Право собственности на особо охраняемые природные территории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право собственности на особо охраняемые природные территории.



Регулируется ФЗ об особо охраняемых природных территориях.

Особо охраняемые природные территории – под такими территориями законом понимается территория земли, водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение находящиеся под особым контролем.

Могут находиться в собственности федерации и субъектов РФ.

Различают категории:

1. Государственные природные заповедники

2. Национальные парки

3. Природные парки

4. Государственные природные заказники

5. Памятники природы

6. Дендрологические парки и ботанические сады

7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.ъ

 

Могут иметь федеральное, региональное, местное значение.


 

Лекция №5 Государственное управление в области охраны окружающей среды

 

Под управлением в области охраны окружающей среды понимается исполнительно распорядительная деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленная на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия человека и природы для обеспечения благоприятного качества окружающей среды соблюдения и защиты экологических прав и интересов физических и ЮЛ.

Объектом государственного экологического управления – имущественное отношение возникающее при предоставлении природных объектов в пользование или собственность, отношения в области природопользования, поддержание качества окружающей среды, ликвидации последствий антропогенной деятельности и негативных природных явлений, а так же некоторые отношения связанные с применением мер юридической ответственности.

Субъектами государственного экологического управления, то есть органами наделенными административно властными полномочиями выступают ОИВ, а в некоторых случаях и органы местного самоуправления. Содержание данного вида деятельности представлены функциями – направлениями деятельности, реализуемой субъектами государственного экологического управления.

Функции:

1. Информационная – включает мониторинг, сбор и обобщение иной информации, прямо или косвенно связанны с состоянием природоресурсного потенциала или характеризующей экологическую обстановку. Ведение кадастров ПРИРОДНЫХ объектов.

2. Прогнозирование и планирование мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды.

3. Нормирование воздействий на окружающую среду.

4. Экологическая экспертиза – иные виды экспертиз связанные с недопущением ухудшения окружающей среды.

5. Распоряжение природными объектами – выдача разрешений на воздействие окружающей среды, выдача лицензий

6. Государственная регистрация прав на некоторые природные объекты

7. Экологический контроль

8. Организация экологического воспитания, образования, научных исследований

9. Международное сотрудничество

 

 

Методы

Под методами имеется ввиду способы управленческого воздействия или средства реализации функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата.

· Экономические

· Внеэкономические

Принципы экологического управления

1. Законности

2. Вертикальной соподчиненности

3. Ответственность органов государственной власти

Специфические принципы – ст 3 ФЗ об охране окружающей среды

Экосистемный - Суть принципа заключается в том, что для некоторых природных объектов устанавливается система госуправления с учетом их географического расположения (пример – по водным бассейнам, по месторождениям).

 

Система органов управления в области охраны окружающей среды.

Представляет три вида управления

1. Органы общей компетенции

2. Специально уполномоченные органы

3. Функциональные

 

1. Органы общей компетенции:

Президент – определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики РФ; нормотворчество; гарантия соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти в области природопользования и охраны окружающей среды;

Правительство – в соответствии со ст.14 КРФ правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии; осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы; проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и тд.

 

2. Специально уполномоченные органы

Министерство природных ресурсов и экологии – выработка экологической политики; нормативно правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов; координация и контроль деятельности подведомственных ему федеральных служб и агентств;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) – контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ связанных с пользованием недрами, безопасности при использовании атомной энергии, а так же специальные функции в сфере охраны окружающей среды в части касающихся ограничения негативного, техногенного воздействия, а так же функции по организации и проведению государственной, экологической экспертизы федерального органа.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор) – экологический контроль и надзор в сфере природопользования.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – мониторинг окружающей природной среды, государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) – функции по оказанию госуслуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) – оказание государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) –выработка и реализация политики в сфере рыболовства, производственная деятельность на судах, рыбопромыслового флота, охрана рационального использования водных биологических ресурсов и среды их обитания (за исключением воднобиологических ресурсов находящихся на территории природоохранных территорий федерального значения и занесенных в красную книгу РФ), контроль и надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) – управление государственным имуществом в области лесных отношений

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) – контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечение плодородия почв, земельных отношений (в части касающейся земель с/х назначения), лесных отношений, охраны воспроизводства животного мира отнесенного к объекту охоты.

