Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Этап 3. Создание плаката фильма
1 вариант. Если группа велика, то после прохождения через «стул презентации» трех-четырех игроков процедуру выбора ролей можно прекратить (в небольшой группе желательно попустить через этот своеобразный кастинг всех участников). Ведущий по своему усмотрению предлагает двоим из прошедших через «стул презентации» игроков продолжить работу над фильмом, роль в котором их особенно привлекла. Выбор таких игроков может быть продиктован целями ведущего. Например, необходимостью эмоциональной поддержки застенчивого участника или желанием «подтолкнуть» участника к взятию на себя лидерских функций. Ведущий: А теперь, дорогие актеры, поскольку вы исполняете главную роль в этом фильме, у вас есть возможность вместе с режиссером сформировать из отобранных вами исполнителей других ролей свою команду для фильма.
Если случилось так, что обоими ведущими актерами были отобраны одни и те же люди, то можно предложить им договориться между собой, кого из исполнителей они непременно хотят видеть в своем фильме а кого могут заменить. Ведущий: Вы полагаете, что сейчас вам предстоит подготовить постановку фильма? Нет, на этот раз вы ошиблись. Перед вами другая задача. Нужно создать живой рекламный плакат будущего фильма. Это значит, что через пятнадцать минут каждая команда представит на нашей импровизированной сцене скульптурный коллаж, в котором будут участвовать все актеры в своих ролях. Для того чтобы этот коллаж содержал в себе важнейшие сцены фильма, вам необходимо будет договориться о некоторых идеях сюжета и взаимоотношениях между героями. Сам режиссер также имеет право исполнить одну из ролей. Пожалуйста, приступайте к созданию рекламного плаката вашего фильма.
2 вариант. Этот этап можно провести иначе. Выбирается только один из главных исполнителей. Вместе с режиссером, пригласившим его на главную роль, он определяет остальных актеров и их роли (хорошо, если будет привлечена примерно половина группы). Все вместе ониобсуждают содержание будущего фильма и определяют особенности взаимоотношений героев. Даже если это фильм по известному сюжету, никто не мешает подойти к работе творчески. Ведь и «Гамлета» можно поставить по-разному. И только после такого обсуждения ведущий объявляет о необходимости подготовить рекламный плакат фильма. При этом указанная задача ставится и перед той половиной группы, которая оказалась пассивно слушающей. Таким образом, при первом варианте готовятся рекламные плакаты к двум разным фильмам, а при втором — к одному и тому же фильму. Второй вариант предполагает более сложную ситуацию, в которую попадает одна подгруппа: ведь для ее членов этот фильм «чужой», подготовить плакат для него труднее. В конце игры надо обязательно обсудить переживания членов этой подгруппы и способы, помощью которых они справились с трудностями. И тот, и другой вариант этого этапа завершается демонстрацией скульптурных коллажей, сопровождаемой необходимыми комментариями со стороны режиссеров.
Этап 4. Поиск исполнителей для продолжений фильмов Ведущий: Плакаты подготовлены и продемонстрированы. Фильмы уже в прокате и, будем надеяться, пользуются заслуженным успехом. Актеры стали популярными в народе, а режиссеры стали подумывать о том, чтобы снять продолжение этих замечательных фильмов. Пока сценарии еще не готовы, но задумка такова в продолжениях на передний план должны выйти герои, которые не являлись главными. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на команду своих соперников. Среди них есть актеры, чей творческий потенциал достаточно велик, но использовался пока явно недостаточно. Им доставались только второстепенные роли. Выберите одного из членов команды соперников. Посовещайтесь и решите, какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в продолжении вашего фильма подробно, во всех деталях подготовьте описание этой роли.
