РАЗДЕЛ II. Общение и взаимодействие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ II. Общение и взаимодействие



Тема 4. Общение. Структура общения.

Цели:

- ознакомиться с понятием общения как центрального понятия социальной психологии;

- определить структуру общения

4.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание

Общение – это многоплановый процесс и результат развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия для всех участников. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. То есть, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Строго говоря, общаться свойственно для всех живых существ, но только у человека эта способность приобретает самые высшие формы. У человека общение становится осознанным и сопровождается речью.

Общение является центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены как восприятие и понимание людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность и др.

Относительно функций общения у специалистов по социальной психологии нет единого мнения, но, тем не менее, большинство специалистов выделяют следующие функции:

Инструментальная – передача информации для совершения определенных действий.

Трансляционная – передача конкретных способов деятельности, оценок и так далее.

Экспрессивная – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция самовыражения.

Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности.

Функция социализации – обеспечение усвоения социального опыта.

Обычно выделяют следующие виды общения.

Непосредственное – когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи. В этом случае воспринимающий субъект видит собеседника и может по выражению лица или посредством получения обратной связи оценить отношение к нему говорящего. При непосредственном общении обмануть труднее.

Косвенное (опосредованное) – в отличие от предыдущего вида, субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием, например, разговаривают по телефону или пишут письма друг другу. Этот вид общения характеризуется неполным психологическим контактом. Известно, что при телефонном разговоре обмануть собеседника легче. А при прочтении письма можно вообще неверно истолковать информацию.

Выделяют также массовое общение – множественные мимолетные контакты незнакомых людей. Массовое общение бывает прямым и опосредованным. Пример прямого массового общения – контакты на митингах, демонстрациях, общественном транспорте. Опосредованное общение носит односторонний характер и связано со средствами массовой коммуникации. В последнее столетие, особенно в мегаполисах, массовое общение сделалось доминирующим.

Квазиобщение. Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Например, когда мы смотрим по телевизору шоу с участием известного ведущего, то у нас возникает ощущение взаимодействия с ним. В результате возникает иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. На самом же деле, у нас формируется лишь устойчивое представление о его телевизионном имидже. А в жизни этот ведущий может оказаться совсем другим человеком. Эффект квазиобщения часто наблюдается у студентов в отношении преподавателей. Иногда лектор в аудитории воспринимается совсем не таким, каким он оказывается в действительности, вне стен вуза. В настоящее время увеличение доли квазиобщения также стало устойчивой тенденцией.

Выделяют следующие типы общения: диалогическое и монологическое. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека имеющего право на собственное мнение. Монологическое общение изначально предполагает неравноправность позиций партнеров.

Частным случаем монологического следует считать императивное общение. О таком типе речь может идти, когда один из собеседников пытается доминировать. Причины этого могут быть самыми разнообразными: как личностные (например, авторитарное семейное воспитание), так и в результате влияния социальной ситуации (например, при общении начальника с подчиненным). Необходимо отметить, что при неформальном общении императив является неблагоприятным показателем и затрудняет контакт.

По Г.М. Андреевой предлагается выделять 3 стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения – это обмен инфор­мацией между людьми.

Интерактивная сторона - организация взаимодействия между индивидами, т.е. обмен не только знаниями и идеями, но и побуждение к действиям.

Перцептивная сторона общения - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

 

 

4.2. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Создание глоссария по предмету.

Пользуясь психологическими словарями и учебными пособиями по курсу, выпишите в рабочую тетрадь определения: общение, квазиобщение, коммуникация, интеракция, перцепция.

2. Вопросы для повторения.

Ответьте (устно) на вопросы:

1.Охарактеризуйте основные виды общения.

2. Перечислите и опишите (на собственных примерах) функции общения.

3. В чем отличие квазиобщения от других видов общения?

4. По какому принципу были выделены 3 стороны общения?

 

Литература: основная 1, 3, 6, 12; дополнительная: 1, 7, 12, 13, 14, 25, 32.

 

 

Тема 5. Коммуникативная сторона общения. Невербальное общение. Барьеры коммуникаций.

Цели:

- ознакомиться с содержанием коммуникативной стороны общения;

- получить навыки анализа невербальных проявлений в общении;

- ознакомиться с барьерами коммуникаций и путями их преодоления.

5.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание

1. Вербальное и невербальное общение

2. Невербальное общение

3. Барьеры непонимания

Выделяют 2 вида общения: вербальное и невербальное. Обще­ние, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные знаки (позы, жес­ты, мимика, взгляды, территориальное расположение и т.д.).

