Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-петербургский институт психологии и акмеологии

Поиск

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ

Кафедра общей психологии

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Санкт-Петербург


Рассмотрены на заседании Кафедры общей психологии, протокол № 8

от «19» марта 2008 года

 

 

Утверждены и рекомендованы к печати на заседании Методического Совета Института протокол №_________ от "_____"__________2008 года

 

 

Составители: старший преподаватель кафедры общей психологии С.А.Яковлева,

канд. псх.наук, доцент Кутейников А.Н.

 

Рецензент:

 


Введение

 

С целью содействия повышению общей социально-психологической культуры студентов Акмеологической академии, а также для формирования у них целостного представления о факторах успешной социальной деятельности было разработано данное учебно-методическое пособие.

Курс по социальной психологии составлен с учетом стандартов высшего образования. Он предназначен для реализации следующих основных целей:

- Студенты должны знать основные положения современных социально-психологических теорий.

- Студенты должны уметь предвидеть последствия собственных действий, адекватно оценивать свои поступки и находить оптимальные пути достижения цели.

- Ставится также цель привить студентам навыки успешной социальной компетенции.

Применение на практике знаний, полученных из курса социальной психологии, позволит определить типологические и индивидуально-психологические особенности собеседника, подобрать нужный алгоритм для оказания влияния на других людей. Грамотное использование усвоенной на занятиях информации научит формировать свою «команду», стимулировать сотрудников, успешно преодолевать конфликтные ситуации и бороться со стрессами.

Методическое пособие состоит из логически связанных друг с другом разделов. Каждый раздел включает в себя 2 основных блока. Первый блок содержит основные положения изучаемой темы. Второй блок содержит перечень вопросов для самоподготовки, а также краткие планы семинаров и практических занятий. В конце пособия приведен список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, темы контрольных работ, а также словарь основных терминов по социальной психологии (глоссарий).

В настоящем пособии сделана попытка включения в достаточно ограниченный рамками учебного курса объем проблем, типичных для современной социальной психологии. Эти проблемы связаны с воздействием на человека убеждающей коммуникации (воздействие рекламы, телевидения, газет, активизация деструктивных культов и так далее), с влиянием группы на личность, с некоторыми социальными отношениями, как, например, агрессия (увеличение количества терактов, возрастание случаев нанесения ущерба гражданам).

Приступая к изучению курса, следует прежде всего уяснить, что для полноценного усвоения материала недостаточно лекционных занятий. Главное – самостоятельная работа – поиск ответов на проблемные вопросы. Самостоятельная работа рассчитана на работу с учебными пособиями, монографиями, дополнительной литературой, журнальными статьями и справочными материалами, материалами в INTERNET.


РАЗДЕЛ I Введение

Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи социальной психологии

Цели:

- ознакомиться с особенностями формирования социальной психологии как самостоятельной науки;

- определить предмет и объект исследования в социальной психологии;

- получить представление о понятии «социальная психика»;

 

1.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание

Социальная психология - это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Социальная психология является самостоятельной отраслью психологического знания, она изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. При этом человек изучается во всем многообразии его социальных связей. При этом акцент делается (в отличие от дифференциальной психологии) не на различиях между индивидами, а на том, как люди оценивают друг друга и влияют друг на друга.

Мы говорим о пограничном характере социальной психологии как результате ее «двойного» статуса — одновременного происхождения из психологии и социологии.

По своей природе социальная психология - наука интегративная. Однако в ней можно выделить два основных направления: психологическая социальная психология и социологическая социальная психология. Первое направление делает акцент на социальной детерминации индивидуальной психики личности (то есть исследовании поведения личности в группе), вторая – на анализе социальной деятельности состоящих из отдельных личностей групп (то есть исследовании массовидных явлений психики).

Специфику границ социальной психологии с «роди­тельскими» дисциплинами можно увидеть при определении предмета исследований этой науки.

Существует несколько точек зрения на вопрос о том, что является предметом исследования социальной психологии.

