Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники сознания (что влияет на формирование сознания)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Объективный мир. Вся окружающая действительность. Отражённые образы внешнего мира, понятия, эмоции, представления о мире 2. Культурный мир. От культуры мы получаем освоение языка (значит и способ логического мышления), умение общаться, навыки практической деятельности, ценности, идеалы, нравственные принципы, установки и так далее. 3. Собственный духовный опыт человека. Собственные эмоции, переживания, восприятия, образы и так далее. Наличие сознания и порождаемого им идеального выделяет человека из окружающего мира и отличает его от животных. Компоненты сознания: 1. сфера телесно-перцептивных способностей - ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и взаимоотношениях с другими телами. Главная целью и регулятив - полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел. 2. логико-понятийные - это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом здесь является истина. 3. эмоциональная - это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек 4. ценностно-мотивационная - высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности. Цель и регулятив бытия этой сферы сознания – красота, правда и справедливость. Компоненты дополняются уровнями сознания: 1. В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания 2. Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я». 3. К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания, такие как категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество). Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. 1е - возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. 2е - сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах сознания. Самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений. Б ессознательное. Бессознательное выражается в существовании жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти. Бессознательное проявляется в импульсивных действиях, когда человек не даёт себе отчета в последствиях своих поступков. Два вида неосознанных действий: никогда не осознававшиеся и ранее осознававшиеся действия. В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль, они поднимаются до уровня существования в сознании. Сознание и мозг. Сознание неразрывно связано с мозгом и развитием именно человеческого мозга. В современной науке: Нейропсихологический: изучает сознание в зависимости от конкретных участков коры головного мозга. Если нарушается в силу тех или иных заболеваний функционирование мозга, в той или иной мере нарушается сознание. Нейрохимический: выстраивается химическая картина мозга, определяется, как определенные настроения, алкоголь, наркотики влияют на химию мозга, следовательно, на сознание. Нейрокибернетический: сознание и мозг рассматриваются как информационные системы, как сложные запрограммированные машины, доказывается, что работа мозга определяется по определенным алгоритмам, программам и т.д.
Сознание и речь. Сознание – высшая форма психического отражения. Это свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга.Сознание очень тесно связано не только с функциями мозга, но и с речью человека. Появление языка и сознания – шло параллельно и взаимно дополняло друг друга. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Сущность языка имеет двойственную функцию: он служит средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами. Язык как орудие мышления: мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль, значит, облечь ее в словесную форму. Слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и,благодаря этому, имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам. Единство языка и мышления не означает их тождества: мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален. Естественные языки – главное средство общения между людьми. Начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. К ним относятся: системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту…Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление определяется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления. 21. Проблема идеального в философии. Сознание - реальность особого рода, идеальная реальность. В отечественной традиции ХХ века сформировались две альтернативные традиции в понимании идеального: 1. Идеальное - это «...субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознании и воли» 2. Идеальное - это полагание предмета в мысли, конструирование предмета мысли, личностное производство смыслов. В этом определении обозначается самодостаточность сознания; его творческая активность; индивидуально-личностная природа. В противоречивости подходов выражается двойственная природа сознания как идеальной реальности: сознание направлено на внешний мир (отражение), но и на самого себя (рефлексия); оно связывает человека с миром и одновременно отделяет его от него (самосознание); оно имеет общественно-исторический характер, но и экзистенциально по своей природе. В отличие от других явлений мы можем знать о сознании, лишь переживая его в себе или обнаруживая его проявление через слово, образ, поступок. В любом случае обнаружение сознания ставит проблему понимания, интерпретации, объяснения, т.е. активного соучастия. Сознание — сущностное родовое свойство человека, особая идеальная реальность, воспринимаемая как представленность мира человеку, и одновременно как свободное самоосуществление человека в мире. Идеальное имеет определенную структуру, в которой, в зависимости от подхода, можно выделить: общественное и индивидуализированное идеальное; гносеологическое или когнитивное (теории, гипотезы) и аксиологическое (добро, красота, справедливость); теоретическое и практическое; конкретное и абстрактное; реальное и формальное. Согласно структурно-функциональному подходу, идеальное можно определить как гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программ, модели) и высшие ценности бытия человека, которые принадлежат реализации в деятельности человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.107 (0.009 с.) |