Личность как объект и субъект воспитания. Биологическое и социальное развитие личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как объект и субъект воспитания. Биологическое и социальное развитие личности.



Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств.

Проблема соотношения биологического и социального – одна из наиболее важных и сложных проблем антропологии. В науке давно ведется дискуссия о природе, источниках и факторах развития человека между сторонниками основных философско-психолого-педагогических концепций: биологической, социологической и биосоциальной.

Ученые установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между особенностями формирующего влияния внешних и внутренних факторов.

К числу основных относятся следующие закономерности:

Развитие человека – внутренне детерминированный процесс; т.е. определяется внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями.

Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении.

Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии.

Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует.

 

Факторы, влияющие на формирование личности.

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

• В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности.

• Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности.

• Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей.

• Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида.

• Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека.

 

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Образование является специальным объектом педагогики и выступает в двух аспектах: как общественное явление и как педагогический процесс.

Цель образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, её интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте в связи с многогранностью их отношений.

В древности примером влияния особенностей общественных отношений на образование могут служить афинская и спартанская системы воспитания, которые существовали в Древней Греции одно время, но имели значительные отличия. В современном мире национальные системы образования также имеют свои отличия.

Примеры влияния социальных изменений на образование:

1) с появлением семьи как социального института её были переданы функции семейного воспитания;

2) возникновение государств привело к созданию первых систем образования (государство заинтересованно в массовой подготовке нужных специалистов, прежде всего – воинов и чиновников);

3) в наши дни демократизация общественных отношений требует демократизации образования.

Влияние образования на общество проявляется в том, что образование…:

- является способом социализации личности и преемственности поколений;

- средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

- ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности и т.п..

Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности.

 

6. Сущность образования как педагогической категории. Генезис образования как социального явления.

Понятие «образование» есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная и полисмысловая.

Сущность. Прежде всего суть образования заключается в том, что оно как идея есть концентрированное выражение и отражение социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях, удовлетворяемых специально созданной государственно-общественной системой общеобразовательных и специальных учебных учреждений. Эта общая система внутри каждого своего образовательного звена содержит свою подсистему. Все это составляет содержательно-формальную сущность образования как системы. Его суть в движении, активном деятельном общении, и утверждении в сознании и нервной системе идей, мыслей, категорий, и т.п.. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы.

Генезис. Для архаичного типа образования характерен общественный характер воспитания в доклассовом обществе, С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному. В Средние века развитие системы образования в Западной и Центральной Европе находилось в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в образовании: определяющее значение приобретает распространение естественно-научных знаний, снижается гуманистическая роль образования. Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения. На первый план вышли требования всесторонне и гармонично развитой личности. Эта задача решается прежде всего через обучение в школе.

 

Образование как процесс и результат педагогической деятельности.

Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем - через совершенствование сложившейся образовательной системы.

Для описания различных свойств и сторон образовательного процесса широко используется термин педагогический процесс, под которым понимается специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развитие личности воспитанников.

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство всех составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин).

Целостность педагогического процесса также проявляется во взаимосвязи и неразрывности основных процессов образования: воспитания и обучения.

Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – ребёнок. Однако такое разграничение субъекта и объекта весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, ребёнок является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения.

Поэтому педагог и ребёнок оба являются субъектами образовательного процесса.

Развитие личности – процесс постепенного совершенствования имеющихся качеств личности и приобретения личностью новых качеств. Социализация личности – это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит.

Развитие и социализация личности тесно связаны между собой. При развитии личность приобретает как социальные (необходимые для жизни в обществе), так и индивидуальные качества.

 

8. Российские и международные документы по образованию.

Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности.

Образование, согласно российскому законодательству – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» Закон РФ «Об образовании» (1992).

Система образования в РФ представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования;

- объединений юридических лиц, общественных и др.лиц в области образования.

В ст. Конституции РФ (ст. 43) перечислены права граждан и ответственность государства за исполнение образовательных прав.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Текущая Программа принята на период 2011-2015 годов. Её задачами являются:

- модернизация общего и дошкольного образования;

- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.028 с.)