Существуют также элементы, которые одни специалисты считают добавками к вербальному общению, другие относят к промежуточной позиции между вербальным и невербальным видами общения, а третьи – к невербальной коммуникации. Это, так называемые, паралингвистика и экстралингвистика.

Речь представляет собой главное средство вербального общения. Вербальное общение является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Не следует смешивать понятия «язык» и «речь». Язык — это система знаков, предназначенная для кодирования информации. Речь же представляет собой исторически сложившуюся форму общения, основанную на языке. Речь всегда несет «отпечаток» индивидуальности говорящего.

Паралингвистика или проксодика — это система вокализации, то есть особенности произноше­ния, тембр и высота голоса, громкость речи.

Экстралингвистика — это качество голоса его диапазон. Экстралингвистика включает паузы между словами, покашли­вания, плач, вздохи, речевые ошибки, смех, а также темп речи.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Невербальные элементы дополняют или заменяют речь, а также служат средством репрезентации эмоциональных состояний собеседников. К средствам невербального общения относятся:

Кинесика. Указанная система включает в себя позы, жесты и мимику. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (непризвольные движения рук, жестикуляция, пантомимика).

Проксемика. В данный раздел принято включать закономерности организации пространства и времени коммуникативного процесса. Основатель проксемики Э. Холл называл ее пространственной психологией.

Визуальное общение, «контакт глаз», также является специфической знаковой системой, используемой в коммуникативном процессе.

Невербальные элементы общения используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания этого контакта в процессе беседы. Они могут использоваться также для дублирования обратной связи.

Функции невербальных элементов.

1. Указание собеседнику на особенно важные моменты сообщения.

2. Дополнение содержание высказывания.

3. Невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них отражаются чувства говорящего.

4. Невербальные средстваобщения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.

 

Эффективной коммуникации препятствуют так называемые барьеры непонимания. Б.Ф. Поршнев выделяет 3 вида таких барьеров.

Избегание – это уклонение от контактов с партнером. Проявляется в том, что человек проявляет невнимательность к источнику информации, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора. Избегание может проявляться также в том, что человек просто не приходит на назначенную встречу.

Авторитет. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет первым и отказывает в доверии вторым. Отнесение собеседника к страте «авторитетных» может зависеть от его статуса, превосходства по важному в данный момент параметру, от личной привлекательности, хорошего отношения к адресату воздействия и множества других факторов.

Непонимание. Не всегда человек может определить степень опасности или авторитетности источника. Часто потенциально негативная информация может исходить и от собеседника, пользующегося нашим доверием. В таком случае защита может выступать в виде непонимания самого сообщения.

Зачастую барьеры непонимания могут сослужить плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, но «охранная система» приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается.

Другая классификация (Н.И. Шевандрин) также выделяет 3 формы барьеров:

Барьеры понимания:

Фонетический барьер (невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

Стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния собеседника);

Семантический барьер (различие в системах значений слов);

Логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений и документов).

Барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения).

Барьеры отношения (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию).

Существуют и другие классификации коммуникативных барьеров, не рассматриваемые в данном пособии из-за его ограниченного объема.

5.2. План проведения практического занятия №1*

*Практические занятие №1 и №2 рекомендуется проводить вместе в форме четырехчасового тренинга. См. План практического занятия №2

Тема «Невербальные проявления в профессиональной работе психолога. Барьеры общения и пути их преодоления»

План занятия.

1. Представление себя. Дискуссия «Возникновение барьеров общения на этапе знакомства и их преодоление»

2. Упражнения на развитие навыков анализа невербальных проявлений.

3. Ролевые игры на сюжеты воздействия барьеров общения на результат общения и их преодоление в профессиональной и личной жизни психолога.

При подготовке тренинга используются книги: 1) Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/ Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб, «Дидактика Плюс», 1999 (с.230-283); 2) Марасанов Г.И. Социально- психологический тренинг. М., Когито-Центр, 2001; 3) Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. СПб, Речь, 2002.

 

5.3. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Создание глоссария по предмету.

Пользуясь психологическими словарями и учебными пособиями по курсу, выпишите в рабочую тетрадь определения: паралингвистика/ проксодика, экстралингвистика, пантомимика, кинесика, проксемика, барьер психологический.

2. Вопросы для повторения.

Ответьте (устно) на вопросы:

1. Особенности вербального общения. Паралингвистика и экстралингвистика.