Например, социальная психология рассматривается как наука, изучающая массовые психические процессы и положение личности в группе (как видно из определения вначале темы), а, следовательно, в качестве предмета исследования выделяются следующие:

Проблемы межличностного общения. В данном случае рассматривается связь между межличностными и общественными отношениями, и исследуются структура, функции и механизмы общения. При этом в рамках данной науки само общение рассматривается как особый вид деятельности.

Особенности социальных групп в обществе. При таком подходе анализу подвергаются психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений. Группа рассматривается как уникальная целостность, а не арифметическая сумма членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.

Массовидные явления психики. Выделяются различные явления, подходящие под это понятие: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, общественное мнение, групповые эмоциональные состояния.

Объектом социальной психологии следует считать социальную психику. Социальная психика – это функциональная динамическая система общества, формирующаяся в процессах общения людей, больших и малых групп и реализующая основную для их жизни и развития задачу – управление совместной деятельностью в социальных организациях и неформальных объединениях. Социальная психика функционирует как совокупность массовых, групповых, межличностных, личностных настроений, групповых и индивидуальных эмоций, массовых действий, стереотипов, установок.

Частными проявлениями социальной психики можно считать

- Общественное настроение,

- Общественное мнение,

Структурными элементами социальной психики принято считать:

- Психические установки социальных групп (включающие исторически сформировавшиеся совокупности черт социального характера, привычки, традиции и предрассудки);

- Эмоциональное отражение условий жизни в данной общности людей (которое проявляется в чувствах, настроениях, интересах, потребностях, идеалах и так далее);

- Социально-психологические явления, возникающие в группах при непосредственном взаимодействии между людьми (слухи, паника и так далее);

- Гностические и коммуникативные особенности личности (восприятие и понимание людьми друг друга, речь и другие средства общения).

 

В качестве сферы практического применения социально-психологической теории можно выделить:

- Методы социально-психологического тренинга,

- Методы социальной психорегуляции,

- Методы оптимизации обучения.

Социальная психология дала импульс для развития целого ряда таких самостоятельных наук как психология управления, теория управления персоналом и других. Она также внесла значительный вклад в развитие экспериментальной, политической, экономической психологии.

1.2. Задания для самостоятельной работы студентов

  1. Создание глоссария по предмету.

Пользуясь психологическими словарями и учебными пособиями по курсу, выпишите в рабочую тетрадь определения: социальная психология, социология, социум.

  1. Вопросы для повторения.

Ответьте (устно) на вопросы:

· Что является предметом и объектом социальной психологии?

  • В чем суть дискуссии о «двух социальных психологиях»?

· В чем отличие социальной психологии от психологии личности, от социологии?

· Что представляют собой элементы социальной психики?

· Рассмотрите схему «Система социально- психологического знания» (Приложение1, Рис.1) и ответьте на вопрос: Каковы основные направления развития и применения знаний в социальной психологии?

Литература: основная 1, 3, 4, 9, 12, 15.


Тема 2. История формирования социально-психологических идей

Цели:

- ознакомиться с историей выделения социальной психологии в самостоятельную науку, первыми социально- психологическими концепциями;

- определить основные направления исследований современной социальной психологии

2.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание

Социальная психология начала складываться в самостоятель­ную область знания в середине XIX века. Строгой научной дисциплиной социальная психология становится лишь в 20-30 - е годы XX века, по мере внедрения в нее эксперимента и математических методов.

Первые формы социально-психологического знания были представлены в обрядах, ритуалах, табу. Они передавались из поколения в поколение и составляли донаучный этап в развитии социальной психологии.

Анализируя дальнейший путь становления социальной психологии, можно выделить 4 периода (этапа) ее развития:

1. VI в. до н.э. — середина ХV века: период накопления зна­ний о происхождении и сущности социально- психологических особенностей человека, психологических механизмах социального поведения людей.

