Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка лавиноопасности склона

Поиск

Туристы должны знать, что неумение правильно оценивать реальные условия снежной обстановки отражает "опасность неопытности" и свидетельствует о незнании механизмов лавинообразования и лавинной опасности. Причины лавин связаны с характером склонов, природой снежного кристалла, его формами, процессами образования снежного покрова и изменениями, которые происходят в его толщах под влиянием температуры, ветра, тяжести снега и многих других скрытых явлений. Их понимание и оценка в тонкостях доступны лишь специалистам. Однако существует много видимых признаков, зная которые, можно с достоверной определенностью охарактеризовать лавиноопасность склона.

Обучение методике оценки лавиноопасности склона лучше всего проводить во время походов в горной местности. Однако можно использовать фотографии перевалов, особенно тех, с которых зафиксирован сход лавин.

Подойдя к склону, по которому намечен маршрут, инструктор (руководитель группы) должен предостеречь участников от поспешных попыток его преодоления без оценки лавиноопасности, которую целесообразно проводить в такой последовательности:

влияние формы склонов на снегонакопление и возможные пути схода лавин;

зависимость устойчивости снежного покрова от микрорельефа, растительного покрова и грунтовых вод;

характер снежного покрова;

влияние условий погоды на лавиноопасность склона.

Оценивая крутизну, форму и ориентацию склона, следует иметь в виду, что они формируют снегонакопление и определяют динамику снежной массы. Необходимо помнить, что любой заснеженный склон практически лавиноопасен. Наибольшую опасность, даже при незначительном количестве снега, представляют склоны от 25 до 50°, поскольку на них хорошо удерживается выпадающий и "переносной" снег, накапливаясь до критической массы. Отмечаются случаи схода лавин со склонов крутизной в 15-20°. Склоны круче 60° обычно считаются нелавиноопасными: снег с них скатывается, не накапливаясь, в количествах, достаточных для образования лавин.

Особую осторожность необходимо соблюдать при встрече с полого вогнутой формой склона, в понижении которой скапливаются большие массы снега, готовые низвергнуться, стоит только подрезать снежный покров лыжным следом. Самое правильное решение - обойти стороной такое место.

На склонах смешанной формы (рис. 19) отрыв лавины обычно происходит на участке перегиба, характеризующегося неустойчивостью снежного покрова, в силу расположенного ниже участка оползания снега. Выход группы на такой участок нарушает устойчивое состояние, что приводит к превышению предела прочности я разрыву слоя снега в зоне максимального напряжения и, как следствие, - лавине. Опасность такой лавины заключается в том, что на группу обрушивается масса снега, набравшего большую скорость, поскольку отрыв обычно происходит значительно выше группы. Пересекать такой склон наиболее безопасно на выположенном участке выше перегиба.

Наиболее лавиноопасными являются предперевальные верховья лощин, в которых обильное снегонакопление формируется на трех сторонах и с каждой из них возможен сход лавины. Немало несчастных случаев произошло именно в таких местах. Самым безопасным путем преодоления таких участков является отказ от движения с подрезанием снега на склоне. Правы те руководители групп, которые поднимаются на перевал, "прижимаясь" к гребню одного из боковых отрогов и идут выше границы основного снегосбора или по гребню отрога, и те инструкторы, которые этому обучают.


Рис. 19. Влияние конфигурации склона на динамику снежного покрова. а - зона максимального растяжения; б - зона сползания; в - зона сжатия


Рис. 20. Лавиноопасность различных форм долин (по А. Малеинову). а - корытообразная (лавиноопасная); б - У-образная (очень лавиноопасная); в - долина с каньоном (весьма лавиноопасная)

Основная часть лыжных маршрутов в горной местности проходит по долинам. Наибольшую лавинную опасность представляют узкие с крутыми безлесными склонами У-образные долины и долины каньонного типа. Не менее опасны "корытообразные" безлесные долины (рис. 20). Лавина, сорвавшись с одного склона, нередко пересекает всю долину, перехлестывает на другой склон я вызывает сход лавины с противоположного склона. Такие долины не следует включать в маршрут. В случае невозможности обхода проходить их нужно со всеми мерами предосторожности по одному с интервалами на всю длину опасного участка.

