Тема III. Обеспечение безопасности лыжных походов и путешествии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема III. Обеспечение безопасности лыжных походов и путешествии



Значимость этой темы при подготовке туристов-лыжников заключается не столько в раскрытии ее теоретических аспектов, сколько в привитии и закреплении практических навыков по предупреждению травматизма и несчастий. Именно поэтому почти в каждой теме программы подготовки туристов-лыжников предусматриваются знания и умения таких действий, которые бы позволили решать спортивные и иные цели похода с максимальной степенью надежности, которая и составляет широкий круг мер по обеспечению безопасности туристско-экскурсионных мероприятий.

Нередко действенные меры по обеспечению безопасности подменяются назиданиями и призывами к осторожным.действиям. Осторожность, безусловно, всегда необходима. Больше того, она органически входит в понятие "обеспечение безопасности". Но никакие страстные заклинания действовать осторожно не смогут заменить практических умений объективно оценивать степень естественной опасности, выбирать оптимально безопасные способы действий, применять наиболее эффективные методы страховки и самостраховки и т. д. Научить этому и является важнейшей задачей всей системы подготовки туристов-лыжников.

Изучение этой темы целесообразно начать с лекции, в которой следует рассказать о характерных аварийных случаях и предаварийных ситуациях из практики лыжного туризма, раскрыть основные причины возникновения этих опасностей. Основное же внимание необходимо уделить профилактическим мерам предупреждения случаев травматизма во время занятий на местности и походов, добиваясь таких действий, которые бы исключали возникновение любых напряженных или предаварийных ситуаций.

ОПАСНОСТИ ЗИМНЕГО МАРШРУТА

Инструктор или руководитель походной группы должны разъяснить, что опасности зимнего маршрута обычно связаны с погодой или относятся к естественным препятствиям. Они ощутимы или наблюдаемы, в силу чего их воздействие, как правило, не бывает неожиданным. К ним не применимо понятие "внезапно": каждому из этих явлений предшествуют определенные признаки, знание которых дает возможность к ним заранее подготовиться.

Даже в течение одного дня, не говоря уже о длительном походе, могут произойти резкие изменения погоды, которые нужно обязательно использовать для обучения мерам предосторожности и обеспечения безопасности.

Погодные явления

Прежде всего необходимо объяснить, что факторы погоды не только могут усугублять влияние других опасностей, но и сами по себе в отдельности и особенно в сочетании, представляют угрозу для здоровья, а иногда и жизни человека.

Мороз. К холоду нельзя привыкнуть. Многовековая борьба за самосохранение выработала у человека естественные защитные рефлексы, а также научила его приемам согревания и изготовлению специальной одежды и обуви. Поэтому, собираясь в поход, каждый должен взять с собой такую одежду и столько, которая по отдельности или в комбинации предохранила бы от любого ненастья.

Снегопад. Во время похода можно наглядно убедиться, что даже обильное выпадение сухого снега не представляет опасности для группы, двигающейся по лесистому среднегорью. Положение может резко измениться, если повалит сырой снег при сильном ветре, а группа оказалась на открытой местности. Не допустить переохлаждения организма в обмерзающей одежде и обуви, своевременно принять меры по сохранению тепла, умение быстро поставить палатку и т. д. становятся борьбой за сохранение здоровья и жизни. Этому и нужно научить всех туристов-лыжников.

Ветер опасен своим охлаждающим влиянием и механическим воздействием, особенно при движении по крутым склонам, когда он может вызвать потерю равновесия и привести к падению. Опасное влияние ветра выражается в усилении охлаждающего воздействия низких температур: чем сильнее ветер, тем больше его охлаждающее влияние. Специальные исследования показывают, что если в штиль температура воздуха равна - 10°С, то при скорости ветра в 10 м/сек. холодовой индекс этой температуры будет соответствовать температуре - 30,5°С. Поэтому с усилением ветре необходимо сразу же одеться потеплее. Если ветер застал группу на заснеженном или обледенелом гребне, необходимо незамедлительно организовать страховку или прекратить движение по гребню.

