Приемы, формы и методы научного мышления.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы, формы и методы научного мышления.



 

Человеческое мышление представляет собой сложный познавательный процесс,
включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм
познания.

Под приемами мышления и научного познания понимаются логические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах и на любом этапе и уровне научного познания. Приемы мышления, как правило, характеризуют общую направленность хода мысли на том
или ином этапе познавательной деятельности. Например, при движении от целого к
части, от частного к общему, от конкретного к абстрактному и т.д.

Методами называют более сложные познавательные процедуры, которые включают в
себя целый набор различных приемов исследования.

Метод - это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо
руководствоваться в процессе познания. Метод основывается на знании, в частности, на теории.
Это система нормативных правил, выводимых из теории (или вообще из определенного знания) с целью дальнейшего познания объекта. На формирование метода оказывают существенное влияние уровень научной подготовки специалиста, его умение перевести представления об объективных законах в познавательные приемы, его опыт применения в познании тех или иных приемов, способность их совершенствовать.
Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные,
общенаучные, универсальные (или всеобщие).

Специальные методы применимы только в
рамках отдельных наук. К этим методам относятся, например, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и т.д.

Общенаучные методы характеризуют ход познания
во всех науках. К ним относятся: методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.
Универсальные (всеобщие) методы характеризуют человеческое мышление в целом и
применимы во всех сферах познавательной деятельности человека (с учетом их
специфики). Их объективной основой выступают общефилософские закономерности
понимания окружающего нас мира, самого человека, его мышления и процесса
познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские
методы и принципы мышления, в том числе принцип диалектической противоречивости,
принцип историзма и др.

Приемы научного мышления.

Анализ и синтез. Анализ - это прием мышления, связанный с разложением изучаемого
объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы
функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез
заключается в объединении ранее выделенных частей в целое и с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

Абстрагирование и идеализация. Эти методы относятся к общенаучным приемам
исследования. Абстрагирование есть процесс мысленного выделения, вычленения
отдельных интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременно отвлечение от других свойств, признаков, отношений, которые несущественны.
Результатами идеализации являются такие понятия, как "точка", "прямая" в геометрии, "материальная точка" в механике, "абсолютно черное тело" или "идеальный газ" в физике"т. п. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с
одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых
в действительности. Образуется так называемый идеальный объект, которым может
оперировать теоретическое мышление при познании реальных объектов. Например,
понятие материальной точки в действительности не соответствует ни одному
объекту. Но механик, оперируя этим идеальным объектом, способен теоретически
объяснить и предсказать поведение реальных, материальных объектов, таких как
снаряд, искусственный спутник, планета Солнечной системы и т.д.

Индукция, дедукция, аналогия.

При использовании индукции мысль движется от знания частного, знания фактов к знанию общего, знанию законов.

В дедуктивном умозаключении движение мысли идет от знания общего к
знанию частного.

При аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам,
свойствам и отношениям выдвигают предположение об их сходстве в других
отношениях.
Моделирование - это такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замешается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Первый объект называется оригиналом, а второй - моделью. В дальнейшем знания,
полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии и
теории подобия. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу. Наблюдение - это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого
объекта.
Эксперимент - это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно
фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и
контролироваться самим исследователем.
Гипотеза - сложный комплексный метод познания, включающий в себя все многообразие его и
форм и направленный на установление законов, принципов и теорий.
Всеобщий (философский) метод познания



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.009 с.)