Время на подготовку описания — не более пяти-семи минут. Фактически на этом этапе ведущий через самих участников тренинга проявляет заботу о тех людях, которым на предыдущих этапах уделялось недостаточно внимания, которым, возможно, не предлагалось ролей. А свою порцию «эмоционального поглаживания» они ведь тоже должны получить! Ведущий׃ Представьте описания ролей, которые вы могли бы предложить. Но при этом не называйте имя того участника из команды ваших соперников, который, по вашему мнению, эту роль мог бы исполнить. Пусть члены соперничающей съемочной группы попробуют сами догадаться, кто из них удостоился чести быть приглашенным в ваш фильм.
Иногда некоторые из игроков сами высказывают предположения о том, что эту роль могли бы предложить именно им. После трех попыток угадывания имя задуманногоучастника раскрывается.
Этап 5. Создание кадра из общего фильма Ведущий: В конце концов, сколько можно кинокомпаниям вести конкурентную борьбу? Почему бы вам не объединить творческие усилия для какого-либо совместного проекта? Давайте создадим самый важный кадр из нашего общего будущего фильма. Прошу выйти в центр нашего круга по одному представителю от каждой съемочной группы... Вы станете главными героями нашего совместного фильма. О чем он будет — мы пока еще не знаем. Посмотрите друг на друга. Не договариваясь, замрите в выразительных позах, как будто вы находитесь в кадре из центральной сцены этого фильма.. Очень хорошо! А теперь — участник из первой команды, присоединитесь к этой живой скульптуре... Теперь то же самое должен сделать участник второй команды.
Таким образом, все участники обеих команд поочередно пристраиваются к уже стоящим. Скульптура все разрастается, пока не приобретет завершенный вид. При выполнении этого задания участникам тренинга приходится проявлять немалое воображение и способности к пониманию замыслов своих товарищей. Такая процедура способствует сплочению группы, развитию чувства общности и навыков невербального взаимодействия. По завершении этапа следует обсудить, что же все-таки было изображено на созданном кадре, какие персонажи играли в воспроизведенной сцене из общего фильма, удалось ли участникам понять друг друга.
Этап 6. Обсуждение игры При подведении итогов и рефлексии игры полезно обсудить следующие вопросы: Какие этапы и моменты игры вызвали наибольшие затруднения? Почему? Что удалось сделать достаточно легко? Какие чувства испытывают участники сейчас? Какие чувства возникали на разных этапах игры? Какие из предлагаемых в разных ситуациях ролей в наибольшей степени оказались подходящими для каждого из участников? Встречались ли такие роли, предложение которых участникам вызвало удивление? Скакими сложностями столкнулась та подгруппа, которой пришлось создавать рекламный плакат фильма, задуманного другой подгруппой? Довольны ли участники своей работой?
Что помогло угадать члена группы, задуманного командой соперников на четвертом этапе — этапе поиска исполнителей для продолжения фильма? Какие роли участники сами считают близкими себе, но они не были предложены во время игры?
Звуки имени
Лариса Новикова (г. Москва) Ведущий: Каждому человеку дорого его собственное имя. Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь. Ряд ученых считает, что первыми словами на земле были имена собственные. Во многих странах, в ряде племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Некоторые люди считали, что имя человека — синоним его души. Чем дольше оно сохранится, тем бессмертнее будет человек. По словам одного исследователя, в Египте стереть имя покойного с гробницы считалось величайшим преступлением. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции имена вырезались на свинцовых дощечках, которые бросались на дно залива. Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником ею счастья и сил и старались без лишней надобности не произносить имя, так как оно, по их мнению, изнашивается. Исходя из этих соображений, настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами. Человек в древности верил, что слово, имя — неотъемлемая часть предмета, личности. Без этой веры невозможна магия, немыслимы многие действия. Люди меняли имя больного ребенка, чтобы обмануть злых духов, которые могут причинить ему зло, а также это делалось для того, чтобы обмануть смерть. У каждого из нас есть имя, и каждое имя каким-то образом отзывается в сердцах других людей...
