Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема II. Тактика лыжного похода

Поиск

Изучение этой темы чаще всего начинают с лекции. Это обосновывается тем, что будущие участники походов, зная основы теории, более осмысленно будут подходить к решению вопросов подготовительного периода и во время путешествия.

Лекцию целесообразно начать с рассмотрения понятия тактика. Наиболее приемлемым является такое определение, которое включает планирование (похода в целом, дневных переходов и преодоления препятствий) и действия в соответствии с планом или принятыми решениями, преследующие достижение спортивных, эстетических и других целей с соблюдением" мер безопасности и в установленные сроки. Лектору следует обратить внимание на то, что данное определение относит к тактике лишь те мероприятия, которые связаны с анализом условий обстановки, выработкой плана действий и его выполнением. Такое определение позволяет более четко определить грань между тактикой и техникой, отнеся к последней навыки и умения экономного и эффективного исполнения физических приемов передвижения, страховки, самостраховки, бивачных и иных работ.

Следуя такому определению понятия тактики все мероприятия планирующего характера и им соответствующую практическую деятельность, можно отнести к трем группам: план похода, дневного перехода и преодоления препятствия.

План похода вырабатывается до выхода на маршрут и состоит из тактических решений общего характера, которые вытекают из целей и задач похода и включают: вид, протяженность и продолжительность маршрута, количество дневок и резервных дней, график похода, распределение по маршруту технически сложных участков, зависимость веса рюкзаков от вида маршрута, запасные варианты маршрута, планирование эмоциональных нагрузок.

Важнейшим элементом планирования похода является выбор вида маршрута. В настоящее время в лыжном туризме предпочтение отдается такой классификации маршрутов: линейный и кольцевой без промежуточного населенного пункта;

линейный с одним населенным пунктом. Ему соответствует маршрут, состоящий из двух кольцевых выходов из одного населенного пункта - "восьмерка"; линейный с несколькими населенными пунктами на пути движения группы. Ему соответствует маршрут с несколькими радиальными выходами из одного пункта- "ромашка". В основе такого деления маршрутов, наряду с начертательным элементом, правомерно выступает один из показателей спортивного похода - ненаселенность и как следствие - непреложное требование успеха и безопасности - "на весь поход все с нами". Далее в лекции необходимо раскрыть преимущества и сложности каждого из этих видов маршрутов. В частности, небезынтересно рассмотреть зависимость веса рюкзаков от видов маршрутов. Особому разъяснению подлежат положения, относящиеся к регламентации количества радиальных выходов и требований к ним.

Планируя протяженность маршрута, следует учитывать, что указанная в разрядных требованиях длина маршрута понимается как наименьшая допустимая, что ее уменьшение или увеличение возможно не более чем на 25% при условии сохранения предусмотренных сложностей. Особо необходимо разъяснить, что чрезмерное увеличение протяженности маршрутов по инициативе самих групп, находится в противоречии с требованиями обеспечения безопасности и приводит к вредным перегрузкам организма, особенно начинающих туристов.

Продолжительность похода в минимальном значении также определена разрядными требованиями. Увеличение ее или некоторое уменьшение возможно как следствие внесенных изменений в протяженность маршрута: Увеличение количества дней на отдых не должно снижать спортивности похода. Особое внимание в лекции необходимо обратить на стремление выдать за наивысшие показатели спортивности прохождение маршрута за меньшее количество дней, чем определено разрядными требованиями. Истоком таких взглядов является различный подход к оценке возможностей групп, степень технической подготовленности которых различна. Действительно,. группа, все участники которой высоко и в равной мере владеют техническими приемами передвижения и преодоления сложных участков, может пройти маршрут несколько быстрее, сэкономив, например, на 15-дневном маршруте два дня. Больше вряд ли возможно, поскольку указанные нормы рассчитаны на хорошо подготовленные группы. Всякая большая экономия дней не может быть только результатом технического мастерства. Она достигается за счет перенапряжения, нарушения мер безопасности или тактической безграмотности прохождения сложных участков. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев в лыжном туризме происходит именно по этим причинам. Поэтому лектору следует подчеркнуть, что нужно пресекать любые попытки проходить маршруты по сокращенным графикам и выдавать их за наивысшие показатели спортивности, иначе это может перерасти в лихачество с самыми тяжелыми последствиями.

Количество дневок и резервных дней должно соответствовать протяженности, сложности, продолжительности похода, а также характеру климатических условий района путешествия. Лектор может порекомендовать следующее: чтобы не допускать физических перегрузок дни отдыха (дневки) надо намечать через пять-шесть дней хода. В маршрутах IV- V категорий сложности целесообразно планировать не менее двух дневок. Наиболее сложно спланировать количество резервных дней: погода - самый трудно прогнозируемый фактор, в зависимости от категории маршрута группы резервируют от двух до пяти дней.

