Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Санкт-петербургский институт психологии и акмеологии↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ Кафедра общей психологии
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Методические рекомендации по изучению дисциплины Санкт-Петербург Рассмотрены на заседании Кафедры общей психологии, протокол № 8 от «19» марта 2008 года
Утверждены и рекомендованы к печати на заседании Методического Совета Института протокол №_________ от "_____"__________2008 года
Составители: старший преподаватель кафедры общей психологии С.А.Яковлева, канд. псх.наук, доцент Кутейников А.Н.
Рецензент:
Введение
С целью содействия повышению общей социально-психологической культуры студентов Акмеологической академии, а также для формирования у них целостного представления о факторах успешной социальной деятельности было разработано данное учебно-методическое пособие. Курс по социальной психологии составлен с учетом стандартов высшего образования. Он предназначен для реализации следующих основных целей: - Студенты должны знать основные положения современных социально-психологических теорий. - Студенты должны уметь предвидеть последствия собственных действий, адекватно оценивать свои поступки и находить оптимальные пути достижения цели. - Ставится также цель привить студентам навыки успешной социальной компетенции. Применение на практике знаний, полученных из курса социальной психологии, позволит определить типологические и индивидуально-психологические особенности собеседника, подобрать нужный алгоритм для оказания влияния на других людей. Грамотное использование усвоенной на занятиях информации научит формировать свою «команду», стимулировать сотрудников, успешно преодолевать конфликтные ситуации и бороться со стрессами. Методическое пособие состоит из логически связанных друг с другом разделов. Каждый раздел включает в себя 2 основных блока. Первый блок содержит основные положения изучаемой темы. Второй блок содержит перечень вопросов для самоподготовки, а также краткие планы семинаров и практических занятий. В конце пособия приведен список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, темы контрольных работ, а также словарь основных терминов по социальной психологии (глоссарий). В настоящем пособии сделана попытка включения в достаточно ограниченный рамками учебного курса объем проблем, типичных для современной социальной психологии. Эти проблемы связаны с воздействием на человека убеждающей коммуникации (воздействие рекламы, телевидения, газет, активизация деструктивных культов и так далее), с влиянием группы на личность, с некоторыми социальными отношениями, как, например, агрессия (увеличение количества терактов, возрастание случаев нанесения ущерба гражданам). Приступая к изучению курса, следует прежде всего уяснить, что для полноценного усвоения материала недостаточно лекционных занятий. Главное – самостоятельная работа – поиск ответов на проблемные вопросы. Самостоятельная работа рассчитана на работу с учебными пособиями, монографиями, дополнительной литературой, журнальными статьями и справочными материалами, материалами в INTERNET. РАЗДЕЛ I Введение Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи социальной психологии Цели: - ознакомиться с особенностями формирования социальной психологии как самостоятельной науки; - определить предмет и объект исследования в социальной психологии; - получить представление о понятии «социальная психика»;
1.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание Социальная психология - это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Социальная психология является самостоятельной отраслью психологического знания, она изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. При этом человек изучается во всем многообразии его социальных связей. При этом акцент делается (в отличие от дифференциальной психологии) не на различиях между индивидами, а на том, как люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Мы говорим о пограничном характере социальной психологии как результате ее «двойного» статуса — одновременного происхождения из психологии и социологии. По своей природе социальная психология - наука интегративная. Однако в ней можно выделить два основных направления: психологическая социальная психология и социологическая социальная психология. Первое направление делает акцент на социальной детерминации индивидуальной психики личности (то есть исследовании поведения личности в группе), вторая – на анализе социальной деятельности состоящих из отдельных личностей групп (то есть исследовании массовидных явлений психики). Специфику границ социальной психологии с «родительскими» дисциплинами можно увидеть при определении предмета исследований этой науки. Существует несколько точек зрения на вопрос о том, что является предметом исследования социальной психологии. Например, социальная психология рассматривается как наука, изучающая массовые психические процессы и положение личности в группе (как видно из определения вначале темы), а, следовательно, в качестве предмета исследования выделяются следующие: Проблемы межличностного общения. В данном случае рассматривается связь между межличностными и общественными отношениями, и исследуются структура, функции и механизмы общения. При этом в рамках данной науки само общение рассматривается как особый вид деятельности. Особенности социальных групп в обществе. При таком подходе анализу подвергаются психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений. Группа рассматривается как уникальная целостность, а не арифметическая сумма членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов. Массовидные явления психики. Выделяются различные явления, подходящие под это понятие: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, общественное мнение, групповые эмоциональные состояния. Объектом социальной психологии следует считать социальную психику. Социальная психика – это функциональная динамическая система общества, формирующаяся в процессах общения людей, больших и малых групп и реализующая основную для их жизни и развития задачу – управление совместной деятельностью в социальных организациях и неформальных объединениях. Социальная психика функционирует как совокупность массовых, групповых, межличностных, личностных настроений, групповых и индивидуальных эмоций, массовых действий, стереотипов, установок. Частными проявлениями социальной психики можно считать - Общественное настроение, - Общественное мнение, Структурными элементами социальной психики принято считать: - Психические установки социальных групп (включающие исторически сформировавшиеся совокупности черт социального характера, привычки, традиции и предрассудки); - Эмоциональное отражение условий жизни в данной общности людей (которое проявляется в чувствах, настроениях, интересах, потребностях, идеалах и так далее); - Социально-психологические явления, возникающие в группах при непосредственном взаимодействии между людьми (слухи, паника и так далее); - Гностические и коммуникативные особенности личности (восприятие и понимание людьми друг друга, речь и другие средства общения).