2. Опишите элементы невербального общения, используемые собеседником.

3. Охарактеризуйте основные виды коммуникативных барьеров и предло­жите способы их преодоления.

4. Из литературных произведений и из жизни приведите примеры барьеров, возникающих при общении (коммуникативных барьеров)

Литература: основная 1, 3, 6, 7, 12; дополнительная: 7. 12, 13, 14, 34.

 

Тема 6. Интерактивная сторона общения. Проблема конфликта в социальной психологии.

Цели:

- ознакомиться с понятиями стилей общения, типов взаимодействия;

- получить навык ведения переговорного процесса при разрешении конфликтной ситуации.

6.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание

1. Ритуальный, манипулятивный и гуманистический стили общения

2. Конфликт и переговорный процесс.

 

В ходе совместной групповой деятельности для ее поддержания и развития участники взаимодействия организуют и планируют общую деятельность. Следовательно, кроме обмена информацией, общение можно рассматривать как организацию совместных действий. Интерактивная сторона включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Рассматривая общение с этих позиций, выделяют следующие стили общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Цель ритуального общения – поддержание уже установившихся связей. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, которые человек вынужден соблюдать. Например, разговор о погоде с соседом по лестничной площадке. Примером демонстрации ритуального стиля могут служить гости салона Анны Павловны Шерер в «Войне и мире» Л.Н. Толстого или члены «водяного общества» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Цель манипулятивного общения – достичь каких-либо целей, оказывая влияние на собеседника. При этом подразумевается использование партнера в качестве средства, но так, чтобы человек этого не заметил. В качестве «пособия» по манипулятивному общению могут выступать книги Д. Карнеги. Однако нельзя не признать, что, во-первых, манипуляции часто дают тактический выигрыш за счет проигрыша стратегического. Ведь использовать людей в качестве инструмента возможно только ограниченное время. Во-вторых, манипулятивное общение обедняет радость человеческого общения.

Е.Л. Доценко указывает, что манипулирование это, прежде всего, потребность воздействовать на других людей, стремление получить односторонний выигрыш, умение разбираться в слабостях людей (но следует помнить, что умение разбираться в людях – это совсем другое!). Э. Шостром описывает личностные особенности манипулятора и приходит к выводу, что главная причина манипулятивного поведения – это страх и боязнь быть отвергнутым. Для манипулятора также типичны чрезмерный самоконтроль и постоянная потребность произвести впечатление. М.Е. Литвак рассматривает манипулятивное поведение как следствие потребности жить за счет других и при этом отмечает, что личность манипулятора характеризуется цинизмом и деформациями эмоциональной сферы. В этом смысле манипулятор похож на невротика.

Гуманистическое общение. Этот стиль помогает людям удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Гуманистическое общение предполагает взаимное доверие. Моделью гуманистического общения могут служить религиозная исповедь или беседа с психотерапевтом. Также подобное общение может проявиться в хронотопах (временных социальных ситуациях) вагонного попутчика, больничной палаты.

Содержание общения включает в себя также определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К таковым относятся:

Заражение – неосознаваемая невольная подверженность человека определенным психическим состояниям. Психический фон заражения зависит от величины аудитории и степени установочного эмоционального накала индуктора (носителя эмоционального заряда). В большей степени подвержены заражению личности характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью.

Внушение (суггестия) – эмоционально-волевое воздействие на другого человека или на группу людей. Это неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии. Более внушаемы неуверенные в себе, утомленные и физически ослабленные люди. Дети и женщины внушаемы в большей степени, нежели чем мужчины.

Убеждение – логическое интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. При условии отсутствия видимых логических противоречий в убеждающем воздействии, более подвержены данному механизму люди с высоким интеллектом.

Подражание – воспроизведение черт и образцов демонстрируемого поведения. Более склонны к подражанию дети, артистические личности, люди с низким интеллектом.

 

Конфликт в социальной психологии рассматривается как особая форма (вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

Мы рассматриваем две составляющие конфликта: 1) конфликтную ситуацию; и 2) представленность ситуации как конфликтной в сознании участников.

Возможности психолога для разрешения конфликта: организация и проведение переговорного процесса (арбитр, посредник, медиатор). Цель переговоров- достижение соглашения, основной способ которого- компромисс, т.е. согласие каждой стороной в равной мере отступить от своей прежней позиции с целью разрешения противоречия интересов.