С особым вниманием лектор должен раскрыть вопрос о планировании маршрута с точки зрения распределения технически сложных участков и подчеркнуть, что умение делать его тактически грамотно выявляет зрелость руководителя и группы. Наиболее правильно построенным считается маршрут, когда самые сложные участки приходятся на серединную часть пути, а их преодоление начинается с радиального выхода. Обосновать это положение лектор может так: к этому времени организм успевает адаптироваться к новым условиям, втянуться в ритм движения и нагрузки, т. е. обретает самый работоспособный пик формы. Немаловажным фактором является установление в группе взаимопонимания и согласованности действий. Исходя из этих соображений маршрут целесообразно подразделять на три участка: начальный, основной и заключительный. Лектор должен предостеречь от такого планирования маршрута, когда пик сложности падает на начальный или заключительный этап пути. Последнее особенно нежелательно: накопившаяся усталость и кажущаяся завершенность похода притупляют чувство опасности и ответственности, а это может привести к серьезным травмам и даже несчастьям.

Более подробно надо остановиться на советах по разработке графика похода; подчеркнуть, что он является производным из вышеизложенных решений и заключается в разбивке маршрута по дням, определении величин дневных переходов и распределении дневок. При разработке графика движения может возникнуть необходимость внесения уточнений в ранее принятые решения по планированию похода. Например, разбивка маршрута по дням показывает, что хотя маршрут проходится за намеченное количество дней, но с учетом обеспечения безопасности - прохождения перевалов в утренние часы - потребуется еще один день.

В качестве иллюстрации графика похода можно сослаться на один из возможных вариантов графика маршрута IV категории сложности (рис. 13). При среднесуточной скорости в 20 км для преодоления 280 км потребуется 14 дней. Начало маршрута приходится на всхолмленный тундровый участок с рыхлым снегом в долинах, что потребует, даже при небольшом километраже первых дней пути, значительных затрат физической энергии. Неоднократное прохождение подобных участков подтверждает целесообразность планирования первого перехода в пределах 15 км с увеличением в последующие дни на 2-5 км. После пяти дней пути перед двухдневным кольцевым выходом с траверсом ребра между вершинами предусматривается первая дневка. Учитывая, что при восхождении на вершины и спуске с них часть светлого времени уйдет на оценку снежной обстановки и выбор пути, на одевание и снимание кошек, рубку ступеней и наведение страховочных перил, т. е. на принятие мер по обеспечению безопасности, в каждый день планируется прохождение не более 15-16 км. На последующие четыре дня приходится самая интересная и технически сложная часть маршрута, поэтому дневные переходы при подъемах и спусках правильно намечаются в пределах 15-16 км, а при движении по плато - 20-21 км. С выходом в лесную зону можно наметить вторую дневку. На последние три дня пути остается 90 км. Если группа пройдет сложный участок без излишнего перенапряжения, то она может использовать для отдыха не весь день или вовсе отказаться от него, рассчитывая преодолеть заключительную часть маршрута за четыре дня, но с меньшей скоростью.


Рис. 13. Вариант графика маршрута IV-категории сложности А - начальная часть маршрута; Б - основная часть маршрута; В - заключительная часть маршрута
1-й день - 15 км, 2-й - 17 км, 3-й - 20 км, 4-й - 20 км, 5-й -15 км, всего - 87 км; 6-й - отдых, 7-й - 15 км, 8-й - 16 км, 9-й -15 км, 10-й - 20 км, 11-й - 21 км, 12-й - 16 км, всего - 103 км; 13-й - отдых, 14-й - 28 км, 15-й - 32 км, 16-й - 30 км, всего - 90 км; протяженность маршрута - 280 км

Будет весьма правильно, если лектор обратит внимание на распространенную ошибку, с которой приходится сталкиваться членам маршрутно-квалификационных комиссий при рассмотрении заявочных материалов на поход - механическую разбивку маршрута по усредненным нормам дневных переходов. Руководители обычно оправдывают это так: все равно без корректировки в пути не обойтись. Подобная аргументация настораживает, поскольку такое планирование является следствием слабого изучения района похода, незнания трудоемких участков пути, сложных препятствий и целесообразного времени их преодоления, удобных мест биваков и др. Лектор должен со всей силой подчеркнуть, что чем меньше пришлось уточнять график движения во время похода, тем более качественным была его разработка, тем более качественным было планирование похода в целом.

