Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели науки. Специфика научного предсказания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие "науки" включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности. Будучи неотделимой от практического способа освоения мира, наука как производство знания также представляет собой специфическую форму деятельности. Развитию науки свойствен кумулятивный (собирательный) характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук (физика, химия, биология) является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки. Прогностическая функция научного познания заключается в том, чтобы представить в распоряжение человека и общества научные знания, информацию, предупреждающую об опасностях, дающую ориентиры действия, помогающую их прогрессивному развитию. Наряду с термином «предсказание» часто встречаются и такие, как «предвидение» и «прогнозирование». Предвидение - предположения о будущем состоянии явлений природы и общества. Оно бывает: ненаучным, обыденным и научным. Ненаучное предвидение основывается на фантастических, нереальных, искусственно сконструированных взаимосвязях, нередко на видениях, «откровениях». Его единственная цель - манипулирование человеческими взглядами и поведением (ясновидение, гадание, астрология, утопизм, пророчество и др.). Обыденное (эмпирическое) предвидение занимает промежуточное положение между ненаучным и научным предвидениями. Оно основывается на повседневном опыте людей, на фактической или мнимой взаимосвязи.. Предсказание - конкретное научное предвидение, локализованное во времени. Результат предсказания, как правило, выражается в двух различных формах: 1) негативной (не могут, не должны); 2) позитивной (предугадывание наличия каких-либо свойств у неизвестного). В соответствии с видами оснований (слабым, средним, сильным и очень сильным) выделяют и четыре уровня предсказаний. Прогнозирование (разработка прогноза) - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления. Ценность прогнозирования заключается в предсказании условий, при которых оно произойдет. Прогнозирование, как правило, имеет две составляющие: предвидение и собственно прогнозирование. Сущность прогнозов заключается в том, что они - продукты интеллектуальной деятельности людей. Эта деятельность характеризуется: 1) знанием законов и закономерностей; 2) знанием и оценкой ряда условий, при которых начинается прогресс. Различают три основных способа прогнозирования, таких, как: экстраполяция, моделирование, экспертиза. В разработках прогнозов применяют методы аналогии, индукции и дедукции, различные статистические, экономические, социологические и другие методы. Особого внимания заслуживают прогнозы общественных процессов. Общественные прогнозы в конечном счете всегда - предвидение относительно возможных обстоятельств поведения общественных систем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.198 (0.009 с.) |