В качестве сферы практического применения социально-психологической теории можно выделить: - Методы социально-психологического тренинга, - Методы социальной психорегуляции, - Методы оптимизации обучения. Социальная психология дала импульс для развития целого ряда таких самостоятельных наук как психология управления, теория управления персоналом и других. Она также внесла значительный вклад в развитие экспериментальной, политической, экономической психологии. 1.2. Задания для самостоятельной работы студентов
Пользуясь психологическими словарями и учебными пособиями по курсу, выпишите в рабочую тетрадь определения: социальная психология, социология, социум.
Ответьте (устно) на вопросы: · Что является предметом и объектом социальной психологии?
· В чем отличие социальной психологии от психологии личности, от социологии? · Что представляют собой элементы социальной психики? · Рассмотрите схему «Система социально- психологического знания» (Приложение1, Рис.1) и ответьте на вопрос: Каковы основные направления развития и применения знаний в социальной психологии? Литература: основная 1, 3, 4, 9, 12, 15. Тема 2. История формирования социально-психологических идей Цели: - ознакомиться с историей выделения социальной психологии в самостоятельную науку, первыми социально- психологическими концепциями; - определить основные направления исследований современной социальной психологии 2.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание Социальная психология начала складываться в самостоятельную область знания в середине XIX века. Строгой научной дисциплиной социальная психология становится лишь в 20-30 - е годы XX века, по мере внедрения в нее эксперимента и математических методов. Первые формы социально-психологического знания были представлены в обрядах, ритуалах, табу. Они передавались из поколения в поколение и составляли донаучный этап в развитии социальной психологии. Анализируя дальнейший путь становления социальной психологии, можно выделить 4 периода (этапа) ее развития: 1. VI в. до н.э. — середина ХV века: период накопления знаний о происхождении и сущности социально- психологических особенностей человека, психологических механизмах социального поведения людей. 2. Середина XV- середина XIX в.: Исследование и обобщение представлений о влиянии общества, государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп. 3. 50-60-е гг. XIX в. — 20-е. гг. XX в.: период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания. Это так называемый феноменологический этап. 4. Начиная с 20-х гг. XX века начинается период оформления социальной психологии в экспериментальную науку. Этот период связан с разработкой методологии социального эксперимента и с использованием статистических методов обработки данных. Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний внутри религиозных и философских концепций в Древнем мире. Это позволяет говорить о существовании философского этапа в становлении социальной психологии. Уже древнегреческие философы Платон и Аристотель сформулировали одну из основных проблем социальной психологии личности: проблему взаимоотношения личности и общества. В философии Нового времени социально-психологические идеи затронуты в работах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и других ученых. Ряд вопросов, касающихся определения роли психологии личности в жизни общества, поставил французский мыслитель К. Гельвеций (1715-1771). Значительное влияние на развитие социально-психологической мысли оказал Г. Гегель (1770-1831). Непосредственными предпосылками возникновения социальной психологии в рамках феноменологического этапа принято считать: 1) теорию психологии народов; 2) теорию психологии масс; 3) теорию об инстинктах социального поведения. Психология народов сложилась в Германии в середине XIX века. Непосредственными создателями ее являлись философ и антрополог М. Лацарус (1824-1903) и филолог X. Штейнталь (1823-1899). Основная идея концепции заключалась в том, что существует психика, присущая нации, народу в целом. В дальнейшем идеи психологии народов получил и развитие в работах немецкого психолога В. Вундта (1832-1921). Под «народным духом» Вундт понимал наличие общего менталитета у группы индивидов, сопровождаемого осознанием своей общности. Надиндивидуальный народный дух проявляет себя в языке, мифологии, религии, искусстве, обычаях, морали, праве. Вунд написал 10 томов по данной проблеме. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная наука, не использующая эксперимент. Психология масс зародилась во второй половине XIX века во Франции. В 80-90-е гг. одной из центральных проблем было исследование толпы, однако изучению подвергались и конкретные человеческие группы, и сами процессы межличностного взаимодействия. Так, Г. Тард (1843-1904) сравнивал общество с единым организмом с отлучающимися клетками, индивидуальными сознаниями отдельных людей. Регулируют жизнь общества, по Г. Тарду, два главных механизма — открытия и подражания, с помощью которых распространяются открытия. Общество живет как бы по закону всемирного повторения. Человек подражает другому человеку, подражает традициям, подражает моде, подражает самому себе. Описанный Г. Тардом механизм подражания сложен — он идет через колебание, выбор, стадию логической дуэли, различны темпы подражания и его основания. Г. Лебон (1841-1931) называл наступавший XX век «веком толп» и главное внимание в своих трудах уделил именно анализу толпы. Лебон пришел к выводу, что поведение толпы отличается от деятельности изолированного индивида. Подчиняясь закону духовного единства толпы, личность теряет в ней свои индивидуальные качества, способность самостоятельно мыслить, принимать рациональные решения, контролировать собственные поступки. К отличительным свойствам толпы он относил: импульсивность и раздражительность, односторонность чувств и склонность к преувеличениям, авторитарность, нетерпимость и консервативность, преданность избранному идеалу. Перечисленные свойства порождаются действием трех механизмов: 1) Анонимность. Порождаемая безликостью толпы, она способствует безответственности личности, принимающей участие в коллективных действиях. 2) Заражение, т. е. стремительное распространение единого психического состояния на всех участников коллективного действия. 3) Внушаемость, благодаря чему находящиеся в толпе индивиды некритически воспринимают любые идеи, призывы к действиям, лозунги. Главными заслугами исследователей психологии толпы можно считать разделение индивидуальной и коллективной психологии, создание предпосылок для исследования общественного мнения. Теория инстинктов социального поведения У. Макдугалла (1871-1938) и Э. Росса является третьей предпосылкой возникновения современной социальной психологии. Основные тезисы теорий У. Макдугалла: 1) психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии; 2) главной причиной социального поведения индивидов являются врожденные инстинкты. Инстинктами Макдугалл называл врожденную предрасположенность к восприятию внешних объектов, вызывающую определенные эмоции и готовность реагировать. Бессознательная потребность в пище, сне, самоутверждении и т. д. (всего 18 инстинктов) считались основной движущей силой человеческого поведения, основой общественной жизни. Значительное влияние на развитие социальной психологии оказала также концепция 3. Фрейда (1856-1939). Психоанализ был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы: 1) исследование природных (биологических, а не социальных) элементов человеческого существа, 2) раскрытие психических влечений человека, смысла человеческого поведения и значения социальных образований для формирования человека. Это в свою очередь предполагало более глубинное изучение структуры личности. Учение, получившее название бихевиоризм, имеет в своей основе экспериментальное изучение поведения. Основоположники бихевиоризма — Э. Торндайк (1874-1949) и Дж. Уотсон (1878-1958) предложили отказаться от недоступного для непосредственного изучения сознания и вместо этого исследовать человеческое поведение по схеме «стимул—реакция». По мнению бихевиористов, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения, игнорируя врожденные задатки личности и ее неповторимый жизненный опыт. Необихевиоризм, представленный Б. Скиннером, Н. Доллардом, Дж. Хомансом и их последователями, сохранил свои позиции в последующие десятилетия. Особый интерес в социально-психологическом необихевиоризме представляет теория социального обмена Дж. Хоманса. Хоманс (1910-1989) выдвигает пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих социальное поведение. Первый постулат — постулат успеха — состоит в том, что все действия подчинены основному правилу: чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение. Второй постулат — постулат стимула — состоит в утверждении, что если стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие. Третий постулат — постулат ценности: чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие. Четвертый постулат — постулат насыщения-голодания: чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. Пятый постулат — постулат агрессии-одобрения — утверждает, что если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение. И наоборот, когда действие человека получает ожидаемое одобрение, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он, вероятно, воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него наиболее ценным. Необихевиоризм претендует на создание стандарта подлинно научного исследования с хорошо развитым лабораторным экспериментом и техникой измерения. В настоящее время большое распространение получают когнитивные теории в социальной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд). В отличие от бихевиористской социальной психологии когнитивизм подчеркивает значение ментальных образований в объяснении социального поведения человека. К основным теоретическим