Как бы ни были удобны и выгодны для достижения цели заснеженные кулуары и желоба, движение по ним сопряжено с большими опасностями, а поэтому их не следует использовать как путь подъема или спуска группы.

Микрорельеф, растительный покров и грунтовые воды при любых формах рельефа существенным образом влияют на лавиноопасность склонов.

Склон с большим количеством незасыпанных снегом каменей, особенно торчащих вертикально или с наклоном к гребню, практически нелавиноопасен. Каменные плиты, ориентированные вниз, слабо удерживают снег. На таком склоне лавины неизбежны. Травяная подстилка значительно уменьшает сцепление снега со склоном, является скользящей поверхностью и увеличивает возможность схода лавин.

Инструктор должен подчеркнуть, что поросший лесом склон наиболее безопасен. Однако сход лавин возможен и тут: об этом говорят "прочесы" - постепенно суживающиеся кверху широкие просеки, где растут отдельные деревья и кусты, деформированные снежными потоками. Внизу прочесов могут быть нагромождения поваленных деревьев. Пересекать "прочесы" в середине или внизу очень опасно, самое благоразумное решение - обойти значительно ниже возможного выноса лавины или подняться и перейти на другую сторону по границе леса.

Туристы должны знать, что влияние грунтовых вод на формирование, и состояние снежного покрова неоднозначно. В некоторых случаях, смоченный и смерзшийся снег представляет единый монолит с грунтом и является одним из безопасных участков движения. Но чаще грунтовые воды "глянцуют" большие участки снега, на которых новые снежные наслоения удерживаются слабо, и достаточно незначительной нагрузки или нарушения сцепления, чтобы сошла лавина. Такие участки можно распознать по отдельным "блюдцам" или "языкам" оледенения, с которых сдут снег. Очень часто грунтовые воды не проступают на поверхность снега, а, смачивая подстилающий грунт, превращают его в скользящую поверхность. Надо обращать внимание на замерзшие струйки воды или сосульки, свисающие с отдельных камней или крутых участков склона: это выход грунтовых вод, уменьшающий сцепление снега с поверхностью склона.

Характеристика снежного покрова. Не вдаваясь в глубокий и подробный разбор состояния и свойств снега, инструктору (руководителю похода) следует сосредоточить внимание лишь на его внешних признаках и различиях, оценка которых доступна каждому туристу и может стать достаточным основанием для определения опасности состояния снега.

Оценивая характер снега, следует выяснить толщину снежного покрова, памятуя, что лавины начинают сходить уже при слое в 50 см. Затем необходимо установить, какой на склоне снег - новый или старый с их множеством разновидностей, по-разному проявляющих свою лавинную опасность. Опасными разновидностями свежевыпавшего снега является порошковый и плотный снег.

Порошковый (сухой в виде хлопьев или пуха) снег, выпадающий при.минусовых температурах и безветрии, даже незначительной толщины, лежащий на уплотненном или настовом склоне, очень опасен. И если он сползает под тяжестью лыжника, обнажая плотный слой, считайте, что получили предупреждение прекратить дальнейшее движение. Порошковый снег порождает пылевые лавины, особенно опасные удушающим действием.

Плотный снег образуется из порошкового под воздействием ветра или плюсовых температур, а также в результате метелевого переноса, ранее выпавшего сухого снега (поэтому его в обиходе и называют "переносной"). Плотный снег формируется в виде прочного слоя - доски, которая на наветренных сторонах обретает большую плотность. Такой снег порождает особо опасные и чаще всего встречающиеся лавины-"снежные доски". Очень сильно уплотненный слой снега называется ветровым настом. Его поверхность обычно не имеет покрывающего ледяного слоя. На подветренной стороне склона переносной снег нагромождается в виде карнизов или подушек - надувов значительных масс рыхлого снега,- который обычно плохо держится на склоне, и достаточно незначительных перегрузок, чтобы вызвать лавину.

