Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра управления персоналом и экономики труда

Поиск

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра управления персоналом и экономики труда

 

Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины

«охрана труда»

Укрупненная группа направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление
Направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом
Уровень высшего профессионального образования Бакалавриат
Образовательный уровень Бакалавр
Квалификация Академический бакалавр
Форма обучения Очная, заочная

 

 

Донецк 2016


 

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. декана экономического факультета

Полшков Ю.Н.

 

______________________________

Протокол № __ от «___» _______ 201_ г.

 

 

М.П.

 

 

Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины «Охрана труда» включают планы проведения практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов, в т.ч. индивидуальные задания, рекомендованную литературу.

 

 

Разработчики:

профессор кафедры управления

персоналом и экономики труда, д.э.н., проф. _______________ Балтачеева Н.А.

 

 

доцент кафедры управления

персоналом и экономики труда, к.э.н., доц. _______________ Шаповалова Э.В.

 

 

Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины утверждены на заседании кафедры «Управление персоналом и экономика труда»

 

 

Протокол № 1 от 01.09.2016 г.

Зав. кафедро й _______________ Лукьянченко Н.Д.

 

Методические рекомендации в изучению учебной дисциплины одобрены учебно-методической комиссией экономического факультета

 

Протокол № 1 от 15.09.2016 г.

 

 

Председатель УМК Стрелина Е.Н.

 

 

© Балтачеева Н.А., 2016

© Шаповалова Э.В., 2016

© ГОУ ВПО «ДонНУ», 2016


 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................................................. 4

1. Планы практических занятий........................................................................................................... 4

2. Планы лабораторных занятий........................................................................................................... 7

3. Самостоятельная работа..................................................................................................................... 7

4. Индивидуальные задания................................................................................................................ 12

5. Тестовые задания.............................................................................................................................. 18

6. Критерии оценивания знаний, умений и навыков....................................................................... 22

7. Методическое обеспечение............................................................................................................. 23

8. Рекомендованная литература.......................................................................................................... 24

9. Информационные ресурсы.............................................................................................................. 25

 


Введение

Научно-методическое обеспечение учебного процесса включает Государственные стандарты высшего образования по определенному направлению подготовки (специальности), по которым разрабатываются учебные планы. Согласно стандартам образовательная организация должна подготовить конкурентоспособного специалиста в соответствии с приобретенными им компетенциями. Процесс формирования профессиональных компетенций осуществляется в первую очередь благодаря методическим рекомендациям к изучению учебной дисциплины.

Цель методических рекомендаций к изучению учебной дисциплины «Охрана труда» заключается в обеспечении целостного учебного процесса по дисциплине, который включает определенные в «Положении об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР 30.10.2015 г. № 750, формы, методы и средства обучения в ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет».

Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины «Охрана труда» подготовлены в соответствии с образовательной программой направления подготовки 38.03.03 Управление персоналом. Учебным планом предусмотрены практические занятия (в форме семинарских и практических), самостоятельная (в т.ч. индивидуальная) работа, цель которых – закрепить теоретический материал и приобрести навыки практической работы по охране труда.

Планы практических занятий

Содержательный модуль 1 Охрана труда как научная дисциплина Часов
Тема 1 Производственная среда и ее влияние на человека. Предмет и задачи дисциплины  
Тема 2 Условия труда на производстве, их классификация и нормирование  
Тема 3 Производственные вредности, методы защиты человека от их негативного влияния  
Тема 4 Анализ и профилактика профзаболеваний и производственного травматизма  
Тема 5 Основы техники безопасности  
Содержательный модуль 2 Регулирование вопросов охраны труда на государственном и отраслевом уровнях
Тема 6 Правовое и нормативное регулирование охраны труда  
Тема 7 Государственное управление охраной труда  
Тема 8 Организация охраны труда на производстве  
Тема 9 Экономические аспекты охраны труда  

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1

Охрана труда как научная дисциплина

Тема 1. Производственная среда и ее влияние на человека. Предмет и задачи дисциплины – 4 часа

План занятия

1. Понятие охраны труда, предмет и задачи курса «Охрана труда».

2. Производственная среда и ее влияние на человека.

3. Тяжесть труда и напряженность трудового процесса. Категории тяжести труда.