2. Середина XV- середина XIX в.: Исследование и обобщение представлений о влиянии общества, государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп.

3. 50-60-е гг. XIX в. — 20-е. гг. XX в.: период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания. Это так называемый феноменологический этап.

4. Начиная с 20-х гг. XX века начинается период оформления социальной пси­хологии в экспериментальную науку. Этот период связан с разработкой методологии социального эксперимента и с использованием статистических методов обработки данных.

Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний внутри религиозных и философских концепций в Древнем мире. Это позволяет говорить о существовании философского этапа в становлении социальной психологии. Уже древнегреческие философы Платон и Ари­стотель сформулировали одну из основных проблем социальной психологии личности: проблему взаимоотношения личности и общества.

В философии Нового времени социально-психологические идеи затронуты в работах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и других ученых. Ряд вопросов, касающихся определения роли психологии лич­ности в жизни общества, поставил французский мыслитель К. Гельвеций (1715-1771). Значительное влияние на развитие социально-психологической мысли оказал Г. Гегель (1770-1831).

Непосредственными предпосылками возникновения социальной психологии в рамках феноменологического этапа принято считать:

1) теорию психологии народов;

2) теорию психологии масс;

3) теорию об инстинктах социального поведения.

Психология народов сложилась в Германии в середине XIX века. Непосредственными создателями ее являлись философ и антрополог М. Лацарус (1824-1903) и филолог X. Штейнталь (1823-1899). Основная идея концепции заключалась в том, что существует психика, присущая нации, народу в целом. В дальнейшем идеи психологии народов получил и развитие в работах немецкого психолога В. Вундта (1832-1921). Под «народным духом» Вундт понимал наличие общего менталитета у группы индивидов, сопровождаемого осознанием своей общности. Надиндивидуальный народный дух проявляет себя в языке, мифологии, религии, искусстве, обычаях, морали, праве. Вунд написал 10 томов по данной проблеме. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная наука, не использующая эксперимент.

Психология масс зародилась во второй половине XIX века во Франции. В 80-90-е гг. одной из центральных проблем было исследова­ние толпы, однако изучению подвергались и конкретные челове­ческие группы, и сами процессы межличностного взаимодействия. Так, Г. Тард (1843-1904) сравнивал общество с единым организмом с отлучающимися клетками, индивидуальными сознаниями отдельных людей. Регулируют жизнь общества, по Г. Тарду, два главных механизма — открытия и под­ражания, с помощью которых распространяются открытия. Обще­ство живет как бы по закону всемирного повторения. Человек подражает другому человеку, подражает традициям, подражает моде, подражает самому себе. Описанный Г. Тардом механизм подражания сложен — он идет через колебание, выбор, стадию логической дуэли, различны темпы подражания и его основания.

Г. Лебон (1841-1931) называл наступавший XX век «веком толп» и главное внимание в своих трудах уделил именно анализу толпы. Лебон пришел к выводу, что поведение толпы отличается от деятельности изолированного индивида. Подчиняясь закону духовного единства толпы, личность теряет в ней свои индивидуальные качества, способность самостоятельно мыслить, принимать рациональные решения, контролировать собственные поступки. К отличительным свойствам толпы он относил: импульсивность и раздражительность, односторонность чувств и склонность к преувеличениям, авторитарность, нетерпимость и консервативность, преданность избранному идеалу. Перечисленные свойства порождаются действием трех механизмов:

1) Анонимность. Порождаемая безликостью толпы, она способствует безответственности личности, принимающей участие в коллективных действиях.

2) Заражение, т. е. стремительное распространение единого пси­хического состояния на всех участников коллективного действия.

3) Внушаемость, благодаря чему находящиеся в толпе индивиды некритически воспринимают любые идеи, призывы к действиям, лозунги.

Главными заслугами исследователей психологии толпы можно считать разделение индивидуальной и коллективной психологии, создание предпосылок для исследования общественного мнения.