 

3. Функциональные органы

Министерство С\Х,

Министерство Экономического развития,

федеральная служба гос регистрации, кадастра и картографии,

федеральное агентство по гос имущество (Росимущество),

федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) – ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровая оценка земель, мониторинг земель, функции по гос земельного контроль,

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ) – обеспечивает информационную безопасность, государственное управление охраны внутренних вод, за исключением континентального шельфа


 

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Функции:

1. соблюдение норм экологического права

2. возмещение потерь природной среде и возмещение вреда здоровью человека

3. обеспечение предупреждений новых экологических правонарушений.

Экологическое правонарушение – это виновное противоправное деяние нарушающее экологическое законодательство и причиняющее вред окружающей среде.

Экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, обстороны и субстороны.

Объект –общественное отношение по поводу окружающей среды в целом и ее отдельным компонентам – природные объекты, регулируемые и охраняемые нормами права.

Субъект – фл, юл, должностные лица, иностранные граждане, иностранные юрлица и лица без гражданства, совершившие правонарушения связанные с природопользованием.

Субъективная сторона – отношение субъекта к своему деянию – вина правонарушителя, за исключение ответственности владельца источника повышенной опасности. Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии.

Объективная сторона – для нее характерно противоправность поведения, причинение вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением и причинением вреда

В соответствии со статьей 75 фз Об охране окр среды за нарушение законодательства в области охраны окр среды устанавливается имущественная, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В отличие от уголовного или административного законодательства более менее систематизированный перечень здесь отсутствует.

Субъективная сторона дисциплинарного проступка является неосторожность.

В соответствии со ст 192 ТК за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания – замечание, выговор и увольнение.

ФЗ, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены так же и другие дисциплинарные взыскания. порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве – до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснения в письменной форме. В случае отказа работника – составляется акт.

Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение 3 рабочих дней со дня его взыскания.

Наложение дисциплинарных взысканий при наличии правовых оснований не исключает возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности.


 

ЛЕКЦИЯ от 25.11

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Правовой режим использования земель

Земля – Земной шар, территория государства и средство производства в с\х и тд.

Земля как юридическая категория обозначает поверхность земного шара находящиеся в пределах государственных границ РФ и в этом смысле земля измеряется кв. м/км/Га.

В соответствии с законом об ООС к объектам охраны отнесены земля и почвы

Почва представляет собой плодородный поверхностный слой земли образовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических или неорганических природных факторов. Его толщина – от нескольких мм, до 2 м.

Целью правовой охраны земли являются сохранение, восстановление, улучшение, качественного состояния земли, а так же охрана земель заключается в задаче использования земель строго по целевому назначению, в соответствии с категорией.

В соответствии с целевым назначением все земли подразделяются на:

1. земли с\х назначения

2. земли поселений (поселки, города)

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, земли безопасности и земли иного специального назначения

4. земли особо охраняемых территорий и объектов

5. земли лесного фонда

6. земли водного фонда

7. земли запаса

В зависимости от функционального назначения различаются земли предоставленные:

· гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – ст 81 ЗК

· личного подсобного хозяйства

· гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

· Хозяйственным обществом, другим хоз.субъектам и товариществам, производственным кооперативам, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В соответствии с ЗК (3-4 главы) использование земель может осуществляться на правах собственности, пожизненно наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, аренды

Права и обязанности собственников зем участков и других землепользователей в сфере рационального использования и охраны земель.

К основным обязанностям относятся:

1. Использование в соответствии с целевым назначением разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде

2. Сохранение межевых знаков установленных на земельном участке

3. Осуществление мероприятий по охране земель. Соблюдение порядка пользования лесами, водными, и другими природными объектами.

4. Соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов

5. Недопущение загрязнения, захламления, деградации, и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Использование земли является платной. Формы платы за землю – земельный налог и арендная плата.

