Упражнения, направленные на развитие уверенности в себе
Лидер и его команда
Василиса Никитина (г. Москва)
Цели: 1. Раскрытие личностного потенциала участников группы. 2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон. З. Развитие способности к целеполаганию и организации групповой работы. Задачи: 1. Развитие взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу. 2. Формирование навыков понимания друг друга. З. Приобретение навыков принятия ответственности друг задруга. 4. Выявление и развитие представлений о лидерстве. 5. Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде. Средства: 1. Журналы, вырезки с подборкой картинок для коллажа. 2. Карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, клей, степлер, ватманы А3 (на каждую подгруппу). 3. Магнитофон, диски с фоновой музыкой. 4. Карточки для игры «Выборы царя зверей». 5. Анкеты для письменной рефлексии.
Представления о лидерстве
Индивидуальная работа на листочках (7—10 минут) Ведущий: Сейчасвам нужно будет ответить на два вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В первом столбце напишите:«Мои положительные качества», а во втором столбце - «Мои отрицательные качества». Подчеркните одной чертой качества, которые вы считаете, помогают вам быть лидером.
Работа в парах ( 10—15 минут). Ведущий: В течение 5 минут по очереди расскажите друг другу о своих сильных и слабых сторонах. Есть ли у вас лидерские качества? Выделите три самых важных качества «настоящего лидера» и объясните почему? Работа со всей группой ( 20—30минут). Ведущий: Итак, поработав в парах, вы рассказали друг другу о своих сильных и слабых сторонах, лидерских способностях каждого, и выделили три качества «настоящего лидера». Теперь по очереди вам нужно назвать эти качества, кратко аргументировав почему. Запись на доске называемых качеств. Обсуждение, ранжирование.
Перерыв (15—20 минут).
Отношение к лидерству
Коллаж «Настоящий лидер»
Работа в мини-группах ( по 4—5 человек). Ведущий: Каждой группе нужно будет создать коллаж на тему: «Настоящий лидер - это...» Для этого вы получите необходимые материалы, которые можно будет использовать при создании вашего коллажа. Время работы ограничено (30 минут), поэтому постарайтесь работать быстро и согласованно. Представление и просмотр получившихся работ. Обратная связь друг другу (10—15 минут).
Игра «Выборы царя зверей» Цель игры Развитие умения работать в команде. Формирование толерантного, позитивного отношения к лидерам с различными личностными особенностями и стилями работы в группе.
Введение в игровую ситуацию Ведущий: Сейчас мы с вами сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Называется она «Выборы царя зверей». Вступление: Как-то раз на лесной опушке, собрались все лесные зверушки... стали они обсуждать, кто будет льва заменять? Кто же издругих зверей достоин чести сей? Каждому из кандидатов нужно будет обосновать и аргументировано доказать: чем он отличается от других зверей и какие личные качества всех других важней (при каких условиях и ситуациях)? “ Ведущий: Итак, нам понадобятся пять желающих на роль кандидатов царя-зверей.
Этап 1. Распределение ролей. Вышедшие участники вытягивают карточки лидеров претендентов (см. приложение к игре). В списке кандидатов зарегистрировалось шесть лесных жителей (1 карточка запасная): 1) Лиса — хитра, дипломатична, находчива. 2) Заяц — скромен, застенчив, уступчив. 3) Медведь — силен, прямолинеен, настойчив. 4) Волк — храбр, спокоен, сдержан 5) Муравей — трудолюбив, умен, умеет работать в команде. б) Сова — мудра, уравновешенна, нетороплива.
Этап 2. Формирование группы поддержки ( 5минут). Ведущий: Сейчаскаждому лидеру по очереди нужно набрать себе команду из оставшихся участников (других лесных жителей).
Этап 3. РR-кампания (10—15 минут). Ведущий: Сейчас каждому лидеру и егогруппе поддержки необходимо выполнить следующее: — написать на листочке положительные черты, качества своего лидера в соответствии с выпавшей ролью (если вдруг группа считает, что у их кандидата только отрицательные качества, важно убедить посмотреть на эти черты с другой стороны и найти в минусах что-то положительное); — продумать рекламный ролик своего кандидата (по времени не более 3—5 минут). Ролик может быть сделан в любом формате: интервью, представляющее героя; инсценировка, представление личных качеств кандидата; рисунок, шарж, с последующей театрализацией и комментариями; стихотворение, песня.
Важное условие: каждый член группы должен принимать участиевобсуждении и создании презентации. Время работы 10 минут.
Этап 4. Презентация рекламных роликов в течение 3—5 минут на каждую команду (если есть возможность, желательно снять этот этап на камеру)
Этап 5. Дебаты между кандидатами (5—7 минут). Ведущий: Главные кандидаты садятся в центр круга. Сейчас у вас будет последняя возможность перед выборами показать, что вы лучший претендент на эту должность. Ваша задача — в течение 5 минут проявить себя в лучшем свете перед лесными жителями на этих дебатах. Все участники группы поддержки садитесь, пожалуйста, во внешний круг, вы теперь становитесь наблюдателями.
Этап 6. Выборы (5—10 минут).
Ведущий ׃ Итак, предвыборная кампания завершилась. Наступил день выборов. Каждая команда, скорее всего, хотела бы проголосовать за своего кандидата, считая его лучшим. Но у нас выборы будут организованы несколько иначе: команды должны будут обсудить и выбрать любого лидера, кроме своего, с кратким объяснением почему.
|