Пурга и метель, т. е. сочетание сильного ветра, мороза и снегопада, многократно увеличивают отрицательное влияние на человеческий организм каждого отдельного фактора и не без основания расцениваются самыми серьезными опасностями лыжного маршрута: охлаждающее воздействие усугубляется проникновением снега или снежной "пудры" под одежду и ее отсырением, что нередко приводит к обморожениям и переохлаждению организма. Пурга и метель оказывают также и морально-психологическое воздействие - у слабых натур нередко наблюдается снижение морального тонуса, наступление состояния безысходности и снижение упорства в борьбе за сохранение жизни.

Ограниченная видимость (туман, сумерки, темнота, полярная ночь) опасны не сами по себе, а тем, что затрудняют ориентирование и правильную оценку реальных условий обстановки - определение действительной крутизны склона, лавинной опасности, наличия обрывов и трещин. При плохой видимости самым благоразумным решением является прекращение движения. В темноте крутизна склонов и скорости спуска на лыжах оцениваются, как правило, меньшими, чем на самом деле. Следствием этого очень часто являются поломка лыж и травмы. Полярные исследователи отмечают, что туман до неузнаваемости искажает отдельные предметы и пейзаж. Такое преображение предметов туманом усложняет путь или ставит путешественника в комическое положение.

Солнце опасно ожогами глаз. Снежной слепотой можно заболеть не только в ясный солнечный день. Не менее опасны облачные дни. Каждый участник похода должен иметь солнцезащитные очки, преимущественно с оранжевыми стеклами, которые в пасмурную и туманную погоду лучше всего прорисовывают даже мелкие неровности снежного покрова. Много хлопот в тундровых и ледовых районах доставляет "белая мгла" - рассеянный свет в облачные дни, когда все одинаково бело и без четких граней. Белая мгла чрезвычайно опасна в горах: из-за отсутствия теней скрадываются перегибы и сглаживается рельеф, в силу чего можно не заметить опасной крутизны заснеженных склонов.

Снежная слепота вызывает мучительную боль и резь в глазах - человек не может не только уснуть, но даже забыться. Для излечения заболевания иногда бывает достаточно побыть один-два дня с завязанными глазами. Рекомендуется также применять примочки из спитого чая.

Резкое похолодание особенно после оттепели представляет опасность, если группа вынуждена продолжать движение в сырой одежде и обуви, которые на морозе быстро превращаются в ледовый панцирь, совершенно несохраняющий тепло. Еще в более худшем положении оказываются туристы, которых похолодание застает во время преодоления заснеженного склона, ограничивающего возможности движения и обрекающего на малоподвижный характер действий. Только быстрая разбивка бивака и согревание у костра или в спальном мешке (после переодевания во все сухое) может предохранить от обморожений и заболеваний.

Инструктор или руководитель похода должны постоянно обращать внимание туристов на характерные признаки изменения погоды, особенно ее ухудшения: появление тонких перистых облаков, постепенно заволакивающих все небо, появление и быстрое увеличение кучевых облаков, быстро движущихся по небу, образование вокруг солнца или луны белых кругов, резкие смены направления ветра и его усиление к вечеру, появление на вершинах гор "снежных флагов", потепление к вечеру, отсыревание одежды и снаряжения, затрудненность дыхания, ухудшение скольжения лыж, улучшение видимости, падение барометрического давления и др. Настораживающим признаком ухудшения погоды на Кольском полуострове, на что особо должен обратить внимание инструктор (руководитель) является образование на горизонте при чистом небе свинцово-черного пятна, которое быстро разрастается и за два-три часа заволакивает все небо клубящейся черной тучей. Еще при чистом небе возможны сильные порывы ветра со штилевыми паузами. Это приближается "снежный заряд". Он продолжается обычно не менее суток. Ветер нередко достигает ураганной силы. Лыжнику, упавшему на наст, порой бывает невозможно удержаться. На Полярном Урале ухудшение погоды происходит через одни-двое суток после полярного сияния.