 

Правовой режим охраны земель

Охрана земель – это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из с\х оборота, деградации, а так же на восстановление продуктивности земель и повышения плодородия почв.

Охрана земель – деятельность органов гос власти, ЮЛ и ФЛ, направленная на рациональное использование, воспроизводство земли как компонентно-природной среды и природного ресурса на предотвращение ухудшения качественного состояния земель в результате негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и на ликвидацию ее последствий.

ЗК определило 2 основные цели охраны:

1 – профилактическая, направленная на сохранение земли в процессе ее хозяйственного использования, способами и приемами предотвращающими негативное воздействие

2- обеспечение восстановления и улучшения земель уже подвергшихся негативным (вредным) воздействиям в процессе хозяйственной деятельности

В целях охраны земель проводятся:

1.мероприятия (ст 12 ЗК) по сохранению почв и их плодородия, сохранение достигнутого уровня мелиорации (коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культур-технических, химических, противоэрозионных и др мероприятий в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия), рекультивации нарушенных земель (рекультивация – под рекультивацией понимается восстановление земель и плодородного слоя почвы нарушенных ЮЛ и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведение всех видов строительных, геологоразведочных и иных работ связанных с нарушением поверхности почвы), своевременному вовлечению земель в оборот.

2. Мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, подтопление, заболачивание, иссушение и тд

3. защите с\х угодий и др земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезням растений, зарастание сорными растениями и иных видов ухудшения состояния земель.

 

Для реализации этих мероприятий разрабатываются программы охраны земель – федеральный, региональный, местный уровни; ведется учет сан-гигиен норм и требований, а так же экологической экспертизы при осуществлении оценки состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель. Для достижения цели охраны земель накладывается запрет на внедрение новых технологий осуществления программ мелиорации земель и повышение плодородия почвы в случае их несоответствия экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

В земельном законодательстве п.3 ст 13 ЗК установлено особое требование рационального использования плодородного слоя почвы: при проведении связанных с нарушением почвенного слоя, строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых. Его необходимо снимать и использовать для улучшения малопродуктивных земель.

Консервация земель это изъятие ее из оборота в целых предотвращения деградации земель, восстановление плодородия почв – ст 14 ЗК. Ей подлежат земли подвергшиеся водной и ветровой эрозии, загрязненными радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсическими веществами.

Существуют еще экономические меру государственного регулирования охраны земель – выделение спец средств из бюджетов всех уровней, налоговые и финансовые льготы, компенсация убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель.


 

Правовое регулирование недропользования

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

 

Закон о недрах

В качестве объектов правового регулирования выступает либо Государственный фонд недр, либо отдельные участки недр. Наиболее важным видом недропользования является добыча полезных ископаемых, при этом добыча осуществляется как с глубин, так и с поверхности земли.

Естественное скопление в недрах полезных ископаемых называется месторождениями. Непригодные и недоступные для использования породы называются пустынными породами. Предметом правового регулирования являются отношения связанные с биологическим изучением и охраны недр.

1. Региональное геологическое изучение, направленное на общегеологическое изучение недр, геологические работы, по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности и другие работы проводимые без существенного нарушения целостности недр.

2. Геологическое изучение включающее поиски и оценки месторождений полезных ископаемых, а так же участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых

3. Разведка и добыча полезных ископаемых

4. Строительство и эксплуатация подземных сооружений

5. Образование особо охраняемых геологических зон

6. Сбор минералогических палентологических и других материалов

 

Без ограничения срока недра предоставляются для строительства и эксплуатации подземных сооружений, образований особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

В зависимости от пользования в соответствии с законом о недрах:

1. Пользователями недр на основе лицензии могут быть субъекты предпринимательской деятельности

2. Иностранные граждане

3. ЮЛ

 

Права сводятся к возможности использовать любые формы предпринимательской деятельности на предоставленном участке недр, самому выбирать форму деятельности, использовать результаты своей деятельности.