Теория инстинктов социального поведения У. Макдугалла (1871-1938) и Э. Росса является третьей предпосылкой возникновения современной социальной психологии. Основные тезисы теорий У. Макдугалла:

1) психология личности играет решающую роль в формирова­нии общественной психологии;

2) главной причиной социального поведения индивидов явля­ются врожденные инстинкты.

Инстинктами Макдугалл называл врожденную предрасположен­ность к восприятию внешних объектов, вызывающую определенные эмоции и готовность реагировать. Бессознательная потребность в пище, сне, самоутверждении и т. д. (всего 18 инстинктов) считались основной движущей силой человеческого поведения, основой общественной жизни.

Значительное влияние на развитие социальной психологии ока­зала также концепция 3. Фрейда (1856-1939). Психоанализ был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы:

1) исследование природных (биологических, а не социальных) элементов человеческого существа,

2) раскрытие психических влечений человека, смысла человеческого поведения и значения социальных образований для формирования человека.

Это в свою очередь предполагало более глубинное изучение структуры личности.

Учение, получившее название бихевиоризм, имеет в своей основе экспериментальное изучение поведения. Основоположники бихевиоризма — Э. Торндайк (1874-1949) и Дж. Уотсон (1878-1958) предложили отказаться от недоступного для непосредственного изучения сознания и вместо этого исследовать человеческое поведение по схеме «стимул—реакция». По мнению бихевиористов, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения, игнорируя врожденные задатки личности и ее неповторимый жизненный опыт.

Необихевиоризм, представленный Б. Скиннером, Н. Доллардом, Дж. Хомансом и их последователями, сохранил свои позиции в последующие деся­тилетия. Особый интерес в социально-психологическом необихевиоризме представляет теория социального обмена Дж. Хоманса. Хоманс (1910-1989) выдвигает пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих социальное поведение.

Первый постулат — постулат успеха — состоит в том, что все действия подчинены основному правилу: чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение. Второй постулат — постулат стимула — состоит в утверждении, что если стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие. Третий постулат — постулат ценности: чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие. Четвертый постулат — постулат насыщения-голодания: чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем менее он начинает це­нить каждое последующее вознаграждение. Пятый постулат — постулат агрессии-одобрения — утверждает, что если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение. И наоборот, когда действие человека получает ожидаемое одобрение, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он, вероятно, воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него наиболее ценным.

Необихевиоризм претендует на создание стандарта подлинно научного исследования с хорошо развитым лабораторным экспериментом и техникой измерения.

В настоящее время большое распространение получают когнитивные теории в социальной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд). В отличие от бихевиористской социальной психологии когнитивизм подчеркивает значение ментальных образований в объяснении социального поведения человека.

К основным теоретическим направлениям современной соци­альной психологии относится также интеракционизм (Г. Блюмер, Т. Сарбин, Р. Мертон, Т. Шибутани). Основоположником символического интеракционизма считается Дж. Г. Мид (1863-1931).

С точки зрения Мида, поведение человека является сугубо социальным и индивид может стать человеком только в социальной среде. Причем люди одновременно и создают социальную среду и находятся под ее воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых находятся в языке. Без символов не может быть ни человеческого общения, ни человеческого обще­ства, так как символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут общаться. Чтобы интеракция (общение) продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т. е. поставить себя на место партнера.

Наиболее четко положения символического интеракционизма изложены в работах Г. Блюмера (1900-1987):

1) человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям,

2) эти значения есть продукт вза­имодействия (интеракции) между индивидами,

3) значения явля­ются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

В истории отечественной соци­альной психологии особое место принадлежит В.М. Бехтереву. Он первым в отечественной психологии дал определе­ние предмета, задач и методов данной науки, сделал попытку разработать ее теоретические основы. Развернутое обоснование его идей содержится в “Коллектив­ной рефлексологии”

Бехтерев выделил 23 универ­сальных закона, действующих, по мнению ученого, в неоргани­ческом мире, в природе и в сфере социальных отношений: закон сохранения энергии, законы тяготения, отталкивания, инерции, энтропии, непрерывного движения и изменчивости, и других. На основе этих законов была предпринята попытка дать объяснение таким сложным социальным процессам, как развитие и преем­ственность культурных традиций, образование социальных общностей, динамика общественных взглядов и настроений.

Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимали одно из центральных мест в трудах Бехтерева. Автор оценивал общение как ме­ханизм осуществления совместной деятельности и формирова­ния ее коллективного субъекта, условие сохранения и распро­странения индивидуального опыта, передачи его потомству, обеспечения исторической преемственности общественных цен­ностей. Бехтерев рассматри­вал социальную роль и функции общения, преломляя их через процессы подражания и внушения. «Не будь подражания, — отмечал он, — не могло бы быть и личности как общественной особи, а между тем подра­жание черпает свой главный материал из общения с себе подоб­ными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения».

Значение внушения как фактора проявления общественных процессов подробно рассматривается Бехтеревым в работе “Роль внушения в общественной жизни”. Определяя внушение как одну из форм психического влияния, Бехтерев относил его к области бессознательной психической деятельности, непосредственной передаче определенных “пси­хических состояний от одного лица к другому, протекающему без участия воли воспринимающего лица, нередко даже без яс­ного с его стороны сознания”.

 

Новейшая история отечественной социальной психологии. На волне общественно- политических перемен 1950-х г.г. («хрущевская оттепель») началось переосмысление значения социальной психологии как науки в нашей стране. В 1962 г. состоялось открытие первой в стране лаборатории социальной психологии при отделении психологии Ленинградского университета. А через 6 лет, в 1968 г., на факультете психологии ЛГУ открылась первая в стране кафедра социальной психологии. И не случайно поэтому первые статьи и монографии по социальной психологии были написаны ленинградцами: Е.С.Кузьминым, Б.Д.Парыгиным, А.Г.Ковалевым, А.А.Бодалевым.

Следует отметить, что в настоящее время в отечественной социальной психологии не принято выделять направления, аналогичные направлениям зарубежной психологии. У нас сложились такие связанные с социальной психологией направления, как:

психология коллектива, изучающая стадии развития группы и особенности их функционирования в условиях осознания личной значимости успешности коллективной деятельности. Представители – А.И. Донцов, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, Л.И. Уманский

психология управления (изучает психологические закономер­ности управленческой деятельности и факторы, влияющие на ее успешность, стили руководства, качества руководителя и др.). Известные представители - А.И. Китов, А.Л. Свенцицкий, А.В. Филиппов;

организационная психология (изучает вопросы координации деятельности людей для достижения общей групповой цели).

Кроме социологии и психологии, свой вклад в становление социальной психологии внесли этнография, антропология, археология, психиатрия, биология.

В настоящее время социальная психология предстает как междисциплинарное научное исследование социальной психики, включающей в себя явления и законы, которые возникают в процессе общения и объясняют его, а также механизм социальной регуляции человеческого общения.

 

 

План проведения семинара №1

Социализация

1. Базовые понятия

2. Сферы социализации

3. Различные концепции социализации

4. Институты и агенты социализации

Социализация – это усвоение социо-культурного опыта, включение индивида в систему общественных отношений и формирование социальных навыков, а также активное воспроизведение социального опыта.

Передача социального опыта осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды.

Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. При этом главным критерием социализированности считается возможность творчества, а главными условиями успешной социализации - образование и приобретение профессии.

Выделяют несколько сфер (видов) социализации. Наиболее полно в социально-психологической литературе описаны половая, экономическая, политическая и правовая сферы.

Половая социализация – это усвоение норм поведения типичного для человека своего пола и умение контактировать с представителем противоположного пола в соответствии со своей половой ролью. Впервые половая идентификация у детей проявляется в 3-4 года. В числе наиболее важных факторов успешной половой социализации следует назвать следующие:

1. Наличие обоих родителей в семье. Это дает возможность наблюдать и копировать родителя своего пола, а также его отношение к полу противоположному.

