Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производство по делам о банкротстве и процедуры банкротстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Производство по делам о банкротстве является особым производством, так как в нем осуществляется защита интересов заявителя и других лиц, участвующих в деле, путем установления арбитражным судом юридического состояния (состоятельности или несостоятельности) должника9. Этим предопределяются особенности возбуждения и рассмотрения указанных дел. Дела о банкротстве подведомственны арбитражным судам и рассматриваются ими по месту нахождения (жительства) должника, т. е. относятся к делам исключительной подсудности. Такие дела рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства (гл. 28 АПК). Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением (ст. 7 Закона о банкротстве). Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы. Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. В случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о банкротстве, на должника возлагается обязанность по подаче заявления в арбитражный суд и установлена ответственность руководителя юридического лица и индивидуального предпринимателя за неисполнение этой обязанности. Большинство дел о банкротстве возбуждается по заявлениям конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней со дня принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (п.3 ст.6 Закона о банкротстве). Заявление о признании должника банкротом облагается государственной пошлиной (ст. 333.21 НК). Не позднее 5 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, судья единолично выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом, а если имеются основания - определение об отказе в принятии указанного заявления либо определение о возвращении такого заявления (ст. 42-44). Соответствующие определения могут быть обжалованы. В ходе подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству устанавливается круг лиц, участвующих в деле, проверяется обоснованность требований заявителя и других кредиторов к должнику, принимаются меры по обеспечению заявленных требований кредиторов, утверждается соответствующий арбитражный управляющий. К лицам, участвующим в деле, относятся должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве (например, при банкротстве градообразующей организации); лица, предоставившие обеспечение для проведения процедуры финансового оздоровления. Лица, участвующие в деле, будучи заинтересованными в исходе дела, имеют права и несут обязанности, установленные ст. 41 АПК, а также Законом о банкротстве. К лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, относятся: представители работников должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, участников должника, собрания (комитета) кредиторов; иные лица в случаях, предусмотренных законом, например, свидетели, эксперты, переводчики (ст. 54 АПК), федеральный орган страхового надзора (ст. 183 Закона о банкротстве). Права и обязанности таких лиц определяются нормами АПК (ст. 55-57) и Закона о банкротстве. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом коллегиально в срок, не превышающий 7 месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона о банкротстве). По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов:
Другие судебные акты по результатам рассмотрения дела о банкротстве не могут быть приняты. Однако в ходе производства по делу о банкротстве могут приниматься различные определения по процессуальным вопросам. Судебные акты, принимаемые по результатам рассмотрения дела о банкротстве, а также иные определения, принимаемые в ходе производства по такому делу, по общему правилу, подлежат немедленному исполнению. Это способствует рассмотрению дела о банкротстве без задержек. Закон о банкротстве предусматривает правила об опубликовании сведений о судебных актах, вынесенных арбитражным судом (ст. 54), что имеет важное значение, так как позволяет лицам, участвующим в деле, отслеживать ход дела. Арбитражный суд публикует указанные сведения независимо от опубликования объявлений арбитражными управляющими. Законом о банкротстве предусмотрен упрощенный порядок рассмотрения заявлений и жалоб, возникающих в ходе дела о банкротстве. По результатам рассмотрения таких заявлений и жалоб арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано. Обжалование и пересмотр актов арбитражного суда по делам о банкротстве осуществляется по общим правилам разд. VI АПК, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 61 Закона о банкротстве. Процедуры банкротства. Для гибкого регулирования отношений, связанных с неплатежеспособностью участников торгового оборота Закон о банкротстве предусматривает множественность процедур, которые могут применяться к должникам в зависимости от их экономического положения, правового статуса, возможности восстановления платежеспособности и других обстоятельств. К должнику - юридическому лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве, могут применяться следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства (процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника). Применительно к отдельным категориям должников – юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых, стратегических организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, субъектов естественных монополий) эти процедуры применяются с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве. К должнику - гражданину применимы только некоторые из названных процедур: конкурсное производство, мировое соглашение и упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника (ст. 27 Закона о банкротстве). Применительно к индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам указанные процедуры могут иметь особенности. К крестьянским (фермерским) хозяйствам применимы процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. Каждая процедура банкротства имеет цель, содержание и сроки реализации. Цели процедур банкротства (кроме мирового соглашения, которое заключается в рамках производства по делу о банкротстве, но исполняется после его прекращения) реализуются арбитражными управляющими (временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) под контролем собрания (комитета) кредиторов (ст. 12-15), СРО (ст. 21, 22) и арбитражного суда. Характеризуя процедуры, применяемые к неплатежеспособному должнику, в целом, необходимо отметить следующее:
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней со дня вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. К последствиям введения наблюдения относятся следующие:
По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов. Процедура наблюдения прекращается на основании решения первого собрания кредиторов с момента принятия арбитражным судом:
Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры наблюдения для отдельных категорий должников, например, сельскохозяйственных организаций (ст. 178). Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Реализация указанной процедуры по существу означает реструктуризацию задолженности должника - юридического лица. Задолженность должна быть погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет. Если задолженность не будет погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности, она погашается лицами, ходатайствовавшими о введении финансового оздоровления и предоставившими обеспечение (участники должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица). Предоставление обеспечения в виде залога, банковской гарантии, поручительства или иных способов, не противоречащих Закону о банкротстве - необходимое условие введения процедуры финансового оздоровления. Последствия введения финансового оздоровления определены ст. 81, 82 Закона о банкротстве. В частности, органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями; должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов, а в иных случаях административного управляющего, совершать определенные сделки (сделки с заинтересованностью, крупные сделки), принимать решение о реорганизации; руководитель должника может быть отстранен от должности, если он ненадлежащим образом исполняет план финансового оздоровления, нарушает права и законные интересы кредиторов или предоставивших обеспечение лиц. По окончании срока процедуры должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. Административный управляющий рассматривает отчет должника и составляет свое заключение, которое направляет кредиторам и в арбитражный суд. По результатам рассмотрения материалов арбитражный суд принимает один из судебных актов: 1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными; 2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; 3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства. Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры финансового оздоровления применительно к отдельным категориям должников, например, в отношении стратегических организаций (ст. 194). Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Процедура вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Важнейшими последствиями введения внешнего управления являются:
К мерам по восстановлению платежеспособности должника, которые осуществляются внешним управляющим на основе утвержденного собранием кредиторов плана внешнего управления, в частности, относятся: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника участниками и третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприятия должника; замещение активов должника. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего и других материалов дела выносится один из судебных актов:
Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры внешнего управления в отношении отдельных категорий должников, например, при банкротстве градообразующих организаций (ст. 171). Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, предусмотренной законом, за счет имущества должника. Конкурсное производство вводится сроком на год, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Последствия открытия конкурсного производства определены ст. 126 Закона о банкротстве. В частности, срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, за исключением полномочий по принятию решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника; полномочия по управлению делами должника переходят к конкурсному управляющему. Основными задачами конкурсного управляющего являются: 1) формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства, 2) выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований в очередности, предусмотренной законом. Конкурсная масса - это имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. В конкурсную массу не включается имущество, изъятое из оборота; имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на занятие определенными видами предпринимательской деятельности; иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество. Формируя конкурсную массу, в целях ее сохранения, конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и его обязательств. Заключительной стадией формирования конкурсной массы является реализация всего имущества, составляющего ее, в целях обращения в денежные средства. Продажа имущества осуществляется, как правило, на открытых торгах, преимущественно в форме аукциона, что позволяет получить максимально возможную в данных условиях цену. Одновременно с формированием конкурсной массы конкурсный управляющий выявляет требования кредиторов, подлежащие удовлетворению, формирует реестр требований кредиторов. После окончания срока для предъявления требований кредиторами конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который отражает размер и очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 16, 134-138 Закона о банкротстве). После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагает документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов путем исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, участниками должника либо третьими лицами - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляется конкурсным управляющим в ФНС России и является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица - должника. Закон о банкротстве определяет особенности конкурсного производства при банкротстве отдельных категорий должников, например, кредитных организаций (ст. 182), страховых организаций (ст. 186), ликвидируемого должника (ст. 224-226), отсутствующего должника (ст. 227-230) и др. Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении содержания связывающих их обязательств. Мировое соглашение направлено на изменение содержания обязательств, связывающих должника и кредиторов. Оно может содержать различные условия удовлетворения должником требований кредиторов, не противоречащие закону. В частности, это могут быть условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника, об уступке прав требования должника, об исполнении обязательств должника третьими лицами, о скидке с долга, об обмене требований кредиторов на акции должника. Мировое соглашение может быть заключено только в отношении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (кредиторы третьей очереди) при следующих условиях: 1) задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очередей погашена полностью (п. 1 ст. 158), 2) за заключение мирового соглашения проголосовало большинство кредиторов третьей очереди, включая всех кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника (п. 2 ст. 150). Защищая интересы тех кредиторов, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участия в голосовании, Закон о банкротстве предусматривает, что условия мирового соглашения для этих кредиторов не могут быть хуже, чем для кредиторов, голосовавших за его заключение. Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. С этого момента прекращается производство по делу о банкротстве, должник приступает к погашению задолженности перед кредиторами на условиях мирового соглашения. В случае отмены определения об утверждении мирового соглашения либо его расторжения, производство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение. Тема 4. Правовой режим имущества предпринимателей
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.015 с.) |