Естественные препятствия

Инструктор (руководитель похода) должен подчеркнуть, что естественные препятствия, как объективные опасности лыжного маршрута, относятся к заснеженному рельефу местности и зимней гидрографии. Их включение в маршрут и сам факт преодоления составляют смысл спортивности туризма, а количество и техническая сложность являются принципиальной основой для разрядного классифицирования маршрутов. Из этого следует, что в каждом маршруте как бы запрограммирована встреча с опасностью, с определенной долей риска. Однако нужно настойчиво разъяснять, что риск а данном случае следует понимать как осмысленную необходимость действовать именно так, а не иначе, в этом, а не в другом месте, в данное время, а не в иное время. Этим подчеркивается, что степень риска зависит, прежде всего, от самого человека: чем выше его уровень знаний механизмов проявления опасных факторов препятствий, чем выше уровень тактической, технической и морально-психологической подготовленности, чем грамотнее принимаемые им решения, тем меньше он может допустить ошибок, а следовательно, самой минимальной становится степень риска.

Нетрудно убедить обучаемых, что наиболее распространенным и самым опасным препятствием лыжных маршрутов являются склоны, сложность которых, прежде всего, зависит от крутизны и характера снежного покрова и которые, в конечном итоге, определяют тактику и технику их преодоления, а также меры обеспечения безопасности. Движение по заснеженным склонам допустимо только при отсутствии лавинной опасности, обучение методике оценки которой будет рассмотрено ниже.

На примерах правильного и неправильного прохождения склонов инструктор может убедительно показать, что тактика преодоления склонов сводится в основном к выбору безопасного и наименее трудоемкого пути движения и способов страховки. Техническую подготовленность участников характеризует умение пользоваться в зависимости от состояния склона, различными приемами движения и самостраховки. Для обеспечения безопасности особенно важно своевременно применять наиболее надежные способы и средства страховки и самостраховки, например, кошки следует одевать до вступления на настовый или обледенелый участок пути и др.

Экономия сил и сохранение работоспособности при длительных подъемах достигается размеренным движением с несколько замедленным ритмом. При движении без лыж расстояние между ступенями должно быть не менее ширины шага самого низкого участника группы: широкий шаг при подъеме требует больших усилий и быстро утомляет, а при спуске - разрушает ступени и превращает путь спуска в глубокую траншею с разрыхленным снегом.

Всему этому должны научить туристов-лыжников инструкторы или руководители походных групп. Все это должны знать, а самое главное - уметь делать туристы-лыжники. Инструктор (руководитель) должны использовать каждый встречающийся на учебном маршруте склон для обучения навыкам его оценки, способам его преодоления и страховки.

Снежные склоны (склоны, покрытые глубоким неуплотненным снегом) рекомендуется преодолевать без лыж, выбирая путь прямо вверх или вниз или коротким траверсом, при этом следует ступать след в след, утаптывая ступени постепенным спрессовыванием снега. Ногу необходимо ставить на всю ступню, плавно перенося вес тела со ступеньки на ступеньку. Нельзя слишком наклонять корпус тела к склону - это увеличивает опасность падения.

На крутых снежных склонах следует обучить организации страховки через, лыжи: одну воткнуть вертикально к поверхности склона на глубину до грузовой площади (кантами вниз по склону, чтобы с них не рвать веревку), а с помощью двух других, положенных боком в снег, образовать крестообразную опору вертикальной лыже (рис. 14). При этом лыжа "А" предохраняет воткнутую лыжу от бокового заваливания в момент натяжения веревки в начале падения страхуемого, а лыжа "Б" - от ее выдергивания в момент рывка.


Рис. 14. Страховка через лыжи на склоне с рыхлым снегом. а - к страхуемому; б - динамика рывка при срыве страхуемого; в-в начале падения (удерживает вертикальную лыжу лыжа А); г - в конце падения (удерживает вертикальную лыжу лыжа Б).


Рис. 15. Спуск по крутому склону на лыжах со страховкой с помощью веревки

При спуске, когда ниже преодолеваемого находится более крутой и опасный участок склона, необходимо организовать страховку с помощью вертикальных перил и схватывающего узла или зажима (рис. 15). Двигаться в этом случае можно ступеньками на лыжах или без них.

Настовые и ледовые склоны могут доставить много неприятностей для тех, кто попытается преодолевать их без кошек или без рубки ступеней - наибольшее число падений и срывов происходит именно с такими группами. Для убедительности инструктор может воспользоваться методом "от противного": подобрав неопасный обледенелый склон, обязать всех преодолеть его без лыж, в бахилах.

