Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметно – проблемное поле современной педагогики. Становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предметно – проблемное поле современной педагогики. Становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики. На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики. Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку: -современная система образования и воспитания касается практически всех людей; -во многих странах создана система непрерывного образования человека; -она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Спектр ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века. Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук: 1)Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. 2)Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. 3)В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. 4)В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания. 5)В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека. Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные. Постоянные задачи: 1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. 2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. 3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки. 4. Задача внедрения результатов исследований в практику. Временные задачи: 1) создание библиотек электронных учебников; 2) разработка стандартов педагогического профессионализма; 3) выявление типичных стрессов в работе учителя; 4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей; 5) разработка тестов уровней педагогического мастерства; 6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик. Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют: 1)нормативные (государственные); 2)общественные; 3)инициативные; 4)формирования знаний; 5)организационная; 6)методическая; 7)формирования творческой деятельности Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование является специальным объектом педагогики и выступает в двух аспектах: как общественное явление и как педагогический процесс. Цель образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, её интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте в связи с многогранностью их отношений. В древности примером влияния особенностей общественных отношений на образование могут служить афинская и спартанская системы воспитания, которые существовали в Древней Греции одно время, но имели значительные отличия. В современном мире национальные системы образования также имеют свои отличия. Примеры влияния социальных изменений на образование: 1) с появлением семьи как социального института её были переданы функции семейного воспитания; 2) возникновение государств привело к созданию первых систем образования (государство заинтересованно в массовой подготовке нужных специалистов, прежде всего – воинов и чиновников); 3) в наши дни демократизация общественных отношений требует демократизации образования. Влияние образования на общество проявляется в том, что образование…: - является способом социализации личности и преемственности поколений; - средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники; - ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности и т.п.. Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности.
6. Сущность образования как педагогической категории. Генезис образования как социального явления. Понятие «образование» есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная и полисмысловая. Сущность. Прежде всего суть образования заключается в том, что оно как идея есть концентрированное выражение и отражение социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях, удовлетворяемых специально созданной государственно-общественной системой общеобразовательных и специальных учебных учреждений. Эта общая система внутри каждого своего образовательного звена содержит свою подсистему. Все это составляет содержательно-формальную сущность образования как системы. Его суть в движении, активном деятельном общении, и утверждении в сознании и нервной системе идей, мыслей, категорий, и т.п.. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы. Генезис. Для архаичного типа образования характерен общественный характер воспитания в доклассовом обществе, С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному. В Средние века развитие системы образования в Западной и Центральной Европе находилось в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в образовании: определяющее значение приобретает распространение естественно-научных знаний, снижается гуманистическая роль образования. Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения. На первый план вышли требования всесторонне и гармонично развитой личности. Эта задача решается прежде всего через обучение в школе.
Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем - через совершенствование сложившейся образовательной системы. Для описания различных свойств и сторон образовательного процесса широко используется термин педагогический процесс, под которым понимается специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развитие личности воспитанников. Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство всех составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин). Целостность педагогического процесса также проявляется во взаимосвязи и неразрывности основных процессов образования: воспитания и обучения. Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – ребёнок. Однако такое разграничение субъекта и объекта весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, ребёнок является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения. Поэтому педагог и ребёнок оба являются субъектами образовательного процесса. Развитие личности – процесс постепенного совершенствования имеющихся качеств личности и приобретения личностью новых качеств. Социализация личности – это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит. Развитие и социализация личности тесно связаны между собой. При развитии личность приобретает как социальные (необходимые для жизни в обществе), так и индивидуальные качества.
8. Российские и международные документы по образованию. Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности. Образование, согласно российскому законодательству – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» Закон РФ «Об образовании» (1992). Система образования в РФ представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов: - преемственных образовательных программ различных уровня и направленности; - сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; - органов, осуществляющих управление в сфере образования; - объединений юридических лиц, общественных и др.лиц в области образования. В ст. Конституции РФ (ст. 43) перечислены права граждан и ответственность государства за исполнение образовательных прав. 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Текущая Программа принята на период 2011-2015 годов. Её задачами являются: - модернизация общего и дошкольного образования; - приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; - развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Сущность воспитания. Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Общие концепции воспитания. Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий: гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу); поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер); когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже); биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел); психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон). Характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях: -воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль; -эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс; -результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу. Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений: -повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок; -необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства; -восстановление роли государства в воспитании молодого поколения; -расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.
Виды обучения в педагогике 1)Объяснительно-иллюстративное обучение. 2)Проблемное обучение 3)Программное обучение 4)Компьютерное обучение.
Предметно – проблемное поле современной педагогики. Становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики. На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики. Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку: -современная система образования и воспитания касается практически всех людей; -во многих странах создана система непрерывного образования человека; -она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Спектр ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века. Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук: 1)Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. 2)Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. 3)В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. 4)В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания. 5)В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека. Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные. Постоянные задачи: 1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. 2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. 3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки. 4. Задача внедрения результатов исследований в практику. Временные задачи: 1) создание библиотек электронных учебников; 2) разработка стандартов педагогического профессионализма; 3) выявление типичных стрессов в работе учителя; 4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей; 5) разработка тестов уровней педагогического мастерства; 6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик. Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют: 1)нормативные (государственные); 2)общественные; 3)инициативные; 4)формирования знаний; 5)организационная; 6)методическая; 7)формирования творческой деятельности Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.69 (0.014 с.) |