Методология педагогики и методы педагогических исследований. Методологические принципы педагогических исследований. Структура педагогического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология педагогики и методы педагогических исследований. Методологические принципы педагогических исследований. Структура педагогического исследования.



Сущность понятия «методология педагогической науки»

Методология представляет собой систему общетеоретических взглядов, которые являются определяющими при решении практических задач.

Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.

К основным методологическим положениям можно отнести следующие положения.

1. Воспитание, которое, как и другие общественные явления, имеет социально-детерминированный характер.

2. Факторы, влияющие на развитие личности, которые находятся во внешней среде, развитие личности происходит под влиянием общества, в том числе и воспитания.

3. Активность самой личности имеет очень большое значение и играет основополагающую роль в саморазвитии и самосовершенствовании и т. д.

Классификации методов педагогического исследования

Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:

• эмпирические и теоретические; • констатирующие и преобразующие; • качественные и количественные; • методы обработки результатов исследования и др.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

• общетеоретические; • социологические; • социально-психологические; • математические.

Виды эксперимента:

По условивиям организации различают

• эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса); • лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных).

 

Сущность воспитания.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

 

Общие концепции воспитания.

Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий:

гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу); поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер); когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже); биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел); психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

-воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль; -эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс; -результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

-повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок; -необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства; -восстановление роли государства в воспитании молодого поколения; -расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.005 с.)