Преодоление препятствий, встречающихся на лыжне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преодоление препятствий, встречающихся на лыжне



СОДЕРЖАНИЕ

Тема I. Лыжная техника
Тема II. Тактика лыжного похода
Тема III. Обеспечение безопасности лыжных походов и путешествий
- Опасности зимнего маршрута
- Действия групп туристов-лыжников в лавиноопасном районе
- Действия групп туристов-лыжников в сложных ситуациях
Тема IV. Некоторые социально-психологические аспекты туристской группы

Одобрено Управлением самодеятельного туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям и рекомендовано для работников советов по туризму и экскурсиям, советов ДСО, комиссий лыжного туризма, маршрутно-квалификационных комиссий, туристских клубов и туристских секций коллективов физкультуры.

В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы, знание которых необходимо инструкторам лыжного туризма: обучение навыкам тактического мышления, умению оценивать опасности зимнего маршрута и действовать в сложных метеорологических условиях, а также уяснению механизма формирования психологического климата в спортивной туристской группе.

Тема I. ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА

Инструктор должен разъяснить слушателям и убедить их на практике, что уверенное владение техникой движения на лыжах с рюкзаком, приемами спусков, поворотов, торможения и подъемов на лыжах, а также преодоления естественных препятствий является важнейшим условием проведения похода без травм и несчастных случаев, быстрого движения на маршруте с наименьшей затратой сил. Плохое владение лыжной техникой резко снижает темп движения, приводит к частым падениям, следствием чего могут стать ушибы или поломка лыж. Инструктор (руководитель походной группы) должен особо подчеркнуть, что различие в степени технической подготовленности участников вызывает обычно "растяжку" группы, когда одни уходят далеко вперед, а другие отстают. Это особенно опасно при движении ночью или в пургу. Если при спусках менее подготовленные участники преодолевают склоны без лыж, это вызывает "разрыв" группы и затрудняет своевременное оказание помощи отставшим. Движение разными путями и нахождение одной части группы выше по склону относительно другой потенциально опасно, особенно при срывах участников верхней группы.

Обучать технике движения и преодоления склонов на лыжах необходимо не только на специальных занятиях, но и на каждом учебном выходе и во время похода.

Первые практические занятия необходимо посвятить отработке техники движения на лыжах с рюкзаком, преодоления наиболее распространенных препятствий и тропления лыжни.

Лыжные ходы с рюкзаком

Инструктор должен напомнить слушателям, что основным способом передвижения туристов на лыжах по пересеченной местности и с тяжелым рюкзаком является скользящий (попеременный) ход. На пологих склонах с плотным или неглубоким рыхлым снегом можно спускаться коньковым ходом или ускорять движение одновременными толчками палками без смены положения ног (бесшажный ход). При этом инструктору необходимо обратить внимание на то, что наклон корпуса вперед во время завершения толчка палками не должен быть очень резким и сильным, иначе это может вызвать перемещение рюкзака на шею и привести к потере равновесия и падению.

В начале занятия инструктору необходимо узнать, как его слушатели владеют техникой движения на лыжах. Для этого следует проложить кольцевую лыжню и обязать всех туристов пройти по ней с рюкзаками. Если окажется, что не все уверенно владеют лыжными ходами, то занятие целесообразно построить в такой последовательности: сначала обучать движению скользящим шагом без палок, потом - движению с толчками палками без переступания ногами и отработке приема в целом.

Перед каждым этапом инструктор показывает правильное исполнение приема, обязывает одного из учеников повторить его, а затем приступает к тренировке. При этом он обязан обращать внимание на плавный перенос тела на выдвигающуюся вперед ногу, на расслабление ноги после толчка с отрывом каблука ботинка от лыжи и запятника лыжи от снега, а также на энергичное завершение толчка палкой.

Убедившись, что все приемы освоены, инструктор приступает к тренировке с рюкзаком по кольцевой лыжне, а потом - по намеченному маршруту учебного похода. Перед этим он должен показать, как надеть рюкзак и как освободиться от него при падении.