Важным моментом планирования похода является выбор запасных маршрутов, которые желательно разрабатывать в. нескольких вариантах. Например, сокращение заключительной части путем выхода в ближайший населенный пункт, упрощенное прохождение сложного участка или прекращение путешествия.

Следует также рассмотреть вопрос об эмоциональных нагрузках в походе, которые пока еще не стали предметом специального планирования похода. Проблема эта реально существует и порождается, на наш взгляд, самим содержанием туризма - его спортивной и эстетической сторонами, которые вступают в противоречия при своем взаимодействии: спортивность требует отдачи максимума времени и физической энергии на выполнение технической программы в предусмотренные сроки и без ошибок в обеспечении безопасности, а эстетическое восприятие также немыслимо без психологически углубленного переживания увиденного, на что также требуется время.

На туристских тропах можно иногда встретить людей, которые видят в туризме только одну спортивную сторону и довольствуются чувством самоутверждения, возникающим как результат противоборства техническим сложностям маршрута. Конечно, это немаловажный факт - активный отдых благотворно влияет на физическое совершенствование человека, восстанавливает его силы для жизни и труда. На только ли эти рационалистические мотивы манят туристов в белоснежье, на порожистые реки и в заоблачные высоты? Самым сильным побуждением является извечная человеческая потребность общения с природой, а спортивная сторона со всеми ее положительными качествами служит лишь средством достижения этого эстетического начала. Одними физическими целями вряд ли удастся убедительно объяснить тягу людей к походам, потребность повидать неведомые земли и диковинные явления природы. Вот тогда-то и выступает в качестве подлинного смысла туризма его эстетическая сторона.

Лектор на ряде примеров может убедительно показать, что к разочарованию походом одинаково приводит невыполнение спортивной цели или ее засилие в ущерб эстетической стороне. Только разумное сочетание этих начал, когда наряду с физическими нагрузками участник похода получает и эмоциональный заряд, может принести подлинное удовлетворение путешествием. А это обязывает руководителя туристского похода осмысленно подойти к распределению эмоциональных нагрузок на маршруте.

Степень эмоционального напряжения, если ее изобразить в виде кривой, в общих чертах повторит линию, которая отражает распределение по маршруту сложных участков. Самой богатой яркими впечатлениями окажется срединная, технически нагруженная часть пути. На этом участке нет необходимости в планировании дополнительных эмоциональных воздействий. Начало пути также не вызовет особых опасений: каждого участника приводит в восторг сам факт, что поход, несмотря на множество преград, стал реальностью, товарищи Открываются друг другу неожиданно привлекательными сторонами, а зубцы серебряных вершин на горизонте будоражат ожиданием. Руководитель в дополнение к этому естественному состоянию приподнятости может предусмотреть показ какого-нибудь объекта природы, что вызовет дополнительные положительные эмоции.

В последние дни маршрута, когда позади кульминационные пункты похода и начинает сказываться усталость, руководителю следует особо позаботиться о поддержании в группе хорошего настроения и дружелюбного психологического климата. Именно в эти дни происходят "срывы" и проступает наружу то, что раньше легко сдерживалось. Вот в этих-то условиях и пригодятся запланированные и припасенные "эмоциональные инъекции". Лектор может воспользоваться таким примером. Уставшая группа еле плелась за руководителем. И вдруг за очередным поворотом реки участники застыли, пораженные внезапным фейерверком разноцветья красок ледопада. Только тут все догадались, что руководитель вел группу сюда умышленно, рассчитывая на всплеск чувств и хороший заряд бодрости, так необходимый в конце однообразного участка пути. Таким приемом пользуются многие и он всегда "срабатывает" с пользой.

Кроме того, в ежедневных графиках необходимо обязательно предусматривать свободное время, которым каждый участник мог бы располагать по своему усмотрению и побыть наедине с самим собой и природой, без назойливого внимания со стороны других. Такое положение должно стать непременным условием взаимоотношений в группе, правилом хорошего туристского тона и показателем воспитанности участников.

Планирование дневных переходов происходит непосредственно на маршруте и заключается в ежедневной разработке графика движения и распорядка дня с учетом наиболее благоприятного времени преодоления препятствия и в выборе места бивака.

График движения вырабатывается исходя из запланированной протяженности дневного перехода, характера рельефа местности и состояния погоды, а также средней скорости движения группы. Более подробно лектору следует осветить рекомендации по разработке графика движения, который заключается в определении количества и протяженности переходов, потребного времени на движение, отдых и обеденный перерыв. При этом необходимо учитывать следующее:

первый переход должен быть самым коротким, а последующие - постепенно увеличиваться, до оттренированной нормы, например, 3 км на 50 мин. хода. Перед обедом и остановкой на бивак величину переходов следует уменьшать. Обеденный перерыв целесообразно назначать, пройдя половину и более дневного пути, а его продолжительность зависит от принятой в группе манеры довольствоваться холодным питанием или горячим обедом (в безлесье - с установкой палатки).

