Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведения и творческие замыслы 1897 – 1900 годов

Поиск

Произведения

Чоботы. Обработка украинской народной песни для смешанного хора a cappella.

Начало апреля 1898 года[67].

Пьеса-фантазия / «Morceau de Fantaisie» для фортепиано, g-moll.

«11 января 1899 г.»[68].

Фугетта для фортепиано, F-dur.

«4 февраля 1899 г.»[69].

Шуточный романс «Икалось ли тебе, Наташа». Слова П.А. Вяземского с изменениями, привнесенными С.В. Рахманиновым.

Лето 1899 года.

Посвящен Н. А. Сатиной[70].

Пантелей-целитель для смешанного хора a cappella. Слова А. Толстого.

Лето 1899 года[71].

Судьба. Романс-монолог. Ор. 21, № 1. Слова А. Апухтина.

Посвящен Ф.И. Шаляпину.

Лето 1899 года – «18 февраля 1890 года»[72].

Менуэт. Из сюиты Ж. Бизе «Арлезианка».

Транскрипция для фортепиано С.В. Рахманинова.

«13 сентября 1900»[73].

Ночь. Романс. Слова Д.Ратгауза.

«1900»[74].

Вторая сюита / 2 me Suite для двух фортепиано в 4 руки. Ор. 17.

Вступление / Introduction

Вальс / Valse

Романс / Romance

Тарантелла / Tarantelle

1900 – апрель 1901 года.

Посвящена А.Б. Гольденвейзеру[75].

Творческие замыслы

Симфония

Эскиз.

«5-го апреля 1897 г.»[76].

Литургия святого Иоанна Златоуста. Ор. 31.

Первое упоминание о произведении 30 июня 1897 года[77].

Второй концерт для фортепиано с оркестром, c-moll. Ор 18.

Посвящен Н. Далю.

Первые упоминания о Втором концерте относятся к июню и августу1898 года[78].

Ричард II.

Весна 1898 года.

Неосуществленный замысел оперы по трагедии Шекспира[79].

Франческа да Римини. Опера. Ор. 25.

Либретто М.И. Чайковского на сюжет Данте.

Начало работы – август 1898 года[80].

Прелюдия d-moll для фортепиано. Ор. 23, № 3

Эскиз. 1899 год[81].


 

В.И. Антипов. Творчество С.В. Рахманинова в 1901 – 1910-е годы. Становление Личности. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы V международной научно-практической конференции, 25 января 2009 г. / Тамбовский гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2009. – С. 20-43.

Творчество С.В. Рахманинова в 1901 – 1910-е годы.

Становление Личности

 

Период, относящийся к 1901-1910 годам жизни и творчества С. Рахманинова, определяется в монографиях о композиторе как время подлинного расцвета его художественного дарования. Обычно называются действительно общепризнанные шедевры, созданные в эти годы: кантата «Весна», 24 прелюдии для фортепиано, Вторая симфония, Симфоническая поэма «Остров мертвых», Третий концерт для фортепиано с оркестром.

Однако, именно к данному периоду относится целый ряд сочинений, не получивших признания не только при жизни композитора, но до настоящего не пользующихся широкой известностью, а некоторые до сих пор имеют негативную оценку в книгах и научных трудах. Лишь сравнительно небольшой круг музыкантов и знатоков творчества С. Рахманинова по достоинству оценивает такие гениальные произведения как Соната для фортепиано и виолончели, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Что же касается двух фортепианных опусов – Вариаций на тему Шопена, ор. 22 и Первой сонаты («Фауст»), ор. 28, – то до последнего времени в монографиях было почти устоявшейся нормой относить их к творческим неудачам: данная критика «подтверждается» и чрезвычайно редкими обращениями к ним со стороны исполнителей.

