Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №1 Понятие, система, источники ЭП

Поиск

Лекция №3

 

По формам и способу предоставления того или иного участка природы в пользование сервитут может быть публичным и частным.

Право пользования участком природной среды предусматривается нормами самого законодательного акта, регулирующего общественные отношения в сфере использования и охраны отдельно взятого природного ресурса, например, ст.6 ВК предусматривает, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего природопользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а так же рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км.

 

Однако право ограниченного публичного пользования (сервитут) имеет место в ст.8 ВК – четко определено, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания вдоль них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В отношение лесных сервитутов: публичный лесной сервитут предусмотрен ст.11 ЛК – граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для потребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. На граждан возлагается обязанность соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления, и правила ухода за лесами. Гражданам запрещается: сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу; а так же грибов и дикорастущих растений, признанных наркотическими средствами. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, земли особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с ФЗ. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. В отношении ограничений использования лесов и земель лесного фонда возможно по распоряжению федеральных органов власти и органов власти субъекта.

 

Недропользование.

Закон о недрах выделяет 6 видов пользования недрами.

1. Региональное геологическое исследование, не связанное с нарушением целостности недр

2. Геологическое изучение, включающее оценку месторождений

3. Разведка и добыча полезных ископаемых

4. Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

5. Образование особо охраняемых геологических объектов

6. Сбор минералогических и палеонтологических и других материалов

 

В законодательстве закреплен перечень видов недропользования не исключает возможности практического и незапрещенного законом использования его для организации (пример: спелеотуризма – с использованием карстовых пещер).

 

Землепользование

В отношение земли как природного ресурса в вопросе использования приоритетное значение – средство производства в сельском и лесном хозяйстве.

Ст. 20 ЗК – постоянное бессрочное пользование – предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а так же органам госвласти и органам местного самоуправления. Касательно граждан, в постоянное бессрочное землепользование не предоставляется.

Земельный участки могут быть сданы в аренду. Ст. 22 ЗК – регулирует аренду земельного участка.

 

 

Общее природопользование и специальное природопользование (наличие разрешительного документа)

 

Тема 3. Право собственности на природные ресурсы.

Приоритетная форма собственности в России – государственная.

Право собственности на природные ресурсы рассматриваются в 2 аспектах:

объективные – нормативно правовое регулирование - Ст. 9, 36 Конституции – закрепляют право собственности, Гражданский кодекс ч.1 глава 17 – общие нормы права собственности на природные ресурсы. Природоресурсовое законодательство – ЛК,ВЛ,ЗК, Закон о недрах, ФЗ о животном мире, ФЗ об особо охраняемых территориях,

Субъективный смысл – правомочие владения земельного участка: фактическое обладание природным ресурсом (документарное подтверждения права собственности, выделение собственности в натуре - границы владения, забор); правомочие пользования – извлечение полезных свойств природного ресурса для удовлетворения потребности собственника; право распоряжения – определение юридического статуса природного объекта.

 

Недра, поверхностные проточные водные объекты, лес (спорный вопрос – лес делится на лесные участки), объекты животного мира (дикие животные, находящиеся в естественной среде обитания), земельные участки признанные ЗК, ГК (ст.17 ЗК), земельные участки субъектов РФ (ст. 18 ЗК), земельные участки муниципальной собственности (ст. 19 ЗК – субъективные права собственности осуществляются в соответствии с ЗК и ГК) – только в государственной собственности.

Для оформления земли в собственность – право собственности на земельные участки возникает после прохождения кадастрового учета, государственной регистрации после выдачи свидетельства на право собственности.

Права собственников по использованию земель ст 40 ЗК, а обязанности –ст. 42 ЗК. Право собственности определяется гл.17 ГК.

В частной собственности – для индивидуально жилое строительства, для ведения дачного и садоводства, для фермерского хозяйства, личное подсобное. Основным требованием – требование целевого использования земельного участка и не нарушения действующего законодательства.


 

Лекция №4

Форма собственности на леса

Лес в ст.5 ЛК рассматривается как экологическая система или природный ресурс. Все отношения по поводу леса граничат с определением лесного участка.

Объектами лесных отношений ЛК признает леса, лесной фонд, лесные участки, лесные насаждения, древесные и лесные ресурсы.

ЛК устанавливает, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий, чем лесной фонд, находящийся в федеральной собственности определяется в соответствии с земельным законодательством.

Граждане, ЮЛ использующие леса в соответствии со ст 20 ЛК приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с ГК.

Правовое положение лесных участков прямо указывает в ст.44, 46 ЛК они могут находиться в государственной и муниципальной собственности, и могут предоставляться гражданам и ЮЛ в аренду.

Ст.82 ЛК устанавливает, что полномочием органа власти субъекта федерации относятся полномочия владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов федерации. Аналогичные полномочия в отношение муниципальной собственности устанавливает ст.84 ЛК. Исходя из их статусов данные органы имеют право установления арендной платы и платы за единицу объема древесины или объема иных лесных ресурсов.

