Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произведения и творческие замыслы 1897 – 1900 годовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Произведения Чоботы. Обработка украинской народной песни для смешанного хора a cappella. Начало апреля 1898 года[67]. Пьеса-фантазия / «Morceau de Fantaisie» для фортепиано, g-moll. «11 января 1899 г.»[68]. Фугетта для фортепиано, F-dur. «4 февраля 1899 г.»[69]. Шуточный романс «Икалось ли тебе, Наташа». Слова П.А. Вяземского с изменениями, привнесенными С.В. Рахманиновым. Лето 1899 года. Посвящен Н. А. Сатиной[70]. Пантелей-целитель для смешанного хора a cappella. Слова А. Толстого. Лето 1899 года[71]. Судьба. Романс-монолог. Ор. 21, № 1. Слова А. Апухтина. Посвящен Ф.И. Шаляпину. Лето 1899 года – «18 февраля 1890 года»[72]. Менуэт. Из сюиты Ж. Бизе «Арлезианка». Транскрипция для фортепиано С.В. Рахманинова. «13 сентября 1900»[73]. Ночь. Романс. Слова Д.Ратгауза. «1900»[74]. Вторая сюита / 2 me Suite для двух фортепиано в 4 руки. Ор. 17. Вступление / Introduction Вальс / Valse Романс / Romance Тарантелла / Tarantelle 1900 – апрель 1901 года. Посвящена А.Б. Гольденвейзеру[75]. Творческие замыслы Симфония Эскиз. «5-го апреля 1897 г.»[76]. Литургия святого Иоанна Златоуста. Ор. 31. Первое упоминание о произведении 30 июня 1897 года[77]. Второй концерт для фортепиано с оркестром, c-moll. Ор 18. Посвящен Н. Далю. Первые упоминания о Втором концерте относятся к июню и августу1898 года[78]. Ричард II. Весна 1898 года. Неосуществленный замысел оперы по трагедии Шекспира[79]. Франческа да Римини. Опера. Ор. 25. Либретто М.И. Чайковского на сюжет Данте. Начало работы – август 1898 года[80]. Прелюдия d-moll для фортепиано. Ор. 23, № 3 Эскиз. 1899 год[81].
В.И. Антипов. Творчество С.В. Рахманинова в 1901 – 1910-е годы. Становление Личности. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы V международной научно-практической конференции, 25 января 2009 г. / Тамбовский гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2009. – С. 20-43. Творчество С.В. Рахманинова в 1901 – 1910-е годы. Становление Личности
Период, относящийся к 1901-1910 годам жизни и творчества С. Рахманинова, определяется в монографиях о композиторе как время подлинного расцвета его художественного дарования. Обычно называются действительно общепризнанные шедевры, созданные в эти годы: кантата «Весна», 24 прелюдии для фортепиано, Вторая симфония, Симфоническая поэма «Остров мертвых», Третий концерт для фортепиано с оркестром. Однако, именно к данному периоду относится целый ряд сочинений, не получивших признания не только при жизни композитора, но до настоящего не пользующихся широкой известностью, а некоторые до сих пор имеют негативную оценку в книгах и научных трудах. Лишь сравнительно небольшой круг музыкантов и знатоков творчества С. Рахманинова по достоинству оценивает такие гениальные произведения как Соната для фортепиано и виолончели, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Что же касается двух фортепианных опусов – Вариаций на тему Шопена, ор. 22 и Первой сонаты («Фауст»), ор. 28, – то до последнего времени в монографиях было почти устоявшейся нормой относить их к творческим неудачам: данная критика «подтверждается» и чрезвычайно редкими обращениями к ним со стороны исполнителей. Причины недооценки отдельных произведений 1901-1910 годов носят как внешний, так и глубинный, внутренний характер. Отчасти, непонимание обусловлено некоторой косностью, а иногда простым нежеланием исполнителей и музыковедов принимать наследие композитора во всем его жанровом и стилистическом многообразии. С другой стороны, некоторые сочинения С. Рахманинова, относящиеся к разным периодам творчества, по настоящему были оценены лишь сравнительно в недавнее время (в том числе, Литургия св. Иоанна Златоуста, Вторая соната для фортепиано, ор. 36). В данной связи становится совершенно очевидным, что вопреки распространенному мнению, музыка С. Рахманинова отнюдь не легка и не так доступна для ее восприятия и подлинного понимания. Например, понадобились целые десятилетия для окончательного утверждения на концертной эстраде такого ныне общепризнанного шедевра как Вторая соната ор. 36 (до 1980-х годов исполнения ее были буквально единичны). Упомянутые фортепианные сочинения – Вариации на тему Шопена, Первая соната («Фауст»), – несомненно, также найдут своих достойных исполнителей и, наконец, станут общепризнанным достоянием для слушателей. По поводу указанных произведений необходимо указать на доступность их лишь по последним, сильно сокращенным, а подчас и «деформированным» редакциям, отнюдь не отражающим подлинную первоначальную авторскую волю. Издание Вариаций на тему Шопена и Первой сонаты («Фауст») как и других опусов композитора во всей совокупности редакций и вариантов в рамках выходящего ныне Полного академического собрания сочинений С. Рахманинова, безусловно, сыграет важнейшую положительную роль в их дальнейшей исполнительской судьбе и повлечет достойные музыковедческие интерпретации[82]. Возвращаясь к рассматриваемому периоду 1901-1910-х годов творчества С. Рахманинова, обратим внимание на крайне негативные отклики в критических статьях по поводу целого ряда его произведений. Порой эти отзывы не только не уступали по резкости и безапелляционности тона статьям предыдущего десятилетия (в том числе, посвященным Первой симфонии, ор. 13), но нередко «превосходили» их в данном отношении. Однако реакция композитора оставалась на этот раз совершено неизменной: ее можно охарактеризовать как полное равнодушие к критике, обусловленное внутренней убежденностью в правоте и истинности своей художественной веры. В данном отношении отнюдь не следует слишком буквально понимать и встречающиеся в его письмах или воспоминаниях моменты авторской неуверенности или «самокритики». Творческая закалка, пройденная С. Рахманиновым в предыдущее десятилетие, во многом определила стойкий и непоколебимый характер его неповторимой человеческой личности. И даже в тех случаях, когда он все же вынужден был идти на некоторые творческие компромиссы – например, в отношении редактирования и сокращения истинно грандиозных масштабов первых редакций своих произведений – сами же авторские рукописи говорят об обратном. Несмотря на определенные трудности расшифровки ранних фрагментов, исправления делались композитором таким образом, чтобы со временем задача восстановления или реконструкция первых редакций и вариантов, в принципе, была бы вполне возможной. Истинный гений и великий художник, С. Рахманинов, конечно же, рассматривал свои произведения как наследие для будущих поколений, и именно будущему предстояло охватить подлинные масштабы и осознать непреходящее значение его творчества. Что же касается стоической реакции композитора на непрекращающуюся критику в адрес его сочинений, то, очевидно, он относился к ней согласно известным словам древнегреческого мыслителя: «Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все»[83]. Это время для понимания подлинного величия и истинных масштабов творчества С. Рахманинова, бесспорно, сейчас наступило. Произведения Соната, g-moll. Ор. 19 Для фортепиано и виолончели. «12 декабря 1901 г. Москва». Посвящена А. А. Брандукову. 1. Lento. Allegro moderato 2. Allegro scherzando 3. Andante 4. Allegro mosso Первое издание: М.: А. Гутхейль, начало 1902 года[84].
Весна, Е-dur. Ор. 20 Кантата для баритона-соло, хора и оркестра. На стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум». «Москва. 1902», февраль. Посвящена Н. С. Морозову. Первое издание: М. А. Гутхейль, 1902, после апреля[85].
Двенадцать романсов. Ор. 21 Для голоса и фортепиано. «Апрель 1902 года». (Дата окончательного завершения сборника). 1. Судьба (к Пятой симфонии Бетховена), c-moll. Слова А. Н. Апухтина. «18 февраля 1900 г.». В автографе имеется следующее посвящение: Федору Ивановичу Шаляпину посвящает его искренний почитатель С. Рахманинов. 21 февраля 1900 г.». 2. Над свежей могилой, e-moll. Слова С. Я. Надсона. 3. Сумерки, e-moll. Слова Ж-М. Гюйо в переводе И. И. Тхоржевского. Посвящен Н. И. Забеле-Врубель 4.Они отвечали, Des-dur. Слова В. Гюго в переводе Л. А. Мея. Посвящен Е. Ю. Крейцер. 5.Сирень, As-dur. Слова Е. А. Бекетовой. 6. Отрывок из А. Мюссе, fis-moll. Перевод А. Н. Апухтина. Посвящается А. А. Ливен. 7. Здесь хорошо, A-dur. Слова Г. Галиной. Посвящается N. 8. На смерть чижика, c-moll. Слова В. А. Жуковского. Посвящается О. А. Трубниковой. 9. Мелодия, B-dur. Слова С. Я. Надсона. Посвящается Н. Н. Лантинг. 10. Пред иконой, es-moll. Слова А. А. Голенищева-Кутузова. Посвящается М. А. Ивановой. 11. Я не пророк, Es-dur. Слова А. В. Круглова. 12.Как мне больно, g-moll. Слова Г. Галиной. Посвящается В. А. Сатину. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1902[86].
Вариации на тему Шопена, c-moll. Ор. 22 (22 вариации на тему Прелюдии c-moll, op. 28, № 20 Ф. Шопена.). Для фортепиано. Первая редакция: конец 1902 года. Вторая редакция: начало 1903года. Цикл посвящен Т. Лешетицкому. Первое издание: М. А. Гутхейль, 1903[87]. Прелюдии Для фортепиано. Десять прелюдий. Ор. 23 (Первая тетрадь цикла) 1903 год. Посвящены А. И. Зилоти. 1. fis-moll. Largo 2. B-dur. Maestoso 3. d-moll. Tempo di minuetto 4. D-dur. Andante cantabile 5. g-moll. Alla marcia 6. Es-dur. Andante 7. c-moll. Allegro 8. As-dur. Allegro vivace 9. es-moll. Presto 10. Ges-dur. Largo Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1903/1904[88].