Тропление лыжни

Одним из препятствий зимнего маршрута является глубокий снег. Скорость движения группы в этих условиях будет зависеть от физической подготовленности участников и умения выбирать рациональный способ "пробивания" лыжни.

Инструктор при обучении способам тропления лыжни, должен объяснить, что при движении в сторону хорошо видного дальнего ориентира, по просеке, руслу реки, когда нет необходимости постоянно контролировать направление движения по компасу, применяется способ тропления, условно названный в туристской практике "карусель".. Он заключается в поочередной смене направляющих через установленный промежуток времени. Чем глубже и "тяжелее" снег, тем меньше время тропления лыжни каждым участником. Смену в этом случае можно рекомендовать и попарно.

При движении в лесу, в метель и в сумерках, когда нужно постоянно сверять направление движения по компасу, инструктор должен показать другой способ тропления лыжни - "малая карусель". Для этого нужно всю группу разбить на несколько подгрупп, например, по три человека, которые по очереди участвуют в прокладывании лыжни. Руководитель идет за первой подгруппой, видит всех участников и его команда слышна направляющему, которому он указывает путь движения. В троплении лыжни участвуют три человека, которые сменяют друг друга, становясь перед руководителем. Уставшая группа по распоряжению руководителя уходит назад, а вместо нее выходит следующая группа.

Преодоление склонов

Следующие занятия необходимо посвятить отработке техники преодоления склонов на лыжах. Инструктор должен разъяснить и, пользуясь примерами из практики, убедить слушателей, что успешное преодоление различных по крутизне и характеру снежного покрова склонов на лыжах возможно в том случае, когда все участники хорошо владеют различными приемами подъемов, спусков, торможения и поворотов. Во время проведения этих занятий нетрудно показать, что рюкзак, особенно станковый, увеличивает инерционные моменты при спусках с гор и часто приводит к падениям. Поэтому отработанным можно считать тот прием, который уверенно выполняется с рюкзаком за плечами.

Особой заботой инструктора при проведении занятий на склонах является обеспечение безопасности, исключение даже малейших травм и сохранение инвентаря. Для этого он должен делать сам и обучить слушателей следующему:

начинать разучивание приемов на ровных и пологих склонах с постепенным переходом на более крутые и сложной конфигураций;

выбирать склон с плавным переходом в ровную площадку, обеспечивающую лыжнику остановку без усиленного и экстренного торможения. Нельзя использовать склон, упирающийся в проезжую дорогу, опушку леса, кусты или овраг;

проверить, нет ли на склоне засыпанных снегом пней, камней, обледенелых участков и ям;

утоптать снег на склоне;

обозначить флажками (хвойными веточками) полосу спуска и места подъемов;

спускаться по одному, чтобы исключить случайный наезд при падении. На широкой полосе склона можно организовать спуск одновременно по несколько человек.

Перед отработкой каждого из приемов инструктор, построив группу вдоль склона лицом к трассе, должен показать его исполнение, а затем обязать одного из участников повторить прием. После этого каждый должен на виду у всей группы выполнить прием, а инструктор - опросить обучаемых, какие они заметили ошибки, после чего можно приступить к тренировке. В помощь себе инструктор, кроме стажера, может привлечь тех из обучаемых, кто хорошо владеет отрабатываемым приемом.

Место для проведения занятия инструктор должен выбирать заранее, обычно вначале или середине учебного маршрута, а каждый, встретившийся на лыжне склон - использовать для повторения и тренировки отрабатываемого приема.

Хотя материал ниже будет изложен отдельно по различным приемам преодоления склонов, занятия следует проводить, сочетая подъемы и спуски, спуски и торможения, спуски, повороты и торможения.

Подъемы

В зависимости от крутизны и характера снега на склоне подниматься можно ступающим шагом, полуелочкой, елочкой, лесенкой и зигзагом. Для отработки этих приемов инструктор должен подобрать склон с постоянно увеличивающейся крутизной, чтобы сами обучаемые почувствовали необходимость перехода от одного к другому способу подъема (рис. 3).

