Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство по делам о банкротстве и процедуры банкротства

Поиск

Производство по делам о банкротстве является особым производством, так как в нем осуществляется защита интересов заявителя и других лиц, участвующих в деле, путем установления арбитражным судом юридического состояния (состоятельности или несостоятельности) должника9. Этим предопределяются особенности возбуждения и рассмотрения указанных дел.

Дела о банкротстве подведомственны арбитражным судам и рассматриваются ими по месту нахождения (жительства) должника, т. е. относятся к делам исключительной подсудности. Такие дела рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства (гл. 28 АПК).

Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением (ст. 7 Закона о банкротстве). Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы.

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. В случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о банкротстве, на должника возлагается обязанность по подаче заявления в арбитражный суд и установлена ответственность руководителя юридического лица и индивидуального предпринимателя за неисполнение этой обязанности.

Большинство дел о банкротстве возбуждается по заявлениям конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней со дня принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (п.3 ст.6 Закона о банкротстве).

Заявление о признании должника банкротом облагается государственной пошлиной (ст. 333.21 НК).

Не позднее 5 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, судья единолично выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом, а если имеются основания - определение об отказе в принятии указанного заявления либо определение о возвращении такого заявления (ст. 42-44). Соответствующие определения могут быть обжалованы.

В ходе подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству устанавливается круг лиц, участвующих в деле, проверяется обоснованность требований заявителя и других кредиторов к должнику, принимаются меры по обеспечению заявленных требований кредиторов, утверждается соответствующий арбитражный управляющий.

К лицам, участвующим в деле, относятся должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве (например, при банкротстве градообразующей организации); лица, предоставившие обеспечение для проведения процедуры финансового оздоровления. Лица, участвующие в деле, будучи заинтересованными в исходе дела, имеют права и несут обязанности, установленные ст. 41 АПК, а также Законом о банкротстве.

К лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, относятся: представители работников должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, участников должника, собрания (комитета) кредиторов; иные лица в случаях, предусмотренных законом, например, свидетели, эксперты, переводчики (ст. 54 АПК), федеральный орган страхового надзора (ст. 183 Закона о банкротстве). Права и обязанности таких лиц определяются нормами АПК (ст. 55-57) и Закона о банкротстве.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом коллегиально в срок, не превышающий 7 месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона о банкротстве). По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов:

  1. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если установлены признаки банкротства;
  2. решение об отказе в признании должника банкротом, если отсутствуют признаки банкротства;
  3. определение о введении финансового оздоровления, если имеется соответствующее ходатайство;
  4. определение о введении внешнего управления имуществом должника, если имеются основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
  5. определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если между должником и кредиторами заключено мировое соглашение, либо по результатам проведения процедуры внешнего управления восстановлена платежеспособность должника, либо по иным основаниям, предусмотренным ст. 57 Закона о банкротстве;
  6. определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
  7. определение об утверждении мирового соглашения.

Другие судебные акты по результатам рассмотрения дела о банкротстве не могут быть приняты. Однако в ходе производства по делу о банкротстве могут приниматься различные определения по процессуальным вопросам.

Судебные акты, принимаемые по результатам рассмотрения дела о банкротстве, а также иные определения, принимаемые в ходе производства по такому делу, по общему правилу, подлежат немедленному исполнению. Это способствует рассмотрению дела о банкротстве без задержек.

Закон о банкротстве предусматривает правила об опубликовании сведений о судебных актах, вынесенных арбитражным судом (ст. 54), что имеет важное значение, так как позволяет лицам, участвующим в деле, отслеживать ход дела. Арбитражный суд публикует указанные сведения независимо от опубликования объявлений арбитражными управляющими.

Законом о банкротстве предусмотрен упрощенный порядок рассмотрения заявлений и жалоб, возникающих в ходе дела о банкротстве. По результатам рассмотрения таких заявлений и жалоб арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано.

Обжалование и пересмотр актов арбитражного суда по делам о банкротстве осуществляется по общим правилам разд. VI АПК, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 61 Закона о банкротстве.