Этап 1 Участнику дается задание послушать имена присутствующих на тренинге людей, выбрать и назвать среди имен присутствующих одно имя по данной ему номинации (каждому участнику — одна номинация): — самое пушистое имя — самое крепкое имя — самое певучее имя — самое таинственное имя — самое знойное имя — самое свежее и прохладное имя — самое сильное имя — имя, которое нуждается в защите — самое нежное имя — самое грозное имя — самое крепкое имя — самое загадочное имя — самое загадочное имя — самое светлое имя — самое большое имя — самое открытое имя — самое закрытое имя — самое ароматное имя — самое певучее имя — самое летнее имя и т.д. Это упражнение можно выполнить следующим образом. Участники по очереди проговаривают свои имена, все остальные слушают их и выбирают имя, подходящее под данную ему характеристику, стараются объяснить, почему они выбрали именно это имя. В процессе «обратной связи» выясняется, что на выбор имени и отнесение его к той или иной номинации повлияли именно звуки, его составляющие.
Этап 2 Ведущий: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет...» Героиня Шекспира, как мы видим, не придавала особого значения имени, а вот великий Гомер был совершенно другого мнения. В знаменитой «Одиссее» он писал: Между живущих людей безымянным никто не бывает Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный Имя свое от родителей в сладостный дар получает... На ценность имени указывал Гёте: «Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину человечества». Роль имени для человека, его значение нашли отражение в русских народных пословицах: В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает. С именем Иван, а без имени — болван. Без имени ребенок — чертенок. Корова без клички — мясо. Хорошо там и тут, где по имени зовут. Что же представляет из себя имя? Вам дается следующее задание: в течение пяти-семи минут Подготовить рассказ о своем имени. Предлагается ориентировочный вопросный план: — почему родители дали ему такое имя; — что он знает о своем имени (значение, происхождение, легенды, связанные с именем); — кто из известных людей имел такое имя и является ли этот человек для него авторитетом в каких-либо вопросах; — как относится к своему имени он сам и окружающие и т.д. Для того чтобы «разговорить» участников тренинга, тренеру можно представить собственное имя, давая пример, образец построения своего собственного текста. Можно принести на занятие словари имен, фотографии выдающихся людей планеты (России) с наиболее распространенными именами. В процессе обсуждения оказывается, что каждый человек «открыл» для себя не только другие имена, рассказы о которых услышал на занятии, но и свое собственное имя. Многие просто не задумывались о своих именах, об их звучании и содержании. Рассказ об имени каждый готовит самостоятельно в течение 5—7минут. Затем идет презентация имен и обсуждение. Вариант выступления Меня зовутЛариса Имя красивое, яркое, звучное. В детстве мне нравилось играть со словами: в одном слове находить другие. Если «поиграть» так с моим именем, то внутри него, как в матрешке, можно обнаружить «рис», «ас», «сари», «раса», «лиса», другое имя «Сара», «сила». Такое имя, как мне кажется, ко многому обязывает. Мама рассказывала, что она назвала меня так потому, что в школе ее любимым учителем была женщина, преподававшая русский язык, которую звали Лариса. В ее честь она меня так и назвала. Сейчас я часто думаю о том, что это имяпредопределило выбор моей профессии. В нашей семье никто никогда не был учителем: мама инженер-геолог, папа шахтер. Ни близкие, ни далекие родственники никогда учителями не были. А я с детства знала, что буду учителем. Именно русского языка. Мистика? Может быть. А может и нет... Это имя предопределило, наверное, и характер. Во всяком случае, во мне точно есть сила (к сожалению, не физическая) и в своей профессии я стремлюсь к тому, что называется «ас». По происхождению Лариса — греческое имя. Имя-загадка. Одни ученые говорят, что это имя переводится как чайка, другие — что оно произошло от названия греческого города Ларисса...
Так получилось, что ни с какими известными «Ларисами» никогда себя не сопоставляла. Наверное, потому, что с детства меня убедили, что не имя красит человека, а человек имя. В детстве я свое имя не любила, думала, что, когда я вырасту, я его обязательно поменяю. Но сейчас я думаю иначе и стараюсь соответствовать своему красивому имени.