Разновидностями старого снега являются фирн и наст. Фирн представляет массу льдистых зерен, слабо сцепленных между собой. Из влажного и сырого фирна образуются мокрые лавины, обладающие огромной разрушительной силой и цементирующим действием. Оказаться в такой лавине даже на короткое время - смертельная опасность! Сырой фирн, покрывшийся от мороза ледяной коркой, становится настом, который является хорошим слоем скольжения для свежевыпавшего снега.

В толще снега происходит множество скрытых процессов. Один из них - образование глубинного инея, своеобразной коррозии снега, - обладает опасным свойством: образует слой слабого сцепления, по которому при малейшем воздействии (падение комка снега, крик, выстрел сигнальной ракеты, выход человека и др.) срываются лавины. Этот процесс не дает следов на поверхности снега. Единственный сигнал предупреждения - характерный глухой звук, похожий на "у-у-ух", который издает оседающий снег. Оседание снега вовсе не увеличивает сцепления слоев и не уменьшает опасности схода лавин. Чтобы убедиться, не попали ли вы на снег с глубокой изморозью, выкопайте ямку. Если между плотными слоями обнаружится рыхлый слой снега, состоящий как бы из мельчайших ледяных шариков или кристаллов, которые словно песок ссыпаются с руки и из них не вылепишь снежка, значит надо быть осторожнее.

Температура, ветер, освещенность склона и влажность воздуха - факторы, составляющие "смертельно опасные условия погоды", под влиянием которых формируются отрицательные свойства и опасное состояние снежного покрова, что нужно всегда принимать во внимание при окончательных выводах о степени лавинной опасности склона. Поэтому, отправляясь в поход, необходимо собрать максимум сведений о том, какая была погода в начале сезона, ибо она оказывает решающее влияние не только на формирование, но и на последующее поведение снежного покрова. Незнание предшествующей погоды может существенно исказить итоги оценок снежной обстановки.

Плюсовая температура, повышенная влажность воздуха и теплый ветер утяжеляют снег, что приводит к перегрузкам и уменьшению сцепления. Такое состояние снега следует оценивать, как весьма лавиноопасное.

Солнечная радиация, глубоко проникая в толщи снега, разрыхляет его. Не случайно поэтому большинство случаев гибели в лавинах происходит на склонах южной экспозиции в самое теплое время дня - от 12 до 16 часов. Памятуя об этом, необходимо дневной график движения строить так, чтобы лавиноопасный склон оказывался на вашем пути ранним утром, а времени до интенсивного освещения склона солнцем должно хватить на преодоление опасного участка.

Туристы должны не пренебрегать этим известным и выстраданным правилом.

С наступлением весны талые воды, просачиваясь до грунта, уменьшают сцепление снега с ним и увеличивают эффект скольжения. Даже на безопасных склонах появляются "снежные улитки" (самопроизвольное образование и скатывание со склона снежных колобков) и небольшие лавины. Пропитавшийся водой снег плохо удерживается на склонах. Единственно правильное решение - прекратить маршрут и безопасным путем по долинам рек и лесным участкам выйти к ближайшей станции.

Однако не только потепление, но резкое и длительное похолодание может стать причиной повышенной лавинной опасности: сжатие снега приводит к образованию критических перегрузок в зоне максимального растяжения, что способствует отрыву в местах перегибов "снежных досок".

В походной практике туристы вынуждены одновременно оценивать многие признаки и явления, связанные с лавинной опасностью. Тут-то и проявляется уровень тактического мышления, свидетельствующий о действительном мастерстве руководителя и группы, их зрелости и рассудительности - признаках подлинного мужества.

По результатам оценки обстановки принимается решение на обход или преодоление препятствия.

Обобщенный опыт специалистов-лавинщиков и горных спортсменов рекомендует отказаться от попытки преодоления как лавиноопасного склона, когда:

1) идет или только что прошел обильный снегопад;

2) необходимо пересечь гладкий склон крутизной более 25-30° без наличия камней, деревьев и кустов, обильно покрытый рыхлым сухим снегом, лежащим на твердом слое;

3) на данном склоне или в других сходных местах наблюдаются следы свежих лавин или оползни снега;

4) произошло оседание снега с характерным звуком "у-у-ух", что свидетельствует о наличии слоя слабого, сцепления;

5) над склоном нависают большие снежные карнизы;

6) склон освещен солнцем, снег сырой, наблюдаются "снежные улитки";

7) резко упала видимость*.

