Этапы познавательной деятельности. Соотношение рационализма и эмпиризма в истории философии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы познавательной деятельности. Соотношение рационализма и эмпиризма в истории философии.



1 этап - познание свойств и объекта как совокупности этих свойств.Его составляет опыт, наблюдения (в том числе инструментальные), созерцание объекта, через взаимодействие с ним. При помощи инструментального опыта, мы в сравнении только с некоторыми познанными ранее свойствами опытного инструментария, познаём только некоторые свойства объекта соразмерные свойствам инструментария. В этом подходе, на этом этапе проясняется относительность созерцания, наблюдения, опыта, относительность отображения и изменения.В результате этого выясняются лишь некоторые свойства объекта соразмерные свойству субъекта и при сопоставлении выясняются относительные сравнительные величины этих свойств. Вырисовывается объект П. - относительное целое, конечная совокупность определённых при помощи способов познания (в сравнении со свойствами субъекта познания) относительных свойств.Производится определение его относительной сравнительной характеристики (величины) его свойств и набора свойств.

2 этап - применение способов познания объекта и общенаучных познанных ранее принципов. Это этап применения познанных ранее методологий П. (средств математики, физики, логики). Цель 2-го этапа - выяснение причинно-следственной зависимости изменения объекта от изменения его свойств. Логическая структура данного этапа называется теорией. производится фактическое моделирование объекта и выясняются причинно-следственные связи, изменчивость целого от изменения его отдельных свойств. Это этап П. относительной истины. По этой причине и суть (истина) в зависимости от способа познания вырисовывается относительная.

3 этап - Формулирование понятия. На основании анализа усвоения результатов предыдущих этапов производится формулирование научного понятия объекта П. Сформулированное по единой методологии понятие, становится научным "кирпичиком" в дальнейшем познании мироздания.

Таким образом, в процессе П. выстраивается расширяющаяся пирамида понятий познаваемой части природы, в которой каждое понятие является первообразным, относительно последующих производных понятий. Бесконечный процесс познания становится процессом чередования конечных, познаваемых его состояний.

1. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало. Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. К рационалистам можно отнести Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант, но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

2. Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи.

чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний.

24. Формы познавательной деятельности. Ощущение, понятие, представление, восприятие, умозаключение, суждение. Виды умозаключений.

В рационализме сложно решить проблему критерия истинности знания.

В современной теории познания учтены достоинства и рационализма и сенсуализма. Процесс познания начинается с активного чувственного познания, осуществляемого при помощи органов чувств. Органы чувств служат для восприятия окружающего мира и состояний человеческого организма. Различные органы чувств (глаза, уши, кожа, язык, нос) воспринимают различные внешние раздражения, преобразуя их в ощущения (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Ощущения – самая низшая форма чувственного познания. Отдельное ощущение отражает одно или несколько свойств предмета. Вкус яблока – одно ощущение, цвет – другое, форма – третье. Ощущение – это результат воздействия материи на наши органы чувств. В ощущениях есть определённая доля субъективности. Они принадлежат конкретному человеку.

Восприятие – это отражение объекта в целом, создание его целостного чувственного образа. Яблоко в целом – это восприятие. Восприятие иностранного языка человеком, не знающим его; восприятие христианской символики.

Представление – высшая форма чувственного познания. Это обобщение рядом ощущений и восприятий, способное существовать и при отсутствии предмета, который ранее отражался

Мышлениеэто высшая форма рационального познания – это обобщённое отражение существенных сторон внешнего мира. Основные формы мышления – это понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это мысль, отражающая предметы и явления в их общих существенных чертах (человек, общество, самолёт).

В отличие от ощущения, восприятие и представление – понятия глубже отражаемые. Основа образования понятий – это научное познание и практика.

Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Исходным материалом для новых суждений являются понятия, но сами понятия являются итогом тех суждений, которые притворяли образование данных понятий.

Умозаключениеэто форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Все жидкости текучи; вода – жидкость; вода текуча. Выделяют три важнейших вида умозаключений:

Дедуктивное –посылов выводится частное суждение по правилам логики. Все трейтяне – лжецы. Эпименид – трейтянин. Эпименид – лжец.

Индуктивное – форма мышления, посредством которой мысль наводится на общее правило. Земля, Марс, Сатурн и т.д. вращаются вокруг Солнца. Следовательно, все планеты вращаются вокруг солнца.

Традуктивное – это умозаключение, в котором посылка и вывод являются суждениями одинаковой общности, а вывод получается благодарю перемещению понятий. Иван – брат Петра. Пётр – брат Степана. Иван – брат Степана.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.008 с.)