Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Микроструктура туристской группы и ориентированность лидеров микрогрупп↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Даже при самом оптимальном единодушии всех участников похода возможно формирование маленьких групп по взаимным интересам, чувству симпатии, "родству душ" и др. Эти группки образуют микроструктуру туристской группы. Они могут иметь положительную и отрицательную направленность. Каждый руководитель должен уметь разбираться в их ориентированности - это поможет ему понять группу в целом и избежать "взрывных" ситуаций. Микрогруппы положительной ориентации следует рассматривать как проявление тенденции более полного вхождения участника в группу. Они способствуют поддержанию положительного психологического настроя и цементированию группы. Руководитель может не опасаться их, а должен прилагать все усилия для установления хороших взаимоотношений с их лидерами и через них оказывать влияние на группу в целом. Лектору также следует обратить внимание и на такой факт. Иногда встречаются участники, которые на словах ратуют за общие цели, а больше делают в своих интересах. Действия их носят эгоистический характер и являются причинами возникновения серьезных разногласий. Это выражается в попытках найти себе сообщников и в образовании микрогруппы отрицательной направленности. Появление их неизбежно приводит к разъединению группы и возникновению конфликтных ситуаций. Положение руководителя в группе характеризуется количеством вхождений в микрогруппировки. Наиболее прочным оно оказывается у того руководителя, который является желанным членом всех из них. Лектор может привести такое высказывание Ю. Сенкевича: "Обратите внимание: на "Ра" - три группы, более или менее обособленные, и в каждую из них входит Тур. Повезло нам с лидером"*. Такое положение свидетельствует об авторитете руководителя и его высоких влиятельных функциях. Все остальные случаи означают отсутствие связей и контактов, а в конечном итоге - дисгармонию психологического единства в группе. * Сенкевич Ю. На "РА" через Атлантику. М., Гидрометеоиздат, 1973, с.98. Внимательного разъяснения заслуживает положение о наличии и ориентированности лидеров в туристской группе, кроме утвержденного руководителя. Основываясь только на результатах практических наблюдений, можно выделить следующие типажи лидеров: по количественному охвату - лидеры всей группы или микрогрупп, по продолжительности деятельности - лидер, сохраняющий влияние на протяжении всей "жизни" группы или только в определенных ситуациях (ситуативные лидеры), а также по направленности действий и характеру влияния. Лидер всей группы появляется, как правило, в том случае, когда утвержденный руководитель оказывается ниже уровня требований и не соответствует возложенным на него обязанностям. В этой ситуации прослеживаются две позиции: 1) группа мирится с таким положением, а лидер готов выполнить свои функции, не задаваясь целью сместить руководителя. Здесь налицо заранее обусловленный "тройственный союз" - руководитель, лидер, группа-и взаимное обязательство сохранить данный статус во время путешествия. При таком альянсе обычно не возникает сложных ситуаций и в группе сохраняются хорошие взаимоотношения; 2) руководитель явно не удовлетворяет требованиям и не пользуется авторитетом, а лидер желает утвердиться в положении руководителя. В этом случае, как правило, не удается избежать конфликтов между руководителем и лидером, между руководителем и участниками. Если в первом варианте лидер способствует положительному психологическому настрою, то во втором случае неизбежен психологический взрыв. Лидеры микрогруппировок являются следствием деления групп по принципу "эмоционально-интеллектуальных отношений" членов группы друг к другу. Такими лидерами становятся только те, кто "имеет, что дать, и умеют это сделать", а члены такого содружества соглашаются на роль ведомых. Ориентированность лидеров отражает положительную и отрицательную направленность микрогрупп, вожаками которых они являются. Лидеры маленьких групп положительной направленности всегда способствуют установлению дружественного фона взаимоотношений в группе и наоборот. Появление ситуативных лидеров обуславливается особенностями обстоятельств, под которыми имеются в виду ситуации, совершенно незнакомые группе или требующие быстрой смены установившихся и привычных действий. Попав в такую обстановку, руководитель может знать, что делать, но не уметь делать или не знать и не уметь делать. В таких условиях, как правило, и появляется временный лидер из числа участников