Ступающим шагом обычно поднимаются на ровных и пологих склонах. Инструктору следует обратить внимание обучаемых на необходимость наклона корпуса вперед и более сильную опору руками на палки, а при "отдаче" рекомендовать ставить лыжи с прихлопом.

На более крутых склонах следует двигаться полуелочкой наискосок к склону; лыжа, находящаяся выше по склону (на рисунке - левая), ставится по направлению движения, а другая - несколько развернутой в сторону.

Елочкой поднимаются на склонах средней крутизны, когда подъем полуелочкой невозможен. При этом носки лыж широко разводятся в стороны и лыжи твердо ставятся на внутренние ребра. Палки ставятся позади лыж. Инструктор обращает внимание на то, что прежде чем переставить лыжу, необходимо освободить ее от нагрузки, т. е. перенести тяжесть тела на другую лыжу. Для того чтобы носки лыж не зарывались в снег, следует рекомендовать одновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

На крутых и обрывистых склонах лучше всего подниматься лесенкой: стоя боком к склону, последовательно переставлять вверх лыжи и палки. Инструктору следует обратить внимание на то, что не нужно делать слишком широкий шаг, и прежде, чем перенести тяжесть тела на "верхнюю" лыжу, необходимо утоптать ею снег. На широких склонах, когда подъем лесенкой из-за осыпания снега невозможен, подниматься следует "лесенкой" наискосок, т. е. одновременно с подъемом продвигаться несколько вперед.

Подъем зигзагом применяется обычно на длинных нелавиноопасных склонах, по которым передвигаются скользящим

шагом, полуелочкой или "лесенкой" наискосок. С особым вниманием инструктор должен разъяснить меры предосторожности и безопасности при этом способе подъема. В целях исключения "подрезания" снега на склоне отрезки пути от поворота до поворота следует прокладывать длиной не более 30 м и под прикрытием деревьев, кустов и камней. Крутизну надо выбирать такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось "идти на руках", т. е. сильно опираться на палки, что очень утомительно. Большого внимания требует отработка приема перемены направления движения на склоне, который производится способом поворота кругом, стоя спиной к склону. Инструктор обязан обратить внимание на то, что исполнять прием из положения лицом к склону более сложно, а самое главное - небезопасно: при потере равновесия турист падает спиной вниз по склону, что затрудняет "зарубание" палками и остановку движения упавшего. При обучении и в походе необходимо организовывать подстраховку, особенно тех участников, которые неуверенно исполняют поворот "кругом".


Рис. 3. Способы подъема на лыжах. а - ступающим шагом; б - полуелочкой; в - елочкой; г - лесенкой


Рис. 4. Подъем зигзагом "вразбивку"


Рис. 5. Подъем зигзагом "первый-последним"

При смене направления движения могут иметь место случаи падения одного участника на другого, находящегося ниже по склону. В качестве одной из мер предосторожности инструктор может порекомендовать двигаться группе так, чтобы на каждом участке подъема находились один-два человека (рис. 4), т. е. двигаться "вразбивку". Самым безопасным следует считать способ "челноком", когда для движения в обратном направлении группа разворачивается одновременно: замыкающий становится направляющим, а первый - последним (рис. 5). Этот способ несколько удлиняет путь, но позволяет группе двигаться компактно, что особенно важно в условиях плохой видимости.

Спуски на лыжах

Спуски - важнейшие элементы лыжной техники. Инструктор должен своевременно предостеречь туристов от лихачества и разъяснить, что именно во время спусков происходит основная Масса случаев травматизма как расплата за неумелое владение приемами спусков, торможения и поворотов.

В результате занятий и тренировочных выходов участники будущих походов должны научиться самостоятельно выбирать стойку и способ спуска в зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова.