Скупой рыцарь. Ор. 24 Опера в 3 картинах. Текст А. С. Пушкина. 1903 – 1905 годы. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1904 (клавир), 1905 (партитура)[89].
Франческа да Римини». Ор. 25 Опера в 2 картинах с прологом и эпилогом. По драматическому эпизоду V песни «Ада» А. Данте. Либретто М. И. Чайковского. Начало работы – август 1898 года. Опера завершена в 1904–1905 годах. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1904 (клавир); 1905 (партитура)[90].
Пятнадцать романсов. Ор. 26 Для голоса и фортепиано. 1906 год. Посвящены М. С. и А. М. Керзиным. 1. Есть много звуков, Des-dur. Слова А. К. Толстого. «14 августа 1906 г. Ивановка». 2. Всё отнял у меня, fis-moll. Слова Ф. И. Тютчева. «15 августа 1906 г. Ивановка». 3. Мы отдохнём, d-moll. Слова А. П. Чехова («Дядя Ваня», действие IV). «14 августа 1906 г. Ивановка». 4. Два прощанья, c-moll. Диалог для двух голосов (сопрано, баритон). Слова А. В. Кольцова. «22-е августа 1906 г. Ивановка». 5. Покинем, милая, As-dur. Слова А. А. Голенищева-Кутузова. «22-е августа 1906 г. Ивановка». 6. Христос воскрес, f-moll. Слова Д. С. Мережковского. «23 августа 1906 г. Ивановка». 7. К детям, F-dur. Слова А. С. Хомякова. «9-е сентября 1906 г. Ивановка». 8. Пощады я молю!, a-moll. Слова Д. С. Мережковского. «15-е сентября 1906 г. Ивановка». 9. Я опять одинок, d-moll. Слова И. А. Бунина. (из Т. Шевченко). «4-е сентября 1906 г. Ивановка». 10. У моего окна, A-dur. Слова Г. Галиной. «17-е сентября 1906 г. Ивановка». 11. Фонтан, D-dur. Слова Ф. И. Тютчева. «6-е сентября 1906 г. Ивановка». 12. Ночь печальна, h-moll. Слова И. А. Бунина. «3-е сентября 1906 г. Ивановка». 13. Вчера мы встретились, d-moll. Слова Я. П. Полонского. «3-е сентября 1906 г. Ивановка». 14. Кольцо, h-moll. Слова А. В. Кольцова. «10-е сентября 1906 г. Ивановка». 15. Проходит всё, es-moll. Слова Д. М. Ратгауза. «8-е сентября 1906 г. Ивановка». Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1906[91]. Монна Ванна Опера. Либретто М.А. Слонова по М. Метерлинку. Окончено только Первое действие: «15 апреля 1907»[92].
Вторая симфония, e-moll. Ор. 27 1906–1907. Посвящена С. И. Танееву. Largo. Allegro moderato Allegro molto Adagio Allegro vivace. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1908[93].
Первая соната (“Фауст»), d-moll. Ор. 28 Для фортепиано. Январь 1907 – май 1908 года. Allegro moderato Lento Allegro molto. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1908[94].
Остров мёртвых, a-moll. Ор. 29 Симфоническая поэма по картине А. Бёклина. 17 апреля 1909 года. Посвящена Н. Г. Струве. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1909[95].
Третий концерт, d-moll. Ор. 30 Для фортепиано с оркестром. «23 сентября 1909». Посвящен И. Гофману. Allegro ma non tanto Intermezzo. Adagio Finale. Alla breve Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1909[96].
Литургия св. Иоанна Златоуста. Ор. 31 Для смешанного хора без сопровождения. «30 июля 1910 г.». Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1910[97]. Прелюдии Для фортепиано: Тринадцать прелюдий. Ор. 32 (Вторая тетрадь цикла «24 прелюдии») Август-сентябрь 1910 года. 1. C-dur. Allegro vivace. 30 августа. 2. b-moll. Allegretto. 2 сентября. 3. E-dur. Allegro vivace. 3 сентября. 4. e-moll. Allegro con brio. 28 августа. 5. G-dur. Moderato. 25 августа. 6. f-moll. Allegro appassionato. 25 августа. 7. F-dur. Moderato. 25 августа. 8. a-moll. Vivo. 24 августа. 9. A-dur. Allegro moderato. 26 августа. 10. h-moll. Lento. 6 сентября. 11. H-dur. Allegretto. 23 августа. 12. gis-moll. Allegro. 23 августа. 13. Des-dur. Grave. 10 сентября. Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1910[98].
Транскрипции Итальянская полька, es-moll Для фортепиано в 4 руки. Март-апрель 1906 года. Первое издание: Спб.: Юргенсон, 1906 (первая редакция); NY, Carl Fischer, 1938 (вторая редакция)[99].
Музыкальные письма
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.165 (0.008 с.) |