направлениям современной социальной психологии относится также интеракционизм (Г. Блюмер, Т. Сарбин, Р. Мертон, Т. Шибутани). Основоположником символического интеракционизма считается Дж. Г. Мид (1863-1931). С точки зрения Мида, поведение человека является сугубо социальным и индивид может стать человеком только в социальной среде. Причем люди одновременно и создают социальную среду и находятся под ее воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых находятся в языке. Без символов не может быть ни человеческого общения, ни человеческого общества, так как символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут общаться. Чтобы интеракция (общение) продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т. е. поставить себя на место партнера. Наиболее четко положения символического интеракционизма изложены в работах Г. Блюмера (1900-1987): 1) человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям, 2) эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами, 3) значения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида. В истории отечественной социальной психологии особое место принадлежит В.М. Бехтереву. Он первым в отечественной психологии дал определение предмета, задач и методов данной науки, сделал попытку разработать ее теоретические основы. Развернутое обоснование его идей содержится в “Коллективной рефлексологии” Бехтерев выделил 23 универсальных закона, действующих, по мнению ученого, в неорганическом мире, в природе и в сфере социальных отношений: закон сохранения энергии, законы тяготения, отталкивания, инерции, энтропии, непрерывного движения и изменчивости, и других. На основе этих законов была предпринята попытка дать объяснение таким сложным социальным процессам, как развитие и преемственность культурных традиций, образование социальных общностей, динамика общественных взглядов и настроений. Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимали одно из центральных мест в трудах Бехтерева. Автор оценивал общение как механизм осуществления совместной деятельности и формирования ее коллективного субъекта, условие сохранения и распространения индивидуального опыта, передачи его потомству, обеспечения исторической преемственности общественных ценностей. Бехтерев рассматривал социальную роль и функции общения, преломляя их через процессы подражания и внушения. «Не будь подражания, — отмечал он, — не могло бы быть и личности как общественной особи, а между тем подражание черпает свой главный материал из общения с себе подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения». Значение внушения как фактора проявления общественных процессов подробно рассматривается Бехтеревым в работе “Роль внушения в общественной жизни”. Определяя внушение как одну из форм психического влияния, Бехтерев относил его к области бессознательной психической деятельности, непосредственной передаче определенных “психических состояний от одного лица к другому, протекающему без участия воли воспринимающего лица, нередко даже без ясного с его стороны сознания”.
Новейшая история отечественной социальной психологии. На волне общественно- политических перемен 1950-х г.г. («хрущевская оттепель») началось переосмысление значения социальной психологии как науки в нашей стране. В 1962 г. состоялось открытие первой в стране лаборатории социальной психологии при отделении психологии Ленинградского университета. А через 6 лет, в 1968 г., на факультете психологии ЛГУ открылась первая в стране кафедра социальной психологии. И не случайно поэтому первые статьи и монографии по социальной психологии были написаны ленинградцами: Е.С.Кузьминым, Б.Д.Парыгиным, А.Г.Ковалевым, А.А.Бодалевым. Следует отметить, что в настоящее время в отечественной социальной психологии не принято выделять направления, аналогичные направлениям зарубежной психологии. У нас сложились такие связанные с социальной психологией направления, как: психология коллектива, изучающая стадии развития группы и особенности их функционирования в условиях осознания личной значимости успешности коллективной деятельности. Представители – А.И. Донцов, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, Л.И. Уманский психология управления (изучает психологические закономерности управленческой деятельности и факторы, влияющие на ее успешность, стили руководства, качества руководителя и др.). Известные представители - А.И. Китов, А.Л. Свенцицкий, А.В. Филиппов; организационная психология (изучает вопросы координации деятельности людей для достижения общей групповой цели). Кроме социологии и психологии, свой вклад в становление социальной психологии внесли этнография, антропология, археология, психиатрия, биология. В настоящее время социальная психология предстает как междисциплинарное научное исследование социальной психики, включающей в себя явления и законы, которые возникают в процессе общения и объясняют его, а также механизм социальной регуляции человеческого общения.