Говорящие вещи Описываемая ниже процедура является многоцелевой: в качестве важнейших целей в ней могут выступать развитие рефлексии, пробуждение творческих ресурсов и ресурсов воображения, тренировка умений воспринимать мир глубоко и нестандартно, преодоление стереотипов, осознание своего отношения к вещам и многое другое. Конкретная ситуация тренинга и задачи, которые ставит перед собой ведущий, определяют те акценты, которые будут особенно важны в данный момент работы с данной группой. Упражнение предназначено для использования в тренинге с младшими подростками. Но его потенциалы значительны, что позволяет применять эту психологическую технику в разных модификациях в работе не только с детьми, но и со взрослыми. Это упражнение может быть включено в программу тренинга первого этапа, когда участники еще недостаточно знакомы друг с другом. Время на всю процедуру — около часа.
Цели: • развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль; • помощь участникам в самораскрытии; • развитие эмпатических умений; • формирование навыков самосознания. Размер группы: от 6 человек. Ресурсы: личные вещи участников, листы бумаги формата А4, авторучки на каждого. Время: 50—60 минут.
ход упражнения
Этап 1
Ведущий: Друзья, сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках нашей группы. Для этой цели можно применять разные средства. Сегодня к нам на помощь придет... волшебство. Каким образом? Об этом — чуть позже. А сейчас я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у вас с собойкакая-либо вещь, которая достаточно давно находится с вами. Может быть, эта вещь вам чем-то памятна, с ней могут быть связаны воспоминания о каких-то событиях вашей жизни. Возможно, эта вещь вам симпатична, чем-то вас привлекает. Выберите что-то из того, что находится в ваших карманах, а может быть, в ваших сумках или даже на вашем теле... Когда вы определитесь с вещью, возьмите ее в руки. Если для этого потребуется встать и покинуть на время круг — в случае, если вещь находится в сумке, — то сделайте это. Когда количество участников тренинговой группы не слишком велико (восемь-девять человек), то делить ее на подгруппы нет необходимости. Но если участников больше, то есть смысл произвести разбивку на подгруппы. Наиболее подходящее количество участников в подгруппах — шесть человек. Формирование таких подгрупп можно провести самыми разными способами, помня об обычном тренинговом правиле: лучше, если такие подгруппы каждый раз будут иными по составу, чтобы каждый из участников получал возможность взаимодействия с разными людьми. В итоге все члены группы оказываются сидящими в одном или нескольких кружках, а ведущий оказывается вне этих кругов. Ведущий: Посмотрите на те вещи, которые находятся в руках у ваших товарищей по команде. Это не простые вещи. Вы еще не знаете об этом, но именно сегодня должно произойти чудо. Через несколько секунд я произнесу заклинание и вещи, которые вы выбрали... оживут! Люди, сидящие в кружках, исчезнут, и останутся только предметы, которые получат уникальную, невероятную возможность поговорить друг с другом. Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории, может быть, поведают о своей хозяйке или о своем хозяине, об отношениях, которые складываются между ними. Итак, внимание, звучит заклинание, после которого произойдет чудо... Шорох-морох, в серых норах Слово вспыхнуло, как порох! Слово ярко и светло, Словом утро расцвело. До небес огонь горит!
ВЕЩИ МОГУТ ГОВОРИТЬ! ...Итак, у нас есть тридцать волшебных минут на то, чтобы вещи могли поговорить. А теперь тот человек, до которого я дотронусь, окажется первым превратившимся в предмет. Он должен будет начать говорить, например, так: «Я записная книжка Галины, я живу у нее уже два месяца и за это время...» Когда записная книжка закончит свой рассказ, все остальные предметы могут задать ей вопросы, обратите внимание — именно записной книжке! И если она сочтет возможным, то ответит на эти вопросы. Каждой вещи на рассказ о себе и ответы на вопросы дается пять минут. По истечении этого времени я даю команду, и говорившая вещь передает слово другому предмету.
