Обеспечение конкурентной среды и ограничение монополизма в сфере экономики и предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение конкурентной среды и ограничение монополизма в сфере экономики и предпринимательства



Весь исторический опыт современной цивилизации показывает, что конкурентное состояние экономики – непреложное требование объективных экономических законов. Образно выражаясь, «конкуренция – двигатель прогресса». Поэтому одной из главных задач, которые стоят перед государством в области регулирования экономических отношений и предпринимательства, - это обеспечение конкурентной среды в экономике в целом и во всех ее отраслях. Основные реформы, проведенные в России после распада СССР, и сводились по существу к созданию конкурентоспособной рыночной экономики; были осуществлены:

  • отказ от планирования производства и распределения материальных благ;
  • прекращение нормирования ценообразования на подавляющее большинство товаров, работ, услуг;
  • разгосударствление и демонополизация экономики путем приватизации государственного и муниципального имущества;
  • открыт свободный доступ на рынок всех желающих использовать свое имущество и свои способности для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью;
  • конкурентное состояние российской экономики было провозглашено одной из основ конституционного строя России. В п. 1 ст. 8 Конституции РФ сказано, что в РФ … «гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Реализуя конституционные гарантии конкуренции, государство приняло меры по эффективному правовому регулированию рыночных отношений: в 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а в 1999 г. – Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», которые с изменениями и дополнениями действовали вплоть до 27 октября 2006 г., когда вступил в силу ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующий в настоящее время с некоторыми изменениями и дополнениями17.

Обязанности по поддержанию конкурентной среды в экономике были возложены на специально созданный федеральный орган исполнительной власти – Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, который позднее был преобразован в одноименное федеральное Министерство. А ныне функции по контролю и надзору за состоянием конкурентной среды переданы, в связи с упразднением этого Министерства согласно п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Антиподом конкуренции является монополизм, который неизбежно влечет за собой ограничение конкуренции, создание неравных условий в экономическом соревновании хозяйствующих субъектов, появление преимуществ у субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Поэтому одним из направлений регулирования конкуренции является ограничение монополизма или, другими словами, - монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.

В зависимости от источника происхождения различаются три вида монополий: естественная, государственная и стихийная или рыночная.

Естественная монополия образуется в силу определенных объективных причин: географических, климатических, производственно-технических и т. п. Благодаря действию таких причин допускается монопольное положение хозяйствующих субъектов, имеющих возможность использовать указанные объективные факторы в своей деятельности. Признание естественных монополий всегда должно быть обусловлено тем, что производство продукции или иного товарного результата хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии более экономично, чем то же самое производство в условиях конкуренции при отсутствии естественной монополии.

Государство принимает меры к тому, чтобы сохранить число естественных монополий и по возможности создать условия для конкуренции в тех отраслях, где раньше преобладали естественные монополии. Так, осуществлены кардинальные реформы в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте. Благодаря преобразованиям и, в частности, реорганизации существовавших субъектов естественных монополий созданы рынки электрической и тепловой энергии, и также рынок железнодорожных перевозок. Эти преобразования закреплены Федеральными законами от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».

Соответственно в настоящее время хозяйствующие субъекты действуют как субъекты естественных монополий в следующих сферах, согласно п. 1 ст. 4 ФЗ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии.

Очевидно по мере создания необходимых условий государство и далее будет проводить мероприятия по реформированию естественных монополий18. В п. 3 ст. 4 Закона «О естественных монополиях» подчеркнуто: «Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий… из состояния естественной монополии… в состояние конкурентного рынка».

Государственная монополия представляет собой монополию государства на производство и реализацию каких-либо товаров, выполнение работ, оказание услуг. В Советском Союзе, например, существовала государственная монополия внешней торговли, которая была отменена только в 1989 г. В Российской Федерации государственная монополия сохраняется как исключительное явление в особых сферах экономики. В настоящее время действует государственная монополия на эмиссию национальной валюты в наличной форме (осуществляется ЦБ РФ) и государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, вооружений, военной техники, взрывчатых веществ. Государство оставляет за собой право вводить государственную монополию на иные виды товаров, работ и услуг, но для этого, естественно, должны быть серьезные основания. Так, в ст. 4 ФЗ от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» сказано, что государственная монополия … «на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ может вводиться федеральным законом».

Стихийная или рыночная – это монополия, складывающаяся в результате деятельности хозяйствующих субъектов и экономического соревнования между ними; субъекты рыночной монополии – это организации или индивидуальные предприниматели, занимающие ведущие позиции (доминирующее положение) с точки зрения объектов реализации в определенной отрасли или секторе (сегменте) рынка в границах конкретного региона.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается … «положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

По общему правилу, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если не будет установлено, что несмотря на превышение этой величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта с долей менее 50%, но более 35%, если иное не установлено законом.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации (страховой организации, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг) устанавливаются Правительством РФ, а условия признания доминирующим положения кредитной организации устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. «Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации», - фрагмент ч. 7 ст. 5 Закона «О защите конкуренции». ФАС ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Реестр ведется в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. № 896 (в ред. от 29.12.2008). Порядком формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Ограничения монополизма или монополистической деятельности выражаются в ряде запретов, установленных Законом «О защите конкуренции», в частности:

  • в запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10),
  • запрете на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов (ст. 11),
  • запрете на недобросовестную конкуренцию (ст. 14).

Наряду с запретами, адресованными хозяйствующим субъектам, в Законе «О защите конкуренции» содержатся запреты на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ (глава 3, ст.ст. 15-16).

В целях обеспечения конкуренции антимонопольный орган осуществляет контроль за экономической концентрацией, то есть за созданием коммерческих организаций, когда их учредителями выступают другие уже действующие коммерческие организации, слиянием коммерческих организаций и присоединением одной из них к другой, а также за сделками с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций. Контроль осуществляется главным образом за крупным капиталом. Например, предварительное согласие антимонопольного органа при создании, слиянии или присоединении коммерческих организаций должно быть получено в случаях, если: суммарная стоимость активов этих коммерческих организаций превышает 3 млрд руб., или их суммарная выручка от реализации товаров превышает 6 млрд руб., либо если одна из организаций, реорганизуемых при слиянии или присоединении, или один из учредителей при создании новой коммерческой организации включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.

Аналогичные с некоторой детализацией критерии установлены для контроля за сделками с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций.

Нарушение антимонопольного законодательства влечет за собой ответственность организаций, государственных и муниципальных органов, их должностных лиц.

Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, такая организация может быть подвергнута принудительной реорганизации в форме разделения или выделения. Решение об этом принимается в судебном порядке по иску антимонопольного органа, а в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с ЦБ РФ.

ФАС вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Порядок возбуждения и рассмотрения дел урегулирован Законом «О защите конкуренции» (глава 9, ст.ст. 39-52), а более подробно – Правилами рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ФАС от 2 февраля 2005 г. № 12. По результатам рассмотрения дел принимается решение и выдается предписание субъекту, нарушившему законодательство; это предписание обязательно для исполнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.014 с.)