4. Система показателей условий и безопасности труда.

5. Связь охраны труда с другими науками.

План занятия

1. Условия труда как социально-экономическая категория. Классификация факторов, влияющих на формирование условий труда.

2. Санитарные нормы, их виды и классификация.

3. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

4. Льготы и компенсации работникам в зависимости от условий труда.

Решение задачи 1. Санитарно-гигиенические условия труда в цехе характеризуются такими показателями по сравнению с их нормами:

Цех а1 – температура воздуха, 0С а2 – запыленность воздуха, мг/м3 а3 – шум, дб
Сн Фп Сн Фп Сн Фп
Литейный 14-23       85-90  
Механический 18-22       85-90  
Сборочный 18-22       85-90  

 

Определить частные и общие индексы санитарно-гигиенических условий труда по каждому цеху и в целом по трем цехам.

Решение задачи 2. Наименьшая норма освещенности рабочей поверхности станка слесаря при точной работе 200 лк. При проверке освещенности оказалось 185 лк. Рассчитать частный коэффициент освещенности и определить, на сколько процентов снизилась производительность труда слесаря, если на каждый процент снижения уровня освещенности брак продукции увеличивается на 0,5%.

Решение задачи 3. По установленным нормам температура воздуха в производственном помещении должна составлять 17-210С. Замеры показали, что в ночные смены температура составляет 160С, а в дневные 230С. Определить частные коэффициенты условий температурного режима в помещении (отдельно для ночной и дневной смены) и рассчитать, как этот режим отражается на производительности труда, если каждый процент отклонения от нормы снижает производительность труда на 0,3%.

Решение задачи 4. В забое рудника зарегистрирован шум 120 дб при допустимой норме 75-85 дб, обнаружено наличие пыли в воздухе, содержащей 1,5 мг/м3 двуокиси кремния при ПДК= 2 мг/м3; влажность воздуха составила 70% при норме 60%. Определить частные и общий коэффициенты условий труда и рассчитать влияние условий труда на заболеваемость, если каждый процент отклонения от нормы вызывает увеличение заболеваемости в среднем на 0,4%.

Решение задачи 5. Наблюдения показали, что при выполнении данного вида работ повышение температуры воздуха в производственном помещении на каждый 10С сверх нормы вызывает снижение производительности труда на 0,3%. Определить возможное повышение производительности труда при доведении температуры от повышенной до нормальной (норма 17-210С), если коэффициент условий труда (а) по этому показателю равен 0,7.

План занятия

1. Опасные и вредные производственные факторы. Их классификация.

2. Микроклимат производственных помещений, его влияние на организм человека.

3. Шум, вибрация, инфразвук, ультразвук и их влияние на здоровье человека.

4. Средства защиты работающих от негативного влияния вредного производства.

План занятия

1. Причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

2. Методы анализа производственного травматизма и профзаболеваний.

3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве (согласно Положению о расследовании и ведении учета несчастных случав и профессиональных заболеваний на производстве (Приказ Государственного комитета Гортехнадзора ДНР №355 от 27.08.15 г.).

4. Общие мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваемости.

Решение задачи 1. На предприятии с численность работников 3000 чел. средняя выработка на одного работника 300 руб. в день (при плановой прибыли 10% от стоимости и удельным весом условно-постоянных расходов (dупр) в плановой себестоимости 20%) потеряно 15800 рабочих дней в связи с заболеваемостью.

Определить общий экономический ущерб и сумму увеличения себестоимости за счет снижения выпуска продукции и оплаты регрессионных исков, если регрессионные иски приняты за 300 дней профессиональных заболеваний. Средний размер оплаты по больничным листам – 70 руб. в день, реальный фонд рабочего времени на одного работника 236 дней в году.

Решение задачи 2. В связи с производственным микротравматизмом на одного рабочего теряется в среднем 5 мин в смену. Кроме того, вследствие микротравматизма у каждого десятого рабочего снижается производительность труда в течение 5 смен за год на 50%.

Решение задачи 3. Коэффициент частоты травматизма на предприятии 7,0; коэффициент тяжести – 1,2; количество несчастных случаев – 26. Рассчитать численность работающих, относительное снижение производительности труда и стоимость недоданной продукции. Фонд рабочего времени составляет 230 дней, выработка одного работающего – 1500 тыс. руб./год.