2. Поощрение родителями разного поведения у мальчиков и у девочек.

3. Грамотная политика государства в области литературы и СМИ.

Следует отметить, что воспитание как в духе феминизма, так и сексизма (притеснение женщин по половому признаку) одинаково губительны для общества. Общество, как и любая другая система должно состоять из взаимосодействующих частей. Если все части системы одинаковы, то они будут просто дублировать друг друга и система станет неэффективной.

Экономическая социализация – это умение заработать деньги легальным путем и умение распоряжаться ими, а также способность адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. Успешность в этой сфере проявляется в материальном благополучии по сравнению с другими представителями своей профессии. Высокая экономическая социализированность коррелирует со следующими свойствами личности: энергичность, стрессоустойчивость, обучаемость, выраженность волевых качеств, интеллект (но не выше определенного уровня), высокая мотивация достижения.

Политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством усвоения опыта политической системы. Например, это умение выбирать в представительные органы власти людей, отстаивающих интересы своей социальной группы.

Правовая социализация – это умение пользоваться законами и соблюдать их, умение предвидеть правовые последствия своих поступков.

Сам термин “социализация” впервые был предложен Э. Дюркгеймом. Им было отмечено, что у человека (в отличие от животных) нужные ему образцы социального поведения не передаются по наследству. В человеческом обществе эта передача может осуществляться только посредством воспитания

Дюркгейм подчеркнул, что каждое общество имеет некий идеал человека, который в моральном интеллектуальном и физическом аспекте до известной степени одинаков для всех его членов. В связи с этим можно наблюдать 2 тенденции:

1. Социум “подтягивает” некоторых индивидов до требуемого уровня.

2. Социум в определенной степени, ограничивает развитие других индивидов. Если члены общества намного отличаются друг от друга, если в нем слишком много нонконформистов и вольнодумцев, то общество распадается.

Структурно-функциональная теория (Т. Парсонс) делает акцент на интеграции человека в социальную систему. С этой точки зрения, социализация есть усвоение культуры общества, в котором ребенок родился, освоение поведения, необходимого для успешного функционирования в роли. Задачей социализации в таком случае является формирование у вступающих в общество “новых членов”, чувства лояльности и чувства преданности по отношению к системе. Первичная социализация происходит в семье. Затем эта роль переходит к школе. Функциями школы в процессе социализации являются: эмансипация ребенка от первичной эмоциональной привязанности к семье; усвоение общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье; дифференциация детей в зависимости от их достижений; селекция и распределение применительно к ролевой структуре взрослого общества.

З. Фрейд и его последователи считали, социализация есть процесс развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление и установление координации составляющих элементов психики (подсознания, сознания и Супер-Эго). Этот процесс должен сопровождаться преодолением таких явлений, как комплексы Эдипа, инцестуального стремления, нарциссизма. В качестве механизмов социализации психоаналитиками называются имитация, идентификация, чувство стыда и вины.

Э. Эриксон внес 2 новых положения в концепцию личностного развития.

- Социализация растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте (как это считал З. Фрейд).

- Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.

Главной заслугой Э. Эриксона как раз и является описание восьми психосоциальных кризисов, специфичных для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Ж. Пиаже связывал социализацию исключительно с интеллектуальным развитием. Согласно данной концепции выделяются 3 главные стадии интеллектуального развития.

До двух лет ребенок проходит дооперациональную стадию мышления, во время которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными способностями. Этот период характеризуется эгоцентризмом. В это время ребенок не способен мысленно встать на позицию другого.

В возрасте от 2 до 12 лет мышление ребенка “децентрируется”, происходит переход на стадию конкретных операций. При этом ребенок начинает понимать, что существуют разные точки зрения - эгоцентризм уступает место социоцентризму. На этой стадии ребенок овладевает мыслительными операциями, которые позволяют сравнивать, оценивать, классифицировать и измерять явления.