* См. Памятку о действиях групп туристов-лыжников в лавиноопасном районе. Приложение к постановлению Президиума Федерации туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям, 1977.

Даже при наличии хотя бы одного из этих факторов группа обязана решительно прекратить движение и выбрать обходной путь дальнейшего продолжения маршрута.

Если в результате оценки обстановки склон признан нелавиноопасным, то группа должна выработать тактический план преодоления препятствия, т. е.:

выбрать основное направление движения, запасные участки пути и меры обеспечения безопасности;

определить порядок движения группы;

наметить действия участников при чрезвычайных обстоятельствах;

определить необходимое время на преодоление препятствия, время начала и окончания движения.

Инструктор (руководитель группы) должен разъяснить, что направление движения следует выбирать в обход лавиноопасных участков под защитой препятствий на пути возможной лавины (камни, кусты, деревья), а также по пологим участкам выше перегибов, по уступам склонов, по контрфорсам, каменистым и заснеженным гребням, даже если это удлинит путь и потребует нежелательного набора высоты (рис. 21). Следует еще раз напомнить известные правила:

заснеженные склоны необходимо проходить выше линии основного снегосбора, склон с твердым слоем снега-в верхней, а с рыхлым - в нижней пологой части, по наветренному и теневому склонам движение безопаснее, чем по подветренному и солнечному.

Особое внимание инструктор (руководитель похода) должен уделить организации движения при преодолении заснеженного склона и четкому выполнению намеченного плана.

Нужно раз и навсегда усвоить, что перед выходом на заснеженный склон необходимо выставить на безопасное место с хорошим обзором преодолеваемого участка наблюдателя и установить сигнал предупреждения о лавине. Обязанность наблюдателя: следить за склоном, предупреждать о начале схода лавины и фиксировать место исчезновения участника в лавине.


Рис. 21. Выбор пути по лавиноопасному рельефу. а - правильный путь; б - неправильный путь

Нужно сделать неукоснительным правилом проверку состояния снега на избранном пути движения группы Для этого первый участник, застрахованный с помощью основной веревки, должен пройти склон и выявить, не дает ли снег осадки, не происходит ли его сползание. В случае неустойчивого состояния снежного покрова следует немедленно прекратить движение, возвратиться и; отказаться от избранного пути. Инструктору (руководителю) перед началом движения необходимо проверить, чтобы все участники застегнули капюшоны, куртки и заправили их под брюки, сняли темляки лыжных палок с рук, ослабили плечевые ремни рюкзаков и перевесили их на одно плечо, несколько ослабили лыжные крепления и распустили лавинные шнуры, а также напомнить порядок действий в случае схода лавины: путь, по которому целесообразно скатываться и за каким местным предметом можно укрыться от нее.

При движении участники должны соблюдать установленную дистанцию (рекомендуется не менее 100 м), идти след в след впереди прошедшего, не кричать, не делать резких движений и без необходимости не останавливаться.

Зонды и лавинные лопатки необходимо переправлять с участниками последовательно, чтобы они были на той и другой стороне преодолеваемого склона.

Действия группы при сходе лавины необходимо отрабатывать на заранее выбранном склоне, где надо заранее отметить вешками возможный путь лавины и наметить места укрытий.

Наблюдатель и все остальные, заметив начало схода лавины, криком предупреждают идущего об опасности и замечают место его исчезновения.

Турист, попавший в лавину, должен стараться выкатиться к краю лавины или укрыться за местным предметом, освободиться от палок, сбросить рюкзак, а в последний момент - и лыжи. Как показывает опыт, тем, кто успевал сделать это, удавалось остаться незасыпанными или откопаться самим. В случае попадания в лавину рекомендуется попытаться удержаться на поверхности снега, делая плавательные.движения. Оказавшись в снегу, следует подтянуть колени к животу (сгруппироваться), прикрыть рот руками, а после остановки лавины стараться расширить в снегу пространство перед лицом и грудью, не терять спокойствия, стараться откопаться.