Для закрепления навыков и обретения уверенности при спусках инструктор должен подобрать сложный склон (иногда пологие участки чередуются с крутыми, выпуклые формы ската - с вогнутыми и ровными) с разнохарактерным снежным покровом. Спуск по такому склону требует быстрого выбора соответствующей стойки и приема сохранения равновесия. Необходимо обратить внимание, что спуск по склону с неоднородным снежным покровом характеризуется увеличением скорости на участках плотного снега и резким торможением на рыхлом снегу, что приводит к потере равновесия и падению вперед. Инструктор должен преподать очень простой прием - "разножку" - одну ногу с лыжей выдвинуть вперед. С увеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногу необходимо выдвинуть еще дальше вперед и больше согнуть в колене.

В зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова выбираются стойка и способ спуска.

Спускаться можно в высокой, средней и низкой стойках. Чаще всего приходится спускаться в средней стойке, которая наиболее выгодна при спусках со склонов средней крутизны. Для этого необходимо развести лыжи на ширину 15-20 см, ноги согнуть в коленях, а корпус наклонить вперед до положения, при котором из-за коленей можно было бы видеть носки ботинок. Полусогнутые в локтях руки следует опустить вдоль туловища, палки держать кольцами назад и никогда не выносить вперед во избежание травм.

На крутых склонах рекомендуется спускаться в низкой стойке, для чего необходимо сильно согнуть ноги в коленях, присесть, корпус наклонить вперед и вынести руки вперед.

В зависимости от крутизны склона спускаться можно по прямой, зигзагом, боковым соскальзыванием и лесенкой.

Спуск по прямой целесообразно применять на ровных, коротких, до средней крутизны хорошо просматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. Инструктор должен подчеркнуть, что с увеличением скорости необходимо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до преднамеренного падения, памятуя, что это лучше сделать умышленно, чем потеряв контроль.

На крутых и большой протяженности склонах, без наличия признаков лавинной опасности, когда торможение не обеспечивает контролируемой скорости, спускаться следует зигзагом, разворачиваясь в нужном направлении на ходу или после остановки способом "кругом". Инструктор должен советовать каждому спускаться по своему пути. При спуске по одному пути "гасить" скорость можно путем выката одной или обеими лыжами с лыжни, а также торможением с помощью лыжных палок.

На крутых и недлинных склонах, без обрывистых участков необходимо обучить спуску боковым соскальзыванием. Для этого следует поставить лыжи параллельно склону и, нажимая на ребра лыж, обращенные к склону, уменьшить сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения. В случае увеличения скорости нужно усилить упор на ребра лыж, обращенных к склону.

Спуск лесенкой применяется на крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. Встретив склон с настовым или обледенелым покрытием, инструктор обязан показать, что лыжи необходимо ставить твердо, с прихлопыванием на кант.

Завершать занятия по спускам желательно на склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы и встречные склоны, на которых инструктор может научить умению постоянно сохранять контакт лыж со снегом и сохранять устойчивость. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 6).


Рис. 6. Спуск по сложному склону. а - встречный склон, выпрямление корпуса; б - бугор, подогнуть колени; в - яма, выпрямление корпуса; г - уступ, в низкой стойке

Торможение

Уверенное владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и своевременно останавливаться в нужное время и в желаемом месте.

Прежде чем отрабатывать способы торможения, инструктор должен научить остановке предумышленным падением. Для этого следует присесть как можно ниже и упасть на бок, откинув руки с палками назад, лыжи поставить поперек склона и упираясь ими в снег затормозить движение по склону (рис 7). Характерной ошибкой, на которую инструктор должен обратить внимание, является падение плашмя, без предварительного сгруппирования тела.


Рис. 7. Остановка падением

Чаще всего применяется торможение плугом-двусторонним упором внутренними ребрами лыж. Для этого нужно, удерживая носки лыж вместе, развести пятки и тем шире, чем быстрее необходимо остановиться (рис. 8).

При спусках наискосок склона торможение осуществляется одной лыжей, находящейся ниже по склону. Этот способ называется полуплуг или односторонний упор (рис. 9).

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок склона, а иногда и при прямом спуске. Для этого необходимо несколько присесть, а палки, сложенные вместе, уткнуть штырьками в снег и увеличивая давление, замедлить движение (рис. 10). Торможение палками между ног по ряду моментов, в том числе и по причине возможной поломки палок, применять нежелательно.