Решение задачи 4. На предприятии в связи с общей профессиональной заболеваемостью и травматизмом потеряно 16200 чел.-дн. Как в связи с этим относительно увеличилась себестоимость продукции, если плановая дневная выработка одного рабочего 280 руб., прибыль – 24% от стоимости, доля условно-постоянных расходов в себестоимости – 16%.

Сколько недополучено плановой прибыли в связи с относительным снижением выпуска продукции?

Решение задачи 5. Коэффициент тяжести профессиональных заболеваний 23,8. Рассчитать сумму относительного увеличения себестоимости продукции в связи со снижением ее выпуска и общий экономический ущерб от профзаболеваний, если в течение года их было 40 случаев, плановая выработка одного рабочего в год 78000 руб., фонд рабочего времени 235 дней на одного рабочего, прибыль – 15% от стоимости, доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции – 32%, средний размер оплаты по больничным листам 58 руб. в день.

План занятия

1. Понятие и задачи техники безопасности.

2. Электробезопасность.

3. Пожарная безопасность.

4. Мероприятия пожарной безопасности.

5. Система защиты работника на производстве.

6. Профессиональный отбор работников.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2

План занятия

1. Законодательные акты, регулирующие вопросы охраны труда.

2. Государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

3. Охрана труда женщин и несовершеннолетних.

4. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

План занятия

1. Суть, задачи и функции управления охраной труда.

2. Органы государственного управления охраной труда и их полномочия.

3. Финансирование охраны труда.

4. Организация контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

План занятия

1. Суть и основные задачи охраны труда на производстве.

2. Служба охраны труда на предприятиях, ее права и обязанности.

3. Организация общественного контроля за состоянием охраны труда.

4. Коллективный договор предприятия и его значение для охраны труда.

5. Планирование и организация выполнения мероприятий по охране труда.

План занятия

1. Обучение вопросам охраны труда.

2. Экономическое стимулирование улучшения условий и охраны труда.

 

Планы лабораторных занятий

Не предусмотрено учебным планом.

Самостоятельная работа

Изучение материала по дисциплине «Охрана труда» предусматривает проведение студентами самостоятельной работы, которая является основным средством овладения материалом дисциплины, усвоения необходимых умений и навыков во время, свободное от аудиторных учебных заданий. Во время такой работы используется учебная, специальная, периодическая литература, а также тексты лекций. Перечень источников отмечен к каждой теме отдельно. Специфической формой самостоятельной работы является выполнение индивидуальных заданий в виде решения задач, анализа ситуаций, написания рефератов и аналитических обзоров, которые рассматриваются на практических занятиях. Тема реферата может быть предложена студентом самостоятельно по согласованию с преподавателем или выбрана из предлагаемого к каждой теме перечня. Главное требование при подготовке реферата – современный, творческий, в т.ч. нестандартный подход.

Задание для самостоятельной работы выполняются по следующим содержательным модулям и темам:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1

Охрана труда как научная дисциплина

Тема 1. Производственная среда и ее влияние на человека. Предмет и задачи дисциплины

1) Изучение и проработка лекционного материала.

2) Ответить на тесты по теме 1.

3) Подготовить реферат.

Темы рефератов

1. Основные законодательные документы по охране труда.

2. Опыт зарубежных стран в реализации мероприятий по охране труда.

Литература

1. Закон Донецкой Народной Республики «Об охране труда».

2. Девисилов, В.А. Охрана труда: Учебник / В.А. Девисилов. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 512 c.

3. http://base.safework.ru/iloenc – Энциклопедия по охране и безопасности труда МОТ.

Темы рефератов

1. Условия создания благоприятного психологического климата в коллективе.

2. Виды и содержание совместимостей техники и человека.

3. Актуальные проблемы гигиены труда.

4) Решить задачи.

Задача 1. Уровень шума в ткацком цехе составляет 100 дб пр норме 75-85 дб. Определить коэффициент условий труда по показателю «производственный шум» и относительное снижение производительности труда рабочих, если известно, что на каждые 0,5 пункта значений коэффициента производительность труда изменяется на 0,8%.