Ведущий подходит к каждому кругу и кладет ладонь на плечо одного из участников. Можно шепотом подсказать ему, как начать свою речь: «Я медальон Сергея...» В течение получаса ведущий внимательно следит за временем, дает команды о передаче хода и вслушивается в рассказы «говорящих вещей». Если в подгруппах оказалось неравное количество участников, то одна из них закончит общение раньше. Ведущий может подойти к этой подгруппе и предложить вещам еще побеседовать друг с другом, пока завершаются работы других участников, и задать те вопросы, которые по разным причинам не были заданы раньше. Ведущий: Время не останавливает своего хода. И наши волшебные тридцать минут истекают. Сейчас снова прозвучит заклинание, и ваши вещи потеряют — возможно, только на время! — свою способность говорить. Итак.. Шорох-морох, шелест трав, шепот затихает, успокоен шумный нрав, голос умолкает. Чтобы мысль была слышна, НАСТУПАЕТ ТИШИНА! Вещи стали обычными вещами... Они не говорят. Однако они остаются с вами, а значит, только от вас зависит, смогут ли они в какой-то момент вашей жизни подать свой голос и, может быть, даже что-то посоветуют вам.
Все участники возвращаются в общий круг, и организуется обсуждение.
Сложно или легко было выполнять это упражнение? Было ли что-нибудь интересное, неожиданное в рассказах вещей? Что нового вы узнали о себе и о других? Какая вещь вас особенно удивила? Разные ли характеры оказались у вещей? Изменилось ли ваше отношение к вещи, от лица которой вам пришлось говорить? Следует заметить, что практически всегда кто-либо из участников обращает внимание на то, что ведь все равно говорили не вещи, а люди. И люди, по сути, рассказывали сами о себе. Просто посредством неодушевленного предмета это оказалось легче сделать. То, что вряд ли рискнул бы сам сказать о себе, в устах вещипрозвучало естественно ипросто. Но вещь в этом упражнении — это не просто посредник во взаимодействии с окружающими. На самом деле это еще иважная часть нас самих, несущая в себе информацию о наших собственных качествах. Это особенно ярко становится видно при осуществлении второго этапа упражнения.
Этап 2 Ведущий: Мы убедились, какими разными оказались принадлежащие нам вещи. Оказывается, они обладают яркими и своеобычными характерами. Возьмите, пожалуйста, пустой листок и положите перед собой горизонтально. Разделите поверхность листа на две части вертикальной чертой. В верхней части получившегося левого столбца напишите название выбранной вами на первом этапе нашей игры вещи. А теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств характера, которыми обладает эта вещь.
Ведущему необходимо дать участникам достаточное время для этой работы. Ведь это бывает совсем не просто — оценить вещь как живое существо. Можно обратить внимание участников группы, что чем больше качеств зафиксировано, тем лучше. Ведущий: На вашем листе остался пустым правый столбец. В нем я прошу записать такие качества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Подчеркиваю: это необязательно должны быть явные антонимы. Они должны быть именно противоположными — на уровне ваших ощущений и понимания обозначенных качеств... А теперь, когда эти качества записаны, подумайте: есть ли в вашем окружении, среди принадлежащих вам вещей, может быть, в вашей квартире такие предметы, которые — если бы они ожили — обладали бы именно такими качествами, теми, что записаны в правом столбце.