План проведения семинара №1 Социализация 1. Базовые понятия 2. Сферы социализации 3. Различные концепции социализации 4. Институты и агенты социализации Социализация – это усвоение социо-культурного опыта, включение индивида в систему общественных отношений и формирование социальных навыков, а также активное воспроизведение социального опыта. Передача социального опыта осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. При этом главным критерием социализированности считается возможность творчества, а главными условиями успешной социализации - образование и приобретение профессии. Выделяют несколько сфер (видов) социализации. Наиболее полно в социально-психологической литературе описаны половая, экономическая, политическая и правовая сферы. Половая социализация – это усвоение норм поведения типичного для человека своего пола и умение контактировать с представителем противоположного пола в соответствии со своей половой ролью. Впервые половая идентификация у детей проявляется в 3-4 года. В числе наиболее важных факторов успешной половой социализации следует назвать следующие: 1. Наличие обоих родителей в семье. Это дает возможность наблюдать и копировать родителя своего пола, а также его отношение к полу противоположному. 2. Поощрение родителями разного поведения у мальчиков и у девочек. 3. Грамотная политика государства в области литературы и СМИ. Следует отметить, что воспитание как в духе феминизма, так и сексизма (притеснение женщин по половому признаку) одинаково губительны для общества. Общество, как и любая другая система должно состоять из взаимосодействующих частей. Если все части системы одинаковы, то они будут просто дублировать друг друга и система станет неэффективной. Экономическая социализация – это умение заработать деньги легальным путем и умение распоряжаться ими, а также способность адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. Успешность в этой сфере проявляется в материальном благополучии по сравнению с другими представителями своей профессии. Высокая экономическая социализированность коррелирует со следующими свойствами личности: энергичность, стрессоустойчивость, обучаемость, выраженность волевых качеств, интеллект (но не выше определенного уровня), высокая мотивация достижения. Политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством усвоения опыта политической системы. Например, это умение выбирать в представительные органы власти людей, отстаивающих интересы своей социальной группы. Правовая социализация – это умение пользоваться законами и соблюдать их, умение предвидеть правовые последствия своих поступков. Сам термин “социализация” впервые был предложен Э. Дюркгеймом. Им было отмечено, что у человека (в отличие от животных) нужные ему образцы социального поведения не передаются по наследству. В человеческом обществе эта передача может осуществляться только посредством воспитания Дюркгейм подчеркнул, что каждое общество имеет некий идеал человека, который в моральном интеллектуальном и физическом аспекте до известной степени одинаков для всех его членов. В связи с этим можно наблюдать 2 тенденции: 1. Социум “подтягивает” некоторых индивидов до требуемого уровня. 2. Социум в определенной степени, ограничивает развитие других индивидов. Если члены общества намного отличаются друг от друга, если в нем слишком много нонконформистов и вольнодумцев, то общество распадается. Структурно-функциональная теория (Т. Парсонс) делает акцент на интеграции человека в социальную систему. С этой точки зрения, социализация есть усвоение культуры общества, в котором ребенок родился, освоение поведения, необходимого для успешного функционирования в роли. Задачей социализации в таком случае является формирование у вступающих в общество “новых членов”, чувства лояльности и чувства преданности по отношению к системе. Первичная социализация происходит в семье. Затем эта роль переходит к школе. Функциями школы в процессе социализации являются: эмансипация ребенка от первичной эмоциональной привязанности к семье; усвоение общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье; дифференциация детей в зависимости от их достижений; селекция и распределение применительно к ролевой структуре взрослого общества. З. Фрейд и его последователи считали, социализация есть процесс развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление и установление координации составляющих элементов психики (подсознания, сознания и Супер-Эго). Этот процесс должен сопровождаться преодолением таких явлений, как комплексы Эдипа, инцестуального стремления, нарциссизма. В качестве механизмов социализации психоаналитиками называются имитация, идентификация, чувство стыда и вины. Э. Эриксон внес 2 новых положения в концепцию личностного развития. - Социализация растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте (как это считал З. Фрейд). - Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными. Главной заслугой Э. Эриксона как раз и является описание восьми психосоциальных кризисов, специфичных для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности. Ж. Пиаже связывал социализацию исключительно с интеллектуальным развитием. Согласно данной концепции выделяются 3 главные стадии