На склонах до 30° рекомендуется подниматься с надетыми кошками, ступая елочкой и разворачивая носки тем шире, чем круче склон. На склонах до 40°, при подъеме зигзагом и траверсировании верхнюю по склону ступню нужно ставить горизонтально, а вторую - носком вниз (рис. 16). На участках круче 40° следует подниматься на носковых зубьях кошек с опорой на склон клювом ледоруба*.

* Более подробно ом. Спутник альпиниста. М., ФиС, с. 292-293.

Особое внимание следует уделить обучению технике движения и страховки в связке, тактические возможности которых подробно рассмотрены в книге мастера спорта Н. Волкова, откуда позаимствовано изложенное ниже.

Основным тактическим вариантом парной связки является попеременное движение участников в роли передового и страхующего по следующим этапам: организация страховки и самостраховки участником № 1, движение участника № 2 в качестве передового, организация им страховки и самостраховки; снятие страховки участником № 1, его движение на страховке до участника № 2 и далее в качестве передового, организация страховки и самостраховки участником № 1;

снятие страховки участником № 2, его движение на страховке до участника № 1 и далее в качестве передового и т. д. (рис. 17). Во втором варианте парной связки в качестве передового постоянно действует один человек, а второй - только обеспечивает страховку и двигается по готовому пути. В отличие от первого варианта в нем появился новый элемент - смена страхующего.

Связка из трех человек имеет больше вариантов тактического построения, выбор которых зависит от характера местности, технической подготовленности и состояния участников. По сравнению с парной связкой они проигрывают в мобильности, но более предпочтительны двойной страховкой одного участника, что особенно важно на участках, где одинарная страховка не обеспечивает полной надежности**.

** См. Волков Н. Спортивные походы в горах. М., ФиС, 1974, с. 63-75.

На склонах с не очень твердым снегом при подъеме и спуске лицом к склону ступени выбиваются носком ботинка.


Рис. 16. А - подъем на кошках елочкой; Б - траверсирование склона на кошках.

Двигаться нужно с обязательной опорой на две точки: нога и ледоруб (лыжные палки), когда другой ногой выбиваются ступени и две ноги - при перестановке ледоруба. При спуске лицом от склона ступени выбиваются каблуками с одновременной опорой на штырек ледоруба (лыжные палки).


Рис. 17 Вариант движения парной связки. а - страховка; б - движение передового; в - движение по подготовленному пути.

Ступени в насте и льде следует вырубать примерно через.30 см одна от другой. На склонах до 45° ледоруб нужно держать обеими руками, делая из каждой позиции две ступеньки, начиная с верхней. На более крутых склонах ступени рубятся полуторной длины, а переступание производится приставным шагом. Ледоруб удерживается одной рукой, а другая используется для подстраховки. При спуске ступени рубятся двойной длины*.

* Более подробно ом. Спутник альпиниста. М., ФиС, 1957, с. 294-295. 35

Замерзшие водопады, при невозможности обхода, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам со страховкой. Инструктор должен напомнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода - и тогда намокшая и обледеневшая обувь и одежда затрудняют четкое выполнение страховочных приемов. При движении по заснеженным участкам следует прощупывать ледорубом (лыжными палками) прикрытые снегом места незамерзшей воды, весьма опасные при провале в них человека.

Заснеженные гребни с карнизами следует проходить с наветренной стороны ниже предполагаемой линии возможного отрыва карниза (ее можно определить, посмотрев на склон со стороны карниза) в связке со страховкой, которую организуют на 1-2 м ниже пути движения. Инструктор (руководитель) должен внушить обучаемым, что выход на гребень при сильном ветре и плохой видимости, подход к краю карниза и спуск с него недопустимы. В случае необходимости преодоления карниза надув в самой безопасной и менее выступающей части обрушивается или в нем прорывается щель.