Задание кому-то может показаться неожиданным. Но вот что удивительно — почти все участники обычно находят такие вещи! Этот факт идолжен стать предметом дальнейшего обсуждения. Противопоставления порой оказываются довольно забавными: брелок и унитаз; авторучка иподушка; медальон, подаренный любимым человеком, и компьютер. В качестве пояснения приведу набор качеств последних двух предметов: Медальон Компьютер Открытый Закрытый (он сам не может открыться — включиться) Скромный Наглый (ведет себя безобразно, «подвисает») Активный Пассивный (подчиняется программам, сам ничего не может) Теплый Холодный (равнодушный, механистический, неэмоциональный) Веселый Безразличный
Не всегда умный Умный (знает много) Несдержанный Спокойный (невозможно его вывести из себя)
Участники рассказывают о своих предметах иих качествах, обсуждают неожиданно вскрывшееся отношение к этим вещам. Некоторые, бывает, говорят о том, что ведь на самом-то деле медальон и компьютер, авторучка и подушка — это ипостаси их собственной личности. Порой такая мысль — для некоторых самый настоящий инсайт... Это упражнение и его результаты можно истолковывать по-разному. Приверженцы нейролингвистического программирования сказали бы, что за счет «якорения» на вещи извлекаются дополнительные ресурсы человека. Поклонники Карла-Густава Юнга заметили бы, что образы выбранных участниками вещей явно имеют архетипический характер. Еще, наверное, сказали бы о том, что с той вещью, которая фигурировала на первом этапе упражнения, участники себя идентифицируют, а значит, в определенном смысле можно говорить об отражении в этой вещи их эго. А вот предмет, возникший из совокупности качеств, противоположных качествам вещи-эго, скорее всего, несет в себе сущность Тени.
Сторонники субъектною подхода наверняка говорили о феномене субъектификации, явно и отчетливо проявляющемся в этой процедуре, Возможно, все это так. Самое важное, что в результате такой работы и дети, и взрослые делают значимые для них психологические открытия и узнают нечто новое о самих себе.
Личный герб и девиз Идеи использовать средневековую атрибутику - гербы и девизы рода — носятся в воздухе и в силу своей привлекательности нашли воплощение в ряде психологических процедур, разработанных ведущими тренингов разных направлений. Ниже описывается упражнение, в котором также реализованы эти идеи. Девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Это один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций. Это упражнение разумнее применять на первых этапах тренинговой работы. Упражнение начинается с выполнения хорошо известной методики «Кто я?» (эта методика многократно описывалась в психологической литературе, и, по-видимому, не имеет смысла ее подробно излагать; напомним лишь, что по инструкции человек должен ответить на указанный вопрос десятью разными словами или словосочетаниями). Это задание участники группы выполняют на специальных карточках, которые затем крепятся к груди. Присутствующие получают возможность свободно двигаться по комнате и читать карточки с ответами других членов группы. Этот этап упражнения сам по себе имеет важный психологический эффект — люди знакомятся друг с другом и с теми способами, которые могут быть избраны для самопредставления, и всегда открывают нечто новое. По окончании процедуры знакомства ведущий может предложить интерпретацию методики, на основе которой участники осуществляют самодиагностику (см. подробное описание интерпретации в кн.: А.М. Прихожан Психологический справочник для неудачника…). Хотя, на наш взгляд, это делать необязательно. Нам представляется, что психодиагностические процедуры в начале тренинговых занятий могут сбить нужный настрой и помешать реализации групповых принципов: ведь зачастую, несмотря на все убеждения психодиагноста, что «правильных ответов не бывает», клиенты стремятся сделать так, чтобы получить «хорошие» показатели. В тренинговой группе это может повлечь за собой восприятие дальнейших упражнений, предлагаемых ведущим, как своеобразные тестовые пробы и желание получить их истолкование с точки зрения «правильности-неправильности» выполнения. Такой поход сразу выдвигает ведущего на устойчивую позицию «сверху» и мешает возникновению взаимного доверия, спонтанности и открытости. Таким образом, сразу по завершении процедуры знакомства с карточными самопрезентациями участников ведущий может переходить к следующему этапу упражнения. Ведущий: Только что вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот емкий вопрос «Кто я?». Кто-то в первых пунктах просто сообщает о своей принадлежности к человеческому роду — «гомо сапиенс», «человек» и тому подобное. Кто-то предлагает свои социальные характеристики «студент», «начальник», «учитель», «мать». Кто-то