Задача 2. В цехе химического завода обнаружены следующие концентрации паров химических веществ: ацетона – 210 мг/м3, бензола – 15 мг/м3, метилацетата – 115 мг/м3. Рассчитать частный и общий коэффициенты состояния воздушной среды в цехе, если предельно допустимые концентрации вредных веществ установлены следующие: ацетона – 200 мг/м3, бензола – 20 мг/м3, метилацетата – 100 мг/м3. Рассчитать влияние условий труда на использование рабочего времени, если каждый процент отклонений условий труда от нормы приводит к потере рабочего времени в размере 0,4% сменного фонда.

Задача 3. Измерениями установлен коэффициент естественной освещенности (е) равный 5%. Определить частный коэффициент условий труда по освещенности рабочего времени, сли нижняя норма освещенности для данного рабочего места должна быть 300 лк, а наружная освещенность в момент замера была 500 лк.

Литература

1. Ефремова, О.С. Охрана труда от А до Я: Практическое пособие / О.С. Ефремова. – М.: Альфа-Пресс, 2013. – 672 c.

2. Ефремова, О.С. Охрана труда в организации в схемах и таблицах / О.С. Ефремова. – М.: Альфа-Пресс, 2013. – 112 c.

3. www.ohranatruda.ru.

Темы рефератов

1. Кривая работоспособности. Связь периодов работоспособности с фазами функционального состояния организма человека.

2. Вредные производственные факторы и средства защиты от них.

3. Основные направления деятельности администрации по обеспечению условий безопасной жизнедеятельности на предприятии.

Литература

1. Закон Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник для бакалавров / Г.И. Беляков. – М.: Юрайт, 2013. – 572 c.

Темы рефератов

1. Травматизм и заболевания на производстве.

2. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.

3. Виды травматизма, связанного с производством, порядок расследования и учета.

4. Профессиональные заболевания, порядок расследования и учета.

5. Виды несчастных случаев, вызываемых вредными факторами.

6. Направления профилактической работы по снижению травматизма.

4) Решить задачи.

Задача 1. Определить потери рабочего времени и объем недоданной продукции вследствие заболеваемости, если коэффициент частоты 16,0; коэффициент тяжести – 7,0; среднесписочная численность 3200 чел.; среднедневная выработка одного рабочего – 300 руб.

Задача 2. Численность рабочих на заводе 1100 чел. В течение года произошло 16 несчастных случаев с утратой трудоспособности на 250 рабочих дней. Рассчитать коэффициент частоты и тяжести травматизма и процент относительного снижения производительности труда, если фонд рабочего времени на одного рабочего 235 дней.

Задача 3. Коэффициент тяжести травматизма на предприятии 20, количество несчастных случаев за год 43. Определить на сколько снизится выпуск продукции и увеличится ее себестоимость, если выработка на одного рабочего планируется 93000 руб. в год, а фонд рабочего времени 235 дней, плановая прибыль 6% себестоимости, доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции 23%.

Задача 4. Коэффициент частоты травматизма (на 1000 работников) составил за год 15,6, при этом произошло 40 несчастных случаев, коэффициент тяжести травматизма 18, фонд рабочего времени 226 дней на одного рабочего в год.

Какова была численность рабочих за год, на сколько процентов снизилась из-за травматизма производительность труда на предприятии и сколько дополнительно пришлось привлекать рабочих из-за потерь рабочего времени по травматизму.

Задача 5. Коэффициент частоты и тяжести травматизма на предприятии с численностью работников 1600 чел. составляют 5,62 и 26 за год. Определить общий экономический ущерб от травматизма, если плановый объем товарной продукции 421000 тыс. руб., прибыль – 6% от стоимости, доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции – 26%, средний размер оплаты по больничным листам 60 руб. в день Фонд рабочего времени 1825 часов на одного рабочего при 8-часовом рабочем дне.

Литература

1. Карнаух, Н.Н. Охрана труда: Учебник для бакалавров / Н.Н. Карнаух. – М.: Юрайт, 2013. – 380 c.

2. Коробко, В.И. Охрана труда: Учебное пособие для студентов вузов / В.И. Коробко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 239 c.

3. http://www.jobtoday.com.ua/oxrana_truda/index.php.

Темы рефератов

1. Техника безопасности при работе с оргтехникой.