Рис. 8. Торможение плугом


Рис. 9. Торможение полуплугом


Рис. 10. Торможение лыжными палками

Повороты

К обучению поворотам целесообразно приступать после отработки приемов торможения, поскольку они выполняются из позиций торможения - плуг и полуплуг. Более сложные способы поворотов с тяжелым рюкзаком и без специальных креплений туристам-лыжникам не рекомендуется применять.

Поворот из положения плуг обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для выполнения поворота, например/влево (рис. 11) надо перенести тяжесть тела на правую ногу и поставить лыжу круто на ребро, а левую - разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения полуплуг (рис. 12) выполняется на более высоких скоростях, когда направление движения необходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней при спуске наискосок к склону. Для этого нужно запятник разгруженной "верхней" лыжи отвести в сторону, поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а "нижнюю" - поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счет чего и осуществляется поворот.


Рис. 11. Поворот плугом.


Рис. 12. Поворот полуплугом.

При спусках на небольших скоростях по пологим склонам изменять направление движения можно способом переступания, напоминающим движение на коньках, когда лыжник делает толчки ногами не одинаковой силы. Например, при повороте в левую сторону более сильные толчки производятся правой ногой.

Совершенствование лыжной техники инструктор (руководитель похода) должен производить на каждом выходе. Более приемлемым методом обучения в это время является индивидуальная работа с теми участниками, у которых какой-либо элемент требует доработки. Кроме этого, следует широко использовать участие в соревнованиях по лыжной технике на короткой полосе препятствий в соответствии с "Временными правилами соревнований по технике и тактике лыжного туризма" и др.

ОПАСНОСТИ ЗИМНЕГО МАРШРУТА

Инструктор или руководитель походной группы должны разъяснить, что опасности зимнего маршрута обычно связаны с погодой или относятся к естественным препятствиям. Они ощутимы или наблюдаемы, в силу чего их воздействие, как правило, не бывает неожиданным. К ним не применимо понятие "внезапно": каждому из этих явлений предшествуют определенные признаки, знание которых дает возможность к ним заранее подготовиться.

Даже в течение одного дня, не говоря уже о длительном походе, могут произойти резкие изменения погоды, которые нужно обязательно использовать для обучения мерам предосторожности и обеспечения безопасности.

Погодные явления

Прежде всего необходимо объяснить, что факторы погоды не только могут усугублять влияние других опасностей, но и сами по себе в отдельности и особенно в сочетании, представляют угрозу для здоровья, а иногда и жизни человека.

Мороз. К холоду нельзя привыкнуть. Многовековая борьба за самосохранение выработала у человека естественные защитные рефлексы, а также научила его приемам согревания и изготовлению специальной одежды и обуви. Поэтому, собираясь в поход, каждый должен взять с собой такую одежду и столько, которая по отдельности или в комбинации предохранила бы от любого ненастья.

Снегопад. Во время похода можно наглядно убедиться, что даже обильное выпадение сухого снега не представляет опасности для группы, двигающейся по лесистому среднегорью. Положение может резко измениться, если повалит сырой снег при сильном ветре, а группа оказалась на открытой местности. Не допустить переохлаждения организма в обмерзающей одежде и обуви, своевременно принять меры по сохранению тепла, умение быстро поставить палатку и т. д. становятся борьбой за сохранение здоровья и жизни. Этому и нужно научить всех туристов-лыжников.

Ветер опасен своим охлаждающим влиянием и механическим воздействием, особенно при движении по крутым склонам, когда он может вызвать потерю равновесия и привести к падению. Опасное влияние ветра выражается в усилении охлаждающего воздействия низких температур: чем сильнее ветер, тем больше его охлаждающее влияние. Специальные исследования показывают, что если в штиль температура воздуха равна - 10°С, то при скорости ветра в 10 м/сек. холодовой индекс этой температуры будет соответствовать температуре - 30,5°С. Поэтому с усилением ветре необходимо сразу же одеться потеплее. Если ветер застал группу на заснеженном или обледенелом гребне, необходимо незамедлительно организовать страховку или прекратить движение по гребню.