Причины недооценки отдельных произведений 1901-1910 годов носят как внешний, так и глубинный, внутренний характер. Отчасти, непонимание обусловлено некоторой косностью, а иногда простым нежеланием исполнителей и музыковедов принимать наследие композитора во всем его жанровом и стилистическом многообразии.

С другой стороны, некоторые сочинения С. Рахманинова, относящиеся к разным периодам творчества, по настоящему были оценены лишь сравнительно в недавнее время (в том числе, Литургия св. Иоанна Златоуста, Вторая соната для фортепиано, ор. 36). В данной связи становится совершенно очевидным, что вопреки распространенному мнению, музыка С. Рахманинова отнюдь не легка и не так доступна для ее восприятия и подлинного понимания. Например, понадобились целые десятилетия для окончательного утверждения на концертной эстраде такого ныне общепризнанного шедевра как Вторая соната ор. 36 (до 1980-х годов исполнения ее были буквально единичны). Упомянутые фортепианные сочинения – Вариации на тему Шопена, Первая соната («Фауст»), – несомненно, также найдут своих достойных исполнителей и, наконец, станут общепризнанным достоянием для слушателей. По поводу указанных произведений необходимо указать на доступность их лишь по последним, сильно сокращенным, а подчас и «деформированным» редакциям, отнюдь не отражающим подлинную первоначальную авторскую волю. Издание Вариаций на тему Шопена и Первой сонаты («Фауст») как и других опусов композитора во всей совокупности редакций и вариантов в рамках выходящего ныне Полного академического собрания сочинений С. Рахманинова, безусловно, сыграет важнейшую положительную роль в их дальнейшей исполнительской судьбе и повлечет достойные музыковедческие интерпретации[82].

Возвращаясь к рассматриваемому периоду 1901-1910-х годов творчества С. Рахманинова, обратим внимание на крайне негативные отклики в критических статьях по поводу целого ряда его произведений. Порой эти отзывы не только не уступали по резкости и безапелляционности тона статьям предыдущего десятилетия (в том числе, посвященным Первой симфонии, ор. 13), но нередко «превосходили» их в данном отношении. Однако реакция композитора оставалась на этот раз совершено неизменной: ее можно охарактеризовать как полное равнодушие к критике, обусловленное внутренней убежденностью в правоте и истинности своей художественной веры. В данном отношении отнюдь не следует слишком буквально понимать и встречающиеся в его письмах или воспоминаниях моменты авторской неуверенности или «самокритики». Творческая закалка, пройденная С. Рахманиновым в предыдущее десятилетие, во многом определила стойкий и непоколебимый характер его неповторимой человеческой личности. И даже в тех случаях, когда он все же вынужден был идти на некоторые творческие компромиссы – например, в отношении редактирования и сокращения истинно грандиозных масштабов первых редакций своих произведений – сами же авторские рукописи говорят об обратном. Несмотря на определенные трудности расшифровки ранних фрагментов, исправления делались композитором таким образом, чтобы со временем задача восстановления или реконструкция первых редакций и вариантов, в принципе, была бы вполне возможной.

Истинный гений и великий художник, С. Рахманинов, конечно же, рассматривал свои произведения как наследие для будущих поколений, и именно будущему предстояло охватить подлинные масштабы и осознать непреходящее значение его творчества. Что же касается стоической реакции композитора на непрекращающуюся критику в адрес его сочинений, то, очевидно, он относился к ней согласно известным словам древнегреческого мыслителя:

«Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все»[83].

Это время для понимания подлинного величия и истинных масштабов творчества С. Рахманинова, бесспорно, сейчас наступило.

Произведения

Соната, g-moll. Ор. 19

Для фортепиано и виолончели. «12 декабря 1901 г. Москва». Посвящена А. А. Брандукову.

1. Lento. Allegro moderato

2. Allegro scherzando

3. Andante

4. Allegro mosso

Первое издание: М.: А. Гутхейль, начало 1902 года[84].

 

Весна, Е-dur. Ор. 20

Кантата для баритона-соло, хора и оркестра.

На стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум».

«Москва. 1902», февраль. Посвящена Н. С. Морозову.

Первое издание: М. А. Гутхейль, 1902, после апреля[85].

 

Двенадцать романсов. Ор. 21

Для голоса и фортепиано.

«Апрель 1902 года». (Дата окончательного завершения сборника).

1. Судьба (к Пятой симфонии Бетховена), c-moll. Слова А. Н. Апухтина. «18 февраля 1900 г.». В автографе имеется следующее посвящение: Федору Ивановичу Шаляпину посвящает его искренний почитатель С. Рахманинов. 21 февраля 1900 г.».

2. Над свежей могилой, e-moll. Слова С. Я. Надсона.

3. Сумерки, e-moll. Слова Ж-М. Гюйо в переводе И. И. Тхоржевского. Посвящен Н. И. Забеле-Врубель

4.Они отвечали, Des-dur. Слова В. Гюго в переводе Л. А. Мея. Посвящен Е. Ю. Крейцер.

5.Сирень, As-dur. Слова Е. А. Бекетовой.

6. Отрывок из А. Мюссе, fis-moll. Перевод А. Н. Апухтина. Посвящается А. А. Ливен.

7. Здесь хорошо, A-dur. Слова Г. Галиной. Посвящается N.

8. На смерть чижика, c-moll. Слова В. А. Жуковского. Посвящается О. А. Трубниковой.

9. Мелодия, B-dur. Слова С. Я. Надсона. Посвящается Н. Н. Лантинг.

10. Пред иконой, es-moll. Слова А. А. Голенищева-Кутузова. Посвящается М. А. Ивановой.

11. Я не пророк, Es-dur. Слова А. В. Круглова.

12.Как мне больно, g-moll. Слова Г. Галиной. Посвящается В. А. Сатину.

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1902[86].

 

Вариации на тему Шопена, c-moll. Ор. 22

(22 вариации на тему Прелюдии c-moll, op. 28, № 20 Ф. Шопена.).

Для фортепиано.

Первая редакция: конец 1902 года.

Вторая редакция: начало 1903года.

Цикл посвящен Т. Лешетицкому.

Первое издание: М. А. Гутхейль, 1903[87].

Прелюдии

Для фортепиано.

Десять прелюдий. Ор. 23 (Первая тетрадь цикла)

1903 год. Посвящены А. И. Зилоти.

1. fis-moll. Largo

2. B-dur. Maestoso

3. d-moll. Tempo di minuetto

4. D-dur. Andante cantabile

5. g-moll. Alla marcia

6. Es-dur. Andante

7. c-moll. Allegro

8. As-dur. Allegro vivace

9. es-moll. Presto

10. Ges-dur. Largo

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1903/1904[88].

 

Скупой рыцарь. Ор. 24

Опера в 3 картинах. Текст А. С. Пушкина. 1903 – 1905 годы.

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1904 (клавир), 1905 (партитура)[89].

 

Франческа да Римини». Ор. 25

Опера в 2 картинах с прологом и эпилогом. По драматическому эпизоду V песни «Ада» А. Данте. Либретто М. И. Чайковского.

Начало работы – август 1898 года. Опера завершена в 1904–1905 годах.

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1904 (клавир); 1905 (партитура)[90].

 

Пятнадцать романсов. Ор. 26

Для голоса и фортепиано.

1906 год. Посвящены М. С. и А. М. Керзиным.

1. Есть много звуков, Des-dur. Слова А. К. Толстого. «14 августа 1906 г. Ивановка».

2. Всё отнял у меня, fis-moll. Слова Ф. И. Тютчева. «15 августа 1906 г. Ивановка».

3. Мы отдохнём, d-moll. Слова А. П. Чехова («Дядя Ваня», действие IV). «14 августа 1906 г. Ивановка».