После 11 лет мышление ребенка переходит на новую стадию - стадию формальных операций, которая завершается к 15 годам и характеризует “зрелый ум”, способный к абстрактному мышлению, к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез.

Социализацией Пиаже называет социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). Ребенок социализируется по мере формирования соответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.

Т. Шибутани отмечает, что процесс социализации обязательно предполагает овладение обязательным набором социальных ролей. Чем большим набором ролей обладает человек, и чем адекватнее владение этими ролями, тем он более социализирован. Шибутани различает роли конвенциональные и межличностные. Конвенциональные роли - предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

С точки зрения представителей концепции “социального научения”, социализация - это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в результате “научения”. По Б. Скиннеру, поведение формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления с помощью награды или наказания («метод кнута и пряника»). Последователь Скиннера А. Бандура считал, что дети приобретают новое поведение благодаря имитации. Например, имитация детьми поведения сильных личностей формирует у них соответствующее поведение. Или если ребенок часто видит, как кто-то кого-то мучает, то этот ребенок может вырасти садистом. Другими представителями этого направления было также описано научение через наблюдение и идентификацию.

Говоря о проблеме социализации, следует подробно рассмотреть институты социализации. В отечественной литературе тема эта наиболее полно раскрыта И.С. Коном и А.В. Мудриком. Среди указанных институтов можно выделить следующие:

Семья. Следует отметить, что семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, как в предшествовавшие эпохи. Причиной этому служат как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщин и так далее).

Школа. И.С. Кон отметил, что в начале Нового времени, когда семейные формы социализации стали явно недостаточными, школа “присвоила” себе часть родительских функций. Зато сейчас (по крайней мере, в нашей стране) роль школы в процессе социализации значительно снизилась. Городская школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни старшеклассников, имеющих в своем распоряжении театры, клубы, спортобщества и так далее. А авторитет учителя сегодня в большей степени зависит от его личных качеств, нежели от его социального положения (раньше, когда учитель был самым образованным, а то и единственным грамотным в деревне, ему было гораздо легче завоевать авторитет).

В подростковом возрасте увеличивается время, проводимое детьми вне семьи и школы, и возрастает воздействие на детей со стороны общества сверстников. В связи с этим в качестве институтов социализации можно выделить формальные, руководимые взрослыми организации (скауты, спортивные секции, различные кружки), и неформальные подростковые сообщества. Иногда эти неформальные группировки могут носить асоциальную направленность.

Средства массовой коммуникации. Сюда относятся СМИ, видео, Интернет. Роль и значение этого института быстро возрастают. При хорошей законодательной базе средства массовой информации легче поддаются централизованному планированию и контролю. Но, когда мы имеем дело с этим институтом, ясно дают знать о себе 2 следующие проблемы.

1. Массовость прессы и телевидения делает людей в чем-то ограниченными, вызывая стандартизацию и, как следствие этого, стереотипизацию и эмоциональную инфляцию форм, в которые об­лечена сообщаемая ими информация.

2. Существует угроза избыточного и всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры. Это отрицательно сказывается на развитии творческих потенций индивидуальности и активности ребенка.

Контроль за деятельностью Интернета и видео как института социализации со стороны родителей и общества осуществляется в меньшей степени.

Религиозные организации. Их роль особенно высока в патриархальных обществах. Религия традиционно играла большую роль в жизни социума. Раньше религиозные организации были важнейшим — после семьи — фактором. В процессе секуляризации их значение падало и в жизни общества, и в социализации.Тем не менее, в современном мире роль религии остается важной. Она различна в зависимости от страны и конфессии. В ряде стран (в том числе и в нашей стране) ее влияние опять стало расти. Возможно, что это общемировая тенденция.

К другим институтам <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.019 с.)