Процедуры банкротства. Для гибкого регулирования отношений, связанных с неплатежеспособностью участников торгового оборота Закон о банкротстве предусматривает множественность процедур, которые могут применяться к должникам в зависимости от их экономического положения, правового статуса, возможности восстановления платежеспособности и других обстоятельств.

К должнику - юридическому лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве, могут применяться следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства (процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника). Применительно к отдельным категориям должников – юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых, стратегических организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, субъектов естественных монополий) эти процедуры применяются с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве.

К должнику - гражданину применимы только некоторые из названных процедур: конкурсное производство, мировое соглашение и упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника (ст. 27 Закона о банкротстве). Применительно к индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам указанные процедуры могут иметь особенности. К крестьянским (фермерским) хозяйствам применимы процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

Каждая процедура банкротства имеет цель, содержание и сроки реализации. Цели процедур банкротства (кроме мирового соглашения, которое заключается в рамках производства по делу о банкротстве, но исполняется после его прекращения) реализуются арбитражными управляющими (временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) под контролем собрания (комитета) кредиторов (ст. 12-15), СРО (ст. 21, 22) и арбитражного суда.

Характеризуя процедуры, применяемые к неплатежеспособному должнику, в целом, необходимо отметить следующее:

  • Закон о банкротстве употребляет термин «процедуры банкротства» условно, так как процедурой банкротства в точном смысле слова является лишь конкурсное производство, а также его упрощенные разновидности: процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника. Эти процедуры являются процедурами банкротства, так как применяются к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) не являются в точном смысле слова процедурами банкротства, так как применяются к должнику, не признанному банкротом;
  • в Законе о банкротстве отдается предпочтение реабилитационным процедурам (финансовому оздоровлению и внешнему управлению) перед ликвидационной процедурой конкурсного производства. Это следует из положений Закона, в соответствии с которыми решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления. Иначе говоря, если имеются основания для введения реабилитационных процедур, то, несмотря на наличие признаков банкротства, в отношении должника должна быть применена не процедура принудительной ликвидации (конкурсное производство), а реабилитационная процедура. Такая целевая установка законодателя, судя по судебной практике, не оправдывает себя, поскольку в абсолютном большинстве случаев процедура внешнего управления не приводит к восстановлению платежеспособности, после затрат значительного времени и сил должник все равно признается банкротом.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней со дня вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. К последствиям введения наблюдения относятся следующие:

  • органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. В частности, они могут совершать определенные сделки (более 5% балансовой стоимости активов должника и др.) исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме;
  • органы управления должника не вправе принимать определенные решения, в частности, о реорганизации и ликвидации должника;
  • руководитель должника может быть отстранен от должности арбитражным судом по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований Закона о банкротстве. Исполнение обязанностей руководителя должника в таком случае возлагаются на иное лицо, представленное уполномоченными органами должника.

По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения прекращается на основании решения первого собрания кредиторов с момента принятия арбитражным судом:

  1. решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо
  2. определения о введении финансового оздоровления, либо
  3. определения о введении внешнего управления, либо
  4. определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу.

Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры наблюдения для отдельных категорий должников, например, сельскохозяйственных организаций (ст. 178).

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Реализация указанной процедуры по существу означает реструктуризацию задолженности должника - юридического лица. Задолженность должна быть погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет.

Если задолженность не будет погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности, она погашается лицами, ходатайствовавшими о введении финансового оздоровления и предоставившими обеспечение (участники должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица). Предоставление обеспечения в виде залога, банковской гарантии, поручительства или иных способов, не противоречащих Закону о банкротстве - необходимое условие введения процедуры финансового оздоровления.

Последствия введения финансового оздоровления определены ст. 81, 82 Закона о банкротстве. В частности, органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями; должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов, а в иных случаях административного управляющего, совершать определенные сделки (сделки с заинтересованностью, крупные сделки), принимать решение о реорганизации; руководитель должника может быть отстранен от должности, если он ненадлежащим образом исполняет план финансового оздоровления, нарушает права и законные интересы кредиторов или предоставивших обеспечение лиц.

