Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы познавательной деятельности. Соотношение рационализма и эмпиризма в истории философии.
1 этап - познание свойств и объекта как совокупности этих свойств. Его составляет опыт, наблюдения (в том числе инструментальные), созерцание объекта, через взаимодействие с ним. При помощи инструментального опыта, мы в сравнении только с некоторыми познанными ранее свойствами опытного инструментария, познаём только некоторые свойства объекта соразмерные свойствам инструментария. В этом подходе, на этом этапе проясняется относительность созерцания, наблюдения, опыта, относительность отображения и изменения. В результате этого выясняются лишь некоторые свойства объекта соразмерные свойству субъекта и при сопоставлении выясняются относительные сравнительные величины этих свойств. Вырисовывается объект П. - относительное целое, конечная совокупность определённых при помощи способов познания (в сравнении со свойствами субъекта познания) относительных свойств. Производится определение его относительной сравнительной характеристики (величины) его свойств и набора свойств. 2 этап - применение способов познания объекта и общенаучных познанных ранее принципов. Это этап применения познанных ранее методологий П. (средств математики, физики, логики). Цель 2-го этапа - выяснение причинно-следственной зависимости изменения объекта от изменения его свойств. Логическая структура данного этапа называется теорией. производится фактическое моделирование объекта и выясняются причинно-следственные связи, изменчивость целого от изменения его отдельных свойств. Это этап П. относительной истины. По этой причине и суть (истина) в зависимости от способа познания вырисовывается относительная. 3 этап - Формулирование понятия. На основании анализа усвоения результатов предыдущих этапов производится формулирование научного понятия объекта П. Сформулированное по единой методологии понятие, становится научным "кирпичиком" в дальнейшем познании мироздания. Таким образом, в процессе П. выстраивается расширяющаяся пирамида понятий познаваемой части природы, в которой каждое понятие является первообразным, относительно последующих производных понятий. Бесконечный процесс познания становится процессом чередования конечных, познаваемых его состояний. 1. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.
Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало. Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. К рационалистам можно отнести Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант, но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц. 2. Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи. чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. 24. Формы познавательной деятельности. Ощущение, понятие, представление, восприятие, умозаключение, суждение. Виды умозаключений. В рационализме сложно решить проблему критерия истинности знания. В современной теории познания учтены достоинства и рационализма и сенсуализма. Процесс познания начинается с активного чувственного познания, осуществляемого при помощи органов чувств. Органы чувств служат для восприятия окружающего мира и состояний человеческого организма. Различные органы чувств (глаза, уши, кожа, язык, нос) воспринимают различные внешние раздражения, преобразуя их в ощущения (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Ощущения – самая низшая форма чувственного познания. Отдельное ощущение отражает одно или несколько свойств предмета. Вкус яблока – одно ощущение, цвет – другое, форма – третье. Ощущение – это результат воздействия материи на наши органы чувств. В ощущениях есть определённая доля субъективности. Они принадлежат конкретному человеку. Восприятие – это отражение объекта в целом, создание его целостного чувственного образа. Яблоко в целом – это восприятие. Восприятие иностранного языка человеком, не знающим его; восприятие христианской символики.
Представление – высшая форма чувственного познания. Это обобщение рядом ощущений и восприятий, способное существовать и при отсутствии предмета, который ранее отражался Мышление – это высшая форма рационального познания – это обобщённое отражение существенных сторон внешнего мира. Основные формы мышления – это понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это мысль, отражающая предметы и явления в их общих существенных чертах (человек, общество, самолёт). В отличие от ощущения, восприятие и представление – понятия глубже отражаемые. Основа образования понятий – это научное познание и практика. Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Исходным материалом для новых суждений являются понятия, но сами понятия являются итогом тех суждений, которые притворяли образование данных понятий. Умозаключение – это форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Все жидкости текучи; вода – жидкость; вода текуча. Выделяют три важнейших вида умозаключений: Дедуктивное –посылов выводится частное суждение по правилам логики. Все трейтяне – лжецы. Эпименид – трейтянин. Эпименид – лжец. Индуктивное – форма мышления, посредством которой мысль наводится на общее правило. Земля, Марс, Сатурн и т.д. вращаются вокруг Солнца. Следовательно, все планеты вращаются вокруг солнца. Традуктивное – это умозаключение, в котором посылка и вывод являются суждениями одинаковой общности, а вывод получается благодарю перемещению понятий. Иван – брат Петра. Пётр – брат Степана. Иван – брат Степана.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.148 (0.007 с.) |