События тренинга, происходящие в пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

События тренинга, происходящие в пространстве




Где могут происходить события?
Во-первых, в пространстве внутреннего мира человека (будем называть его психологическим пространством). Следует оговориться, что выделение такого «внутреннего события» достаточно условно, поскольку происходящие в человеке изменения почти всегда находят внешнее выражение и наоборот — события, происходящие, например, в социальном плане, неизбежно превращаются в события внутреннего мира. Однако имея в виду цели практического применения, удобно пользоваться таким разделением.

Во-вторых, события могут происходить в пространстве дискурса. Дискурс (от франц. discours — речь) связный текст, взятый в событийном аспекте, в ситуации целенаправленного социального взаимодействия и влияния экстралингвистических прагматических, психологических и других факторов. Часто дискурс называют речью, «погруженной в жизнь», и поэтому указанное понятие порой распространяют на все виды прагматически обусловленной и различающейся по своим целеустановкам речи. Дискурс трактуется как актуализация текстуальной конструкции с точки зрения ментальных процессов и экстралингвистических факторов. Дискурс связан, с одной стороны, с конкретной прагматической ситуацией (интервью, психотерапевтическое взаимодействие, светская беседа, признание в любви и пр.), а с другой — со всей совокупностью характеристик речи участников коммуникации: с этническими, психологическими, социокультурными правилами и стратегиями порождения и понимания речи в тех или иных условиях, определяющих темп речи, связность субъективного и общепринятого, нового и известного, меру спонтанности и т.д.
Дискурс в контексте тренинга понимается как некий «живой текст» взаимодействия участников тренинга между собой. Практически всегда пространство дискурса может быть рассмотрено как особый — текстовый — мир, мир коммуникации, существующий не во внутреннем психологическом пространстве участников и не в физической реальности (внешнее трехмерное пространство не имеет для дискурса особого значения). Поэтому события, происходящие в пространстве дискурса, следует рассматривать как особый тип события.
В-третьих, события могут происходить в физическом пространстве помещения, в котором проходит тренинг. Это события, которые связаны с двигательной активностью участников, с реализуемой ими деятельностью во внешнем плане. Моторные акты, осуществляемые членами группы, в отличие от двух предыдущих способов разворачивания событий, требуют уже реального, физического пространства.
Наиболее распространенная форма пространственной организации участников тренинга — круг (хотя есть такие виды тренингов, где круг может вообще не использоваться — например, в бизнес-тренингах).
Почему круг? Причин много. Это идеальная геометрическая фигура. Это известный с древности, смыслово и метафорически насыщенный знак. Это сильнейший архетип. Это простейшая возможность оказаться всем лицом к лицу. Это наиболее удобная для общения форма. Это символ равенства.

Однако в ситуации работы с разными пространствами разворачивания событий следует менять и пространственное расположение участников:
1) при работе с пространством внутреннего мира, например при рисовании, лучше попросить участников покинуть круг (или развернуться спиной к кругу), а в других случаях, может быть, даже лежать на матах, чтобы чувствовать себя комфортно и расслабленно;
2) в ситуации работы с пространством дискурса работа в кругу оптимальна;
З) если события должны актуализироваться в физическом пространстве помещения, круг лучше вообще ликвидировать, отодвинув стулья к стенам.
Кстати, мнение, что ведущий тоже всегда обязан сидеть в кругу, — по-видимому, излишне категорично. Один из известных психологов некоторые свои тренинги ведет все время сидя за столом вне общего круга его инструментом воздействия является голос. Этакий аналог передачи «Что? Где? Когда?». И тренинги, между прочим, оказываются достаточно эффективными.
Таким образом, рассмотрение возможных типов событий по осям времени и пространства приводит к выделению четко ограниченного числа возможных видов событий, актуализирующихся в процессе тренинга. Таких видов событий всего девять, поскольку события, произошедшие до тренинга, случившиеся на тренинге и конструируемые для использования после тренинга, каждое может быть репрезентировано в психологическом пространстве, пространстве дискурса и пространстве физической реальности. Девять выделенных типов событий задают девять важнейших тренинговых методов.
Группа методов работы с прошлыми событиями включает в себя следующие: метод регрессии (активизация произошедшего события в психологическом пространстве); метод обмена опытом (активизация произошедшего события в пространстве дискурса); метод имитации (активизация произошедшего события в пространстве физической реальности).
К числу тренинговых методов работы с теми событиями, которые «случаются» на тренинге, можно отнести следующие: метод концентрации присутствия (активизация происходящего события в психологическом пространстве); метод групповой рефлексии (активизация происходящего события в пространстве дискурса); метод построения диспозиций (активизация происходящего события в пространстве физической реальности).

К числу методов тренинга, нацеленных на конструирование событий, могут быть отнесены следующие: метод символического самовыражения (активизация конструируемого события в психологическом пространстве); метод группового решения проблем (активизация конструируемого события в пространстве дискурса); метод операционализации (активизация конструируемого события в пространстве физической реальности).


ЛИТЕРАТУРА
1. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Прогресс, 1988. — 464с.
З. Головаха Е. И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.
4. Жуков Ю.М Коммуникативный тренинг. — М. Гардарики, 2004.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
6. Свирепо О.А. и Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. — М.;Изд-во Института психотерапии, 2004. —270 с
7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте определение тренингового метода. Раскройте существенные признаки этого понятия.
2. Проиллюстрируйте конкретными примерами каждый из уровней работы психолога: а) в группе; б) с группой; в) через группу.
З. Объясните, что означает каждый из принципов реализации тренинговых методов: принцип событийности, принцип метафоризации, принцип трансспективы.
4. В каких ситуациях расположение участников в кругу является оптимальной, а в каких случаях от такого расположения можно отказаться?
5.Почему категория события может рассматриваться как единица тренинговой реальности?
6. Опишите, какие события могут быть выделены с учетом параметров времени и пространства. Приведите примеры таких событий.

Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.147.122 (0.005 с.)