По окончании срока процедуры должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. Административный управляющий рассматривает отчет должника и составляет свое заключение, которое направляет кредиторам и в арбитражный суд. По результатам рассмотрения материалов арбитражный суд принимает один из судебных актов: 1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными; 2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; 3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры финансового оздоровления применительно к отдельным категориям должников, например, в отношении стратегических организаций (ст. 194).

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Процедура вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Важнейшими последствиями введения внешнего управления являются:

  • прекращение полномочий руководителя должника, других органов управления должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, за исключением некоторых полномочий (принятие решений об увеличении уставного капитала, о продаже предприятия должника, о замещении его активов и др.);
  • введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 95).

К мерам по восстановлению платежеспособности должника, которые осуществляются внешним управляющим на основе утвержденного собранием кредиторов плана внешнего управления, в частности, относятся: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника участниками и третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприятия должника; замещение активов должника.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего и других материалов дела выносится один из судебных актов:

  1. определение о прекращении производства по делу в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
  2. определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  3. определение о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
  4. определение об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае выявления обстоятельств, препятствующих утверждению отчета;
  5. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры внешнего управления в отношении отдельных категорий должников, например, при банкротстве градообразующих организаций (ст. 171).

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, предусмотренной законом, за счет имущества должника. Конкурсное производство вводится сроком на год, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Последствия открытия конкурсного производства определены ст. 126 Закона о банкротстве. В частности, срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, за исключением полномочий по принятию решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника; полномочия по управлению делами должника переходят к конкурсному управляющему.

Основными задачами конкурсного управляющего являются: 1) формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства, 2) выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований в очередности, предусмотренной законом.

Конкурсная масса - это имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. В конкурсную массу не включается имущество, изъятое из оборота; имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на занятие определенными видами предпринимательской деятельности; иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество.

Формируя конкурсную массу, в целях ее сохранения, конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и его обязательств. Заключительной стадией формирования конкурсной массы является реализация всего имущества, составляющего ее, в целях обращения в денежные средства. Продажа имущества осуществляется, как правило, на открытых торгах, преимущественно в форме аукциона, что позволяет получить максимально возможную в данных условиях цену.

Одновременно с формированием конкурсной массы конкурсный управляющий выявляет требования кредиторов, подлежащие удовлетворению, формирует реестр требований кредиторов. После окончания срока для предъявления требований кредиторами конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который отражает размер и очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 16, 134-138 Закона о банкротстве).

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагает документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов путем исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, участниками должника либо третьими лицами - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляется конкурсным управляющим в ФНС России и является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица - должника.

Закон о банкротстве определяет особенности конкурсного производства при банкротстве отдельных категорий должников, например, кредитных организаций (ст. 182), страховых организаций (ст. 186), ликвидируемого должника (ст. 224-226), отсутствующего должника (ст. 227-230) и др.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении содержания связывающих их обязательств. Мировое соглашение направлено на изменение содержания обязательств, связывающих должника и кредиторов. Оно может содержать различные условия удовлетворения должником требований кредиторов, не противоречащие закону. В частности, это могут быть условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника, об уступке прав требования должника, об исполнении обязательств должника третьими лицами, о скидке с долга, об обмене требований кредиторов на акции должника.

Мировое соглашение может быть заключено только в отношении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (кредиторы третьей очереди) при следующих условиях: 1) задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очередей погашена полностью (п. 1 ст. 158), 2) за заключение мирового соглашения проголосовало большинство кредиторов третьей очереди, включая всех кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника (п. 2 ст. 150).

Защищая интересы тех кредиторов, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участия в голосовании, Закон о банкротстве предусматривает, что условия мирового соглашения для этих кредиторов не могут быть хуже, чем для кредиторов, голосовавших за его заключение.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. С этого момента прекращается производство по делу о банкротстве, должник приступает к погашению задолженности перед кредиторами на условиях мирового соглашения. В случае отмены определения об утверждении мирового соглашения либо его расторжения, производство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение.

Тема 4. Правовой режим имущества предпринимателей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.015 с.)