группы, который понимает, что и как нужно делать для успешного преодоления возникшей стрессовой ситуации. Группа, согласившись с его планом действий, санкционирует его положение как руководителя в этой обстановке. Непременным условием успешного выхода из стрессовой ситуации является благожелательная позиция утвержденного руководителя к ситуативному лидеру и передача последним руководителю управленческих функций после преодоления сложившейся ситуации. В противном случае непременно возникает конфликт и разлад взаимоотношений в группе. Будет очень поучительно, если лектор обратится к слушателям с просьбой поделиться примерами о конфликтах, которые возникали в их группах и о способах их преодоления. Основными причинами возникновения напряженных и пороговых ситуаций в туристской группе во время похода могут быть: утрата общей цели путешествия; явное превалирование своих интересов над общими и эгоистическое поведение отдельных участников; недовольство действиями руководителя, потеря им авторитета; стремление ситуативного лидера утвердить свое положение в качестве постоянного руководителя; переоценка группой своих возможностей, что может привести, например, к срыву запланированного графика движения и др.; неверие в свои силы порождает, как правило, нерешительность действий, не менее чреватое опасными ситуациями; другие причины, не связанные с психологическим состоянием участников группы. Особую важность будут представлять рекомендации способов действий и поведения по выходу из конфликтных ситуаций. Лектор должен подчеркнуть, что здесь не может быть готовых рецептов на все случаи жизни: меры, оказавшиеся действенными в одном случае, в другой подобной ситуации могут совершенно "не сработать". И все же на основе туристского опыта можно выделить следующие способы действий, к которым обычно прибегают руководители групп. Коллективное обсуждение сложившейся ситуации позволяет выявить мнение и претензии участников, а руководителю уяснить причины и степень разногласий, что поможет принять правильное решение. Кроме того, сам факт обсуждения способствует снятию напряжения: выговорились, познакомились с иными точками зрения - уже легче. Сделать всех членов группы соучастниками вновь принимаемого решения. Руководитель в этом случае должен всячески подчеркивать, что окончательно сложившееся решение результат, прежде всего, предложений членов группы и в меньшей степени его - руководителя. В этом случае безошибочно срабатывает такой фактор: свои решения выполняются без понуждения и нажимного воздействия. Свалить за неудачу не на кого. В общем, надо выполнять. Сила убеждения и твердость поведения руководителя являются безусловно необходимыми качествами в обстановке "разброда, и шатания". Сила убеждения основывается на уверенности в своей правоте, которая в свою очередь зиждется на превосходстве в опыте и знаниях. Кроме того, умение убеждать и увлекать за собой других - это еще и особый дар. Говоря о твердости поведения, имеются в виду принципиальные действия руководителя по кардинальным вопросам, а не в мелочах, в которые уважающий себя руководитель обычно и не вмешивается, что считается воспитанностью и хорошим тоном его поведения. Руководитель должен мягко, без диктата, если этого не требует обстановка, добиваться выполнения намеченного плана. При этом ему следует широко и гибко пользоваться различными методами воздействия. Иногда бывает выгодно и целесообразно временно перепоручить руководство лидеру или занять выжидательную позицию. В случае нагнетания неблагоприятной обстановки в результате напряженного графика движения или недостаточного питания руководителю следует устроить незапланированную дневку, хотя бы раз дать возможность поесть столько, сколько хочется - потом это "отработается" сторицей. Подобные действия не означают отказа от плана и конечной цели похода, это даже и не уступка, а лишь понимание состояния группы и действия, вытекающие из соответствующе сложившейся обстановки. Такие решения руководителя в последующем позволяют ему более настойчиво воздействовать на группу и, в конечном итоге, осуществить к полному удовлетворению группы весь план похода. Очень хороший эффект достигается, когда большая часть группы выступает с решительным осуждением эгоистического поведения одного из участников группы, вплоть до отчисления его из коллектива. Немаловажная роль в сложных ситуациях отводится лидеру досуга: он веселой шуткой может отвлечь конфликтующие стороны или выставить их в смешном виде и тем самым снять напряжение конфликта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.214.105 (0.006 с.) |