подчеркивает наиболее ценимые в себе качества — «интеллектуал», «добрая душа». Первые три ответа, пожалуй, и представляют отражение внешнего поверхностного слоя нашего Я-образа. Давайте и поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я-образ в первом приближении. Итак, подчеркните первые три ваши ответа на вопрос «Кто я?». Каждый из этих ответов отображает какую-то одну сторону вашей личности. Я прошу вас подумать именно с позиций этой стороны — каким мог бы стать ваш девиз, адекватный характеристике, сформулированной в первом пункте. В качестве девиза может выступить все что угодно — известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное — чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе... Теперь обратитесь ко второму и третьему пункту, придумайте девизы к ним и также запишите их на отдельных листах... Хорошо. Следующее задание — к каждому пункту придумать какой-либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержание самохарактеристики. Вся эта работа по поиску и созданию девиза и символа к каждому Из первых трех пунктов самохарактеристики является подготовительной к основному этапу упражнения, на котором участники должны будут обозначить свои главные девизы и символы в жизни.
— Все закончили? Спасибо. Читать девизы и показывать свои символы пока не нужно. То, что я скажу дальше, вам, наверное, покажется неожиданным. Есть ли среди нас люди, в жилах которых течет дворянская кровь древних родов?
Вопрос действительно неожиданный и рассчитан на то, чтобы заинтересовать дальнейшей работой. Может оказаться, что в группе в самом деле обнаружатся потомки русских дворян. Замечательно! Они сумеют помочь вам в этой игре. — Но давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадлежим к знатным и древним родам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же это за гербы и какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было значительно легче — кто-нибудь из их предков совершил выдающееся деяние, которое прославляло его и отображалось в гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться над созданием своих собственных геральдических знаков. На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для его разработки у вас уже есть. Но может быть, вы сумеете придумать нечто еще более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он имеет дело. Вот примерная форма герба Контур разделен на несколько областей. Постарайтесь учесть предназначение каждого участка герба и символически передать необходимую информацию. Левая часть — мои главные достижения в жизни. Средняя — то, как я себя воспринимаю. Правая часть — моя главная цель в жизни. Нижняя часть — мой главный девиз в жизни.
На эту работу нужно выделить не менее получаса. Будет неплохо, если рисование сопровождается спокойной медитативной музыкой. По окончании работы участники группы представляют свои гербы и девизы. Ведущий предупреждает, чтобы каждый фиксировал тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны их собственным. Во время представления участники могут задавать уточняющие вопросы друг другу. Затем участникам предлагается подойти к тому человеку, чьи герб и девиз в наибольшей степени сходны с их личными геральдическими атрибутами. Поскольку выборы не всегда взаимны, то могут образовываться как пары, так и более многочисленные подгруппы.
— А теперь, прекрасные дамы и благородные кавалеры, обсудите в своих кружках, что именно вам показалось похожим и близким в ваших гербах и девизах, что в них является наиболее важным. Через пятнадцать минут каждая подгруппа должна будет представить всем остальным не только свои выводы, но и предложить общий — для членов подгруппы — символ и объединяющий вас девиз. Обращаю внимание, что не нужно рисовать общий герб — достаточно указать один общий для вас символ. Последняя оговорка — символ, а не герб — важна потому, что часто бывает очень трудно отразить объединяющие людей характеристики в гербе: ведь его части (достижения, представление о себе, цели) порой очень сильно разнятся между собой у разных людей и почти не поддаются состыковке. Впрочем, вариант создания общего герба вовсе не исключается. Это задание более трудное, но все же выполнимое. Оно потребует лишь перехода на более высокую ступень абстрагирования от конкретики символов каждого отдельного участника. Например, достижение одного — высшее образование, а другого — овладение английским языком, могут быть синтезированы в качестве такого достижения, как получение системы знаний или победа над ленью. После представления каждой подгруппой своих выводов об общих чертах гербов и девизов и новых выработанных ими коллективных символов и девизов происходит обсуждение всего упражнения и каждого из его этапов.