Пурга и метель, т. е. сочетание сильного ветра, мороза и снегопада, многократно увеличивают отрицательное влияние на человеческий организм каждого отдельного фактора и не без основания расцениваются самыми серьезными опасностями лыжного маршрута: охлаждающее воздействие усугубляется проникновением снега или снежной "пудры" под одежду и ее отсырением, что нередко приводит к обморожениям и переохлаждению организма. Пурга и метель оказывают также и морально-психологическое воздействие - у слабых натур нередко наблюдается снижение морального тонуса, наступление состояния безысходности и снижение упорства в борьбе за сохранение жизни.

Ограниченная видимость (туман, сумерки, темнота, полярная ночь) опасны не сами по себе, а тем, что затрудняют ориентирование и правильную оценку реальных условий обстановки - определение действительной крутизны склона, лавинной опасности, наличия обрывов и трещин. При плохой видимости самым благоразумным решением является прекращение движения. В темноте крутизна склонов и скорости спуска на лыжах оцениваются, как правило, меньшими, чем на самом деле. Следствием этого очень часто являются поломка лыж и травмы. Полярные исследователи отмечают, что туман до неузнаваемости искажает отдельные предметы и пейзаж. Такое преображение предметов туманом усложняет путь или ставит путешественника в комическое положение.

Солнце опасно ожогами глаз. Снежной слепотой можно заболеть не только в ясный солнечный день. Не менее опасны облачные дни. Каждый участник похода должен иметь солнцезащитные очки, преимущественно с оранжевыми стеклами, которые в пасмурную и туманную погоду лучше всего прорисовывают даже мелкие неровности снежного покрова. Много хлопот в тундровых и ледовых районах доставляет "белая мгла" - рассеянный свет в облачные дни, когда все одинаково бело и без четких граней. Белая мгла чрезвычайно опасна в горах: из-за отсутствия теней скрадываются перегибы и сглаживается рельеф, в силу чего можно не заметить опасной крутизны заснеженных склонов.

Снежная слепота вызывает мучительную боль и резь в глазах - человек не может не только уснуть, но даже забыться. Для излечения заболевания иногда бывает достаточно побыть один-два дня с завязанными глазами. Рекомендуется также применять примочки из спитого чая.

Резкое похолодание особенно после оттепели представляет опасность, если группа вынуждена продолжать движение в сырой одежде и обуви, которые на морозе быстро превращаются в ледовый панцирь, совершенно несохраняющий тепло. Еще в более худшем положении оказываются туристы, которых похолодание застает во время преодоления заснеженного склона, ограничивающего возможности движения и обрекающего на малоподвижный характер действий. Только быстрая разбивка бивака и согревание у костра или в спальном мешке (после переодевания во все сухое) может предохранить от обморожений и заболеваний.

Инструктор или руководитель похода должны постоянно обращать внимание туристов на характерные признаки изменения погоды, особенно ее ухудшения: появление тонких перистых облаков, постепенно заволакивающих все небо, появление и быстрое увеличение кучевых облаков, быстро движущихся по небу, образование вокруг солнца или луны белых кругов, резкие смены направления ветра и его усиление к вечеру, появление на вершинах гор "снежных флагов", потепление к вечеру, отсыревание одежды и снаряжения, затрудненность дыхания, ухудшение скольжения лыж, улучшение видимости, падение барометрического давления и др. Настораживающим признаком ухудшения погоды на Кольском полуострове, на что особо должен обратить внимание инструктор (руководитель) является образование на горизонте при чистом небе свинцово-черного пятна, которое быстро разрастается и за два-три часа заволакивает все небо клубящейся черной тучей. Еще при чистом небе возможны сильные порывы ветра со штилевыми паузами. Это приближается "снежный заряд". Он продолжается обычно не менее суток. Ветер нередко достигает ураганной силы. Лыжнику, упавшему на наст, порой бывает невозможно удержаться. На Полярном Урале ухудшение погоды происходит через одни-двое суток после полярного сияния.