Участники, не попавшие в лавину, должны немедленно организовать спасательные работы, помня, что только от их оперативности зависит жизнь попавших в лавину товарищей.

Инструктор (руководитель) должен подчеркнуть, что живыми, как правило, остаются те, кого удается откопать в течение 20-30 мин. и редко - более, хотя известны случаи откапывания живыми после нескольких дней нахождения в лавине. Поэтому поисково-спасательные работы силами группы необходимо проводить немедленно в таком порядке:

1) продолжить наблюдение за состоянием склона - повторные лавины нередкое явление;

2) подручными средствами отметить место исчезновения пострадавшего;

3) искать на поверхности, ниже места исчезновения, лавинный шнур или предметы пострадавшего;

4) в случае необнаружения лавинного шнура определить вероятные места нахождения засыпанного (около камней, кустов, деревьев, в местах нагромождения снега, у внутренних изгибов лавины, в понижениях, в конусе выноса - рис. 22);


Рис. 22. Места вероятного нахождения засыпанного лавиной. а - место исчезновения; б-на изгибе; в - у камня; г - в перегибе; д - в конусе выноса.

5) организовать поиски пострадавшего по лавинному шнуру или в местах вероятного нахождения, способом "скоростного зондирования" (зондирования крупным планом) с отстоянием точек зондирования не далее.70 см друг от друга (рис. 22). В зависимости от количества могущих принять участие в зондировании, расстановка людей может быть с интервалом между плечами в 30 ом, что обеспечивает расстояние между точками зондирования в 70-75 см (при введении зонда только перед собой) и с интервалом в 1 мин. В последнем случае при введении зонда в две точки (вправо и влево от оси движения) фронт зондирования при одинаковом числе людей будет в два раза больше.

Вероятность отыскания засыпанного при скоростном зондировании составляет около 70%. Однако скорость прохождения участка в 5 раз быстрее, чем при тщательном зондировании, что особенно важно на начальной стадии проведения поисково-спасательных работ.,

Зонд нужно научить вводить медленно, без резких ударов, желательно одной рукой и без рукавицы;

6) обнаружив засыпанного, группа без промедления должна приступить к откапыванию, используя лавинные лопатки, дюралевые листы, а также лыжи и ведра. Копать яму рекомендуется ниже зонда - голова, чаще всего, оказывается ниже по склону;


Рис. 23. Ускоренный метод зондирования. А - каждый зондирует только перед собой, а - 70 см, б - 75 см, в - 4 человека, 2 м 25 см.
Б - каждый зондирует в две точки (вправо и влево от оси своего движения). а - 4 человека, 5 м 25 см

7) приблизившись к пострадавшему, руками отгрести снег от головы, очистить рот и нос от снега и при необходимости и возможности приступить к искусственному дыханию методом "рот-рот", одновременно продолжая откапывание.

Часть группы следует выделить для установки палатки, разжигания костра (примусов), кипячения воды и варки бульона;

8) откопав, перенести пострадавшего в палатку, укрыть теплыми вещами, обложить самодельными грелками (в полиэтиленовые мешочки положить намоченные в горячей воде и слегка отжатые полотенца, рубашки и др.), флягами с горячей водой.

Искусственное дыхание нужно настойчиво продолжать не менее 2 час. и прекратить только в случае появления явных признаков смерти.

Когда к пострадавшему вернется сознание, его рекомендуется напоить горячим бульоном (чаем, кофе, молоком), а при возможности сделать инъекцию кофеина или другого тонизирующего средства. Транспортировать его можно только после полного восстановления нормальной сердечной деятельности и дыхания.

При затягивании поисков следует не менее двух человек послать в ближайший населенный пункт за помощью и сообщить в контрольно-спасательную службу о случившемся. Остальными силами, организовав питание и попеременный отдых, продолжать поиски методом "тщательного зондирования", с отстоянием точек прощупывания зондом на 25х30 см*.

* Подробно рекомендации по организации поисково-спасательных работ изложены в книге Ф. Кропфа "Спасательные работы в горах" М Профиздат, 1975.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.119.67 (0.012 с.)