейне.

2. Дитя, как цветок, ты прекрасна. Слова Г. Гейне.

3. Дума. Слова Т. Шевченко.

4. Полюбила я на печаль свою. Слова Т. Шевченко.

5. Сон. Слова Г. Гейне.

6. Молитва. Слова Г. Гейне[56].

Элегическое трио. «Памяти Великого художника» / Trio élégiaque. A la mémoire d'un grand artiste», d-moll.Ор. 9. «25-е октября – 15-е декабря 1893 года»[57].

Салонные пьесы / Morceaux de salon. Для фортепиано. Ор. 10.

«Декабрь 1893 — январь 1894». Посвящены П. Пабсту:

Ноктюрн / Nocturne

Вальс / Valse

Баркарола / Barcarolle

Мелодия / Melodie

Юмореска / Humoresque

Романс / Romance

7. Мазурка / Mazurka [58].

Шесть пьес для фортепиано в 4 руки. Ор. 11. «Апрель 1894»:

Баркарола / Barcarolle

Скерцо / Scherzo

3. Русская песня / Théme russe

Вальс / Valse

Романс / Romance

6. Слава / Slava [59].

«Дон Жуан». Симфоническое произведение (эпизод из двух картин) по драматической поэме Д.Байрона.

Неосуществленный замысел.

Лето 1894 года[60].

Цыганское каприччио / Capriccio bohemien для оркестра. Ор. 12. Лето 1894. Посвящено В.Н. Лодыженскому[61].

1-я симфония, d-moll. Ор. 13. «Январь — август 1895». Посвящена А.А. Лодыженской[62].

Двенадцать Романсов. Ор. 14.

Даты: «Сентябрь 1894 г.» –первый романс, «Я жду тебя»; «сентябрь 1896» – остальные 11 романсов:

1. Я жду тебя. Слова М. Давидовой. Посвящен Л.Д. Скалон.

2. Островок. Слова П. Шелли в переводе К. Бальмонта. Посвящен С.А. Сатиной.

3. Давно в любви. Слова А. Фета. Посвящен З.А. Прибытковой.

4. Я был у ней. Слова А. Кольцова. Посвящен Ю.С. Сахновскому.

5. Эти летние ночи. Слова Д. Ратгауза. Посвящен М.И. Гутхейль.

6. Тебя так любят все. Слова А. Толстого. Посвящен. А.Н. Ивановскому.

7. Не верь мне, друг. Слова А. Толстого. Посвящен А.Г. Клокачевой.

8. О, не грусти. Слова А. Апухтина. Посвящен Н.А. Александровой.

9. Она, как полдень, хороша. Слова Н. Минского. Посвящен Е.А. Лавровской.

10. В моей душе. Слова Н. Минского. Посвящен Е.А. Лавровской.

11. Весенние воды. Слова Ф. Тютчева. Посвящен А.Д. Орнатской.

12. Пора! Слова С. Надсона[63].

Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано. Ор. 15. 1895 год:

1. Славься. Слова Н.А. Некрасова.

2. Ночка. Слова В. Лодыженского.

3. Сосна. Слова М. Лермонтова.

4. Задремали волны. Слова К. Романова.

5. Неволя. Слова Н. Цыганова.

6. Ангел. Слова М. Лермонтова[64].

Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели.

Март 1896 года.

1. Allegro moderato (g-moll)

2. Andante molto sostenuto (c-moll)[65].

Шесть музыкальных моментов / Six moments musicaux для фортепиано. Ор. 16. «Октябрь — декабрь 1896». Посвящены А.В. Затаевичу:

1. Andantino (b-moll)

2. Allegretto (es-moll)

3. Andante cantabile (h-moll)

4. Presto (e-moll)

5. Adagio sostenuto (Des-dur)

6. Maestoso (C-dur)[66].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.017 с.)