Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Письмо С. Рахманинова Е. А. БакунинойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
6 апреля 1903 года[100]. Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова Написано к 10-летнему юбилею Московского Художественного театра. 14 октября 1908 года. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1909[101].
Неосуществленные замыслы Саламбо Опера в 7 картинах. «Сценарий» С. Рахманинова, либретто М.А. Слонова, при участии Н.С. Морозова. По роману Г. Флобера. Март-май 1906 года[102]. Фантазия для оркестра Ноябрь 1906 года[103]. Кантата Ноябрь 1906 года[104]. Черный монах Опера. Либретто А.П. Чехова Бэла Опера. Либретто А.П. Чехова по повести М. Ю. Лермонтова из романа «Герой нашего времени». 1900-годы[105].
Творчество С.В. Рахманинова 1911 – 1917 и 1918 – 1940 годов: Великий Художник
Два творческих периода: 1911 – 1917 и 1918 – 1940 годов были ознаменованы созданием произведений, которые поставили С. Рахманинова в один ряд с величайшими творцами в истории мирового музыкального искусства. Достаточно назвать такие гениальные шедевры композитора 1911 – 1917 годов как Этюды-картины ор. 33 и 39, поэму «Колокола» для солистов, хора и оркестра ор. 35; Вторую сонату для фортепиано ор. 36, «Всенощное бдение» ор. 37, Восемь стихотворений ор. 38 для голоса и фортепиано. В период 1918 – 1940 годов С. Рахманиновым были созданы его поистине бессмертные опусы: Три русские песни, Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, Вариации «Фолия» на тему в обработке А. Корелли, Рапсодия на тему Паганини, Третья симфония, Симфонические танцы. Указанным сочинениям суждено было занять не только свое выдающееся место в творческом наследии С. Рахманинова и в истории русской музыки, но сыграть свою истинно эпохальную и историческую роль в развитии мирового музыкального искусства в целом. Так, Этюды-картины завершили историю фортепианной романтической миниатюры, поэма «Колокола» подытожила жанр оратории, ведущей свое начало еще со времен эпохи барокко и расцветшей в творчестве венских классиков и композиторов романтической школы; «Всенощное бдение», бесспорно, явилось первым и до настоящего времени непревзойденным сочинением в русской православной музыке, которое можно поставить в один ряд с величайшими духовно-музыкальными творениями И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, И. Брамса. Наконец, восемь вокальных миниатюр-стихотворений ор. 38 на стихи русских поэтов-символистов Серебряного века, безусловно, сыграли свою обобщающе-итоговую роль в области европейского камерного вокального искусства – от Ф. Шуберта и Р. Шумана до И. Брамса и Г. Вольфа. Размышления над творчеством С. Рахманинова указанного периода неизменно приводят к мысли, что великий композитор вполне осознанно ставил перед собой именно подобные величественные задачи. Энциклопедически образованный в области истории мирового музыкального искусства, С. Рахманинов слишком отчетливо понимал весь трагизм неизбежной смены основных эстетических критериев, выдвинутых еще в эпоху Просвещения и господствующих на протяжении двух столетий. Главным их мерилом, при всех стилевых сдвигах в искусстве, неизбежно оставалась категория Прекрасного. Обращение к ставшим классическими жанрам фортепианной сонаты и этюда, кантаты, вокальной миниатюры было вызвано отнюдь не простым стремлением сохранить вечную красоту их формы. С. Рахманинов слишком хорошо понимал, что время классико-романтической эпохи уходит безвозвратно. Очевидно также, что обращение к классическим музыкальным жанрам не имело у него ничего общего с эстетикой «неоклассицизма» 20 века, взявшей за основу некую художественную игру в музыкальные стили. Подобно И.С. Баху, вознесшему в первой половине 18 века уходящую музыкальную эпоху Барокко со всеми ее эстетическими и духовными прозрениями на величайшую и недосягаемую вершину, С. Рахманинов в произведениях 1911-1917 годов создал величественное и достойное кульминационное завершение классико-роматической музыкальной эпохи. В подобном ракурсе изучения и осмысления творчества композитора вопросы о консервативности или новаторстве его музыки попросту блекнут и представляются слишком праздными и незначительными, в сравнении с его собственными, истинно эпохальными задачами, которые он перед собой ставил и, несомненно, их решал. Важно также подчеркнуть, что именно к данному периоду творчества относятся такие величественные замыслы как Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, в его первой редакции, завершенной в 1926 году, представляющий грандиозное музыкальное полотно поистине космологических масштабов; «Три русские песни» для хора и оркестра, начатые почти непосредственно после «Всенощного бдения» и представляющие определенную дихотомическую параллель-оппозицию к его великому духовному творению в области православной музыки. Данная параллель кажется на первый взгляд несопоставимой, однако она отражает абсолютную реальность ситуации «двоеверия», которая на протяжении последнего тысячелетия была свойственна русской культуре. С. Рахманинов в своем творчестве, безусловно, мыслил подобными глобальными, оказавшимися пророческими мифологемами, не понятыми в свое время его современниками, и недостаточно глубоко осмысленными в рахманиноведении до настоящего времени. Достаточно в этой связи вспомнить и о задуманном им балете «Скифы», сюжет которого, безусловно, погружает в неисповедимые глубины древнейшей русской истории, пусть и мифологизированной (музыка балета «Скифы», как известно, получила окончательное оформление и завершение гораздо позже – в последнем опусе С. Рахманинова «Симфонические танцы», ор. 45). Необходимо вспомнить также о невоплощенном замысле тех лет (осень 1914 года) – симфонической поэме «Великая война», сюжет которой был связан с началом первой мировой катастрофы 20 века. Возможно, музыка, не получившая воплощения в данной симфонической поэме, могла войти в последующие произведения – например, в Этюды-картины ор. 39 или позже – в Третью симфонию. Во всяком случае, глубочайший трагизм и эпически грандиозные масштабы указанных сочинений неизменно вызывают подобные программные аналогии. !917 год стал для С. Рахманинова переломным, повлекшим за собой довольно длительное молчание. Однако и в данном случае не следует преувеличивать сам факт творческого перерыва. Более правомерно было бы данный период, относящийся к 1917 – 1926 годам, охарактеризовать как время, на которое композитор отложил завершение своих грандиозных творческих планов 1914-1916 годов. Все они, так или иначе, получили свое завершение во второй половине 20-х и в 30-е годы, и та художественная миссия – представить завершение классико-романтической эпохи как последний кульминационный взлет, достойный этого величайшего периода в истории мировой культуры – безусловно, С. Рахманиновым была выполнена. Эстетика грядущего для С. Рахманинова, а ныне уже ушедшего 20 века была во много основана на смеховом отрицании основополагающих категорий истины, добра и красоты. Однако данное отрицание со всей очевидностью показало, что каким бы ни был значимым критерий новаторства, он неизбежно становится историческим и преходящим. Вечными же остаются указанные незыблемые духовные категории, на которых только и могут строить свои основания подлинные художественные творения. Творчество С. Рахманинова 1911-1917 и 1918 – 1940 годов с его ставшими истинно бессмертными великими произведениями, безусловно, предстает именно в таком качестве и в этом смысле еще ждет достойной научно-философской и духовно-эстетической интерпретации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.006 с.) |