Недропользователь обязан соблюдать законодательство, стандарты и нормы ведения работ, проекты и схемы развития предприятия, не допускать сверхнормативные потери, вести геологическую и иную документацию и предоставлять ее в соответствующие территориальные и иные органы, а так же органы государственной статистики.

Охранный метод.

Основным требованием относятся

1. Обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр

2. Обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых

3. Достоверный учет извлекаемых и оставляемых недр запасов.

4. Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров, и др факторов

5. Предотвращение загрязнений недр при проведении работ связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ или других материалов, захранение отходов, сброс сточных вод

6. Установление порядке консервации и ликвидации предприятий

7. Предупреждение самовольной застройки залегание полезных ископаемых

Требования предусмотрены законом о недрах, Правилах охраны недр, утвержденных постановлениях госгортехнадзора.

 

Животный мир – совокупность живых организмов, всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы. А так же относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительно экономическая зона РФ. Ст 1 фз о животном мире

Домашние животные, а так же дикие животные содержащиеся в неволе не являются объектами животного мира в смысле законодательства об охране окр.среде

Отношения по поводу таких видов животных регулируется гражданским, аграрным и иным законодательством.

Основные требования по охране и использованию

1. Охрана среды обитания, условия размножения и пути миграции животных

2. Сохранение целостности естественных сообществ животных, научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира.

3. Регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде.

В целях предотвращения гибели объектов запрещается:

1. Выжигание растительности

2. Применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, другие опасные материалы без осуществлении мер гарантирующих предотвращение заболевания и гибели объектов

3. Устройство в реках или протоках орудия лова, размеры которых превышают 2/3 ширины водотока.

 

Охота включает промысловое добывание зверей и птиц, а так же любительскую и спортивную охоту. Правом охоты с охотничим оргнестрельным оружием, а так же собаками и ловчими птицам имеют все достигие 18 лет и входящие в общество охотников

Перечень видов водных биоресурсов которые являются объектом рыболовства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и сохранение водных биоресурсов ст 15.

Этим же органом утверждаются типовые правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.


 

Правовая охрана атмосферного воздуха

АВ – жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящихся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Нормативно правовая база охраны АВ: ФЗ об охране АВ, который не предусматривает регулирование использования АВ, а так же ФЗ об охране ОС, закон об экологической экспертизе и тд.

основными правовыми средствами охраны являются:

1. Программы по охране АВ

2. Нормирование качества ПДВ(пред доп воздействий)

3. Экологическая экспертиза проектов предприятий, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы

4. Разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха (лицензирование)

5. Гос учет вредных воздействий на атмосферный воздух

6. Мониторинг атмосферного воздуха

7. Экологический контроль за охраной атмосферного водуха

8. Экономический механизм

9. Ответственность за нарушение законодательства и тд

Закон об охране АВ выделяет специфичность охраны АВ в форме установления нормативов.

1. Гигиенические нормативы качества АВ – критерий качества АВ который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных веществ в АВ

2. Экологический – предельно допустимое максимальное содержание вредных веществ в АВ и вредного воздействия на окр среду.

3. Технический норматив выброса – норматив вредного загрязн вещества в АВ, который устанавливается для выдвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования, и отражает максимально допустимую массу выброса в расчете на единицу продукции, мощности, пробега, транспортных или иных передвижных средств и других показателей

Новой меры является сертификация. Производство и использование топлива, а так же использование технологических установок, двигательный, транспортных и иных передвижных средств и установок на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов в соответствии с требованиям охраны АВ.

В законодательстве предусмотрены мероприятия по защите населения при изменениях состоянии АВ угрожающие жизни и здоровью людей. В городских и иных поселениях органы гос власти организуют работы по регулированию выбросов вредных веществ в АВ в период неблагоприятных метеорологических условий. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, ЮЛ имеющие источники выбросов вредных веществ обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в АВ. При изменении состояния АВ, которое вызвано аварийными выбросами вредных веществ в АВ и при которых создаются условий угрозы жизни и здоровья человека, принимаются экстренные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ситуаций природного и техногенного характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.072 с.)