Для более четкого понимания стратегии поведения для достижения компромисса предлагается схема ПОИР: «постепенные обоюдные инициативы для разрядки напряженности» (автор- Ч. Осгуд)

Алгоритм проведения переговорного процесса медиатором может быть таким:

1) Вступительное слово медиатора (для чего проводится встреча, как она будет проходить, принципы: «постепенных обоюдных инициатив», добровольности, конфиденциальности; нейтральность медиатора; как себя вести- не оскорблять, рассказывать всю необходимую для разрешения конфликта информацию)

2) Выслушиваем каждую из сторон (позиция, интересы), (затем пересказ: «Правильно ли я понял…»)

3) «Задавайте друг другу вопросы» (уточнение информации, предмета спора)

4) Поиск условий совместимости обоих интересов (при каких условиях Вы готовы принять интересы второй стороны? (Что должно произойти/ происходить, чтобы Вы приняли интересы другой сторон?)

5) Выбор наиболее значимых интересов («откидывание» менее значимых интересов), уменьшение масштабности требований

6) Поиск совместимости выдвигаемых условий

7) Принятие сторонами интересов другой стороны

8) Выработка согласованного решения, учитывающего интересы обеих сторон и выдвигаемые ими условия реализации интереса противостоящей стороны.

 

 

6.2. План проведения практического занятия №2*

*Практические занятие №1 и №2 рекомендуется проводить вместе в форме четырехчасового тренинга. См. План практического занятия №1

Тема «Разрешение конфликтной ситуации в переговорном процессе».

План занятия.

1. Отработка профессиональных навыков поведения в эмоционально напряженных ситуациях

2. Выработка навыков активного слушания.

3. Организация взаимодействия конфликтующих сторон. Управление их высказываниями, развитие навыков аргументации.

5. Ролевые игры «Ведение переговорного процесса в конфликтной ситуации»

6.3. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Вопросы для повторения.

Ответьте (устно) на вопросы:

1. Охарактеризовать примеры ритуального общения, типичные для различных социальных общностей (армия, учительский коллектив и т. д.).

2. Привести из любого литературного произведения примеры манипулятивного поведения и их последствия.

3. Описать (на примерах из реальной жизни) случаи использования гуманистического общения.

4. Алгоритм проведения переговорного процесса в конфликте- деятельность медиатора(арбитра, посредника) на разных этапах.

 

Литература: основная 1, 3, 6, 7, 12; дополнительная: 7. 12, 13, 14, 34.

 

2. Решение «кейса» Тема: «Проведение переговорного процесса в конфликте»

Анна Аркадьевна, 37 лет, претендует на должность главы районной администрации. Она -владелец крупной торговой фирмы, расположенной в этом районе. В прошлом году у нее возник конфликт с администрацией этого района по вопросам бизнеса, который она решила с помощью связей в вышестоящих органах. Избрание ее главой администрации зависит от рекомендаций 2 членов существующей администрации, а они такую рекомендацию не дают (предполагается, что они опасаются ее избрания на должность начальника из- за возможных негативных последствий в будущем для них). В данном случае ее связи помочь ей не могут. Она обратилась к Вам, психологу, с просьбой провести переговорный процесс.

 

Решение «кейса» Тема: «Конфликтная ситуация в трудовой коллективе»

В фирме «ББ», занимающейся маркетинговыми исследованиями, два сотрудника, Андрей и Владимир, занимающие одинаковые должности, приступили к работе над одним длительным проектом. У каждого есть свой фронт работы, который не прописан в функциональных обязанностях, а проговорен начальником в устной форме. При этом отчет о работе над проектом они должны представить совместный. Андрей начал замечать, что Владимир перекладывает часть своих обязанностей на других (в частности, на Андрея), при этом отчитывается как за самостоятельно сделанную работу. Андрею это очень не нравится, но он не жалуется начальнику, т.к. знает, что тот не поощряет «наушничество» и то, что для начальника важнее всего- сделанная работа. Если Андрей откажется выполнить переложенную на него Владимиром работу- то будут наказаны оба, а Андрей очень держится за это рабочее место, хотя ему и кажется, что Владимир на более хорошем счету у начальства. Андрей пришел к Вам, психологу, менеджеру по персоналу этой фирмы за советом.

 

Тема 7. Перцептивная сторона общения. Барьеры межличностного восприятия.

Цели:

- ознакомиться с основными механизмами межличностного восприятия;

- понять сущность эффектов межличностного восприятия.