2. Условия, необходимые для пожаротушения.

3. Типы огнетушителей, их достоинства и недостатки.

Литература

1. Сибикин, Ю.Д. Охрана труда и электробезопасность / Ю.Д. Сибикин. – М.: Радио и связь, 2012. – 408 c.

2. Сухачев, А.А. Охрана труда в строительстве: Учебник / А.А. Сухачев. – М.: КноРус, 2013. – 272 c.

3. Туревский, И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: Учебное пособие / И.С. Туревский. – М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2010. – 240 c.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2

Темы рефератов

1. Состояние организации техники безопасности на предприятии.

2. Организация учебы и контроля знаний по технике безопасности.

3. Анализ соответствия плана мероприятий по охране труда фактическому положению на предприятии.

Литература

1. Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия.

2. Типовое Положение о службе охраны труда.

3. Положение о расследовании и ведении учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

4. Ефремова, О.С. Охрана труда в организации в схемах и таблицах / О.С. Ефремова. – М.: Альфа-Пресс, 2013. – 112 c.

Темы рефератов

1. Управление охраной труда на предприятии.

2. Экономические методы управления условиями и охраной труда.

3. Страхование производственных рисков.

Литература

1. Закон Донецкой Народной Республики «Об охране труда».

2. Закон Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

3. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник для бакалавров / Г.И. Беляков. – М.: Юрайт, 2013. – 572 c.

4. Графкина, М.В. Охрана труда в непроизводственной сфере: учебное пособие / М.В. Графкина. – М.: Форум, 2013. – 320 c.

Темы рефератов

1. Планирование улучшения условий труда на основе коллективного договора.

2. Контроль за охраной труда на предприятии.

3. Служба охраны труда на предприятиях, ее права и обязанности.

Темы рефератов

1. Мировой опыт управления условиями и охраной труда.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

3. Влияние рыночных отношений в экономике на стимулирование улучшения условий и охраны труда.

Литература

1. Девисилов, В.А. Охрана труда: Учебник / В.А. Девисилов. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 512 c.

2. Ефремова, О.С. Охрана труда от А до Я: Практическое пособие / О.С. Ефремова. – М.: Альфа-Пресс, 2013. – 672 c.

3. Карнаух, Н.Н. Охрана труда: Учебник для бакалавров / Н.Н. Карнаух. – М.: Юрайт, 2013. – 380 c.

4. http://base.safework.ru/iloenc – Энциклопедия по охране и безопасности труда МОТ.

4. Индивидуальные задания

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1

Охрана труда как научная дисциплина

Индивидуальное задание по теме 3

«Производственные вредности, методы защиты человека от их негативного влияния»

Индивидуальная работа студента способствует углубленному изучению теоретического материала, формированию умений использовать знания для решения соответствующих практических заданий.

При изучении курса «Охрана труда» студент должен в течение семестра выполнить обязательную индивидуальную работу в соответствии с содержательным модулем.

Вариант индивидуальной работы выдается преподавателем в начале содержательного модуля. Индивидуальные задания выполняются студентом самостоятельно с обеспечением необходимых консультаций по отдельным вопросам со стороны преподавателя.

Индивидуальное задание предусматривает рассмотрение двух теоретических вопросов и решение двух задач. Примерный объем работы – 7-10 стр.

Пример индивидуального задания

Вариант n

Теоретические вопросы

1. Основные источники законодательства по охране труда.

2. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

Расчетное задание №1

Определить общий суммарный уровень шума ∑ L от оборудования в расчетной точке для производственного помещения. Рассчитать требуемое снижение шума на данном рабочем месте. Исходные данные для расчета приведены в табл. 1.

Таблица 1

Исходные данные для 1-го расчетного задания

Характеристика источников шума
Группа 1 Группа 2 Группа 3
Ln, дБ N, шт. R, м Ln, дБ N, шт. R, м Ln, дБ N, шт. R, м
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                     

Продолжение табл. 1

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Примечание. Тип помещений в вариантах:

1…10 – механический цех,

11…20 – конструкторское бюро,

21…30 – участок точной сборки.

 

Расчетное задание № 2

Рассчитать систему общего равномерного освещения методом светового потока. Исходные данные приведены в табл. 2.

