Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы научной деятельности.Формы существования научной речи

Поиск

Наука есть один из наиболее эффективных способов добывания нового знания о мире, одна из наиболее совершенных форм накопления и систематизации знаний, опыта.

В научной деятельности перед человеком стоят две основные зада­чи:  получить новое знание о мире (т.е. совершить открытие) и ‚ сделать это знание достоянием общества (т.е. сообщить свое открытие). Соот­ветственно следует выделить и два этапа в научной деятельности чело­века: 1) этап совершения открытия и 2) этап оформления открытия.

Научный стиль речи относится ко второму этапу научной дея­тельности – этапу речевого оформления добытого нового знания.

Содержательная сторона предъявляет свои требования к форме существования научной речи. Исконная форма существования научной речи письменная, и это не случайно. Во-первых, письменная форма долговре­менно фиксирует информацию (а именно этого требует наука, отражающая стабильные связи мира). Во-вторых, она более удобна и надежна для обнаружения малейших информативных неточно­стей и логических нарушений (которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины). В-третьих, письменная форма экономична, так как дает адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия. Так, например, научный доклад, который в устном выра­жении занимает 40 минут, хорошо подготовленным в данной области адресатом может быть воспринят в письменной форме за 5 минут (чте­ние "по диагонали"). Наконец, в-четвертых, письменная форма позволяет обращаться к ин­формации многократно и в любое время, что также очень важно в на­учной работе.

Конечно, и устная форма тоже часто используется в научном общении, но эта форма в научном общении вторична: научное произведение чаще сначала пишут, отрабатывая адекватную форму передачи научной информации, а потом уже в тех или иных вариантах (в докладе, лекции, выступлении) воспроизводят в устной речи. Первичность письменной формы накладывает заметный отпечаток на строй научной речи.

Терминосистемы каждой науки

Каждая отрасль науки располагает своей терминосистемой. Термин (лат. terminus – "граница, предел") – это слово или словосочетание, являющееся на­званием понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства). В тер­минологии каждой науки можно выделить несколько уровней в зависимо­сти от сферы употребления и от характера содержания понятия. К первомууровню относят наиболее общие понятия, одинаково актуальные для всех или для значительного ряда наук. Например: система, функция, значение, элемент, процесс, множество, часть, величина, условие, движение, свой­ство, скорость, результат, количество, качество. Они составляют общий понятийный фонд науки в целом.

Ко второму уровню относят понятия, общие для ряда смеж­ных наук, имеющих общие объекты исследования. Например: вакуум, вектор, генератор, интеграл, матрица, нейрон, ордината, радикал, термический, электро­лит и пр. Такие понятия обычно служат связующим звеном между нау­ками одного более или менее широкого профиля (есте­ственные, технические, физико-математические, биологические, социо­логические, эстетические и пр.), и их можно определить как профильно-специальные.

К третьему уровню следует отнести узкоспециальные понятия, харак­терные для одной науки (иногда двух-трех близких) и отражающие специфичность предмета исследования, например: фонема, морфема, флексия, лексема, дериват и др. лингвистические термины.

ОДС. Сфера его функционирования, факторы формирования.

Официально деловая речь

Они складываются из социальных причин и причин технико-технологических.

СОЦИАЛЬНЫЕ причины: необх-ть повышения объемов пр-ва.

Однако одних только личных и общественных ПОТРЕБНОСТЕЙ недостаточно, надо, чтобы сформировались соответствующие ВОЗМОЖНОСТИ. Это ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ:

А) наличие соответствующего предмета труда, допускающего одновременную его обработку

Б) наличие соответствующих орудий труда, которые м использовать только коллективно (шагающий

экскаватор, бурильная установка, подъемный кран - обратите внимание на гл. мысль песни "Крановщики" группы "Манго-Манго"; гипотетический квантовый компьютер, в к-ром последовательная обработка данных заменяется одновременной параллельной);

В) работников с хорошим базовым образованием

Причины прогресса ОДС

Они бывают ВНЕШНИМИ и ВНУТРЕННИМИ.

ВНЕШНИЕ: благоприятные внесистемные факторы (напр., омощь зарубежного спонсора, неожиданно для всех кладывающего капитал в такую-то нуждающуюся фирму).

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ: вначале Механистическая ДС исчерпала свои возможности позитивного развития и трансформируется в несовершенную на первых порах ОДС. Затем появившиеся органические связи усиливаются, множатся. По мере ПРОГРЕССА (до определенного уровня) СВЯЗЕЙ социально-экономическая эффективность ОДС бурно растет.

Если работа МехДС в случае нарушения какой-либо связи ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ (скажем, остановка сборки автомобилей "Сherockee" из за того, что измученный непосильным темпом операций молодой негр-рабочий вогнал во время второго кофе-брейка болт М50 в гл.редуктор гл. конвейера), то работа Орг ДС (аналогичная поломка микро конвейера) лишь ЗАМЕДЛЯЕТСЯ и быстро компенсируется усилением работы других микро конвейеров.