4. Два прощанья, c-moll. Диалог для двух голосов (сопрано, баритон). Слова А. В. Кольцова. «22-е августа 1906 г. Ивановка».

5. Покинем, милая, As-dur. Слова А. А. Голенищева-Кутузова. «22-е августа 1906 г. Ивановка».

6. Христос воскрес, f-moll. Слова Д. С. Мережковского. «23 августа 1906 г. Ивановка».

7. К детям, F-dur. Слова А. С. Хомякова. «9-е сентября 1906 г. Ивановка».

8. Пощады я молю!, a-moll. Слова Д. С. Мережковского. «15-е сентября 1906 г. Ивановка».

9. Я опять одинок, d-moll. Слова И. А. Бунина. (из Т. Шевченко). «4-е сентября 1906 г. Ивановка».

10. У моего окна, A-dur. Слова Г. Галиной. «17-е сентября 1906 г. Ивановка».

11. Фонтан, D-dur. Слова Ф. И. Тютчева. «6-е сентября 1906 г. Ивановка».

12. Ночь печальна, h-moll. Слова И. А. Бунина. «3-е сентября 1906 г. Ивановка».

13. Вчера мы встретились, d-moll. Слова Я. П. Полонского. «3-е сентября 1906 г. Ивановка».

14. Кольцо, h-moll. Слова А. В. Кольцова. «10-е сентября 1906 г. Ивановка».

15. Проходит всё, es-moll. Слова Д. М. Ратгауза. «8-е сентября 1906 г. Ивановка».

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1906[91].

Монна Ванна

Опера. Либретто М.А. Слонова по М. Метерлинку.

Окончено только Первое действие: «15 апреля 1907»[92].

 

Вторая симфония, e-moll. Ор. 27

1906–1907. Посвящена С. И. Танееву.

Largo. Allegro moderato

Allegro molto

Adagio

Allegro vivace.

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1908[93].

 

Первая соната (“Фауст»), d-moll. Ор. 28

Для фортепиано.

Январь 1907 – май 1908 года.

Allegro moderato

Lento

Allegro molto.

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1908[94].

 

Остров мёртвых, a-moll. Ор. 29

Симфоническая поэма по картине А. Бёклина.

17 апреля 1909 года. Посвящена Н. Г. Струве.

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1909[95].

 

Третий концерт, d-moll. Ор. 30

Для фортепиано с оркестром.

«23 сентября 1909». Посвящен И. Гофману.

Allegro ma non tanto

Intermezzo. Adagio

Finale. Alla breve

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1909[96].

 

Литургия св. Иоанна Златоуста. Ор. 31

Для смешанного хора без сопровождения.

«30 июля 1910 г.».

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1910[97].

Прелюдии

Для фортепиано:

Тринадцать прелюдий. Ор. 32 (Вторая тетрадь цикла «24 прелюдии»)

Август-сентябрь 1910 года.

1. C-dur. Allegro vivace. 30 августа.

2. b-moll. Allegretto. 2 сентября.

3. E-dur. Allegro vivace. 3 сентября.

4. e-moll. Allegro con brio. 28 августа.

5. G-dur. Moderato. 25 августа.

6. f-moll. Allegro appassionato. 25 августа.

7. F-dur. Moderato. 25 августа.

8. a-moll. Vivo. 24 августа.

9. A-dur. Allegro moderato. 26 августа.

10. h-moll. Lento. 6 сентября.

11. H-dur. Allegretto. 23 августа.

12. gis-moll. Allegro. 23 августа.

13. Des-dur. Grave. 10 сентября.

Первое издание: М.: А. Гутхейль, 1910[98].

 

Транскрипции

Итальянская полька, es-moll

Для фортепиано в 4 руки.

Март-апрель 1906 года.

Первое издание: Спб.: Юргенсон, 1906 (первая редакция); NY, Carl Fischer, 1938 (вторая редакция)[99].

 

Музыкальные письма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.165 (0.008 с.)