Таблица 2

Исходные данные для 2-го расчетного задания

А, м В, м Нр, м Коэффициент отражения, % Тип светильника
ρп ρс
             
            Глубокоизлучатель
            -«-
            ДРЛ
            Глубокоизлучатель
            -«-
            -«-
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            Глубокоизлучатель
            -«-
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            Глубокоизлучатель
            -«-
            ДРЛ
            ДРЛ

Продолжение табл. 2

             
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            ДРЛ
            Глубокоизлучатель

Примечание. Тип помещений в вариантах:

1…10 – механический цех,

11…20 – цех металлопокрытий,

21…30 – диспетчерские, пульты управления.

Допустимые уровни шума

Категория помещения Допустимый уровень шума, дБ
Помещения конструкторских бюро, программистов, расчетчиков  
Участки точной сборки  
Производственные цехи: механический, сборочный и др.  

Пример 1

Определить общий уровень шума для производственного помещения. Характеристики источников шума приведены в табл. 4.

Таблица 4

Решение

Составим эскиз расчетной схемы задачи (рис. 1).

Рис. 1

Определим суммарный уровень шума в пределах каждой группы равношумовых источников:

дБ;

дБ;

дБ.

Определим уровень шума в расчетной точке, создаваемый каждой группой источников шума в отдельности:

для 1-й группы источников шума -

дБ,

для 2-й группы источников шума -

дБ,

для 3-й группы источников шума -

дБ.

Определим суммарный уровень шума в расчетной точке от всех групп источников шума:

∑L = 10 lg (100,1*63 + 100,1*83,5 + 100,1*80,9) = 85,4 дБ.

 

Сравним полученный результат с допустимым уровнем шума для производственных помещений (80 дБ). Расчеты показали, что для обеспечения нормальных условий труда необходимо уменьшить уровень шума на 5,4 дБ.

Расчетное задание № 2

Для расчета системы освещения необходимо выбрать схему расположения светильников и исходя из схемы, определить их количество. Наиболее часто используются схемы квадратного или прямоугольного размещения светильников.

Расстояние между светильниками L определяют по данным табл. 1, в которой приведены оптимальные отношения L к высоте подвеса светильника Нр над рабочей поверхностью. По данной величине L для данной схемы расположения светильников определяют количество светильников по длине и ширине помещения, а также их общее количество n.

Таблица 1

Пример 2

Рассчитать схему общего равномерного освещения методом светового потока в помещении механического цеха. Размеры помещения: длина А = 120 м, ширина В = 80 м, высота подвеса светильников Нр = 10 м. Коэффициенты отражения потолка ρп = 50%, стен ρс = 30 %. Для освещения использованы светильники типа «глубокоизлучатель».

Решение

Определим схему расположения светильников. По табл. 1 находим оптимальное отношение расстояния между светильниками L к высоте подвеса светильника Нр над рабочей поверхностью для светильника типа «глубокоизлучатель»:

L / Hp = 0,8, тогда L = 0,8 Hp = 0,8 * 10 = 8 м.

Количество светильников по длине цеха

nA = A / L = 120 / 8 = 15 шт.

Количество светильников по ширине цеха

nВ = В / L = 80 / 8 = 10 шт.

Общее количество светильников

n = nA nВ = 15 * 10 = 150 шт.

Рассчитаем индекс (светопоказатель) помещения:

.

По табл. 2 находим коэффициент использования светового потока ламп: ή = 54 %.

Нормированную минимальную освещенность для механического цеха и коэффициент запаса определяем по табл. 3: Ен = 150 лк; К = 1,3.

Рассчитываем световой поток для одной лампы:

Fл = 100 Eн S К Z / n ή =

= 100 * 150 * 120 * 80 * 1.3 * 1,15 / (150 * 54) = 26577,8 лм.

По полученному значению Fл выбираем источник освещения с ближайшим большим световым потоком Fл (табл. 4). В данном случае необходимо взять две лампы НВ-750 (Fл = 13100 лм).

Определяем фактическую освещенность:

Ефак = Fфак Ен / Fл = 26200 * 150 / 26577,8 = 148 лк.

Определяем общую мощность осветительной установки:

W = ω n = 750 * 2 * 150 = 225 кВт.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1

Охрана труда как научная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.48 (0.018 с.)