7.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание

1. Механизмы межличностной перцепции

2. Эффект ореола и его проявления, эффект стереотипизации

3. Механизмы познания другого человека

Вступая в общение друг с другом, люди воспринимают внешние, физические признаки партнера по общению, соотносят их с личностными характеристиками воспринимаемого, интерпретируют и прогнозируют на этой основе поступки другого человека, то есть осуществляют межличностную перцепцию.

Описано несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека. Построение образа партнера по этим схемам приводит к так называемым ошибкам первого впечатления.

При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-либо важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Эти ошибки называются фактором превосходства.

Если человек нам нравится, то мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и так далее (то есть здесь переоцениваются некоторые психологические характеристики собеседника). Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности – чем более внешне привлекателен человек, тем лучше он воспринимается нами. Если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Те люди, которые относятся к нам хорошо, кажутся нам значительно лучше и вызывают большее доверие, чем те, кто к нам относятся плохо. Это проявление так называемого фактора отношения. Кстати, на основе этого фактора построен известный нам из детективов манипулятивный прием «добрый полицейский – злой полицейский».

Рассмотренные 3 вида ошибок при формировании первого впечатления являются частным случаем эффекта ореола.

Тесно связаны с этим эффектом и следующие 2 эффекта.

Эффект первичности. Произведенное в момент знакомства впечатление будет более устойчивым, чем то, которое будет произведено собеседником в последующем.

Эффект новизны в большей степени проявляется, когда мы имеем дело с ранее знакомым человеком. Эффект заключается в том, что последняя, то есть более новая информация более значима.

Социальными психологами описан также и эффект стереотипизации. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе очень ограниченной информации. Особенно распространенными являются этнические стереотипы. Следствием стереотипизации может стать упрощение познания другого человека (образ человека заменяется каким-либо штампом) или возникновение предубеждения, что может нанести серьезный вред взаимоотношениям людей.

Рассматриваемый аспект изучения проблемы затрагивает не только эффекты, но и механизмы межличностной перцепции. Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:

- Идентификация – умение мысленно поставить себя на место партнера по общению, то есть идентифицироваться с ним.

- Эмпатия – способность чувствовать (не логически понимать, а чувствовать) эмоциональное состояние другого человека.

- Аттракция – позитивное отношение к собеседнику. Это особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

- Рефлексия – логическое знание того, как партнер воспринимает говорящего.

- Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

 

7.2. Задания для самостоятельной работы студентов

1.. Создание глоссария по предмету.

Пользуясь психологическими словарями и учебными пособиями по курсу, выпишите в рабочую тетрадь определения: эффекты межличностного восприятия, идентификация, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция

2. Вопросы для повторения.

Ответьте (устно) на вопросы:

1. Приведите из любого художественного кинофильма примеры задействования фактора привлекательности.

2. Докажите на конкретных примерах, что эффект ореола может вносить искажения в процесс восприятия собеседника.

3. На примерах из собственной жизни опишите действие фактора новизны.

4. Опишите действие механизмов познания собеседника.

5. Что такое каузальная атрибуция? Приведите примеры этого явления.

Литература: основная 1, 3, 6, 7, 12; дополнительная: 7. 12, 13, 14, 34.

 

 

Раздел III. Социальная психология личности

 

Тема 8. Социализация

Цели:

- познакомиться с механизмами социализации;

- рассмотреть особенности влияния разных социальных институтов на процесс социализации.

8.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание

Вступление к разделу — проблема личности как междисциплинар­ная проблема; исследования личности в социологии и общей психоло­гии; специфика социально-психологического подхода: анализ конк­ретных групп (и конкретных систем деятельности), в которых индивид усваивает социальные влияния, и анализ групп (и конкретных систем деятельности), в которых индивид реализует свою социальную сущ­ность. Вытекающие из этого основные проблемы изучения личности в социальной психологии.

Социализация

1. Базовые понятия

2. Сферы социализации

3. Различные концепции социализации

4. Институты и агенты социализации

Социализация – это усвоение социо-культурного опыта, включение индивида в систему общественных отношений и формирование социальных навыков, а также активное воспроизведение социального опыта.

Передача социального опыта осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды.

Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. При этом главным критерием социализированности считается возможность творчества, а главными условиями успешной социализации - образование и приобретение профессии.

Выделяют несколько сфер (видов) социализации. Наиболее полно в социально-психологической литературе описаны половая, экономическая, политическая и правовая сферы.

