Тема 3 . Методологические проблемы и методы социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 . Методологические проблемы и методы социальной психологии



Цели:

- ознакомиться с основными методологическими проблемами социальной психологии;

- получить представление о классификации методов социальной психологии.

 

1.1. Учебные вопросы лекции и их краткое содержание

Относительная молодость социальной психологии как науки и сложность ее происхождения и статуса, порождают необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух научных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфическую задачу – наложения друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования двух различных терминологических словарей (социологического и психологического).

Методологически современная социальная психология опирается на следующую систему принципов.

· Принцип субъектности. В соответствии с этим принципом способность к общению признается свойственной только людям. В результате общения формируется общность (социальная группа), все члены которой могут оказывать влияние на формирование группового мнения.

· Принцип полисубъектности. Данный принцип предполагает, что в качестве субъекта общения может выступать не только личность, но и социальная группа.

· Принцип деятельностного опосредования, в соответствии с которым общение рассматривается как разновидность деятельности. При этом в коммуникативной деятельности предлагается выделять следующие компоненты: предмет общения (партнер по общению как субъект), потребность в общении, коммуникативные мотивы, единицы коммуникативной деятельности, задачи общения, средства общения, продукты общения (изменение социальной дистанции, избирательность в отношениях, новый образ самого себя и так далее).

· Принцип системности. Указанный принцип означает необходимость и возможность выделения различных сторон и аспектов социально-психологической реальности, образующих в их совокупности целостную картину.

 

 

Существуют различные классификации и типологии социально-психологических методов. Ниже представлена типология, предложенная Н.И. Шевандриным и пользующаяся популярностью среди отечественных психологов.

Методы феноменологизации и концептуализации позволяют провести предварительную работу по выделению и предварительной категоризации социально-психологических явлений.

Среди методов исследования и диагностики в социальной психологии следует выделить: наблюдение, изучение документов, методы опроса (беседа, анкетирование и интервьирование), тестирование, метод социометрии, социально-психологический эксперимент.

Наблюдение является самым старым методом социальной психологии. Следует отметить, что не всякое наблюдение может выступать в качестве метода исследования. Наблюдение становится методом, когда оно не ограничивается только констатацией фактов, а приходит к их научному объяснению, классификации, обобщениям. Этот метод предполагает не простое любопытствующее наблюдение (как считают дилетанты от психологии), а обеспечение фиксации проявлений поведения, чтобы “прочтение” протокола наблюдения было понятно и другим специалистам.

Выделяют несколько видов наблюдения: стандартизированное (проводимое строго в соответствии с намеченной программой), свободное (не имеющее заранее установленных рамок), включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым он ведет наблюдение), скрытое (примером может служить телепередача “Скрытой камерой”).

Анализ документов тоже является важным методом в социально-психологических исследованиях. Частным случаем этого метода является контент-анализ. В тексте выделяются специальные единицы, а затем подсчитывается частота их употребления. Но весь вопрос еще в том, как правильно проинтерпретировать результаты. Другой разновидностью данного метода является анализ медицинских карт. Впервые он был предложен Г. Лассуэллом, когда материалом для изучения политиков стали их медицинские карты в одном из элитных санаториев, где их лечили от неврозов, алкоголизма и т. п.

Опросные методы - это беседа, интервью и анкетирование. Беседа направлена на получение информации в ходе обсуждения интересующего вопроса. Интервью представляет собой стандартизированный опрос по заранее составленному плану. Анкетный опрос — это форма получения информации, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Интервью дает более содержательную информацию, чем анкеты. Различают закрытые и открытые анкеты: закрытые предполагают фиксированные ответы («да» или «нет»), открытые допускают более свободные ответы.

Основные требования к этой группе методов касаются репрезентативности исследуемой выборки, последовательности предлагаемых вопросов, права выбора испытуемым ответов.

Тесты, применяемые в социальной психологии, делятся на личностные и групповые. Личностные тесты позволяют составить описание личностных качеств конкретного человека и построить его психологический профиль. Примером группового теста может служить социометрия - исследование направленное на определение статусных отношений в группе и выявление взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Главным методом в социальной психологии является эксперимент. Эксперимент предполагает активное вмешательство в деятельность испытуемого и его целью является установление причинно – следственных связей. Эксперименты бывают естественные и лабораторные. Естественный эксперимент предполагает незначительные изменения обычных условий обучения и воспитания или воздействий эргономической среды. Лабораторный эксперимент требует строгой стандартизации условий, позволяющих свести к минимуму воздействия окружающей среды.

Эксперимент может проводиться только с согласия испытуемых, во время его проведения испытуемые должны быть защищены от дискомфорта и различных травм и полученная информация должна быть строго конфиденциальной.

Методы обработки и интерпретации данных включают статистические методы (нахождение мер центральной тенденции, выведение нормы и фиксация случаев отклонения от нормы, анализ достоверности различий и т. д.)

Методы коррекции и терапии позволяют изменять в нужную сторону личностные и групповые характеристики, улучшить умения и навыки, осуществлять терапевтические воздействия на людей.

Методы мотивирования и управления позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп.

Методы обучения и развития личности (или группы) направлены на реализацию социально-психологического потенциала межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги сензитивности и т. д.).

Методы конструирования и творчества задействуют потенциал группы в процессе алгоритмизированного или полностью спонтанного нового. Например, использовать возможности каждого члена группы позволяет техника гудящей толпы. Она применима в том случае, если группа достаточно велика. В этом случае ее разбивают на небольшие подгруппы, в рамках которых и ведется предварительное обсуждение проблемы, после чего предложения, полученные в подгруппах, выносятся на общее обсуждение с последующим принятием решения. Еще одним примером из этой группы методов является «брэйнсторминг» (мозговой штурм). Суть этой методики заключается в исключении в процессе обсуждения какой-либо критики выдвигаемых идей. Исходным пунктом проведения мозгового штурма является предположение, что чем больше идей и чем они разнообразнее по качеству, тем больше шансов, что среди них окажутся необходимые.

 

 

3.2. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Создание глоссария по предмету.

Пользуясь психологическими словарями и учебными пособиями по курсу, выпишите в рабочую тетрадь определения: социометрия, социально- психологический тренинг,

2. Вопросы для повторения.

Ответьте (устно) на вопросы:

1) Назовите основные методологические проблемы социальной психологии.

2) Какие требования предъявляются к опросным методам?

3) Какие виды наблюдения выделяют?

4) Охарактеризуйте условия применения методов конструирования и творчества.

5) Охарактеризуйте суть и значения эксперимента как метода социальной психологии

 

3. Решение «кейса №1»* Проблема: Этика психологического исследования.

Результаты социометрического исследования, проводимого в 9 классе средней школы студентами педагогического института, стали известны ученикам этого класса и их родителям. Одна мама, недовольная этими результатами, обрушилась с гневными письмами в РОНО и устроила скандал директору школу и школьному психологу – Татьяне- Вашей знакомой. Татьяна обратилась за помощью к Вам.

*Решение реальных проблемных ситуаций (кейсов) предполагает нахождение: соответствия теме/темам курса; путей анализа и решения проблем (с кем и по каким направлениям будет работать психолог в данной ситуации), моделирование путей развития ситуации (при условии участия и неучастия психолога).

 

Литература: основная 1, 3, 11, 12, 13; дополнительная: 30, 41, 42.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.62 (0.012 с.)