 

При этом каждый элемент ОДС стремится принести максимум пользы себе, ближайшему окружению, среде (enviroment) системе в целом.

23. Язык и стиль распорядительных документов. Правила оформления документов.

задача распорядительных документов — при­дание юридической силы тому или иному действию руко­водителя.

В связи с этим язык и стиль этого типа доку­ментации отличается жесткой регламентированностью, логической последовательностью, стандартизацией языковых моделей. Использование сложившихся формулировок освободить от занимаемой должности...; создать комиссию в составе... и т.п. ука­зывает на то, каким именно действиям придается юриди­ческий статус. Текст без сложных придаточных и уточняющих оборотов. Недопустимо упот­ребление многозначных слов, примечаний и ссылок.

Текст распорядительных документов состоит, как правило, из двух частей: кон­статирующей и распорядительной.

Кон­статирующая часть: кратко изложение причины, цели, мотивировки, послуживших основанием для издания рас­порядительного документа, или обоснование причины его выпуска.

Констатирующая часть начинается словами: в соответствии, в целях, во исполнение. Констатирую­щая часть отсутствует, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении, например, распоряжения о на­значении комиссий, об утверждении инструкций, актов и т. п.

Распорядительная часть документа содержит пе­речень мероприятий или предписываемых действий, их исполнителей и сроков исполнения.

Основные виды распорядительных документов:

1. Постановление — правовой акт, принимаемый выс­шими и некоторыми центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе колле­гиальности, а также правительственными и коллегиаль­ными исполнительными органами субъектов Российской Федерации в целях разрешения наиболее важных и прин­ципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил.

Текст постановления может иметь вступительную часть, если требуется дать разъяснение целей и мотивов изда­ния постановления. Вступительная часть заканчивается ключевым словом «ПОСТАНОВЛЯЕТ». Если постановле­ние не нуждается в обосновании, его текст начинается непосредственно с ключевого слова, например: Общее собрание акционеров ПОСТАНОВЛЯЕТ...

2. Решение — правовой акт, принимаемый коллегиаль­ными и совещательными органами учреждений, предпри­ятий, фирм в целях разрешения наиболее важных вопро­сов их деятельности.

Решения оформляются в том же по­рядке, как и постановления, но ключевым словом текста является глагол «РЕШИЛ», «РЕШИЛА», «РЕШИЛИ», на­пример: «Коллегия РЕШИЛА...». В распорядительных документах, издаваемых на принципах единоначалия, используется форма изложения от первого лица единствен­ного числа (ПРИКАЗЫВАЮ, ПРЕДЛАГАЮ, ОБЯЗЫ­ВАЮ).

3. Приказ — распоряжение руководителя, основной рас­порядительный служебный документ повседневного управ­ления, содержащий нормы, обязательные для исполнения подчиненными. Приказы оформляются на специальном бланке — бланке приказа или общем бланке организации с указанием вида документа — ПРИКАЗ.

Обязательные реквизиты приказа: наименование вышесто­ящей организации (если она имеется), название вида до­кумента, дата и номер документа, место издания, заголо­вок к тексту, подпись, визы. Заголовок, обязательный рек­визит приказа, должен быть кратким и четко выражать основное содержание документа. При этом строится за­головок по схеме «О чем?», например: «Об увеличении ус­тавного капитала общества».

В первой части распорядительного документа указыва­ются основание или причина составления документа. Во второй части излагается решение руководителя. Если содержание документа не нуждается в пояснении, его текст содержит только распорядительную часть. Распо­рядительная часть приказа излагается в повелительной форме от первого лица и начинается словом «ПРИКАЗЫ­ВАЮ». Пункты, которые включают управленческие действия, носящие рас­порядительный характер, начинаются с глагола в неопре­деленной форме.

Указание срока исполнения дается отдельной строкой, например: Срок представления 25.09.09. В последнем пункте распорядительной части указывают конкретных лиц, на которых возлагается контроль за исполнением рас­порядительных документов. Например: Контроль за ис­полнением настоящего приказа оставляю за собой.

4. Распоряжение — правовой акт, издаваемый едино­лично руководителем, главным образом, коллегиального органа управления в целях разрешения оперативных во­просов. Распоряжения составляются и оформляются по тем же правилам, что и приказы. Различие между ними состоит в том, что в текстах распоряжений отсутствует ключевое слово, разделяющее вводную и распорядительную части.

5. Указание — правовой акт, издаваемый единолично ру­ководителем организации или его заместителями преиму­щественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организа­цией выполнения приказов, инструкций данной или выше­стоящей организации. Указания составляются и оформ­ляются аналогично приказам, но ключевыми словами в тексте указания могут быть: «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕД­ЛАГАЮ», в зависимости от содержания указания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.01 с.)