 

Лекция №1 Понятие, система, источники ЭП

Термин Экология впервые ввел Эрнст Геккель.

Экология изначально была частью науки Биологии.

Предметом любой отрасли права является общественные отношения, так и в ЭП – как человек взаимодействует с экологией и тд.

ЭП – это отрасль права, регулирующая взаимодействие общества и природы, через соответствующие нормы права.

 

Развитие ЭП в России.

Относительно молодая отрасль. Сформировалось в середине 20 века. Первый этап – консервативный этап с 1916 года. Целью государства на тот момент было ограничение свободного природопользования, изымались из свободного природопользования отдельные виды ресурсов. Астраханский, Баргузинский заповедники появились именно в этот период.

Второй этап – советский период. Появился ЗК, ВК.

Третий этап – с середины 90 годов 20 века по сегодняшний день. С 1991 по конец 90-х годов присутствовал всплеск появления федеральных нормативных актов. С 2006 года началось затишье, появились только отдельные кодексы. Все это было сделано для прикрытия отдельных политических проблем за счет экологического контроля. Одним из основателей и сподвижников создания экологического права был Колбасов. В 2002 году вышла его статья в журнале Российское право «Завещание экологам», в которой прописано, что Право насквозь пропитано товаром, дележом и богатством, дьявольским желанием каждого жить за счет других. При такой сущности права природа воспринимается как объект для наживы. В отношение ЭП: оно должно сыграть глобальную роль, должно встать на страже экологического богатства. ЭП является индикатором общественного сознания, степени демократизации. Спекуляция на экологических интересах.

 

Характеристика ЭП.

1. Молодость

2. Интенсивность развития -всплеск в 90-х годах, принятие ФЗ, прорыв в Российском законодательстве

3. Специфичность терминологии

4. Юстициарность – создание специальных процедур, закрепленных в законе, н.р- создание специальных судебных и правоохранительных органов, наделенных определенными компетенций – природоохранная прокуратура. Формирование системы судебной защиты экологических прав граждан.

5. Объемность нормативного материала и одновременно его разнородность, т.е огромный массив нормативных актов, постановлений правительства, ФЗ и иное.

6. Обновляемость и новизна, т.е ЭП постоянно обновлялось, приспосабливалось к современному развитию. Принимались квоты, введение платы за ввоз определенных видов отходов.

 

Система ЭП.

Традиционно известно что отрасль права делится на общую и особенную часть. В ЭП три части: общая, особенная и специальная.

Общая: право природопользования, право собственности на природные ресурсы, государственное управление в области охраны окружающей среды, экологический контроль, экологическая экспертиза, экономическое регулирование в области охраны окружающей среды, нормирование в области охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная: правовой режим использования и охрана природных ресурсов, а именно: правовой режим использования и охраны земель, правовой режим использования и охраны недр, правовой режим использования и охраны вод, правовой режим использования и охрана лесов, правовой режим охраны атмосферного воздуха, правовой режим использования и охраны животного мира, правовой режим использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

Специальная: международное экологическое право – источники МЭП, отдельно взятые страны – как у них развивается ЭП, каково состояние экологии, международная ответственность.

 

Источники ЭП.

Источниками являются нормативно правовые акты, в данном случае нпа регулирующие экологическое право.

1. Международные нормативно правовые акты – договоры, соглашения, конвенции, ратифицированные в России. В данный момент у нас их около 70. Наиболее известный – Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро 1992), Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 Нью-Йорк), Киотский протокол(время показало что он не эффективен). По сравнению с зарубежными странами, Россия отстает на 20-30 лет. Экологическое страхование – заключается договор хозяйствующего субъекта(предприятия) в случае загрязнения им окружающая среда, то страховая компания выплачивает компенсацию. Таким образом есть только норма. 1917 год – во Франции было урегулировано местоположение вредных предприятий и предприятий в целом.

2. Конституция РФ – ч.1 ст 9 – Земля и другие природные ресурсы, используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Ч.2 ст 9 - устанавливает многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Отношение собственности на природные ресурсы регулируются ст 36. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю – основное средство производства и операционный базис. В этой же статье в ч 2 предусматривается Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Статья 42 предусматривает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Ст 58 устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду бережно относиться к природным богатствам. С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов федерации(ст 72) в области прав человека и гражданина собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.

3. ФКЗ, ФЗ. Кодексы: Земельный, Водный, Лесной, ФЗ о животном мире, ФЗ об охране атмосферного воздуха, ФЗ о недрах, ФЗ об особо охраняемых природных территориях, ФЗ об экологической экспертизе, ФЗ о радиационной безопасности населения, ФЗ об отходах производствах и потребления, и тд.

4. Гражданский кодекс, Уголовный кодекс(глава 26), Кодекс об административных правонарушениям (глава 8), Налоговый кодекс.

5. Указы президента РФ (указ от 12 мая 2009), постановления правительства РФ.

6. Ведомственные акты

7. Законодательства субъектов РФ. В Чувашии – экологическое законодательство достаточно стабильно. Одно из последних – об улучшению качества питьевой воды

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.011 с.)