Предметно – проблемное поле современной педагогики. Становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметно – проблемное поле современной педагогики. Становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики.



Предметно – проблемное поле современной педагогики. Становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

-современная система образования и воспитания касается практически всех людей; -во многих странах создана система непрерывного образования человека; -она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Спектр ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.

Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук:

1)Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. 2)Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. 3)В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. 4)В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания. 5)В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.

Постоянные задачи:

1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. 2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. 3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки. 4. Задача внедрения результатов исследований в практику.

Временные задачи:

1) создание библиотек электронных учебников; 2) разработка стандартов педагогического профессионализма; 3) выявление типичных стрессов в работе учителя; 4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей; 5) разработка тестов уровней педагогического мастерства; 6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.

Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют:

1)нормативные (государственные); 2)общественные; 3)инициативные; 4)формирования знаний; 5)организационная; 6)методическая; 7)формирования творческой деятельности

Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.

 

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Образование является специальным объектом педагогики и выступает в двух аспектах: как общественное явление и как педагогический процесс.

Цель образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, её интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте в связи с многогранностью их отношений.

В древности примером влияния особенностей общественных отношений на образование могут служить афинская и спартанская системы воспитания, которые существовали в Древней Греции одно время, но имели значительные отличия. В современном мире национальные системы образования также имеют свои отличия.

Примеры влияния социальных изменений на образование:

1) с появлением семьи как социального института её были переданы функции семейного воспитания;

2) возникновение государств привело к созданию первых систем образования (государство заинтересованно в массовой подготовке нужных специалистов, прежде всего – воинов и чиновников);

3) в наши дни демократизация общественных отношений требует демократизации образования.

Влияние образования на общество проявляется в том, что образование…:

- является способом социализации личности и преемственности поколений;

- средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

- ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности и т.п..

Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности.

 

6. Сущность образования как педагогической категории. Генезис образования как социального явления.

Понятие «образование» есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная и полисмысловая.

Сущность. Прежде всего суть образования заключается в том, что оно как идея есть концентрированное выражение и отражение социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях, удовлетворяемых специально созданной государственно-общественной системой общеобразовательных и специальных учебных учреждений. Эта общая система внутри каждого своего образовательного звена содержит свою подсистему. Все это составляет содержательно-формальную сущность образования как системы. Его суть в движении, активном деятельном общении, и утверждении в сознании и нервной системе идей, мыслей, категорий, и т.п.. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы.

Генезис. Для архаичного типа образования характерен общественный характер воспитания в доклассовом обществе, С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному. В Средние века развитие системы образования в Западной и Центральной Европе находилось в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в образовании: определяющее значение приобретает распространение естественно-научных знаний, снижается гуманистическая роль образования. Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения. На первый план вышли требования всесторонне и гармонично развитой личности. Эта задача решается прежде всего через обучение в школе.

 

Образование как процесс и результат педагогической деятельности.

Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем - через совершенствование сложившейся образовательной системы.

Для описания различных свойств и сторон образовательного процесса широко используется термин педагогический процесс, под которым понимается специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развитие личности воспитанников.

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство всех составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин).

Целостность педагогического процесса также проявляется во взаимосвязи и неразрывности основных процессов образования: воспитания и обучения.

Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – ребёнок. Однако такое разграничение субъекта и объекта весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, ребёнок является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения.

Поэтому педагог и ребёнок оба являются субъектами образовательного процесса.

Развитие личности – процесс постепенного совершенствования имеющихся качеств личности и приобретения личностью новых качеств. Социализация личности – это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит.

Развитие и социализация личности тесно связаны между собой. При развитии личность приобретает как социальные (необходимые для жизни в обществе), так и индивидуальные качества.

 

8. Российские и международные документы по образованию.

Современное образование – это сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности.

Образование, согласно российскому законодательству – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» Закон РФ «Об образовании» (1992).

Система образования в РФ представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования;

- объединений юридических лиц, общественных и др.лиц в области образования.

В ст. Конституции РФ (ст. 43) перечислены права граждан и ответственность государства за исполнение образовательных прав.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. Текущая Программа принята на период 2011-2015 годов. Её задачами являются:

- модернизация общего и дошкольного образования;

- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

 

Сущность воспитания.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

 

Общие концепции воспитания.

Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий:

гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу); поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер); когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже); биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел); психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

-воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль; -эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс; -результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

-повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок; -необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства; -восстановление роли государства в воспитании молодого поколения; -расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

 

Виды обучения в педагогике

1)Объяснительно-иллюстративное обучение. 2)Проблемное обучение 3)Программное обучение 4)Компьютерное обучение.

 

Предметно – проблемное поле современной педагогики. Становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

-современная система образования и воспитания касается практически всех людей; -во многих странах создана система непрерывного образования человека; -она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Спектр ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.

Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук:

1)Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. 2)Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. 3)В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. 4)В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания. 5)В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.

Постоянные задачи:

1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. 2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. 3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки. 4. Задача внедрения результатов исследований в практику.

Временные задачи:

1) создание библиотек электронных учебников; 2) разработка стандартов педагогического профессионализма; 3) выявление типичных стрессов в работе учителя; 4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей; 5) разработка тестов уровней педагогического мастерства; 6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.

Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют:

1)нормативные (государственные); 2)общественные; 3)инициативные; 4)формирования знаний; 5)организационная; 6)методическая; 7)формирования творческой деятельности

Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.243.190 (0.044 с.)