Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология педагогики и методы педагогических исследований. Методологические принципы педагогических исследований. Структура педагогического исследования.

Поиск

Сущность понятия «методология педагогической науки»

Методология представляет собой систему общетеоретических взглядов, которые являются определяющими при решении практических задач.

Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.

К основным методологическим положениям можно отнести следующие положения.

1. Воспитание, которое, как и другие общественные явления, имеет социально-детерминированный характер.

2. Факторы, влияющие на развитие личности, которые находятся во внешней среде, развитие личности происходит под влиянием общества, в том числе и воспитания.

3. Активность самой личности имеет очень большое значение и играет основополагающую роль в саморазвитии и самосовершенствовании и т. д.

Классификации методов педагогического исследования

Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:

• эмпирические и теоретические; • констатирующие и преобразующие; • качественные и количественные; • методы обработки результатов исследования и др.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

• общетеоретические; • социологические; • социально-психологические; • математические.

Виды эксперимента:

По условивиям организации различают

• эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса); • лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных).

 

Сущность воспитания.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

 

Общие концепции воспитания.

Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий:

гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу); поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер); когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже); биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел); психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

-воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль; -эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс; -результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

-повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок; -необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства; -восстановление роли государства в воспитании молодого поколения; -расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.46.85 (0.007 с.)