Рис. Примерная форма герба
Чувствоведы
Упражнения из описанного ниже конкурса можно использовать как разогревающие на начальных этапах тренинга. В то же время они могут быть встроены в систему тренингов для младших подростков в форме отдельного занятия, посвященного работе с эмоциональной сферой. На этом занятии основными задачами являются, во-первых, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств, а во-вторых, развитие навыков невербальной коммуникации через отражение и узнавание внешних эмоциональных проявлений. Можно провести настоящее состязание между командами с выставлением баллов за каждый конкурс (например, по шестибалльной системе; при этом бланк учета результатов по ходу игры заполняется на доске или на планшете), а можно обойтись выполнением заданий командами без оценивания. Ведущий поступает по собственному усмотрению. В любом случае предварительно необходимо разбить группу на две или три подгруппы по пять-шесть человек в каждой.
Первый конкурс «Знатоки чувств»
Команды располагаются по кругу. Задача, поставленная ведущим, такова: поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Этот конкурс можно организовать по-разному. Если в каждой команде равное число игроков, то какую-либо эмоцию должен назвать каждый член команды, затем ход передается другой команде. В случае неспособности кого-то в течение десяти секунд назвать нужное слово, всей команде записывается штрафной балл. Другие члены команды должны молчать, а называть эмоцию обязан тот, до кого дошла очередь. Этот вариант конкурса довольно труден, поскольку требует обязательного включения всех участников, даже тех, кто не очень быстро соображает. Если же число игроков в командах неравно или если ведущий не желает ставить ребят в слишком жесткие условия, можно ограничиться называнием по одной эмоции от каждой команды. При этом совершается по крайней мере с десяток кругов. Ведущий внимательно следит за тем, чтобы названия чувств и эмоций не повторялись и чтобы вместо переживаний не назывались качества характера. Неплохо, если ведущий успевает фиксировать все названные эмоции на классной доске или планшете (на последующих этапах занятия эти записи могут пригодиться).
Второй конкурс «Объясняю - понимай!»
Каждая команда задумывает какое-либо слово, связанное с эмоциональной сферой. Это может быть название какого-либо переживания, а может быть понятие, означающее форму переживаний, например «стресс», «аффект» или «страсть» (конечно, в случае, если на предыдущих занятиях участники группы уже знакомились с этими понятиями). Нужно объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания не возбраняется кратко и четко описать ситуацию, в которой это переживание может возникнуть. Соперники должны после тридцатисекундного размышления определить слово. Если команд три, то возможность для ответа предоставляется той команде, представитель которой быстрее поднял руку. В случае правильного ответа именно этой команде дается право загадать свое слово. Если нет — пытаются другие. В этом конкурсе ведущему следует оценивать не только ответы, но и сами задания — определения соответствующих слов: они должны быть ясными, полными, корректными. Можно ограничиться одним понятием со стороны каждой команды, но если позволяет время, то неплохо было бы задумать по три слова.
Третий конкурс «Передача чувств»
Команды выстраиваются в колонны (вот тут уже обязательно, чтобы в каждой из них количество игроков было равным; в противном случае «лишнего» участника ведущий просит быть своим ассистентом, в обязанности которого входит следить за соблюдением правил проведения конкурса). Необходимо заранее приготовить карточки с названиями эмоций. Примерный набор: «радость», «вина», «обида», «грусть», «удивление», «интерес», «гнев», «спокойствие», «отвращение», «страх», «презрение», «стыд», «горе». Указанный список может быть дополнен, в частности, из того набора, который фиксировал ведущий во время проведения первого конкурса. Процедура «Передачи чувств» состоит в следующем: участники, Оказав
|