интеллектуального развития. До двух лет ребенок проходит дооперациональную стадию мышления, во время которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными способностями. Этот период характеризуется эгоцентризмом. В это время ребенок не способен мысленно встать на позицию другого. В возрасте от 2 до 12 лет мышление ребенка “децентрируется”, происходит переход на стадию конкретных операций. При этом ребенок начинает понимать, что существуют разные точки зрения - эгоцентризм уступает место социоцентризму. На этой стадии ребенок овладевает мыслительными операциями, которые позволяют сравнивать, оценивать, классифицировать и измерять явления. После 11 лет мышление ребенка переходит на новую стадию - стадию формальных операций, которая завершается к 15 годам и характеризует “зрелый ум”, способный к абстрактному мышлению, к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез. Социализацией Пиаже называет социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). Ребенок социализируется по мере формирования соответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов. Т. Шибутани отмечает, что процесс социализации обязательно предполагает овладение обязательным набором социальных ролей. Чем большим набором ролей обладает человек, и чем адекватнее владение этими ролями, тем он более социализирован. Шибутани различает роли конвенциональные и межличностные. Конвенциональные роли - предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом. С точки зрения представителей концепции “социального научения”, социализация - это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в результате “научения”. По Б. Скиннеру, поведение формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления с помощью награды или наказания («метод кнута и пряника»). Последователь Скиннера А. Бандура считал, что дети приобретают новое поведение благодаря имитации. Например, имитация детьми поведения сильных личностей формирует у них соответствующее поведение. Или если ребенок часто видит, как кто-то кого-то мучает, то этот ребенок может вырасти садистом. Другими представителями этого направления было также описано научение через наблюдение и идентификацию. Говоря о проблеме социализации, следует подробно рассмотреть институты социализации. В отечественной литературе тема эта наиболее полно раскрыта И.С. Коном и А.В. Мудриком. Среди указанных институтов можно выделить следующие: Семья. Следует отметить, что семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, как в предшествовавшие эпохи. Причиной этому служат как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщин и так далее). Школа. И.С. Кон отметил, что в начале Нового времени, когда семейные формы социализации стали явно недостаточными, школа “присвоила” себе часть родительских функций. Зато сейчас (по крайней мере, в нашей стране) роль школы в процессе социализации значительно снизилась. Городская школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни старшеклассников, имеющих в своем распоряжении театры, клубы, спортобщества и так далее. А авторитет учителя сегодня в большей степени зависит от его личных качеств, нежели от его социального положения (раньше, когда учитель был самым образованным, а то и единственным грамотным в деревне, ему было гораздо легче завоевать авторитет). В подростковом возрасте увеличивается время, проводимое детьми вне семьи и школы, и возрастает воздействие на детей со стороны общества сверстников. В связи с этим в качестве институтов социализации можно выделить формальные, руководимые взрослыми организации (скауты, спортивные секции, различные кружки), и неформальные подростковые сообщества. Иногда эти неформальные группировки могут носить асоциальную направленность. Средства массовой коммуникации. Сюда относятся СМИ, видео, Интернет. Роль и значение этого института быстро возрастают. При хорошей законодательной базе средства массовой информации легче поддаются централизованному планированию и контролю. Но, когда мы имеем дело с этим институтом, ясно дают знать о себе 2 следующие проблемы. 1. Массовость прессы и телевидения делает людей в чем-то ограниченными, вызывая стандартизацию и, как следствие этого, стереотипизацию и эмоциональную инфляцию форм, в которые облечена сообщаемая ими информация. 2. Существует угроза избыточного и всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры. Это отрицательно сказывается на развитии творческих потенций индивидуальности и активности ребенка. Контроль за деятельностью Интернета и видео как института социализации со стороны родителей и общества осуществляется в меньшей степени. Религиозные организации. Их роль особенно высока в патриархальных обществах. Религия традиционно играла большую роль в жизни социума. Раньше религиозные организации были важнейшим — после семьи — фактором. В процессе секуляризации их значение падало и в жизни общества, и в социализации.Тем не менее, в современном мире роль религии остается важной. Она различна в зависимости от страны и конфессии. В ряде стран (в том числе и в нашей стране) ее влияние опять стало расти. Возможно, что это общемировая тенденция. К другим институтам <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.53 (0.014 с.) |