Лектор может привести такой вариант возможного графика движения.

В итоге получилось: ходовое время - 5ч. 40 м, на малые привалы - 60 мин., на обеденный перерыв - 1 ч. 20 м. Общее время от момента выхода до окончания дневного перехода составит 8 часов.

Переход

Время движения, мин.

Расстояние, км

Отдых, мин.

1-й

2,5

2,5

Обед

-

1 ч. 20

2,5

2,5

Распорядок дня регламентирует всю деятельность группы от подъема до отбоя. Он вырабатывается с учетом:

времени, потребного группе от подъема до отбоя - в нашем примере 13 час. (от подъема до выхода на маршрут- 2 час., от начала до окончания дневного перехода - 8 час., от начала разбивки бивака до отбоя с учетом личного времени, времени на подведение итогов и выработку плана на следующий день и др. - 3 час.);

бюджета светлого времени суток;

наиболее благоприятного времени преодоления сложного препятствия.

На основе этих данных следует четко установить и довести до сведения участников время подъема дежурных и группы, завтрака, выхода, остановки на ночлег, ужина, отбоя, а при необходимости и других мероприятий.

Лектор должен обратить внимание на то, что разработанный график не догма: резкие изменения погоды и состояния снега, непредусмотренный и усложненный характер естественных препятствий, усталость группы и другое могут стать причинами необходимости корректировки графика движения. Важно, чтобы руководитель вовремя почувствовал состояние и настроение участников и своевременно реагировал на это внесением разумных изменений, не доводя взаимоотношения, ради престижных соображений, до недовольства и конфликтных ситуаций.

Выбор места бивака - одно из важнейших каждодневных тактических решений, особенно при путешествиях в горных районах, где место ночлега должно выбираться, прежде всего, с учетом лавинной опасности и только после этого - с учетом удобства расположения, наличия укрытий от ветра и "строительного" снега. Это необходимо подчеркнуть в лекции с особой силой, поскольку неправильный выбор места бивака может привести к несчастному случаю.

Место бивака следует начинать выбирать на последнем / переходе. Не беда, если оно найдется несколько раньше- всегда выгоднее встать на удобном месте и затратить меньше времени на устройство бивака, чем пунктуально выполнить дневную норму и потратить больше сил и времени на организацию ночлега в менее подходящем месте.

В конце дня необходимо обязательно подвести итоги и выработать план действий на следующий день. Нужно делать так, чтобы в его разработке принимали участие все: такой план выполняется более желанно, без воздействия и принуждения со стороны.

Планирование преодоления препятствий - это наиважнейшие тактические решения. Лектор должен подчеркнуть, что их приходится принимать почти ежедневно, а иногда и несколько раз в течение дня. Большинство несчастных случаев происходит от неумения принимать обоснованные решения по преодолению встречающихся естественных препятствий. Раскрытию сущности и последовательности при выработке тактического решения на преодоление препятствия лектор и должен уделить основное внимание.

При планировании дневных переходив надо определять наиболее целесообразное время подхода к препятствию, которое бы позволило осуществить его преодоление в самых благоприятных и безопасных условиях.

Подойдя к препятствию, необходимо всесторонне и тщательно оценить обстановку и прежде всего состояние и характер снежного покрова, силу и направление ветра, условия видимости, возможные изменения погоды и др. Это должно привести к принципиальному решению - преодолевать или обойти препятствие.

Приняв решение на преодоление препятствия необходимо выработать конкретный план действий: выбрать безопасный путь движения в обход опасных мест, определить способы страховки и самостраховки, наметить действия участников в сложных ситуациях, которые могут возникнуть во время преодоления препятствия.

В случае принятия решения идти в обход препятствия, особенно если новый путь значительно отклоняется от основного маршрута, следует на видном месте оставить сообщение о причинах изменения маршрута и дальнейшем пути следования.

Завершая лекцию лектор должен изложить свою точку зрения на вопрос: "А куда отнести такие моменты, как цели и задачи похода, выбор района и время совершения похода, принципы комплектования группы (количество и персональный состав группы) и др.". На наш взгляд, будет правильно, если лектор подведет к мысли, что они не укладываются в рамки понятия тактики и больше того - являются определяющими по отношению к ней. В туристской литературе все-эти моменты принято относить к положениям исходным, составляющим основу для планирования всего похода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.013 с.)