Замерзшие озера и реки. Прежде всего инструктор должен показать, где образуются наиболее опасные участки с тонким льдом или заснеженные промоины: в местах впадения в озеро (реку) реки или вытекания реки из озера, а также у крутых берегов на резких изгибах реки. Такие места, обычно заблаговременно наблюдаемые или предполагаемые, у группы всегда имеется возможность обойти. Самую серьезную опасность представляют ключи с более теплой водой вдали от берега - провалы в таких местах происходят неожиданно, при отсутствии мер страховки. Единственным признаком ключевой промоины льда может служить выступившая на лыжне вода, которая может появиться и по другим причинам. Встретив такое место, группа должна обойти его, уклоняясь в сторону до тех пор, пока на лыжне не перестанет проступать вода.

При вынужденном движении по опасному участку инструктор должен показать, какие необходимо принять меры предосторожности: рюкзак нести на одном плече, снять с рук темляки палок, ослабить крепление лыж, выдерживать интервалы не менее 10 м. Первый участник, кроме того, должен двигаться на страховке. Страхующему надлежит находиться выше по течению реки, чтобы не допустить затягивания провалившегося под лед. При провале необходимо быстро освободиться от рюкзака и лыж, опереться палками или руками на закраину льдины и, помогая движением ног, подняться на лед и отползти от места провала. Оказывая помощь, участники не должны собираться все вместе и подходить близко к провалу. Провалившемуся, если он не был застрахован веревкой, следует кинуть ее или подтолкнуть лыжей, которую он также может использовать, как опору при вылезании на лед.

При движении по заснеженному руслу горной реки особую опасность представляют провалы снежных мостов над закрытыми промоинами, которые обычно образуются на стрежне между валунами и ближе к крутому берегу у резкого изгиба реки. Открытые промоины следует обходить "прижимаясь" к излучине, где более мелко, меньше скорость течения и прочнее лед и где провал не так опасен.

Наледи, кроме неприятных моментов при падении на сырой лед, могут стать причиной ушибов и травм только при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах, на понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может стать 'причиной более серьезных последствий. Спускаться на таких участках необходимо на кошках. Сырые наледи необходимо проходить как можно быстрее, чтобы не допустить промокания обуви.

Трещины в ледниках. Необходимо иметь в виду, что даже в среднегорье (Алтай, Саяны, Забайкалье, Якутия, горы Бырранга и др.), где пролегает большинство лыжных маршрутов, встречаются ледники, опасные закрытыми трещинами. Используя схему и реальную местность, инструктор должен показать, где образуются на леднике трещины: у внешних изгибов-радиальные, расходящиеся веером от места внутреннего изгиба и расширяющиеся к внешней стороне изгиба, в местах перегиба - поперечные с наружным или внутренним расширением, а при выходе ледника в широкую долину-продольные трещины.


Рис. 18. Подъем пострадавшего

Двигаться по леднику надлежит след в след в связке, как правило, из трех человек с тщательным зондированием снега в подозрительных местах. Наиболее правильный путь движения на участке изгиба - ближе к его внутренней стороне. На расширяющейся части ледника следует двигаться "веером". Движение друг за другом параллельно продольной оси ледника, может привести к проваливанию всей связки в одну трещину, выпуклые участки ледника характеризуются обилием хаотически расходящихся трещин. Движения по таким участкам следует избегать или проходить их после тщательной разведки и в связке*.

* См. Шимановокий В. Горно-лыжный туризм. М., ФиС, 1965, с. 83, 84.

Прежде чем отрабатывать тактику и технику движения по ледникам, необходимо научить оказывать помощь провалившемуся в трещину. Из множества способов подъема из трещины, описанных в альпинистской литературе**, целесообразно обучить самому простому - подъем на страхующей веревке (рис. 18). Пострадавшего вначале необходимо опустить до полки или дна трещины, чтобы под ослабленную веревку можно было подложить две 'связанные лыжи (скользящими поверхностями к снегу), вытащить на другой веревке рюкзак, лыжи и палки пострадавшего. Затем группа, взявшись за основную веревку общими усилиями поднимает провалившегося до уровня поверхности ледника, закрепляет веревку, а двое, предварительно застрахованных, помогают провалившемуся вылезти из трещины.

** Более подробно см. Кропф Ф. Спасательные работы в горах. М., Профиздат,.1976.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.025 с.)