Дела, возникающие из публичных правоотношений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дела, возникающие из публичных правоотношений



Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает следующие катего­рии дел, возникающих из публичных правоотношений:

1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспа­ривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

2) по заявлениям об оспаривании решений и действий (без­действия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муни­ципальных служащих;

3) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений
и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассмат­
риваются судьей единолично, если федеральным законом не пред­
усмотрено иное. Производство по данным категориям дел прово­
дится по правилам, предусмотренным для искового производства.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных
правоотношений, не применяется правило заочного решения, что
обусловлено распределением обязанности по доказыванию и ста­
тусом сторон.

Сторонами по делам, возникшим из публичных правоотно­шений, являются заявитель и заинтересованное лицо. Заявите­лемпризнается лицо, чье право нарушено или оспаривается по­средством вынесения нормативного акта, решением, действиями или бездействием должностного лица, государственных и муни­ципальных служащих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Заинтересованным лицомпризнается лицо, которое привлекается судом в качестве так называемого


ответчика. Заинтересованным лицомявляются должностное ли­цо, государственный или муниципальный служащий органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, кото­рые и приняли нормативный акт, решение, совершили действие или же бездействие, чем было нарушено право заявителя. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заяв­ленных требований. При рассмотрении и разрешении дел, воз­никающих из публичных правоотношений, суд может при­знать обязательной явку на судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправле­ния или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 МРОТ (ст. 247 ГПК РФ).

Основанием для рассмотрения дела, возникающего из публич­ных правоотношений, является заявление заявителя, к которому предъявляются требования, предусмотренные для искового заяв­ления (ст. 131, 132 ГПК РФ). В заявлении также должно быть ука­зано, какие решения, действия (бездействие) должны быть при­знаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Стоит отметить, что основанием для отказа в принятии иско­вого заявления может быть несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора между сторонами. В делах, возникающих из публичных правоотношений, не требуется обращения заявителя в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должност­ному лицу, и оно не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Особенностью производства по делам, вытекающим из пуб­личных правоотношений, является отсутствие спора о праве. Ес­ли же при подаче заявления в суд будет установлено, что имеется спор о праве, судья оставляет заявление без движения и разъяс­няет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ. Основанием для отказа в принятии заявления (а если заявление было принято, то для прекращения производства по делу, возникшему из пуб­личных правоотношений) является решение суда, принятое по за­явлению о том же предмете и вступившее в законную силу (ст. 249 ГПК РФ).


Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его за­конности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местно­го самоуправления, должностных лиц, государственных и муни­ципальных служащих возлагается на орган, принявший норматив­ный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по сво­ей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должно­стные лица, не исполняющие требований суда о представлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ.

Судебное решение, вынесенное по делам, возникшим из пуб­личных правоотношений, вступает в законную силу после исте­чения срока на обжалование (10 дней). Однако имеется одна осо­бенность при вступлении судебного решения в законную силу. Одно из свойств вступившего в законную силу судебного реше­ния — обязательность— действует по-иному. Как правило, судеб­ное решение, вступившее в законную силу, становится обязательным для круга лиц, участвующих в производстве по делам, возникшим из публичных правоотношений. Судебное решение после вступления в законную силу становится обязательным для категории граждан, на которых распространяются нормативный акт, решение долж­ностного лица, государственного или муниципального служащего органов государственной власти, местного самоуправления.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.007 с.)