Естественные препятствия

Инструктор (руководитель похода) должен подчеркнуть, что естественные препятствия, как объективные опасности лыжного маршрута, относятся к заснеженному рельефу местности и зимней гидрографии. Их включение в маршрут и сам факт преодоления составляют смысл спортивности туризма, а количество и техническая сложность являются принципиальной основой для разрядного классифицирования маршрутов. Из этого следует, что в каждом маршруте как бы запрограммирована встреча с опасностью, с определенной долей риска. Однако нужно настойчиво разъяснять, что риск а данном случае следует понимать как осмысленную необходимость действовать именно так, а не иначе, в этом, а не в другом месте, в данное время, а не в иное время. Этим подчеркивается, что степень риска зависит, прежде всего, от самого человека: чем выше его уровень знаний механизмов проявления опасных факторов препятствий, чем выше уровень тактической, технической и морально-психологической подготовленности, чем грамотнее принимаемые им решения, тем меньше он может допустить ошибок, а следовательно, самой минимальной становится степень риска.

Нетрудно убедить обучаемых, что наиболее распространенным и самым опасным препятствием лыжных маршрутов являются склоны, сложность которых, прежде всего, зависит от крутизны и характера снежного покрова и которые, в конечном итоге, определяют тактику и технику их преодоления, а также меры обеспечения безопасности. Движение по заснеженным склонам допустимо только при отсутствии лавинной опасности, обучение методике оценки которой будет рассмотрено ниже.

На примерах правильного и неправильного прохождения склонов инструктор может убедительно показать, что тактика преодоления склонов сводится в основном к выбору безопасного и наименее трудоемкого пути движения и способов страховки. Техническую подготовленность участников характеризует умение пользоваться в зависимости от состояния склона, различными приемами движения и самостраховки. Для обеспечения безопасности особенно важно своевременно применять наиболее надежные способы и средства страховки и самостраховки, например, кошки следует одевать до вступления на настовый или обледенелый участок пути и др.

Экономия сил и сохранение работоспособности при длительных подъемах достигается размеренным движением с несколько замедленным ритмом. При движении без лыж расстояние между ступенями должно быть не менее ширины шага самого низкого участника группы: широкий шаг при подъеме требует больших усилий и быстро утомляет, а при спуске - разрушает ступени и превращает путь спуска в глубокую траншею с разрыхленным снегом.

Всему этому должны научить туристов-лыжников инструкторы или руководители походных групп. Все это должны знать, а самое главное - уметь делать туристы-лыжники. Инструктор (руководитель) должны использовать каждый встречающийся на учебном маршруте склон для обучения навыкам его оценки, способам его преодоления и страховки.

Снежные склоны (склоны, покрытые глубоким неуплотненным снегом) рекомендуется преодолевать без лыж, выбирая путь прямо вверх или вниз или коротким траверсом, при этом следует ступать след в след, утаптывая ступени постепенным спрессовыванием снега. Ногу необходимо ставить на всю ступню, плавно перенося вес тела со ступеньки на ступеньку. Нельзя слишком наклонять корпус тела к склону - это увеличивает опасность падения.

На крутых снежных склонах следует обучить организации страховки через, лыжи: одну воткнуть вертикально к поверхности склона на глубину до грузовой площади (кантами вниз по склону, чтобы с них не рвать веревку), а с помощью двух других, положенных боком в снег, образовать крестообразную опору вертикальной лыже (рис. 14). При этом лыжа "А" предохраняет воткнутую лыжу от бокового заваливания в момент натяжения веревки в начале падения страхуемого, а лыжа "Б" - от ее выдергивания в момент рывка.


Рис. 14. Страховка через лыжи на склоне с рыхлым снегом. а - к страхуемому; б - динамика рывка при срыве страхуемого; в-в начале падения (удерживает вертикальную лыжу лыжа А); г - в конце падения (удерживает вертикальную лыжу лыжа Б).