Половая социализация – это усвоение норм поведения типичного для человека своего пола и умение контактировать с представителем противоположного пола в соответствии со своей половой ролью. Впервые половая идентификация у детей проявляется в 3-4 года. В числе наиболее важных факторов успешной половой социализации следует назвать следующие:

1. Наличие обоих родителей в семье. Это дает возможность наблюдать и копировать родителя своего пола, а также его отношение к полу противоположному.

2. Поощрение родителями разного поведения у мальчиков и у девочек.

3. Грамотная политика государства в области литературы и СМИ.

Следует отметить, что воспитание как в духе феминизма, так и сексизма (притеснение женщин по половому признаку) одинаково губительны для общества. Общество, как и любая другая система должно состоять из взаимосодействующих частей. Если все части системы одинаковы, то они будут просто дублировать друг друга и система станет неэффективной.

Экономическая социализация – это умение заработать деньги легальным путем и умение распоряжаться ими, а также способность адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. Успешность в этой сфере проявляется в материальном благополучии по сравнению с другими представителями своей профессии. Высокая экономическая социализированность коррелирует со следующими свойствами личности: энергичность, стрессоустойчивость, обучаемость, выраженность волевых качеств, интеллект (но не выше определенного уровня), высокая мотивация достижения.

Политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством усвоения опыта политической системы. Например, это умение выбирать в представительные органы власти людей, отстаивающих интересы своей социальной группы.

Правовая социализация – это умение пользоваться законами и соблюдать их, умение предвидеть правовые последствия своих поступков.

Сам термин “социализация” впервые был предложен Э. Дюркгеймом. Им было отмечено, что у человека (в отличие от животных) нужные ему образцы социального поведения не передаются по наследству. В человеческом обществе эта передача может осуществляться только посредством воспитания

Дюркгейм подчеркнул, что каждое общество имеет некий идеал человека, который в моральном интеллектуальном и физическом аспекте до известной степени одинаков для всех его членов. В связи с этим можно наблюдать 2 тенденции:

1. Социум “подтягивает” некоторых индивидов до требуемого уровня.

2. Социум в определенной степени, ограничивает развитие других индивидов. Если члены общества намного отличаются друг от друга, если в нем слишком много нонконформистов и вольнодумцев, то общество распадается.

Структурно-функциональная теория (Т. Парсонс) делает акцент на интеграции человека в социальную систему. С этой точки зрения, социализация есть усвоение культуры общества, в котором ребенок родился, освоение поведения, необходимого для успешного функционирования в роли. Задачей социализации в таком случае является формирование у вступающих в общество “новых членов”, чувства лояльности и чувства преданности по отношению к системе. Первичная социализация происходит в семье. Затем эта роль переходит к школе. Функциями школы в процессе социализации являются: эмансипация ребенка от первичной эмоциональной привязанности к семье; усвоение общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье; дифференциация детей в зависимости от их достижений; селекция и распределение применительно к ролевой структуре взрослого общества.

З. Фрейд и его последователи считали, социализация есть процесс развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление и установление координации составляющих элементов психики (подсознания, сознания и Супер-Эго). Этот процесс должен сопровождаться преодолением таких явлений, как комплексы Эдипа, инцестуального стремления, нарциссизма. В качестве механизмов социализации психоаналитиками называются имитация, идентификация, чувство стыда и вины.

Э. Эриксон внес 2 новых положения в концепцию личностного развития.

- Социализация растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте (как это считал З. Фрейд).

- Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.

Главной заслугой Э. Эриксона как раз и является описание восьми психосоциальных кризисов, специфичных для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Ж. Пиаже связывал социализацию исключительно с интеллектуальным развитием. Согласно данной концепции выделяются 3 главные стадии интеллектуального развития.

До двух лет ребенок проходит дооперациональную стадию мышления, во время которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными способностями. Этот период характеризуется эгоцентризмом. В это время ребенок не способен мысленно встать на позицию другого.

В возрасте от 2 до 12 лет мышление ребенка “децентрируется”, происходит переход на стадию конкретных операций. При этом ребенок начинает понимать, что существуют разные точки зрения - эгоцентризм уступает место социоцентризму. На этой стадии ребенок овладевает мыслительными операциями, которые позволяют сравнивать, оценивать, классифицировать и измерять явления.

После 11 лет мышление ребенка переходит на новую стадию - стадию формальных операций, которая завершается к 15 годам и характеризует “зрелый ум”, способный к абстрактному мышлению, к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез.

Социализацией Пиаже называет социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). Ребенок социализируется по мере формирования соответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.

Т. Шибутани отмечает, что процесс социа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.138 с.)