Рис. 15. Спуск по крутому склону на лыжах со страховкой с помощью веревки

При спуске, когда ниже преодолеваемого находится более крутой и опасный участок склона, необходимо организовать страховку с помощью вертикальных перил и схватывающего узла или зажима (рис. 15). Двигаться в этом случае можно ступеньками на лыжах или без них.

Настовые и ледовые склоны могут доставить много неприятностей для тех, кто попытается преодолевать их без кошек или без рубки ступеней - наибольшее число падений и срывов происходит именно с такими группами. Для убедительности инструктор может воспользоваться методом "от противного": подобрав неопасный обледенелый склон, обязать всех преодолеть его без лыж, в бахилах.

На склонах до 30° рекомендуется подниматься с надетыми кошками, ступая елочкой и разворачивая носки тем шире, чем круче склон. На склонах до 40°, при подъеме зигзагом и траверсировании верхнюю по склону ступню нужно ставить горизонтально, а вторую - носком вниз (рис. 16). На участках круче 40° следует подниматься на носковых зубьях кошек с опорой на склон клювом ледоруба*.

* Более подробно ом. Спутник альпиниста. М., ФиС, с. 292-293.

Особое внимание следует уделить обучению технике движения и страховки в связке, тактические возможности которых подробно рассмотрены в книге мастера спорта Н. Волкова, откуда позаимствовано изложенное ниже.

Основным тактическим вариантом парной связки является попеременное движение участников в роли передового и страхующего по следующим этапам: организация страховки и самостраховки участником № 1, движение участника № 2 в качестве передового, организация им страховки и самостраховки; снятие страховки участником № 1, его движение на страховке до участника № 2 и далее в качестве передового, организация страховки и самостраховки участником № 1;

снятие страховки участником № 2, его движение на страховке до участника № 1 и далее в качестве передового и т. д. (рис. 17). Во втором варианте парной связки в качестве передового постоянно действует один человек, а второй - только обеспечивает страховку и двигается по готовому пути. В отличие от первого варианта в нем появился новый элемент - смена страхующего.

Связка из трех человек имеет больше вариантов тактического построения, выбор которых зависит от характера местности, технической подготовленности и состояния участников. По сравнению с парной связкой они проигрывают в мобильности, но более предпочтительны двойной страховкой одного участника, что особенно важно на участках, где одинарная страховка не обеспечивает полной надежности**.

** См. Волков Н. Спортивные походы в горах. М., ФиС, 1974, с. 63-75.

На склонах с не очень твердым снегом при подъеме и спуске лицом к склону ступени выбиваются носком ботинка.


Рис. 16. А - подъем на кошках елочкой; Б - траверсирование склона на кошках.

Двигаться нужно с обязательной опорой на две точки: нога и ледоруб (лыжные палки), когда другой ногой выбиваются ступени и две ноги - при перестановке ледоруба. При спуске лицом от склона ступени выбиваются каблуками с одновременной опорой на штырек ледоруба (лыжные палки).


Рис. 17 Вариант движения парной связки. а - страховка; б - движение передового; в - движение по подготовленному пути.

Ступени в насте и льде следует вырубать примерно через.30 см одна от другой. На склонах до 45° ледоруб нужно держать обеими руками, делая из каждой позиции две ступеньки, начиная с верхней. На более крутых склонах ступени рубятся полуторной длины, а переступание производится приставным шагом. Ледоруб удерживается одной рукой, а другая используется для подстраховки. При спуске ступени рубятся двойной длины*.

* Более подробно ом. Спутник альпиниста. М., ФиС, 1957, с. 294-295. 35

Замерзшие водопады, при невозможности обхода, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам со страховкой. Инструктор должен напомнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода - и тогда намокшая и обледеневшая обувь и одежда затрудняют четкое выполнение страховочных приемов. При движении по заснеженным участкам следует прощупывать ледорубом (лыжными палками) прикрытые снегом места незамерзшей воды, весьма опасные при провале в них человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.083 с.)